Родный обряд у бурят Ольхонского района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 13:48, курсовая работа

Краткое описание

В последнее время, в связи с возрождением и развитием традиционной культуры бурят, большое значение приобретает исследование механизмов ее функционирования, выявление исторически сложившихся парадигм. Понимая необъятность всего ритуального поля бурятской культуры, мы остановились на комплексе обычаев и обрядов, связанных с рождением ребенка, который является одним из социально значимых обрядов жизненного цикла ("перехода"), принадлежащих к высшему уровню: определяющих ритм жизни социума и индивида.
Предлагаемая работа посвящена не теряющей никогда актуальности теме - заботе о рождении и сохранении подрастающего поколения. Любовь к детям, стремление сохранить их жизнь и здоровье присущи всем народам, независимо от их этнической и конфессиональной принадлежности и уровня социального развития.
Целью данной работы является наиболее полное описание структуры родильной обрядности и анализ функций единиц обряда.

Содержание

Введение………………………………………………….………………….……3
Глава 1. Рождение ребенка и связанные с ним поверья………………………7
Глава 2. Вредоносные духи…………………………………………………….10
Глава 3. Родинные обряды…………………………………………………….16
Глава 4.Обычаи и обряды, связанные с сохранением жизни ребенка……...21
Глава 5. Уход за детьми и их воспитание………………………………23 Заключение…………………….………………..………………………….…….32
Приложение………………………………………………………………………33
Использованная литература……………………………………………………38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа 28.02.docx

— 75.82 Кб (Скачать файл)

Записано: 04.02.2012. Рассказала: Перханова Л. Ф., 56 лет

 

  1. “Бурятские народные песни”:

БYYбэй, бYYбэй, бYYбэй дээ  Баю, баю, баю бай

БYYбэйн абань гэртээ,                     Папка наш теперь уж дома,

 Тагдгар шар нохойнь хаяадаа Пес лохматый у порога,

Табан тарваган табюур дээр,          Пять тарбаганов уж на полке,

Саадаг номонь ханадаа              Колчан с луком на стене.

 БYYбэй, бYYбэй, бYYбэй...          Баю, баю, баю бай.

 

БYYбэй, бYYбэй, бYYбэй доо Баю, баю, баю бай

 БYYбэйн баабай гэртэйл дээ          Малыша отец уж дома,

Шара нохойнь гэнжэндээл,          Рыжий пес на цепь посажен,

Шабдаг номонь тэбхэндээ          Лук упругий уж в колодке

Сагаан боронь сэргэндээ...          Светло-серый конь привязан...

 

Бааюу, бааюу бааюундай,           Баю, баю баюшки,

Баабайн жаахан бааюундай,      Батькина крошка малая,

Бууюу, бууюу бууюундэй           Бую, бую, буюшки,

БYYбэйн жаахан бууюундэй... Моя крошка милая.

Записано: 04.02.2012. Рассказала: Марнуева Н. П., 63 года

  1. Ещё один обряд, посвящённый рождению ребёнка, назывался милаангууд (милаага, милаагад), что значит ‘день рождения’ (который справляли только один раз, когда ребенку исполнялся год. Для милаангууд -  необходимо было приготовить столько мяса и угощений, чтоб их не только хватило на всех присутствующих, но и каждая семья могла бы непременно получить определенную долю домой. Каждый пришедший на милаангууд обязательно приносил подарок, чаще деньги (или указывал какую-либо скотину), причем подарок был не от семьи в целом, а от каждого участника. Приглашались и участвовали на этом празднестве все члены улуса (или только родственники), готовилось много мяса, тарасуна, молочных продуктов. В зависимости от количества гостей кололи двух годовалого бычка (ухэр) или 2-3 баранов. Поскольку не каждому домохозяину это было под силу, сложился обычай справлять “милаагад” одновременно двоим-троим детям. Но на каждого ребенка родителями “милаагад” гости обязательно приносили каждый от себя подарки. Чаще всего деньги. Вручая свои подарки, гости пели песни или произносили благопожелания.

     Записано: 04.02.2012. Рассказала: Васильева Л. Х., 72 года.

 

  1. Дети в жизни бурята занимают значительное место. Самым распространенным и добрым благопожеланием у бурят считалось: Халуунда hууха хубуунтэй, хадамда ошохо басагатай болоорой. Имей сыновей, чтобы продолжили твой род, имей дочерей, чтобы выдать замуж. Многодетность всегда почиталась за счастье; родителям, имеющим много детей, оказывалось больше почтения и уважения. Отсутствие детей считалось наказанием свыше, потому что остаться без потомства значило прекратить род, не сохранить домашнего очага. Если бурят умирал бездетным, то говорили, что огонь его потух. Самая же страшная клятва заключалась словах: Пусть потухнет мой очаг! Желание иметь детей  настолько велико, что оно породило обычай при отсутствии своих детей усыновлять чужих, в основном детей своих родственников, чаще всего мальчиков.
  2. Записано: 04.02.2012. Рассказал: Шигнохоев А. И., 56 лет

 

  1. Живёт в нашем селе женщина, многодетная мать Убошкина Валентина Михайловна. Рано овдовев, воспитала двух сыновей и трёх дочерей. У неё семь внуков и она добрая, заботливая мама и бабушка. В 6 классе учатся два её внука – Тарбаев Андрей и Убошкин Саша, и Валентина Михайловна является их главным воспитателем. Ухаживая за внуками, наблюдая, наставляя, приучая их семейным и общественным нормам взаимодействия и поведения, приобщая к привычным видам трудовой деятельности, она, по сути, преподаёт уроки языка, фольклора, истории, этикета, труда. Много свободного времени посвящает любимым внукам, прекрасно поёт, и внуки унаследовали её голос. Андрей и Саша являются участниками школьного вокального кружка «Домисолька». Внуки хорошо воспитаны, приучены к вежливости обращения к старшим, никогда не пререкаются и всегда первыми здороваются, также трудолюбивы и за любую работу берутся с удовольствием. Валентина Михайловна внесла достойный вклад в воспитании детей и внуков.

Записано: 04.02.2012. Рассказала: Перханова И. И.

 

  1. Мужчины, мальчики у бурят должны уметь:

1. Охотиться (агнаха)

2. Уметь натягивать тетиву  рогового лука (эбэр номын хYбшэ татаха)

 3. Уметь быть наездником (урилдаанай мори унаха)

     4. Уметь бороться (барилдаха)

5. Уметь выполнять кузнечные  работы (дархалха)

6. Уметь мастерить (урлаха)

7. Уметь плести 8-ми ременной  бич (наймаар могойшолоод минаа гYрэхэ)

8. Уметь вить путы-треножники (гурбилаа шYдэр томохо)

       9. Уметь ломать одним ударом остистую кость позвонка крупного      рогатого скота (Ћээр (hэер) шааха)

Записано: 04.02.2012. Рассказала: Зангеева М. А., 50 лет.

 

      ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Балдаев С. П. Бурятские свадебные обряды. Улан – Удэ, 1969 г.

2.Барадин Б. Б. Рождение ребенка у бурят – монголов // Жизнь Бурятии. Верхнеудинск, 1926 №7

3.Басаева  К. Д. Семейно–брачные отношения у бурят // Этнографический сборник. Улан – Удэ, 1962, Вып. 3.

4.Басаева  К. Д.  Воспитание детей у бурят. Улан – Удэ, 1965

5.Басаева  К. Д. Традиционные обычаи и обряды, связанные с рождением и первыми годами жизни ребенка / /Этнографический сборник. Улан – Удэ,1974, Вып. 6.

6.Басаева  К. Д. Семья и семейный быт // Современный быт и этнокультурные процессы у народов Бурятии. Новосибирск, 1984

7.К.Д. Басаевой «Семья и брак у бурят»,1991

8.Вяткина К. В. Очерки культуры и быта бурят. Л. 1969

9.Кулаков П. Е. Ольхон. Хозяйство и быт бурят Еланцинского и Кутульского ведомств Верхнеленского округа Иркутской губернии //Зап. Имп. РГО. Спб., 1998. Т. 8.

10.Николаева М. М. Обряды, связанные с рождением ребенка у бурят // Бурятоведческий сборник. Иркутск,1929

11.Потанина А. В. Из наблюдений над жизнью бурят // Сиб. Сб. 1980.

12.Хараев А. А. семья и брак укырских бурят // Бурятоведческий сборник. Иркутск, 1929

13.Чимытов Б. Р. Этнографические заметки о старом быте монголов Бурятии // материальная культура и искусство народов Забайкалья. Улан – Удэ,1982

14.Щукин Н. Буряты // Журн. Министерства внутренних дел. 1984

15.Шелковников И. О. О бурятах, живущих по северо- западной стороне Байкала // Сиб. Вестник. 1868

16.Родильные обряды бурят и калмыков. Шантаев Б.А. http://kalmyk.info/index.php/ru/menu-caltural/10-traditions/123-buryat-kalmyk

17. Родильная обрядность. Воспитание ребенка. Свадебная обрядность. http://tradkulzab.narod.ru/DKBuryat_Family_Wed.html

 

 

     

    

     

 

      

 

   

     

          

 


Информация о работе Родный обряд у бурят Ольхонского района