Понятие «педагогическая система». Виды педагогических систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 18:20, реферат

Краткое описание

Понятие «система» играет важную роль в философии, науке, технике, практической деятельности. Системный подход как общенаучный методологический принцип предписывает в научных исследованиях осуществлять конструирование и исследование сложноорганизованных природных или социальных объектов, рассматривая их в качестве систем различных типов и видов. Система (греч. systema — составленное из частей, соединенное) — «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство» (Философский словарь / [под ред. И.Т. Фролова]. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1991. С. 408.).

Вложенные файлы: 1 файл

Сивашинская часть2.doc

— 696.50 Кб (Скачать файл)

 

Гуманистические воспитательные технологии

Понятие «технология» применяется  в теории воспитания в нестрогом смысле с учетом специфических особенностей процесса воспитания (сложность, неоднозначность, Многофакторность, невозможность гарантировать достижение запланированного результата, возникновение явлений «сопротивления воспитанию» и др. В настоящее время однозначной трактовки понятия «технология воспитания» не существует. Большинство исследователей данной проблемы сходятся во мнении, что воспитательная технология—детально продуманная модель (проект) совместной деятельности педагогов и воспитанников, содержащая систему научно обоснованных методов, приемов, средств, форм воспитания, способствующих установлению таких отношений между воспитателями и воспитанниками, при которых оптимально достигаются конкретные воспитательные цели.

Отечественные ученые-педагоги рассматривают технологию воспитания в широком и узком смыслах слова. В широком — это система последовательного развертывания педагогической деятельности и общения, направленных на достижение поставленной цели во всей системе. В узком — это проявление индивидуального мастерства педагога в реализации им оптимальных средств, форм и методов воздействия на развитие личности в конкретной ситуации.

Сущностные характеристики технологий воспитания те же, что и у технологий обучения: постановка диагностических целей и задач, возможность воспроизведения воспитательного цикла, обратная связь и своевременная коррекция того или иного этапа педагогического процесса. Вместе с тем технологии воспитания сложнее конструировать и реализовывать. Целевые установки в рамках воспитательных технологий будут иметь форму ожидаемого результата в том случае, если они отражают закономерности воспитательного процесса, ориентированы на конкретную личности. Технологично поставить цели воспитания педагогу помогут знания и умения в области психолого-педагогической диагностики. После постановки цели на основе данных диагностики производится отбор содержания, методов, приемов, форм, средств воспитания и создается собственно технологическая цепочка.

Характерной особенностью воспитательной технологии является пошаговое ее воспроизведение в процессе обсуждения с учащимися осуществленного педагогического взаимодействия или в ходе самоанализа, рефлексии педагога. Заранее запланированные результаты в воспитании носят вероятностный характер. Согласно Г.К. Селевко, понятие «воспитательная технология» многоуровневое.

Характер воспитательной технологии зависит от отношения педагога к ребенку. В зависимости от этого определяется тип технологии: авторитарная или гуманистическая, личностно ориентированная. Назовем основные признаки гуманистических воспитательных технологий: учет актуальных потребностей детей разного возраста; позитивное восприятие ребенка (учащегося); этика ненасилия как философская концепция гуманистических воспитательных технологий, воспитания без принуждения, психического и физического насилия; психолого-педагогическая поддержка растущей личности, помощь воспитаннику в развитии и саморазвитии; доверие воспитаннику, создание благоприятного морального климата и атмосферы доверия в детской (учебной) группе; свобода и творчество, воспитывающие ситуации, создаваемые педагогом целенаправленно для коррекции поведения и взаимоотношений учащихся; игра как средство, метод деятельности детей и подростков.

Общепедагогические технологии (системы)

Характеризуют процесс воспитания в данном регионе, учебном заведении и т.д. Включают совокупность целей, содержания, средств, методов,  форм, алгоритмов деятельности субъектов воспитательного процесса. Примерами общепедагогических воспитательных технологий являются педагогические

системы авторских школ

(В.А. Сухомлинского, ВА. Караковского, А.А. Католикова, А.А. Захаренко

и др.)

Частнометодические воспитательные технологии

Рассматриваются как совокупность методов, средств для реализации определенного содержания воспитания в рамках того или иного направления воспитательной работы, в том или ином классе, в той или иной школе, отдельным педагогом. К ним относятся: технология воспитания социального творчества И.П. Иванова, технология педагогической поддержки О.С. Газмана, технология саморазвития (самовоспитания) личности школьника Г.К. Селевко и другие технологии

Локальные (модульные) воспитательные технологии

К ним относятся технологии осуществления отдельных частей воспитательного процесса, решения конкретных воспитательных задач.

Это, например, технология педагогического требования (Н.Е. Щурковой), создания воспитывающей среды, организации групповой деятельности, технологии

целеполагания, создания

ситуаций успеха, этической защиты, рефлексии, педагогической оценки и др.


Сформулируем основные условия эффективного применения воспитательных технологий: организация воспитательного процесса на диагностической и прогностической основе; учет личного опыта воспитанников как положительного, так и отрицательного; организация разнообразных видов деятельности, которые удовлетворяют и обогащают разнообразные потребности учащихся (в общении, творческом самовыражении, уважении окружающих и т. д.); взаимосвязь воспитания и самовоспитания; профессионализм, общая культура, интересы, увлечения, неординарность личности и другие индивидуальные особенности педагога.

 

Интеллектуальные и  творческие способности личности, их диагностика 

Проблема способностей — одна из самых актуальных проблем образования. В психологии существуют разные подходы  к трактовке природы способностей (по В.Д. Шадрикову): способности и задатки не различаются; задатки суть психофизиологические предпосылки способностей; способность есть ансамбль свойств, включающих эмоционально-волевые особенности и систему отношений; способность — это определенная совокупность знаний; способность — возможность, предпосылка деятельности, успешности ее выполнения; способность есть свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции и др.

Традиционно под способностями понимают индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся и формирующиеся в деятельности и являющиеся условием ее успешности (по Б.М. Теплову). Способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, но они обусловливают легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков.

Большинство психологов и педагогов  утверждают, что способности не даются человеку от природы в готовом  виде. Родившийся человек обладает достаточным фондом природных задатков для физического, интеллектуального  и эмоционально-художественного  развития — анатомо-физиологическими предпосылками развития способностей. Установлено (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), что процесс развития способностей есть процесс развития человека; способности развиваются в самой деятельности и в зависимости от внешних условий.

Выявлено также, что сензитивным  периодом для развития большинства человеческих способностей является период до трех-пяти лет. Поэтому на вопрос, как развить способности ребенка, наиболее успешно отвечает теория и практика раннего развития и обучения (Г. Доман, Б.П. Никитин и др.), которая предлагает следующие пути развития способностей детей: 1) раннее начало; 2) создание окружающей обстановки, несколько опережающей (находящейся в «зоне ближайшего развития») развитие детей; 3) максимальное напряжение интеллектуальных сил (задания «под потолок возможностей»); 4) предоставление детям большой свободы в выборе и осуществлении своей деятельности и др.

В психологической науке существуют разные подходы к типологии способностей. По диапазону видов деятельности, успех которых обеспечивают те или иные способности, выделяют: общие способности, обеспечивающие продуктивность и достаточную легкость в осуществлении различных видов деятельности; специальные способности, помогающие достигнуть высоких результатов в какой-либо одной области деятельности (музыке, рисовании, математике», языках, технике). По уровню развития и проявления способности бывают слабые, средние, высокие (одаренность, талант), высшего уровня (гениальность). По отношению к личностной сфере выделяют академические способности (способности к учебной деятельности), трудовые или практические (в области практических умений и навыков), исполнительские, организаторские, физические и др.

Общие интеллектуальные (умственные) способности относятся к мыслительной деятельности и проявляются в определенных качествах ума таких, как умственная активность, быстрота умственной ориентировки (сообразительность), сосредоточенное внимание, вдумчивость, самостоятельность, критичность, гибкость, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности. Дети с такими способностями хорошо и в быстром темпе обучаются по разным учебным предметам. Большинство исследователей к общим способностям относят также креативность — способность личности к творчеству, проявляющуюся в мышлении чувствах, общении, отдельных видах деятельности. Рассматривают это явление в широком и узком смыслах. В первом случае креативность определяют (Ф. Баррон, П. Торренс, Дж. Гилфорд и др.) как способность привносить что-то новое в опыт; формулировать гипотезы; отказываться от стереотипных способов мышления; способность осознавать проблемы и противоречия; способность порождать оригинальные идеи в условиях постановки или разрешения новых пробла В узком смысле креативность — это дивергентное мышление, характеризующееся как альтернативное, творческое. В качестве основных критериев креативности в исследованиях по психологии творчества определяется комплекс свойств: продуктивность («беглость»), оригинальность, «разработанность», гибкость и восприимчивость, метафоричность и другие.

Критерии креативности

Гибкость, восприимчивость  — способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить от явлений одного класса к другим, в том числе далеким по содержанию

Продуктивность — способность к продуцированию максимально большого числа идей; количество идей, возникающих в единицу времени

Разработанность— способность детально, творчески разрабатывать существующие идеи

Метафоричность — способность использовать символические, ассоциативные средства для выражения своих мыслей, а также в простом видеть сложное, и наоборот

Оригинальность — способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, типичных


В настоящее время креативность рассматривается как несводимая только к интеллекгу функция целостной личности, зависящая от комплекса психологических и личностных характеристик. В частности, установлено, что высокие показатели креативности у детей не гарантируют их творческих достижений в будущем, а лишь увеличивают вероятность их появления при условии наличия высокой мотивации к творчеству и овладения необходимыми творческими умениями. К творческим умениям относятся: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение возможных решений проблемы (учет альтернатив); видение новой проблемы в знакомой (стандартной) ситуации; видение новой функции объекта; установление структуры объекта; нахождение принципиально нового способа решения, отличного от известных или не являющихся комбинацией известных способов решения; комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы.

Проблема диагностики интеллектуальных и творческих способностей далека от разрешения. Современные исследователи пришли к выводу, что для более-менее объективного изучения способностей конкретного ребенка требуется комплексная диагностика, включающая различные методы, направленные на составление целостного представления о его развитии.

В систему диагностических методик  способностей (одаренности) обычно включают стандартизированные (адаптированные для конкретной страны) тесты на интеллектуальное развитие (А. Бине, Д. Векслера, Дж. Равенна и др.) и творческие возможности (Дж. Гилфорда, П. Торренса и др.). Эти методики изучения способностей предназначены для применения опытными специалистами в области психодиагностики. разрабатываются также методики диагностики способностей для педагогов и родителей: опросники, анкеты, схемы наблюдений, алгоритмы составления характеристик, «карта интересов школьников», «карта одаренности» и др. Такие диагаостические методики направлены на выявление качественных сторон детских способностей Выявление способностей (одаренности) — достаточно продолжительный процесс, связанный с динамикой их развития, и его эффективное осуществление невозможно посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования. Основным методом изучения способностей детей следует признать наблюдение за ребенком в процессе его свободного взаимодействия с окружающей средой. Интенсивность деятельности ребенка в той или иной области, постоянство выбора им соответствующих занятий и материалов могут свидетельствовать о наличии у него способностей (одаренности) в этой области.

 

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в целостном педагогическом процессе

Важнейшая функция образования  — функция развития общества и  личности — реализуется посредством  универсальной (личностно ориентированной, способностной) модели образования. Эта  модель направлена не столько на передачу учащимся «готовых» знаний, умений и навыков, сколько на развитие их универсальных способностей: к самоопределению, к освоению новых способов мышления, деятельности и отношений, к рефлексии, диалогу, анализу ситуации и определению целей, способов их достижения, к продуктивному общению и сотрудничеству с другими людьми, способности добывать знания, применять их и действовать в новых, постоянно меняющихся условиях. Все перечисленные способности суть творческие. Развитие их в педагогическом процессе—важнейшая задача учителя школы любой ступени. А так как педагогическая деятельность творческая по своей природе, то педагог любой специальности должен сам обладать указанными способностями, быть творческой личностью.

Развитие способностей ребёнка  определяется, в первую очередь, эффективностью способов присвоения, создания и усовершенствования им продуктов культуры общества в процессе деятельности. Поэтому задача педагогов — организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы она развивала их способности. Такая деятельность носит не репродуктивный, а творческий характер; развивает способности самостоятельно решать новые учебные и практические задачи; организуется в соответствии с принципами развивающего обучения; формирует общеучебные умения и навыки, рефлексивные умения; положительно мотивирована (познавательная потребность, познавательный интерес, переживание успеха и т. п.); личностно значима для ученика; имеет социально и личностно ценное содержание; осуществляется в условиях развивающей культурно-образовательной среды; обогащает сенсорный и духовный опыт детей; происходит в атмосфере сотрудничества и сотворчества, в рамках субъект-субъектных отношений; формирует позитивную «Я-концепцию», самокритичность, высокий уровень притязаний; способствует воспитанию целеустремленности, трудолюбия, настойчивости, воли, ответственности, организованности, эмоциональной устойчивости и других качеств творческой личности.

Изученные нами ранее технологии личностно ориентированного и развивающего обучения; технологии организации познавательной деятельности учащихся, технологии, эффективного управления процессом обучения и другие педагогические технологии так или иначе решают проблему развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Существует также ряд локальных технологий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих способностей и умений учащихся. К таким технологиям, например, относятся технологии (алгоритмы) формирования научных понятий.

Информация о работе Понятие «педагогическая система». Виды педагогических систем