Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 09:52, курсовая работа
Актуальность исследования определяется задачами развития связной пись-менной речи учащихся . В решении этих задач большое значение имеет изучение механизма образования окказиональных слов и выявление их текстообразуюш,их функций. Работа с новообразованиями побуждает учащихся к выражению в слове своего внутреннего мира, способствует развитию твор-ческой личности.
Введение
Раздел1. Поэт Вознесенский
Раздел2. Теоретическое исследование
2.1. Окказионализм как объект изучения в лингвистике
2.2. Причины, побуждающие авторов к созданию индивидуально-авторских образований
2.3. Признаки окказионализма
2.4. Закон аналогии в окказиональном словообразовании
2.5. Классификация окказионализмов в творчестве Вознесенского
Выводы
Список использованной литературы
Министерство образования и науки Украины
Винницкий государственный педагогический университет
им. М. Коцюбинского
Институт иностранных языков
Кафедра русского языка
Проблема окказиональных слов в творчестве
Андрея Вознесенского
Курсовая работа
Научный руководитель :
Дата:
План
Введение
Раздел1. Поэт Вознесенский
Раздел2. Теоретическое исследование
2.1. Окказионализм как объект изучения в лингвистике
2.2. Причины, побуждающие авторов к созданию индивидуально-авторских образований
2.3. Признаки окказионализма
2.4. Закон аналогии в окказиональном словообразовании
2.5. Классификация окказионализмов в творчестве Вознесенского
Выводы
Список использованной литературы
Введение.Проблемы новых слов привлекали
лингвистов в разное время, довольно интенсивное
пополнение лексики русского языка в 60-е
годы XX века обусловило повышенный интерес
к проблемам неологии, к исследова-нию
новообразований в разных аспектах: лексико-морфологическом(А.А.
Брагина, Л.Г. Лыков, И.С. Улуханов), функционально-стилистическом(
Актуальность исследования определяется задачами развития связной пись-менной речи учащихся . В решении этих задач большое значение имеет изучение механизма образования окказиональных слов и выявление их текстообразуюш,их функций. Работа с новообразованиями побуждает учащихся к выражению в слове своего внутреннего мира, способствует развитию твор-ческой личности.
Но, несмотря на устойчивый интерес лингвистов к проблеме новых слов, понятие «окказиональность» и «окказиональные слова» в методике по-дробно не рассматриваются. Не разработана также методика формирования связной речи с использованием окказиональных слов в качестве тексто-образующего средства.
Поэтому, основываясь на адаптивном принципе, позволяющем, с одной стороны, максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся, сдругой - гибко реагировать на социокультурные изменения в окружающей среде, мы начали изучение механизма образования окказиональных слов в школе, чтобы дети осознанно использовали такие слова в качестве тексто-образующего средства.
Цель настоящей работы – выявить стилистику окказионализмов в творчестве поэта Вознесенского, установить их стилистические функции.
Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
1.Дать обзор имеющихся теоретических работ, посвященных различным
аспектам изучения окказионального слова, и рассмотреть основные теоре-тические и практические вопросы, связанные с исследованием окказионального слова.
2. Собрать языковой материал.
3. Сформулировать принципы и подходы для исследования фактического материала.
4. Сделать наблюдения над собранными примерами.
5. Обобщить полученные результаты.
В курсовой работе
используется как основной
Объектом исследования является творчество Андрея Вознесенского, субъектом – окказионализмы в его сочинениях. При выполнении курсовой работы нами был использова сборник А. Вознесенского «Тьмать»
Практическая
ценность исследования
Работа состоит из двух разделов, введения, выводов и списка использованной литературы .
1.Поэт Вознесенский. А. А. Вознесенский родился в 1933 году.
В 50-е годы в литературу вступило новое
поколение поэтов, чье детство совпало
с войной, а юность пришлась на послевоенные
годы. Это пополнение нашей поэзии развивалось
в условиях бурных перемен в жизни, растущего
само-сознания народа, месте с поэтами
старшего и среднего поколения молодые
авторы стремились чутко улавливать запросы
развивающейся жизни и ли-тературы и в
меру сил отвечать на них. В. Соколов и
Р. Рождественский, Е. Евтушенко и А. Вознесенский
и многие другие в своих темах и жанрах,
образах и интонациях, обратившись к разным
художественным традициям, стремились
воплотить черты, духовного облика современного
человека, его тягу к напряженному раздумью,
творческому поиску, активному дей-ствию.
Творчество Андрея Вознесенского развивалось
сложным путем. Неза-урядная талантливость
поэта, поиски им новых возможностей поэтичес-кого
слова сразу привлекли внимание читателей
и критики. В его лучших произведениях
50-х годов, таких, как поэма “Мастера”(1959),
стихи “Из сибирского блокнота”, “Репортаж
с открытия ГЭС”, передана радость ра-боты,
оптимистическое жизнеощущение человека-творца.
Лирический герой Вознесенского полон
жажды действовать, творить:
Я со скамьи студенческой
Мечтаю, чтобы зданья
Ракетой ступенчатой
Взвивались в мирозданье! [19:244]
Однако порою в то время ему недоставало
гражданской зрелости, поэтической простоты.
В стихах сборников “Парабола”' и “Мозаика”
(I960) энергичные интонации и ритмы, неожиданная
образность и звукозапись местами оборачивались
увлечением формальной стороной стиха.
Поэт Сергей Наровчатов, анализируя книгу
Андрея Вознесенского “Витражных дел
мастер”, проследил связь между ее поэтикой
и искусством витража. Как известно, связь
между литературой и изобразительным
искусством давняя, но в наши дни это “содружество
муз” еще более укрепилось.
В стихах А. Вознесенского “Роща”, “Бобровый
плач”, “Песнь вечерняя”, “Не трожь человека,
деревце!.. Не бей человека, птица!” — в
этих нагнета-емых обращениях-повторах
до предела заострена мысль о том, что,
разру-шая окружающую природу, люди губят
и убивают лучшее в себе самих, подвергая
смертельной опасности свое будущее на
Земле. В творчестве Вознесенского заметно
усиливаются нравственно-этические искания.
Поэт сам ощущает острую необходимость
обновления прежде всего духовного содержания
поэзии. И выводом из этих раздумий становятся
следующие строки о жизненном назначении
искусства:
Есть высшая цель стихотворца —
Ледок на крылечке оббить,
Чтоб шли обогреться с морозца
И исповеди испить. [19:108]
Эти порывы и устремления прозвучали в
книгах “Дубовый лист виолон-чельный”
(1975) и “Витражных дел мастер” (1976): “Тоскую
о милых ус-тоях”. Они обусловили и появление
иных мотивов, образных штрихов и деталей,
например в восприятии природы. Отсюда—
“Милые рощи застен-чивой родины (цвета
слезы или нитки суровой)...”; “Груша заглохшая,
в ча-ще одна, я красоты твоей не нарушу”;
“Сосны цветут — свечи огня спря-тав в
ладони будущих шишек...”; “Виснут черемухи
свежие стружки ...”. Поэт с каким-то удивлением
признается сам себе: “Вижу как будто
впер-вые озеро красоты русской периферии”.
Впервые стихотворения Андрея Вознесенского
были опубликованы в “Литературной газете”.
В 70-е гг. вышли сборники стихов: “Тень
звука”, “Взгляд”, “Выпустите птицу”,
“Соблазн”, “Избранная лирика”.
Вознесенский работает над произведениями
большой поэтической формы, им написаны
поэмы “Лон-жюмо”, “Оза”, “Лед—69”, “Андрей
Палисадов” и др.
2. Окказионализм как объект изучения в лингвистике.
Приступая к рассмотрению предмета исследования, перечислим в качестве
вводных, установочных сведений основополагающие положения теории
окказиональности:
Окказиональное (слово, значение, словосочетание, звукосочетание,
синтаксическое образование) - "не узуальное», не соответствующее
общепринятому употреблению,
характеризующееся
Окказионализм как факт речи задан тем не менее системой языка, проявляет и развивает семантические, словообразовательные и грамматические возможности этой системы, прорицает тенденции ее развития. "То, что живет в языке подспудной жизнью, чего нет в текущей жизни, но дано как намек в системе языка, прорывается наружу в ... явлениях языкового новаторства, превращающего потенциальное в актуальное". [4:432]
Окказионализмы могут быть созданы по нормативным словообразовательным моделям (так называемые потенциальные слова) и с нарушением в той или иной степени деривационной нормы (собственно окказионализмы) [16:23]
Всякое слово (языка или речи) реализует свое значение в контексте, но
узуальные (канонические) слова требуют так называемого
воспроизводящего контекста, а окказиональные - формирующего, созидающего. [2:547]
Анализ окказионализмов разных типов является по преимуществу семантическим и проводится главным образом посредством семного и контекстуального методов с привлечением таких приемов исследования, как анализ словарных дефиниций, словообразовательный анализ, функционально-грамматический анализ. [2:877]
Высокохудожественные, эстетически ценные окказионализмы яв-ляются важным текстообразующим средством, отличаются исключитель-ной семантической емкостью. [6:253]
2.2. Причины, побуждающие художников слова к созданию индивидуаль-но-авторских образований, таковы:
а) необходимость точно выразить мысль (узуальных слов для этого мо-жет быть недостаточно);
Я на болотной тропе вечерней
встретил бобра. Он заплакал вхлюп.
Ручкой стоп-крана торчал плачевно
красной эмали передний зуб.
[19:215]
б) стремление автора кратко выразить мысль (новообразование может заменить словосочетание и даже предложение);
о, кинозвёздное оледененье,
нам невозможно уединенье —
в метро, в троллейбусе, в магазине
«Приветик, вот вы!» – глядят разини
в) потребность подчеркнуть свое отношение к предмету
речи, дать ему свою характеристику, оценку;
Что натворили когда-то родители!
В разных глазах породнили пронзительно
смутный витраж нотр-дамской розетки
с нашим Блаженным в разводах разэтаких.
г) стремление своеобразным обликом слова обратить внимание на его семантику, деавтоматизировать восприятие ;
Отшельничаю, берложу,
отлёживаюсь в берёзах,
лужаечный, можжевельничий,
отшельничаю,
отшельничаем, нас трое,
наш третий всегда на стрёме,
позвякивает ошейничком,
отшельничаем,
[19:115]
д)потребность избежать тавтологии;
е) необходимость сохранить ритм стиха, обеспечить рифму, добиться нужной инструментовки.
Ищет рай душа Яндырова,
Потеряв ориентир.
Что в подарок мне вкодировал
Гений, прародитель дыр?
[19:202]
Первые три причины
являются основными. Очень
А теперь рассмотрим более подробно понятие окказионализма. Термином окказиональный называют факты, не соответствующие обще-принятым языковым нормам, а окказионализмы - это речевые явления, воз-никающие под влиянием контекста, для выражения смысла, необходимого в данном конкретном контексте, индивидуально-стилистические (другое их название - авторские) [6]
Например, В.Маяковский любил придумывать новые слова ( громадьё, медногорлый, бесконечночасый, стихачество, пианинитъ, легендарь, гросс-бухнем, бродвешце и др.). Авторские неологизмы можно найти почти у всех классиков русской литературы: широкошумные дубравы (А. Пушкин), звучно-мерные шаги (М.Лермонтов), громокипящий кубок (Ф. Тютчев), удилозакусный (И. Тургенев), светлозмейный (А. Блок), стихокрад (М. Горький), свежеобруганный (Л. Леонов),березь, цветь (С. Есенин), звонкокопытый (А. Фадеев), будетелянин (В.Хлебников).
Повышенная выразительность окказионализмов обеспечивается их не-обычностью на фоне нормативных канонических образований. Окказиональ-ное словотворчество обнаруживается на всех уровнях языко-вой системы, но более всего в области лексики и словообразования. В сов-ременной речевой практике, особенно в непринужденном разговорном сти-ле общения, в буквальном смысле ощущается настроенность на изобре-тательство, на поиск «невиданного» в словопроизводстве: бывшевики, волчеризация, прихва-тизация; мафиократия, мэриози (мэр + мафиози); наспартачить (от назв. Фут-больного клуба «Спартак»;Новая газета, 2000, 7-13 февр.); макокра-сочные изделия (о перевозке опиума в банках из-под мастики (Ком-мерсант, 2000, 10 мая); поностальгировать (М.Арбатова). Часто окказио-нализмы создаются ради игры слова, оригинальничания, такие образования всегда оценочны (спонсорье, нью-воришки, спёрбанк), представляют собой иронии-зирующие перифразы (Двухтруппный МХАТ два раза обмывал свое одно на всех столетие.)[9,46];С. Михалков - заслуженный гимнюк Сов.Союза - А. Кончаловский); Вот морякам, допу-стим, помогает не слишком тонуть святой угодник Николай, а студиозам - святая мученица Татьяна [10,309.]. Окказионализмы вы-полняют индивидуально-стили-стическую функцию в определенном кон-тексте и обычно не становятся достоянием общего языка. Такие слова, ос-тающиеся в рамках авторской речи, не без основания называют «вечными» неологизмами. Впрочем, по признанию лексикографов, «в момент появ-ления» слова (словосочетания) порой трудно сразу же найти надежные критерии для ответа на вопрос: какое слово (значение, сочетание слов) возникло - общеязыковое или разового употребления? К окказионализмам близки так называемые потенциальные слова – лексические единицы, которых нет в словаре данного языка, но которые лег-ко образуются по тем или иным словообразовательным моде-лям: ср. отмечаемые исследова-телями русской разговорной речи слова типа хваталка, погонялка, пус-калка, хлополка и под. Важное различие между окказионализмами и потенциаль-ными словами заключается в том, что окка-зионализмы - «нарушители законов (правил) общеязыкового словообразо-вания», а по-тенцииальные слова, наоборот, «заполняя пустые клетки словообразо-вательных парадигм , реализуют действие законов словообразования» [10,367]. Окказиональные слова противостоят узуальным словам (от лат. usus - обычай, привычка).
Информация о работе Проблема окказиональных слов в творчестве Андрея Вознесенского