Принципы и приёмы изучения стихотворной сказки на уроках литературного чтения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 21:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей курсовой – определить эффективные приемы изучения стихотворной сказки на уроках литературного чтения, способствующие развитию читательской самостоятельности младших школьников.
Для достижения поставленной нами цели нужно решить некоторые задачи:
Изучить категорию жанра в рамках литературоведения;
Определить признаки, характеризующие стихотворную сказку как жанр;
Рассмотреть подходящие принципы для изучения стихотворной сказки на уроках литературного чтения

Содержание

Введение………………………....................................................................…3-4
Глава 1. Стихотворная сказка как литературный жанр
1.1. Жанр как литературоведческая категория……………………………5-10
1.2. Жанрообразующие признаки стихотворной сказки………...……...11-19
1.3. Эволюция жанра стихотворной сказки в России……………...........20-25
Глава 2. Принципы и приёмы изучения стихотворной сказки на уроках литературного чтения
Принципы анализа стихотворной сказки…………………………...26-38
Приёмы изучения стихотворной сказки………………………..........39-48
Заключение…………………………………………………………………….49
Список использованной литературы……………………………………..50-51

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ЛИТЕРАТУРА.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

– Трудно ли было королевичу Елисею разыскать невесту? Можно было это сделать человеческими силами или надо было привлекать силы Природы? (Герой не может сам выполнить сложное задание – найти невесту, он вынужден обратиться за помощью к силам Природы или к волшебному помощнику – предмету.) Прочитайте те строки, из которых видно, что королевич разговаривает с силами Природы вежливо, с уважением.

– Королевич Елисей упорный? Сколько раз он просил о помощи? Почему именно столько? (Число «три» – волшебное.)

– Отчего разбился хрустальный гроб? Какое чудо помогло его разбить? (Сила любви и есть то чудо, благодаря которому гроб разбился и царевна ожила.  Царевич был настойчив в поисках невесты; он зарыдал, когда увидел ее мертвой и от отчаяния ударился о хрустальный гроб всей силой.)

– О какой сказке говорит Миша, «в которой прекрасная принцесса тоже надолго заснула, а разбудил ее принц-жених»? («Спящая красавица».)

  1. Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей восприятия

Организованный на уроке процесс осмысления текста произведения должен опираться на возрастные и индивидуальные особенности восприятия ребёнка, расширяя зону его ближайшего развития.

Поэтому знание общих особенностей восприятия не освобождает учителя от необходимости после первого чтения проверить, уточнить, как воспринято произведение детьми, и построить урок с учётом этих конкретных особенностей восприятия.[11, с. 123]

Посмотрим, как этот принцип реализуется на уроке литературного чтения, на примере фрагмента урока в 3 классе по сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»:

III. Проверка первичного  восприятия.

- Итак, наша разминка закончена. Переходим к работе над  темой  урока. Дома вы еще раз самостоятельно  читали это произведение.

- Дайте характеристику  этой сказке А.С. Пушкина. Какая она?

(ответы детей: авторская, волшебная)

- Почему она волшебная? Докажите.

(Ответы детей): 1) есть  волшебные предметы: говорящее зеркальце + яблоко, усыпившее царевну;

2) происходят чудеса: солнце, ветер, месяц разговаривают, оживает  царевна;

- Назовите главных героев этой сказки?

- На какие группы их  можно разделить? (отрицательные  и положительные)

- А каких еще главных  героев мы встречаем в сказке, которые не являются людьми, но  тоже разговаривают и помогают  людям? (неодушевленные: солнце, ветер, месяц).

Вот о волшебных предметах и неодушевленных героях сказки у нас сегодня и пойдет с вами разговор.

- Давайте с вами найдем  зачин сказки, то с чего сказка начинается – ожидание царицей царя.

- Спасибо! Но ведь сказка-то  волшебная с волшебными предметами  и главным из них является…..? (правильно, говорящее зеркальце).

Найдите в тексте описание этого волшебного предмета. Чтение по ролям отрывка: разговор мачехи и зеркальца. Читают 3 человека по ролям.

- Обратите внимание на  то, что только с зеркальцем  царица была добродушна и мила.

- Почему она была радостной, милой с ним? (Оно говорило ей  приятные слова о её красоте).

- Но вот почему-то, однажды, зеркальце изменило свое мнение! Найдите в тексте отрывок, в котором указывается причина изменения мнения зеркала.

- Почему царица решается убить падчерицу? (Т.к. она была красивее её, милее).

- Давайте наш ответ  отметим в тетради, где в первом  задании у вас спрашивают, какая  была царевна.

- Царица совершает зло  – отправляет свою падчерицу  в лес на съедение волкам. Но  умирает ли царевна, после того, как Чернавка привела ее в лес?

(ответы детей)

- Правильно. Чернавка жалеет  царевну и отпускает её, а придя  во дворец, говорит царице, что ту съедят звери.

- Что же дальше происходит  с царевной и кто ей еще  помогает? (богатыри, она остается жить у них).

- А в это время царица  решает вернуться к любимой  забаве и поглядеться в зеркальце? Что же на этот раз говорит оно ей? Найдите в тексте.

- Успокоилась царица? (Дети: нет)

- Что она решает сделать  снова? (отравить царевну яблоком)

- Яблоко еще один волшебный предмет этой сказки. Почему волшебный?  Ведь яблоко отравлено? (после него царевна лишь уснула)

3. Принцип избирательности

Этот принцип говорит о том, что анализ произведения должен быть избирательным.

Принцип избирательности подсказывает, что из всего разнообразия художественных элементов мы должны отобрать для анализа лишь те, которые наиболее ярко отображают идею автора.[11, c. 125]

Мы думаем, что данный ниже фрагмент урока по сказке А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» отвечает данному принципу:

5. Работа над  сказкой.

У. Кто догадался тему нашего урока?

Д. Мы познакомимся со сказкой А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

У. В основе этой сказки – народная сказка, рассказанная няней. Многие эпизоды введены поэтом. В няниной сказке у царевны нет жениха, королевича Елисея. Эта сказка – одна из самых замечательных лиричных, гуманных, добрых сказок.

У. Прежде чем перейти к знакомству с этой сказкой мы разберём значение некоторых слов, которые встретятся в тексте.

Чтение учителя.

У. Ребята, я прочитаю вам начало сказки, а вы следите по учебнику и приготовьтесь отвечать на вопросы.

Беседа о прочитанном.

У. С какими героями сказки вы познакомились?

Д. Царь, царица, дочь.

У. Какое время года описывается в данной части?

Д. Зима.

У. Сколько месяцев ждала царица своего царя?

Д. 9 месяцев.

У. Какое чудо произошло накануне Рождества?

Д. Родилась у царя дочь.

У. Когда воротился царь-отец?

Д. Рано утром.

У. Что произошло с царицей?

Д. Умерла.

У. Через сколько времени царь женился на другой?

Д. Через год.

У. Что обычно происходит в сказках с девочками, у которых появляется мачеха?

Д. Мачехи отрицательно относятся к своим падчерицам.

Прогнозирование содержания сказки.

У. Ребята, как на ваш взгляд будут развиваться события дальше?

Д. Злая царица погубит царевну.

Самостоятельное чтение учащимися.

У. Ребята, вы сейчас самостоятельно прочитываете текст и готовитесь к выборочному чтению.

Выборочное чтение.

У. Найти и прочитать описание царицы.

Д.

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

У. Что было дано ей в приданое?

Д.

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

У. Какое свойство имело зеркало?

Д.

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

 Чтение по цепочке и хором.

У. Подумайте, какую иллюстрацию вы нарисуете к прочитанной части и подготовьтесь отвечать на вопросы.

Беседа о прочитанном.

У. Какую иллюстрацию вы нарисовали в своём воображении?

Д. Царицу с зеркалом.

У. Какой была молодая царица?

Д. Белолица, черноброва.

У. Как звали её жениха?

Д. Елисей.

У. Какое приданое приготовил царь своей дочери?

Д. Семь торговых городов, да 140 теремов.

У. Вспомните разговор мачехи с зеркалом. Что ответило ей зеркало?

Д. Но царевна всех милее, всех румяней и белее.

У. Как повела себя царица с зеркалом?

У. О каком качестве царицы этот поступок говорит?

Д. Злость, зависть.

У. Зависть – это положительное или отрицательное чувство?

У. Ребята, как вы думаете, царица, страдающая чёрной завистью, способна на какие поступки?

Д. Злые, низкие, мстительные.

4. Принцип целостности

Этот принцип говорит о том, что анализ произведения, будучи избирательным, должен оставаться целостным. Этот принцип означает, что литературный текст должен рассматриваться на уроке как единое целое, как система, все элементы которой взаимосвязаны. Художественную идею можно освоить, только приведя учеников к постижению всех этих связей.[11, c. 126]

Фрагмент урока во 2 классе «А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» «Работа над образом моря – как одного из героев сказки».

Ход урока

1. Организационный момент

2. Основная часть

«Сказка  о рыбаке и рыбке» не просто повествует о жизни старика и его встрече с волшебной рыбкой. В ней заложен глубокий смысл. В конце урока вы должны мне ответить на вопрос:

• Чему каждого из вас научила сказка?

А)  Работа по содержанию  ( найти и зачитать ответы из текста)  На уроке вы будете активно работать и вам не составит труда  назвать  нам ещё одно действующее лицо в сказке.

Во – первых, разберёмся в желаниях старухи.  (Ответы на вопросы дети зачитывают из сказки)

• Что просила старуха в первый раз? (Корыто)

Что заметил старик в этот раз на море?

(Море слегка разыгралось)  чтение сопровождается  иллюстрацией  моря на экране.

• Что теперь захотелось старухе?

(Избы)

• Как менялось море? Найдите.

(Помутилося синее море) чтение сопровождается  иллюстрацией моря на экране.

Но красоту свою природную не изменило, осталось синим.

• Какими словами обращается старик к рыбке?

«Смилуйся, государыня рыбка»

• Как отзывается старик о своей старухе в первый раз, во второй раз?

«Разбранила меня моя старуха…»

« Избу просит сварливая баба…»

Б) Чтение по ролям отрывка из сказки.

• Не успокоилась старуха. Чего ей теперь хочется? ( зачитать из текста)

«Не хочу быть черной крестьянкой

Хочу быть столбовою дворянкой…»

«Неспокойно встретило море старика в третий раз, знать, ведало, что речь пойдет о том, что оно не приемлет, с чем согласиться не может. Необходимое в хозяйстве корыто, которое и в самом деле развалилось или изба вместо обветшавшей землянки – это одно, но столбовой дворянкой старухе становиться негоже».

И море дает старику об этом знак

• Кем захотела теперь быть старуха?

(Вольною царицей)

• Как старик пытался усовестить, урезонить свою старуху?

Найдите и прочитайте в тексте.

• Как встретило море?

(Почернело синее море) чтение сопровождается  иллюстрацией моря на экране.

Все беспокойнее становится море, но сама золотая рыбка, с неизменным радушием встречая старика, успокаивает:

«Не печалься, ступай себе с богом!

Добро! Будет старуха царицей!»

И вот старуха уже хочет быть вольною царицей. Описание самой царицы нет. Она просто «сидит царицей» - уселась на трон в роли царицы.

• Что увидел старик на море в последний раз, когда старуха пожелала стать владычицей морскою, а сама Золотая рыбка была бы у нее на посылках?

(Черную бурю) чтение сопровождается  иллюстрацией моря на экране.

Спокойное синее море превратилось в грозную стихию, от которой не будет пощады никому.

Сдержанная спокойная рыбка в последний раз:

Ничего не сказала,

Лишь хвостом по воде плеснула

И ушла в глубокое море.

5. Принцип направленности анализа на литературное развитие ребёнка, на формирование специальных читательских умений, на совершенствование навыка чтения

Смысл этого принципа заключается в том, что школьный анализ литературного произведения призван способствовать литературному развитию детей.

Задача учителя – выстроить систему литературного развития своих учеников, понимать, какие знания и для чего им необходимы, какие умения и как нужно развивать на каждом уроке, чтобы своей деятельностью не затормозить процесс литературного развития, а, напротив, обеспечить его эффективность.[11, c. 126]

Фрагмент урока во 2 классе «Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

II. Изучение нового  материала.

Информация о работе Принципы и приёмы изучения стихотворной сказки на уроках литературного чтения