Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 09:52, курсовая работа
Актуальность исследования определяется задачами развития связной пись-менной речи учащихся . В решении этих задач большое значение имеет изучение механизма образования окказиональных слов и выявление их текстообразуюш,их функций. Работа с новообразованиями побуждает учащихся к выражению в слове своего внутреннего мира, способствует развитию твор-ческой личности.
Введение
Раздел1. Поэт Вознесенский
Раздел2. Теоретическое исследование
2.1. Окказионализм как объект изучения в лингвистике
2.2. Причины, побуждающие авторов к созданию индивидуально-авторских образований
2.3. Признаки окказионализма
2.4. Закон аналогии в окказиональном словообразовании
2.5. Классификация окказионализмов в творчестве Вознесенского
Выводы
Список использованной литературы
3). Грамматические (морфологические) окказионализмы
представляют собой образования, в которых, с точки зрения узуса, в кон-фликте находятся лексическая семантика и грамматическая форма. Нево-зможное в системе языка оказывается возможным в авторском контексте благодаря творческому развитию лексического значения слова.
Старухи,
Старухи,
Сторуки,
Стоухи.
Мудры по-паучьи, сосут авторучки..
[19,675.]
4). Семантические окказионализмы являются результатом
появления семантических приращений (иначе говоря “обертонов смысла”,
“контекстуальных значений”,
“эстетических значений”), которые
существенно преобразуют
как они - “неотъемлемая часть идиолекта писателя, текстов художественных
произведений...”. Примером семантического окказионализма может служить
существительное прапракузиночка.
Нигилисточка моя, прапракузиночка!
[19,632.]
5). Окказиональные (необычные) сочетания слов представляют
собой стечение лексем, сочетаемость которых в узусе невозможна, поскольку
противоречит закону
семантического согласования вследствие
отсутствия общих сем в их лексических
значениях. Благодаря возникновению контек
Третий глаз мне в лоб ввинтишь
Антикокардой.
Это любовь.
[19,658.]
6). Графические окказионализмы отличаются (характеризуются)
выделением более крупным шрифтом какой-либо части слова. За этим техническим процессом скрыты важные семиологические процессы. Графические окказионализмы часто используются в прессе (заголовках). При образовании таких заголовков на одну метафорическую цепочку накладывается другая, что способствует приобретению словом символического смысла.
7). Э. Ханпира выделяет и так называемые синтаксические окказиона-
лизмы, относя к этому типу новообразований конструкции с окказио-нальным управлением: «Иду, и холодеют росы и серебрятся о тебе» (А. Блок); окказиональный порядок слов: «Рабочего громады класса враг» (В. Маяковский). Особое место среди разных видов окказиональных слов занимают словообразовательные окказионализмы, словообразовательная норма в которых может нарушаться в различной степени. В связи с этим некоторые ученые предлагают различать разные степени окказиональности новообразований:
а)
окказионализмы первой степени
– это стандартные
образования, созданные в полном соответствии с деривационными нормами
современного русского литературного языка. Часто такие окказионализмы
называют потенциальными словами (см. приведенное выше существиетльное
атомность);
О любви моей незарожденной
похоронно бьют колокола.
[19,329.]
б) окказионализмы второй степени – частично стандартные образова-
ния, причем отступления
от деривационной нормы, произошедшие
при образовании
в)
окказионализмы третьей
полностью нестандартные образования, семантическая интерпретация кото
рых достаточно трудна, а отступление от деривационной нормы существен
но. Такие образования часто не имеют аналогов даже среди окказионализмов.Например, окказионализм А. Вознесенского тюрьмым-тюрьма в строке в душе – тюрьмым-тюрьма деривационно не соот-ветствует отчасти структурно подобным темным-темно, белым-бело и др., так как мотивирован не прилагательным, а сушествительным, которое от лексем-образцов наследует суффикс -ым, чуждый существительному. Только исследование семантики существительного тюрьма, круга устой-чивых ассоциаций, рождаемых этим словом, при учете «накала» состояния, подчеркиваемого повтором мотивирующей основы, и семантики лексем-образцов типа темным-темно, черным-черно позволяет прийти к истолко-ванию названного окказионализмом состояния души как тягостного, мрач-ного, безнадежного одиночества, как мучительного чувства внутренней несвободы.
Словообразовательный
анализ окказионализмов,
отклонения от словообразовательного типа, по которому образован окка-зионализм (использована нетипичная словообразовательная база, аффикс и т.п.),позволяет выделить среди них следующие группы слов.
1. Окказионализмы, созданные по продуктивным словообразователь-
ным типам (потенциальные слова, окказионализмы первой степени). В ок-
казионализмах этого вида не нарушаются условия образования произ-водных слов того или иного типа безразлично к тому, обладает ли данный тип эмпирической продуктивностью или нет. Чаще в таком случае в качес-тве образца выступают продуктивные типы. Наиболее полной реализацией словообразовательной системы являются окказиональные слова, созданные по продуктивным словообразовательным моделям, по образцу продуктив-ных словообразовательных типов.
Пусть вас даже кто-то
Превосходит в звонарности,
Но он не умеет-
Молчальный звон! [19,570.]
Слова, созданные по продуктивному словообразовательному типу, языковеды М.А. Бакина, Н.А. Богданов, В.В. Лопатин, Г.О. Винокур и др. Часто называют потенциальными, отмечая их структурную аналогичность словам определенных словообразовательных типов, представленным в языке. Они потенциально существуют в языке, и нужен лишь внешний стимул, обусловленный речевой ситуацией, чтобы они были употреблены. Словообразовательная структура потенциальных слов полностью соот-ветствует структуре реальных (входящих в языковую систему) слов, представляющих продуктивные и высокопродуктивные словообразующие типы; потенциальные слова «запрограммированы» языковой системой. Хотя такие единицы чаще не квалифицируются как языковые, высокая продуктивность словообразовательного типа, к которому относится речевое слово, всегда создает значительную вероятность того, что соответствующая единица существует в языке, но недавно, а потому еще не зафиксирована лексикографически [105, 133].
В
современном словообразовании
чество потенциальных имен существительных с суффиксами -щик-/-льщик-, -чик-, -ник-, -ик- и со словообразовательными значениями «лицо – носитель предметного признака» и «лицо – носитель процессуального признака». Например: проверяльщик, рефератчик, жилищник, налоговик, бюджетник,сырьевик.
2. Окказионализмы, произведенные по образцу непродуктивных и ма-
лопродуктивных в ту или иную эпоху типов, т.е. с нарушением законов
эмпирической продуктивности (окказионализмы этой и двух последующих
групп относятся к окказионализмам второй степени). В данном виде окка-
зионализмов нарушается общая пассивность, бездеятельность типа в ту или иную эпоху, но условия образования производных слов этого типа не затрагиваются. Такие окказионализмы почти полностью соотвествуют словообразовательной системе русского языка. Так, окказионализм отхохмятятся (Решительные мужчины, отнюдь не ахматовцы - мыслящие антимашины , спасут вас- и отхохмятятся) создан по образцу немногочисленных мотивированных существительными глаголов с суффиксом -ова- и постфиксом -тся: столоваться, почковаться. Данный окказионализм, как видно из примера, не нарушает условий соот-ветствующего словообразовательного типа.
3.
Новообразования, созданные с
отклонением от схемы определен
ного словообразовательного типа. Подобные отклонения могут касаться
словообразовательного средства. В этих случаях окказиональное слово синонимично узуальному слову языка с типовой структурой, но отличается от него формантом. Например, окказиональное всеглобально (чтоб тебе стать всеглобально известным, мальчик, вынь свое сердце из ножен(Смерть Клавдия)), по-видимому, используется вместо синони-мичного ему узуального вырывание [104]. Здесь нарушены лексические ограничения в соединении морфем: в языке нет лексической лакуны (вакансии), которую стремится занять окказионализм, это место уже занято. Вместе с тем, нарушая условия одних словообразовательных типов, подобные окказионализмы выполняют условия других слово-образовательных типов, являясь результатом действия последних: соот-ветственно – отглагольных существительных с нулевым суффиксом (вызов, выход и др.), обозначающих отвлеченное действие.
Нарушения условий словообразовательного типа при создании окказио-
нальных слов могут затрагивать и мотивирующую основу.Окказионализмы
нередко образуются от основ иных лексико-грамматических свойств, чем
требуется по условиям типа. Так, словообразовательный формант может присоединяться к основе иной части речи. Окказионализм озонны
создан по модели краткой формы абстрактного прилагательного (черен - черны). В данном же случае указанное прилагательное озонный является качественным инее может иметь краткой формы.
Словообразовательный формант может сочетаться с основой иной се-
мантики, чем это принято в языке. Так, окказионализм «законоч-ный»(Нелюбовь в ваших сводах законочных…(Юнона и Авось)) как узуальное прилагательное звучит как законный. В представленном случае нарушаются семантические ограничения в сочетаемости морфем.
Нередко наблюдаются стилистические несоответствия морфем при об-
разовании окказиональных
слов. Стилистические ограничения в
сочетаемости морфем имеют иной характер,
чем ограничения семанти-
В словах наоборотный, прожекторно , нарушаются стилистиче-
ские ограничения в сочетаемости морфем, В региональной прессе последнего времени часто встречается неологизм пиар, образованный от английской аббревиатуры PR – public relations (‘связи с обществен-ностью’), например, «специалисты черно-белого пиара» [16,980.]и др. Можно отметить, что неологизм пиар, вошедший в активное употребление в печати и, несомненно,принадлежащий к ключевым словам современной эпохи, одновременно становится окказиональной базой для появления новых слов, например пиарить, пиарщик, пиаровый.
Вместе с тем несоответствие
системе, проявляющееся в
кого-либо одного из условий словообразовательного типа, сопровождается
следованием системе в отношении других условий, сторон данного типа. Так,в рассмотренных выше случаях к нетипичной (по частеречным, семантическим, стилистическим и формальным свойствам) для данного типа мотивирующей основе присоединяется типовой формант.
Стали туалетствовать в парадных . [19,342]
Как верно отмечает М.А. Бакина, окказиональные слова, представляю-
щие собой какое-либо
отклонение от структуры
Стоял Январь, не то Февраль,
Какой-то чертовый Зимарь. [19,136.]
4. Окказионализмы,
созданные по конкретному
зионализмы, созданные по образцу отдельного слова типовой структуры,
слова с уникальным аффиксом или с остаточной основой, а также по образцу произвольно членимого слова. Например, дериват слышность («Чтобы перестройка и гласность дали результаты, нужна еще так называемая слышность» // [док. телефильм «Группа товарищей»]) воспроизводит типовую структуру слова-образца гласность, относящегося к словообразовательному типу существительных с суффиксом -ость, обозначающих отвлеченный признак, названный мотивирующим прилагательным (смелость, ответственность и т.п.). Более сложным оказывается отношение к словообразовательной системе тех окка-зиональных слов, которые действительно созданы с нарушением словообразовательных правил и закономерностей.
5. Нетиповые окказионализмы (окказионализмы третьей степени).
Встречаются случаи, в которых асистемность окказиональных слов проявляется особенно ярко. К таким случаям относятся отмечаемые рядом исследователей явления контаминации, междусловного наложения, слияния частей предложения в одно целое, перехода аффиксальных элементов в знаменательные слова, произвольного усечения основ и др. К указанному способу слияния относится, например, слово ядядядя, созданный путем контаминации – сложения начальной и конечной частей слов яд и дядя . В подобных случаях говорят о внетиповом возникновении окказионализмов [54] или об окказиональном способе словообразования [139].
Послушайте зов сумасшедшей шаланды,
Шаланды –
Ландыша хочется! [19,676.]
Но
и в подобных случаях можно
отметить проявление
тельной системы. Так, в образовании окказионализмов, созданных путем междусловного наложения, не сопровождающегося усечением (велосипе-дагогические науки), наблюдается аналогия с представленным в языке способом сложения с наложением частей мотивирующих основ (лермо-нтовед, табакур и т. п.). Образование окказионализмов на основе целого предложения (всепошлияпошел), по сути, идет по известному в языке способу слияния слов (вечнозеленый, дикорастущий и т.п.). Развитие контаминированного окказионального словообразования ведет к росту агглютинативных черт в семантике, структуре производного слова, что является наиболее общей тенденцией развития современной словообразовательной системы [89].
При
создании окказионализмов с
ментов (при наложении, усечении или присоединении в качестве аффикса)
Информация о работе Проблема окказиональных слов в творчестве Андрея Вознесенского