Произведения В.П. Астафьева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 11:16, контрольная работа

Краткое описание

Проза В.П.Астафьева (1924 - 2001), одного из крупнейших русских писателей второй половины XX века, является важным объектом исследования для современного литературоведения. Сегодня особый интерес представляют как анализ творческой эволюции писателя, так и осмысление литературно-художественного и философского контекста, в котором создавались астафьевские произведения.

Содержание

1. Вступление 2 стр.
2. Биография автора 4 стр.
3. Анализ произведения Астафьева 10 стр.
4. Юрий Козлов. Почтовая рыба. 16 стр.
5. Заключение 22 стр.
6. Литература 24 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

отечественная литература.docx

— 46.38 Кб (Скачать файл)

   Умер Астафьев 29 ноября 2001 года в селе Овсянка, похоронен  там же.

   Книги Астафьева  переведены на множество языков. 29 ноября 2002 г. в поселке Овсянка  был открыт мемориальный дом-музей  Астафьева и установлен памятник  великому писателю. В 2006 году еще  один памятник Виктору Петровичу  установили в Красноярске. В  2004 году на автодороге «Красноярск-Абакан»,  недалеко от поселка Слизнево, установлена блестящая кованая  «Царь-рыба», памятник одноименной  повести Виктора Астафьева. На  сегодняшний день это единственный  в России памятник литературному  произведению с элементом вымысла.

    Непосредственное  отношение к фантастике в творчестве  Астафьева имеют только отдельные  главы «Царь-рыбы», притча «Ельчик-бельчик»  и рассказы «Их было четверо», «Наваждение», «Первый комиссар»,  «Светопреставление» и «Ночь  космонавта».

 

 

 

 

 

Анализ рассказа Виктора Астафьева «Людочка».

    В сентябрьском  номере журнала "Новый мир"  за тысяча девятьсот восемьдесят  девятый год опубликован рассказ  Астафьева "Людочка". Виктор Астафьев говорит  вначале рассказа о своей героине: «Мимоходом рассказанная, мимоходом услышанная история… Я никогда не  видел ее, ту девушку. И уже не увижу. Я даже имени ее не знаю, но почему-то втемяшилось в голову – звали ее Людочкой… И зачем я помню это?.. Зачем же история эта, тихо и отдельно ото всего, живет во мне и жжет мое сердце? Может, все дело в ее удручающей обыденности, в ее обезоруживающей простоте?

Этот рассказ о молодёжи, но нет молодости в его героях. А есть одинокие, где-то глубоко в себе страдающие и шатающиеся по свету изношенные тени, бросающие свои мрачные ощущения на впечатлительные души читателей. Особенно поражает в героях Астафьева одиночество. Жуткое и неизменное. Людочка пытается вырваться из этого круга. Но уже первые строчки произведения, где героиня сравнивается с вялой, примороженной травой, наводят на мысль, что Людочка, как и эта трава, не способна к жизни. Она уезжает из родительского дома, где остаются чужие ей люди. И тоже одинокие. Мать давно привыкла к устройству своей жизни. Отчим Людочки никак не относился к ней. "Жил он, жила она в одном доме и только". Девушка чужая в родном доме. Чужая среди людей. Сегодня всем ясно, что наше общество больно. Но чтобы его правильно лечить, нужен верный диагноз. Очень точный диагноз одной из страшных болезней, поразивших страну, поставил Астафьев. Главную трагедию героини своего рассказа "Людочка", в образе которой отразились как две капли воды боли подавляющего большинства наших соотечественников, он увидел в душевном одиночестве. Одна из главных особенностей таланта Виктора Петровича — умение охватить проблемы, волнующие многих писателей: бесхозяйственность, падение нравственности, распад деревни, рост преступности. Астафьев показывает нам будничную, серую, самую обыкновенную жизнь: дом — работа — дом. В этом круге живёт Гавриловна, потерявшая здоровье в парикмахерской, её товарки, как должное принимающие всё горести и удары судьбы. В этом круге должна быть и главная героиня рассказа Людочка. И она, не сопротивляясь, ползёт по этому кругу, и мечта-то у неё самая обыкновенная, как у всех молоденьких девушек: выйти замуж, научиться работать.

Речь героев Астафьева  убедительным образом иллюстрирует это положение социальной психологии. "Покуль ты ученицей будешь - живи, но как мастером станешь, в общежитку  ступай, бог даст, и жизнь устроишь, " - наставляла Гавриловна девушку.

Биография главной героини  даётся писателем в самом начале повествования. "Людочка родилась в небольшой угасающей деревне" "слабенькой, болезненной и плаксивой". При помощи эпитетов автор создаёт  у читателя соответствующий психологический  настрой на развитие основной сюжетной линии.

    Когда Людочка домаялась десять классов в школе и сделалась девушкой, мать сказала, чтоб она ехала в город – устраиваться, так как деревне ей делать нечего. Основная идея произведения это показать запутанную судьбу девушки, зажатую экономическими рамками (необходимость выполнять любую работу, чтобы как-то существовать в городе) и жестокими нравами города, неприемлемыми для деревни. В качестве достоинства рассказа можно выделить мастерство автора в раскрытии характера девушки, в раскрытии нравственных проблем общества того поколения. Автор смог доступно раскрыть многие серьезные вещи, что вызывает сочувствие и сострадание к несправедливо сложившейся судьбе девушки. Приехав домой, Людочка не нашла должной поддержки даже у матери, которая была озабочена своими проблемами. Людочка была, как и все замкнутые люди, решительная, способная на отчаянный поступок. В детстве всегда первая бросалась в реку. И тут, с петлей на шее, она тоже, как в детстве, зажала ладонями уши и, оттолкнувшись ступнями, будто с высокого подмытого берега бросилась в омут. Безбрежный и бездонный. А душа? Да кому она нужна, простенькая, в простенькой, в обыкновенной плоти, ютившаяся душа? С одной стороны она решила просто уйти из жизни и таким образом решить свои проблемы, никому не мешая, а с другой стороны можно позавидовать силе её решимости, которая не свойственна многим теперешним молодым.

  Писатель стремится к такому изображению, когда читатель получает возможность не только увидеть, но буквально ощутить живой ток жизни в картине, что встаёт перед ним. В.Астафьев, беззаветно любящий человека, всем ходом своего повествования доказывает, сколь необходима острейшая борьба с бездуховностью, приспособленчеством, как червь, изнутри подтачивающими нравственные устои общества, которому всегда было легко "оперировать" судьбами тысяч людей. Но не хватало внимания к конкретным судьбам. Когда над Людочкой надругался бандит, она оказалась в полнейшем одиночестве. На улице за неё струсил заступиться предводитель городской шпаны, спасовавший перед более изощренным мошенником. Сразу же отшатнулась от неё хозяйка квартиры (своя рубашка ближе). Не до Людочкиной беды оказалось и в родительском доме. Повсюду главная героиня сталкивалась с равнодушием. Именно этого она не смогла выдержать - предательства близких ей людей. Но отступничество проявилось раньше. В какой-то момент Людочка осознала, что она сама причастна к этой трагедии. Она сама проявляла равнодушие, покуда беда не коснулась её лично. Не случайно Людочка вспоминала отчима, тяжкой судьбой которого она прежде не интересовалась. Не зря вспомнился умирающий в больнице парень, всю боль и драму которого не хотели понимать живые. Им, живым, не его боль, не его жизнь, им своё сострадание дорого, и они хотят, чтоб скорее кончились его муки, для того чтоб самим не мучиться. "Живые не хотели приносить себя в жертву умирающему. Сама Людочка тогда не сознавала, что, сделай она шаг к умирающему, возможно, тогда свершилось бы чудо: вдвоём они сделались бы сильнее смерти, восстали бы к жизни, в нём, почти умершем, выявился бы такой могучий порыв, что он смёл бы всё на пути к воскресению".

Героиня оказалась от этого  далека. И вполне естественно, что, попав  в беду, теперь уже она не встретила  понимания у других. Вот что  подвело девушку к трагическому исходу.

Обращает на себя внимание композиция рассказа. После повествования  о случившемся с Людочкой несчастья, автор возвращает нас памятью  героини в прошлое, чтобы найти  объяснение происшедшему.

Писатель стремится к  такому изображению, когда читатель получает возможность не только увидеть, но буквально ощутить живой ток  жизни в картине, что встаёт перед  ним.

 Сюжет — не только  и не просто видимая событийная, но чаще и больше сокрытая  подтекстовая связь, сцепляющая  текст направляющим движением  авторской мысли. В нашем случае  — мысли о всеобщей взаимосвязанности  судеб, живущих в разъединённом,  расколотом, но в одном мире, на  одной земле. Людочка приняла  на себя грехи очень многих: Стрекоча, матери, школы, Гавриловны, советской милиции, молодёжи городка.  Это то, с чем не мог согласиться  ещё Достоевский — искупление  невинными и непонимающими чьих-то  грехов.

   Трагедия девушки — недолгая жизнь, беспросветная, однообразная, серая, безучастная, без ласки и любви. Смерть героини — это её взлёт. Только после смерти она вдруг стала необходима матери, Гавриловне, её заметили. Рассказ на редкость трогателен, потому что читатель чувствует, как сам автор удивительно заботлив и добросердечен к этой девушке. В уста Гавриловны Астафьев вложил большое число афоризмов, устойчивых оборотов ("золотко моё", "голубонька сизокрылая", "ласточка", "касаточка"). Это используется автором для характеристики хозяйки, эмоциональной оценки её индивидуальных качеств. Герои Астафьева наследуют стиль и дух своего времени и их речь не просто говор, а "выразитель всех сил умственных и нравственных". "Плохие" выписаны со смаком. Остаётся только поаплодировать писателю за великолепное знание жаргона ("рвём когти", "кореши", "отвали", "пахан"). Русские пословицы, поговорки и другие устойчивые словосочетания и выражения занимают значительное место среди используемых писателем изобразительных средств прежде всего потому, что в них заложены большие выразительные возможности: высокая степень обобщенности, эмоциональность, экспрессивность. Автор передаёт нам своё мироощущение удивительным по художественной выразительности, ёмким, пластичным языком. Устойчивые обороты придают речи героев живость, меткость, свойственную народной речи ("втемяшилось в голову", "гнуть спину", "работала как конь"). Богат, колоритен, неповторим в своём мелодичном звучании язык Астафьева. Помимо простых олицетворений (таких, как "деревня задохнулась в дикоросте", "испустившего резиновый дух крокодила Гену") используется множество сложных, полных эпитетами и метафорами, создающих отдельную картину ("пьяно шатаясь, ходило вприсядку, поплясывало изношенное сердце", "серебряные заморские пуговицы отстреливались от фрака"). Поэтому произведение получилось таким насыщенным, ярким, незабываемым. Писатель не сосредотачивает внимание лишь на теневых сторонах жизни. В его рассказе присутствует светлое начало, которое, скрашивая многие невзгоды, исходит из сердец тружеников, кои не переводятся на Руси. Вспоминается сцена сенокоса, когда "Людочка и мать метали стог", а потом девушка "в родной реке смывала с себя сенную пыль и труху" с той радостью, которая ведома лишь людям, всласть поработавшим". Художественный приём контраста, удачно применённый здесь писателем, подчеркивает духовную близость человека с природой, которую невозможно ощутить в городе, погрязшем в темноте невежества, нищете и полной отсталости. Посмотрите вокруг: раздоры, злость, гордыня мучают и терзают нашу землю. Думая о Людочке, о её судьбе, о той растлевающей, гнетущей обстановке, в которой живут её ровесники и их близкие, невольно хочется воскликнуть: "Это хуже правды..."

      "Людочка" Астафьева притягательна тем, что в таком маленьком произведении автор сумел поставить перед читателем ряд важнейших проблем и в яркой художественной форме изобразил картины нашей реальной жизни. Но думаю, главная задача писателя – показать, в какую пропасть мы идем. И если вовремя не остановиться, нам грозит полное вырождение. Автор призывает всех подумать о своей душе и об окружающем мире, попытаться изменить себя, научиться любить и сострадать ближнему. Увидеть красоту мира и попытаться сохранить ее. Ведь красота спасет мир.

    Я считаю, что рассказ «Людочка» актуален и в наши дни. В наше тяжёлое время деморализованное общество продолжает деградировать. И даже сейчас существуют такие люди, как Людочка, от которых все отрекаются, даже родные и друзья (вследствие чего они не могут прожить в полном одиночестве и им остаётся только наложить на себя руки). Всё чаще встречаются такие отбросы общества, как Артёмка-мыло и Стрекач, которых такими сделало общество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Биография автора.

   Юрий Вильямович Козлов родился 23 июля 1953 года в городе Великие Луки. Сын писателя Вильяма Козлова. В 1974 году окончил Московский полиграфический институт. Первая его книга, роман "Изобретение велосипеда", вышла в 1979 году. В жанре фантастики Юрий 

Козлов дебютировал рассказом "Счастливые возможности качелей" в 1985 году. Его произведения, преисполненные житейской мудрости и острой социальной философии, переведены на основные европейские, а также японский и китайский  языки. Он - лауреат множества литературных премий, автор нашумевшего романа "Колодец пророков" и таких  популярных произведений, как "Изобретение  велосипеда", "Пустыня отрочества", "Одиночество вещей", Реформатор" и другие. Сейчас он возглавляет  пресс-службу Совета Федерации, до этого - много лет работал в Государственной  Думе.

   Роман Юрия Козлова — синтез детектива, очерка нравов, экстремальной love story, социальной сатиры и философского трактата в духе творений Макиавелли. "Почтовая рыба" — это зашифрованное послание из дня сегодняшнего в день завтрашний, и нет ничего более увлекательного, чем неторопливая и вдумчивая "расшифровка" этого удивительного текста.

 

Анализ произведения Юрия Козлова " Почтовая рыба".

   Человеческая жизнь представляется автору «суровой и жесткой, как казённый конверт, почтовой рыбой». Она отправлена в человеческий океан «с известным одному Творцу сообщением» для «известных одному Творцу адресатов». И нет гарантии, дойдёт ли.

Может быть, это покажется  кощунственным, но в предложенных писателем  образах легче всего передать впечатление от книги. Герои её: Пётр Рыбин, Вера и Павел Зверевы – не столько характеры, сколько функции, «почтовые рыбы». Они несут авторское послание читателям. Дойдёт ли? Сомнительно.

Действия почти нет. Публицистика без границ: развал Советского Союза, судьбы империй в истории, революции, войны, перенаселённость планеты, «золотой миллиард и ненужная биомасса», биологические  эксперименты, клонирование и многое другое.

Образование и профессии (Вера – социальный психолог, Павел  – выпускник философского факультета, госчиновник, Пётр – журналист) служат хотя бы какой-то мотивировкой высказываний героев по всем этим проблемам. Но иногда писатель настолько увлекается, что  теряет чувство реальности. Памирская  цыганка, случайная собеседница  Веры, после обычных гаданий и  предсказаний, неожиданно переходит  на язык политической дискуссии: «Русский язык абсолютно самодостаточен в  философском смысле <…> Сталин, кстати, это понимал, потому и занялся  под конец жизни языкознанием».

Власть, либидо, совесть - в  центре повествования.

Что такое власть? Тождественны ли понятия власти и государства? Неизбежно ли абсолютное противостояние государства и общества, власти и  народа? И должен ли честный человек  обязательно презирать власть, ненавидеть государство, от всей души исповедуя  бытовой анархизм?

   Эти вопросы мы смело можем назвать проклятыми и русскими. Проклятыми – потому что люди, задавая их, часто проливают в поисках ответов реки крови. Русскими – так ведь пока что никто в России на них не ответил внятно и по существу, несмотря на полноводные кровавые реки и пропитанные этой же священной субстанцией широкие берега. Но задаёмся мы ими - из века в век - с удовольствием! Есть разные мнения, но на вкус и цвет – товарищей и господ, как водится, нет. Поэтому упиваемся враждой, словно вампиры – кровью.

  Остаётся, пожалуй, и ещё один немаловажный и очень национальный вопрос: «А возможна ли в принципе РУССКАЯ и СПРАВЕДЛИВАЯ власть?»

   Задаваться подобными вопросами опасно. Но игнорировать их – гнусное и преступное скотство. И благородное бремя человеческой свободы вновь и вновь побуждает русских правдорубов, интеллигентов-психонавтов и просто философов от природы, которых довольно найдёшь в каждом дворе, выносить эти вопросы на обсуждение – словно бы раз за разом отдавая себя на попрание и распятие, взбираясь на глобальную голгофу отстранённой обывательской индифферентности, которая по воле ловких манипуляторов легко превращается в более чем ощутимый, чавкающий в агонии самопознания массовый фарш. Опасно. Гнусно. Неизбежно.

  Когда мы говорим: «Власть», то с чем ассоциируем это слово? С Кремлём, например. С чёрными дорогими автомобилями, ради которых люди в форме перекрывают на несколько часов движение, маринуя в зловонных пробках осатаневших дачников. С коррупцией – явлением, приобретшим за последнее время в глазах рядового гражданина вполне одушевлённый характер и сказочную чёрную силу. С полицейской машиной подавления, которая способна стереть в пыль любого, кто окажется у неё на пути – будь то юный нацбол из спального района или же холёный олигарх, ещё вчера упивавшийся бесконтрольной властью… Всё это и есть власть. И эта власть ест всё, чавкая и в прямом эфире, и в записи. А функции средств массовой информации сводятся к простой ротации блюд в кадре.

Информация о работе Произведения В.П. Астафьева