Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 21:52, курсовая работа
Цель нашей курсовой – определить эффективные приемы изучения стихотворной сказки на уроках литературного чтения, способствующие развитию читательской самостоятельности младших школьников.
Для достижения поставленной нами цели нужно решить некоторые задачи:
Изучить категорию жанра в рамках литературоведения;
Определить признаки, характеризующие стихотворную сказку как жанр;
Рассмотреть подходящие принципы для изучения стихотворной сказки на уроках литературного чтения
Введение………………………....................................................................…3-4
Глава 1. Стихотворная сказка как литературный жанр
1.1. Жанр как литературоведческая категория……………………………5-10
1.2. Жанрообразующие признаки стихотворной сказки………...……...11-19
1.3. Эволюция жанра стихотворной сказки в России……………...........20-25
Глава 2. Принципы и приёмы изучения стихотворной сказки на уроках литературного чтения
Принципы анализа стихотворной сказки…………………………...26-38
Приёмы изучения стихотворной сказки………………………..........39-48
Заключение…………………………………………………………………….49
Список использованной литературы……………………………………..50-51
Оглавление:
Введение……………………….............
Глава 1. Стихотворная сказка как литературный жанр
1.1. Жанр как литературоведческая категория……………………………5-10
1.2. Жанрообразующие признаки стихотворной сказки………...……...11-19
1.3. Эволюция жанра стихотворной сказки в России……………...........20-25
Глава 2. Принципы и приёмы изучения стихотворной сказки на уроках литературного чтения
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………..50-
Приложение……………………………………………………
Введение
Актуальность изучения стихотворной сказки на уроках литературного чтения.
Чтение в жизни каждого человека занимает важное место. Одной из основных проблем литературного образования в начальной школе является несформированность читательской самостоятельности школьников. Поэтому, главная задача литературного образования в начальной школе, а также литературного чтения, – формирование читательской компетентности младшего школьника, которая определяется техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности к книге как средству познания мира и самопознания. Таким образом, стандарт ориентирует нас на подготовку квалифицированного читателя и формирование духовно полноценной личности.
Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком.
Основной целью изучения курса является воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Достижение этой цели предполагает решение следующей задачи: введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса.
Чтение художественных произведений развивает речь детей, обогащает, уточняет и активизирует словарь учащихся на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивает умение выражать мысли в устной и письменной форме.[10, с. 36].
Таким образом, чтение способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций у младших школьников. У ребят расширяются конкретные представления об отношении к товарищам, внимательное отношение к окружающим, проявление честности и доброжелательности. Учащиеся получают представление о чувстве справедливости, скромности, а также и об отрицательных чертах характера: несправедливости, грубости, жадности.
Объектом данной курсовой работы является жанр литературного произведения.
Предмет работы – изучение жанра стихотворной сказки в начальной школе.
Цель нашей курсовой – определить эффективные приемы изучения стихотворной сказки на уроках литературного чтения, способствующие развитию читательской самостоятельности младших школьников.
Для достижения поставленной нами цели нужно решить некоторые задачи:
Глава 1. Стихотворная сказка как литературный жанр
1.1. Жанр как литературоведческая категория
Одна из проблем литературы составляет внутренние ее границы, разделяющие литературу на «роды и жанры». Они по-разному прочерчивались теоретиками разных эпох.
В конце XVIII – начале XIX века в европейской теории (братья Шлегели, Шеллинг, Гегель) утвердилась схема классификации литературы, включающая три члена – эпос, лирику и драму. Эти три члена входят не в две оппозиции, а в одну – тройственную оппозицию, сменяя друг друга в процессе диалектического развития; кроме того, критерий различения носит не чистый, а смешанный или синтетический характер – три рода литературы различаются как формой, так и темой («содержанием»), которые взаимно определяют друг друга. Теперь теоретикам удалось построить классификацию литературных жанров не в виде таблицы, а в виде графа, древовидной схемы, где низшие члены соподчинены высшим членам, представляют собой их видовую конкретизацию.[6, с. 29] В соответствии с тематикой нашей курсовой работы, учитывая созданную теоретиками классификацию литературных жанров, мы представляем построенную ниже схему классификации детских литературных жанров.
Литературные жанры представляют собой исторически складывающиеся и развивающиеся группы литературные произведения, которые объединены общими формальными и содержательными формами.[15]
Для того чтобы понять, что такое жанр в литературе, нужно сначала познакомиться с понятиями «род» и «вид» в литературе.
Очень часто жанр в литературе отождествляют с родом литературы, но это различные понятия. Род художественной литературы – это понятие более широкое, каждый из родов литературы включает в себя несколько жанров. Всего в современной литературе выделяют три рода: эпос (рассказ о событиях), драма (изображение событий на сцене), лирика (переживание событий, изображение чувств). Получается, что каждый из родов литературы включает в себя определенные жанры. К эпосу, чаще всего (но не всегда), относятся прозаические жанры, например, роман, повесть, рассказ. К драме относятся жанры театра, например, комедия, трагедия. Драматические произведения чаще всего пишутся в виде пьес. К лирике относятся произведения поэзии, например, элегия, песня, ода.
Но есть и иное определение жанров в литературе. Некоторые ученые выделяют роды литературы, ее виды и жанры, то есть три понятия, а не два. Вид в таком случае занимает промежуточное положение между родом и жанром. Пример: драма (род) – комедия (вид) – комедия положений (жанр). В такой теории жанр приобретает более узкое и конкретное значение. Однако в школе придерживаются более простой теории, где выделяются только роды и жанры литературы. Чтобы было понятнее, перечислим жанры разных родов и их описание.[13]
Эпос – роман, повесть, новелла, рассказ, басня, баллада, миф, сказка, поэма, былина, дума, предание, легенда, баллада, притча, малые жанры (пословицы, поговорки, загадки и т. д.) и другое.
Эпические жанры обычно рассматривают исторически, выделяя фольклорные жанры эпоса, жанры древней литературы и современные жанры.
Жанры современного эпоса. Роман – один из самых популярных эпических жанров современности. Исторически роман складывался из циклов новелл, однако современный роман – совершенно особый жанр. Этот жанр предполагает достаточно объемное (как правило, в сотни страниц) произведение со многими героями и несколькими сюжетными линиями. Впрочем, последнее условие в современной литературе выполняется далеко не всегда, например, в детективном романе часто наблюдается только одна линия. Роман допускает огромное число жанровых модификаций: социальный роман, семейный роман, женский роман, детективный роман, научно-фантастический роман, роман-фэнтези и т. д. Вообще для современности характерны жанровые пересечения. Скажем, есть роман как жанр со своими признаками, есть фантастика как жанр литературы со своими признаками. Их пересечение и дает нам фантастический роман.
Повесть. Жанр повести известен в России давно, однако древняя повесть предполагала лишь указание на повествование, без определения объема и характера этого повествования. В современном значении жанр повести проявил себя только в XIX веке как нечто среднее между рассказом и романом. Повесть, как правило, избегает множества сюжетных линий, сосредотачиваясь на одном событии или одной судьбе. Жанр повести чрезвычайно популярен, повести писали и Гоголь, и Тургенев, и Достоевский, и Толстой, и многие другие авторы вплоть до сегодняшнего дня (В. Распутин, и В. Астафьев и др.).
Рассказ – один из молодых эпических жанров. Современному читателю может показаться, что рассказ в русской литературе существовал чуть ли не испокон веков, но это иллюзия, объясняемая популярностью жанра. На самом деле рассказ начал складываться только в 20-е годы XIX века, хотя истоки его, конечно, можно найти и в более ранние периоды. Своим происхождением рассказ обязан эпохе реализма, но сегодня связь жанра рассказа с реалистическим направлением обязательной не является. Рассказ понимается как небольшое эпическое произведение, как правило, в центре рассказа какой-то эпизод из жизни героя. Для классического русского рассказа характерен интерес к психологии, к внутреннему миру героя.
Литературная сказка – весьма популярный жанр, характерной особенностью которого является стилизация сказочного повествования. В то же время современная литературная сказка на фольклорную сказку похожа мало, она гораздо теснее связана с общелитературными тенденциями. Так, сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина коррелируют с радикально-демократическим крылом русской литературы XIX века; в сказке А. Н. Толстого «Буратино» узнаются не только социальные эмоции послереволюционной России, но и пародийные выпады в адрес декадентства и т. д.
Современный эпос очень разнообразен в жанровых проявлениях. Из наиболее распространенных можно отметить фельетоны, анекдоты, притчи, бытовые зарисовки и т. д. К эпическому роду часто и не без оснований относят популярный ныне жанр эссе.[13]
Драма – трагедия, комедия, драма, фарс, водевиль, трагифарс, обряд, игра, народная драма, вертеп, раек и другое.
Исторически наиболее значимы были два драматических жанра: трагедия и комедия.[13]
Лирика – элегия, ода, гимн, сонет, романс, послание, мадригал, эпиграмма, песня, рондо и другое.
Сложность классификации лирических жанров связана с тем, что в лирике очень часто решающими оказываются не общеродовые, а вторичные признаки: объем, адресат, событие, форма и т. д. Поскольку оснований очень много, строгая классификация вообще невозможна. По характеру эмоции (часто не совсем точно говорят «по характеру пафоса») можно выделить оду (торжественное, чаще всего утверждающее что-то или восхваляющее кого-то стихотворение), элегию (грустное лирическое размышление чаще всего о быстротечности бытия, о том, что все уходит) и сатиру (гневное, язвительное обличение чего-то или кого-то). Исторически ода, элегия и сатира были довольно жесткими жанрами, требовавшими соблюдения формальных условий (метра, строфы и т. д.), сегодня в чистом виде эти жанры встречаются редко, однако традиции жанров сохранились, и совершенно корректно говорить об элегических, сатирических или одических стихотворениях какого-то поэта. Исторически ода и сатира были характерны для классицизма (имеется в виду новое время, как жанры они были известны уже в античности), элегия «расцвела» в эпоху романтизма. Элегическая традиция размышлений о краткости жизни, восходящая к «Элегии на сельском кладбище» Томаса Грэя, породила множество шедевров. С этим жанром связаны гениальные стихи П. Б. Шелли, А. С. Пушкина и других корифеев мировой поэзии.
За пределами оды, сатиры и элегии четкие основания для классификации теряются. Можно, конечно, как-то находить эти основания, однако, на наш взгляд, это мало что даст для понимания лирики. Проще просто перечислить некоторые характерные жанры, распространенные в русской лирике.
Послание – традиционный, хорошо освоенный русской лирикой жанр. Послание – это стихотворение, написанное в форме письма, но предполагающее открытое прочтение. Общеизвестно послание А. С. Пушкина «В Сибирь», послание М. Ю. Лермонтова «Валерик» и т. д.
Из других распространенных в русской лирике жанров можно отметить песню (именно как жанр литературы, а не музыкальный жанр). В целом же границы лирических жанров подвижны, возможны и авторские жанры.
Таким образом, говорить о строгой классификации лирических жанров в современной ситуации бессмысленно. Сегодня о жанровой строгости в лирике говорить не приходится.[13]
Могут быть выделены в отдельные категории жанры устного народного творчества (сказка, песнь, былина) или малые жанры фольклора (загадка, пословица, частушка). К жанрам древнерусской литературы относят: житие (описание жизни светских и духовных лиц), поучение, хождение (описание путешествия, чаще всего к святым местам), воинская повесть, слово (художественное прозаическое произведение поучительного характера) и летопись.
Если родовое деление литературы, при всей своей абстрактности, сохраняет логическую стройность, то на уровне видов (жанров) наблюдается множество смешанных форм, а также чисто формальных образований (особенно стихотворных форм в лирике, вроде сонета), с которыми невозможно связать определенного содержания.
1.2. Жанрообразующие признаки стихотворной сказки
Поскольку предметом работы является изучение жанра стихотворной сказки в начальной школе, необходимо рассмотреть более подробно само понятие «сказка».
Сказка – один из видов фольклорной прозы, встречающийся у различных народов и подразделяющийся, в свою очередь, на жанры. Поскольку единой научной классификации до сих пор не существует, жанры или группы сказок исследователи выделяют по-разному. Так, Э.В.Померанцева подразделяет их на сказки: 1) о животных, 2) волшебные, 3) авантюрно-новеллистические, 4) бытовые, в то время как В.Я. Пропп делит сказки на: 1) волшебные, 2) кумулятивные, 3) о животных, растениях, неживой природе и предметах, 4) бытовые или новеллистические, 5) небылицы, 6) докучные сказки.
Важнейшей характеристикой сказки является то, что в ней присутствует обязательная установка на вымысел, что определяет и поэтику сказки.
Информация о работе Принципы и приёмы изучения стихотворной сказки на уроках литературного чтения