Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:16, реферат
За несколько лет до того, как Тургенев изобразил отчаянную попытку лишнего человека в баррикадном бою приобщиться к историческому деянию, он, напряженно размышляя о судьбах мыслящих представителей русского дворянства, искал выхода из сферы отвлеченного теоретизирования на иных путях. В начале 50-х годов профессиональное художественное творчество представлялось ему деятельностью, служением, которое, накладывая на человека особые общественные обязательства, делает его необходимым, полезным людям и освобождает от ощущения полной «свободы» и ненужности.
Таким образом, отказавшись от «сильных», «личностных» героев, созданных предшествовавшим литературным развитием и генетически, а отчасти и идейно связанных с общеевропейскими процессами, провозгласив принципиальное равенство всех людей — как носителей общественных черт, как порождения среды — перед судом писателя, изучающего социальные нравы, натуральная школы выдвинула свой сверхтип, своего героя, овладевшего умами и начавшего странствие по страницам книг и по эпохам. Этим героем стал антиромантический, антидемонический рядовой человек. Но стал он им не прежде, чем в его изображение был вложен весь тот пафос протеста, гуманизма и защиты прав личности, который вносился творческим гением человечества до того в образы Гамлета, Дон-Кихота, Фауста, Чайльд-Гарольда, Чацкого, Онегина, Печорина. От первого, инстинктивного восклицания Достоевского: «Не то, не то» — и его совета взглянуть на падающую монету глазами страстно ждущего ее шарманщика прямой путь ведет к эпохе господства «маленького человека» в литературе, усиленного интереса к личности бедного чиновника, а затем и крестьянина. Если в начале 40-х годов натуральную школу не без некоторых оснований обвиняли в пренебрежении к индивидуальности, личности и в однообразно сатирическом подходе ко всем классам общества, то в начале 50-х годов А. Григорьев одним из главных «пороков» этого литературного направления считал уже то, что писатели взяли на себя выражение «мелочной претензии» героев «зловонных углов», возвели «на степень права» их требования и прониклись к ним «исключительною, болезненною симпатией». Уже не отсутствие индивидуальности героя, а избыток ее вменялся в вину писателю.
Главой этого течения А.
Однако между методом
В очерке «Хорь и Калиныч» решались все те задачи, которые ставили перед собою авторы физиологических очерков. Здесь давались и точные описания уклада быта и внешности героев, столь характерные для физиологического очерка; герои рисовались как представители своего сословия — крепостного крестьянства, и это было и оставалось главным содержанием очерка. Однако писатель вышел за пределы этого содержания. Герои его оказались не безличными носителями черт среды, а яркими индивидуальностями, способными собою представлять весь народ в его наиболее высоких чертах. Принципиально важно, что при этом они остаются «маленькими людьми», рядовыми крестьянами, разделяющими судьбу всего крепостного люда. Очерк открывается типично «физиологическим» сопоставлением крестьян Орловской и Калужской губерний, но не это этнографическое сравнение, а соединение и противопоставление двух основных психологических типов творческих натур делается сюжетом очерка. Интересна внутренняя близость и глубокое внутреннее различие принципа такого противопоставления у Гоголя в «Повести о том, как поссорились Иван Иванович и Иван Никифорович» и в очерке Тургенева. Гоголь не устает твердить о противоположности своих героев. Эта противоположность гротескно выражена даже в их внешности, но сопоставление выявляет мнимость их различий. По существу в человеческом, нравственном смысле, как и в социальном, они одинаковы, они варианты одного типа, не только схожие, но целиком совпадающие, идентичные. Герои Тургенева — личности, им и имена даны не только не похожие, но сформированные грамматически по разному принципу (Хорь — образное сравнение, ставшее прозвищем, Калиныч — отчество, ставшее именем). Представляя коренные противоположные типы, они вместе (их связывает нежная дружба) составляют единство, которому имя — человечество. В физиологическом очерке о крестьянах Тургенев нашел новый типологический принцип, наметил характеры, которым суждено было составить внутренний стержень многих великих психологических образов романов 60-х годов. Это типы мыслителя-скептика, способного рационально действовать в практической сфере, но разочарованного и глядящего на жизнь сквозь суровый личный опыт, и вечного ребенка, поэта-пророка, непосредственного, близкого к природе.
С самого начала рассказа о героях, не отрываясь от конкретности, писатель возводит их характеры в высокий, внебытовой ранг. Он подчеркивает, что его герои — крепостные люди помещика Полутыкина, и дает их господину характеристику вполне в духе сатирических «физиологических» портретов. Известно, что в целом через книгу «Записки охотника» проходит противопоставление России помещичьей и России крестьянской, но в очерке «Хорь и Калиныч», как и в некоторых других очерках, оно является лишь внешней, первой оболочкой; мир народа настолько поднят над миром господ, что, составляя в социальном и бытовом плане единое с ним общество — крепостную Россию, рисуется как сердцевина и корень жизни страны. В отношении силы и значительности характеров изображенные в «Записках охотника» крестьянин и барин не могут измеряться одним масштабом. Помещик Полутыкин не соотнесен ни с Хорем, ни с Калинычем. Как характеры в рассказе сопоставлены друг с другом Хорь и Калиныч — два крестьянина. Вместе с тем писатель испытывает необходимость выйти за пределы изображаемого мира и найти масштаб для оценки своих героев. Этим масштабом оказываются самые высокие образы, хранимые человечеством как идеалы. «На пороге избы встретил меня старик — лысый, низкого роста, плечистый и плотный — сам Хорь... Склад его лица напоминал Сократа: такой же высокий, шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос», — так писатель «представляет» Хоря, и обычное в физиологическом очерке описание внешности становится средством возвышения героя, включения его в ряд характеров, достойных памяти человечества. Такой подход к героям-крестьянам проведен через весь очерк. В журнальном его тексте сопоставительная характеристика двух мужиков закономерно заканчивалась уподоблением: «словом, Хорь походил более на Гете, Калиныч более на Шиллера». Данный в начале очерка «сигнал» высокого поэтического строя, в котором ведется повествование о крестьянах, — сравнение Хоря с Сократом — казался писателю достаточным камертоном, тем более что в очерке содержался еще один эпизод, напоминавший читателю о «масштабе» характера героя. В «Хоре и Калиныче», как затем и во всей книге «Записки охотника», крестьянин выступает в качестве представителя нации, ее наиболее высоких черт, воплощения национального характера. «Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист», — заявляет автор и на основании наблюдений над характером крестьянина приходит к выводу: «Из наших разговоров я вынес одно убежденье,.. что Петр Великий был по преимуществу русский человек, русский именно в своих преобразованиях. Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед». Таким образом, опять возникает сравнение Хоря с великим человеком, ставшим легендой. Крестьянин своей личностью, индивидуально ему присущими чертами не только напоминает Петра, но и служит оправданием его деятельности, свидетельствует об исторической ее плодотворности.
60-е годы — эпоха невиданной до того активизации политической и идейной борьбы, ставшей в это время не только основой, но и сюжетом, а нередко и центральной ситуацией романов и повестей; годы художественного «правдоискательства», расцвета литературы факта, очерка, писанного с натуры, были вместе с тем и периодом напряженных поисков прямого, образного воплощения идеала.
Мы видели, как сильны были «идеальные начала» в творчестве Тургенева, который, «встречая» новый эпохальный тип у порога его возникновения, вводил его в литературу, окружал ореолом сочувствия и авторского признания, т. е. осмыслял как реальное воплощение нравственных устремлений общества. В романе «Накануне» Тургенев выразил устами своих героев мечту об общественном подъеме, объединении нации для решения важных исторических задач. Герцен считал, что такой подъем возможен в революционные эпохи, и предполагал, что общее страстное увлечение историческими и социальными проблемами, важными для всех, не исключает борьбы внутри общества. Толстой в «Войне и мире» показал «идеальное» состояние общества, в котором все здоровые силы охвачены единым патриотическим порывом, находятся в апогее нравственного напряжения. Роман «Война и мир», представляющий собою одну из великих вершин реалистической литературы, был насыщен идеальными элементами и идиллическими эпизодами. Выше было отмечено, что идеальный аспект присущ характеристике Андрея Болконского и Пьера Безухова, и определено различие идеальной природы этих образов. Идеальна дружба героев, возвышенна и поэтична их любовь к одной и той же девушке, воплощающей начало женственности в романе, — Наташе Ростовой. Сцены жизни Ростовых в Отрадном и семейная идиллия эпилога составляют органическое единство с картинами войн и исторических катаклизмов. Эти проникнутые настроениями мира и нравственного благополучия эпизоды занимают большое и важное место в образной системе романа и связаны с самым существом исторической его концепции. Не случайно одно время Толстой предполагал назвать роман «Все хорошо, что хорошо кончается». За разрушительными столкновениями народов, стихийно пришедших в катастрофическое движение, должен также неотвратимо наступить период восстановления сил наций, восполнения их человеческих ресурсов. Подобно тому как в дни войны герои романа Толстого, преследуя свои личные цели, живя «личными» интересами, участвовали во всенародном деле отражения неприятеля, защиты своих очагов и своей родины, так в последующий период, создавая семьи в стремлении к личному счастью, они приобщаются к общенародной жизни. В недрах их семей, в детских их домов зреет историческое будущее. Семейная идиллия вырастает из исторической эпопеи и предшествует ее новым этапам, готовит их. Мирная жизнь и процессы, предвещающие ее цветение в самые разрушительные моменты исторических сдвигов, в романе связаны с образом Наташи. Она естественно становится средоточием повествования в идиллических эпизодах. Поэтому нельзя рассматривать «материнскую экзальтацию» Наташи в эпилоге романа как момент тенденциозного искажения автором образа героини в полемических целях. В дни, когда смерть, убийство, «наступление» человеконенавистничества в образе мародерствующей французской армии, казалось бы, торжествуют, во время оставления Москвы (характерно, что, передавая во впечатляющих картинах вандализм французских войск, Толстой нашел нужным поместить здесь же изображение расправы графа Ростопчина с Верещагиным) Наташа дает окружающим ее добрым, хорошим людям урок нравственной самостоятельности, спасая раненых и жертвуя ради этого имуществом семьи. В этом поступке выражается ее «историческое» призвание как защитницы и хранительницы жизни. Далее ей предстоит сделать попытку вернуть к жизни Андрея Болконского, противопоставить свою любовь к матери бессмысленной беспощадности войны в момент гибели Пети. Таким образом, Наташа эпилога лишь «подводит итог» характеристике героини, венчает ее.
Первым писателем, который понял в полной мере значение идеального начала в современной реалистической литературе, был Чернышевский. Это сказалось в его статье о Толстом.
Реалистический роман, в котором Чернышевский в образной форме выразил свой социалистический идеал, — роман «Что делать?» — был сознательно ориентирован на традицию мировой утопической литературы и явился новаторским переосмыслением и развитием жанра утопии.
Говоря о романе «Что делать?», критики-марксисты неоднократно отмечали его связь с традицией утопической литературы. А. В. Луначарский утверждал, что молодой советской литературе следует учиться у Чернышевского, что нам нужны романы в духе и в стиле романа «Что делать?», и пояснил свою мысль: «Владимир Ильич как-то бросил такую золотую фразу: плох тот большевик, который никогда не мечтает... Часто говорят: мы построим социализм; но даже сколько-нибудь конкретное представление, что же это такое будет, утеряно или вычитывается из плохих или устаревших по существу утопических романов. Нам нужны наши утопические романы. Наши беллетристы считают нужным вращаться только в действительности. Чернышевский же, как революционер, не мог вместиться в рамки настоящего. Подлинный смысл его роман приобретает только в живой связи с будущим».
Роман «Что делать?» содержит наиболее полное и наиболее всестороннее изложение социалистических идеалов Чернышевского. Говоря об утопизме «Что делать?», мы разумеем не «мечтательность» идеала автора романа и даже не особое качество социалистических теорий его как идеолога крестьянской революции, не видевшего реальных форм перехода к социалистическому обществу, не понимавшего роли пролетариата в этом историческом процессе, а прежде всего особую художественную форму, в которой автор излагает и пропагандирует систему своих социальных взглядов. Конечно, близость художественной системы романа Чернышевского к традиции мирового утопического романа находится в зависимости от характера его воззрений. Ведь не случайно роман-утопия стал излюбленным жанром уже первых утопических социалистов. Маркс и Энгельс, раскрывая историческую обусловленность и реальное содержание фантастики Фурье, относили его произведения к социально-утопическим романам, которые «проникнуты подлинно поэтическим духом». Говоря о значении утопического социализма, идеи которого в начале XIX в. все более и более охватывали умы европейцев, Маркс и Энгельс писали в «Коммунистическом манифесте»: «Это фантастическое описание будущего общества возникает в то время, когда пролетариат еще находится в очень неразвитом состоянии... оно возникает из первого, исполненного предчувствий порыва пролетариата к всеобщему преобразованию общества».
Образно-утопическая форма
Живое ощущение исторического сдвига, наглядно совершающегося социального переворота («все переворотилось», по словам героя Л. Толстого) было характерно для русской литературы 60-х годов. Оно усиливало активность нравственных и идейных исканий писателей, их веру в значение убеждений, позиции отдельной личности. Несколько жестоких общественных переломов и даже попятных движений, пережитых поколением шестидесятников, возбудили критическое, аналитическое начало, начало развития теоретической мысли, испытавшей второй, после 1848 г., исторический толчок в начале 60-х годов.
Стремление к обнажению сути общественных явлений, к разоблачению обманов, иллюзий, свержению старых и ложных авторитетов, проверке аксиом было присуще мыслящим людям 60-х годов не в меньшей степени, чем жажда выработки и утверждения новых политических и нравственных идеалов, потребность увидеть воочию их реальное воплощение. Революционная действительность, действительность революционной ситуации, создавала возможность формировать совершенно оригинальные идеологические системы, новые методы рассуждения, новые художественные структуры. Художественный анализ и живописание общества в его статике, разложение его на элементы сменилось рассмотрением форм его эволюции, и сами элементы, из которых для писателей предшествовавшей эпохи складывалось общество, обрели изменчивость, подвижность.
Социальные группы в ходе общего изменения структуры общества меняли свои веками определившиеся отношения. Крестьяне огромными массами уходили от земли, образуя новый класс — рабочий, помещики сплошь и рядом уступали свою власть над деревней кулаку, торгашу или промышленнику.
Литературные сюжеты, сложившиеся в 40-е годы в устойчивые социально-событийные обобщения (горести бедных людей или униженных и оскорбленных тружеников в большом городе, разорение крестьянина, карьера чиновника и т. д.) внезапно обнаружили способность к видоизменению, их внутренняя динамика и содержание раскрылись в своей исторической относительности. Разорившийся, обреченный на гибель крестьянин «возрождается» как рабочий и через неисчислимые страдания приходит к новой жизни, открывающей перед ним новые исторические горизонты (Решетников), «маленький человек» проявляет себя как потенциальный хищник, втайне мечтающий о том, чтобы компенсировать свое социальное унижение за счет угнетения другого (Достоевский). Борьба за существование бедняка-ремесленника становится своего рода «карьерой». Приспосабливающийся рабочий становится мещанином или консервативным бюрократом, опорой реакции, но сын его вырастает в мыслителя-идеолога, отвергающего те устои общества, которые охраняет его отец (Помяловский). Карьера дворянина сближается с профессиональным ростом разночинца (Толстой, Чернышевский).