Своеобразие поэтики С. Есенина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 20:28, курсовая работа

Краткое описание

Поэзия Есенина, удивительно “земная”, близкая каждому, реальная до самых своих корней и вместе с тем “вселенская”, общечеловеческая, озарена немеркнущим светом истинной любви “ко всему живому в мире”.

Казалось бы, о творчестве Есенина уже всё сказано[1]. И всё - таки каждый человек, открывая томик его стихов, открывает своего Есенина.

Я Есенина люблю с детства. Когда я была совсем маленькой, мама читала мне по вечерам стихотворение “Берёза”. Хотя я и не знала, кому принадлежит это творение, но уже с детства меня завораживали эти чудные строки.

Содержание

Введение……………………………………………………………….............2 - 3

Часть 1. Своеобразие поэтики С. Есенина.................................................... 4- 19

1.1 Красота и богатство лирики Есенина.......................................................4- 13

1.1.1. Особенности художественного стиля...................................................4 – 7

1.1.2. Особенности метафоры в поэзии Есенина...........................................7 - 8

1.1.3 Поэтическая лексика...............................................................................8- 10

1.1.4. Поэтическая техника С. Есенина…….................................................10-11

1.1.5. Луна в поэзии Есенина.........................................................................11-13

2.1 Ведущие темы поэзии..............................................................................15-19

2.1.1. Тема деревни.........................................................................................15-17

2.1.2 Тема родины в лирике Есенина............................................................17-19

2.1.3. Тема любви.................................................................................................19

Часть 2. Предшественники и последователи...............................................20-33

2.1. Фольклор как основа художественной картины мира в поэзии С. Есенина

2.2. Есенин и древнерусская литература

2.3. Параллели с Гоголем

2.4 Традиции Есенина в поэзии ХХ века

2.4.1Традиции Есенина в поэзии Н. Рубцова

2.4.2. Опыт анализа стихотворения Н. Рубцова с точки зрения есенинских традиций

Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Есенин.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа: Своеобразие  поэтики С. Есенина

 

 

Оглавление

 

 

 Введение……………………………………………………………….............2 - 3

 

 Часть 1. Своеобразие поэтики  С. Есенина.................................................... 4- 19

 

1.1 Красота и богатство лирики  Есенина.......................................................4- 13

 

1.1.1. Особенности художественного  стиля...................................................4 – 7

 

1.1.2. Особенности метафоры в  поэзии Есенина...........................................7 - 8

 

1.1.3 Поэтическая лексика...............................................................................8- 10

 

1.1.4. Поэтическая техника С. Есенина…….................................................10-11

 

1.1.5. Луна в поэзии Есенина.........................................................................11-13

 

2.1 Ведущие темы поэзии..............................................................................15-19

 

2.1.1. Тема деревни.........................................................................................15-17

 

2.1.2 Тема родины в  лирике Есенина............................................................17-19

 

2.1.3. Тема любви.................................................................................................19

 

 Часть 2. Предшественники и последователи...............................................20-33

 

2.1. Фольклор как основа  художественной картины мира  в поэзии С. Есенина

 

2.2. Есенин и древнерусская  литература

 

2.3. Параллели с Гоголем

 

2.4 Традиции Есенина в поэзии ХХ века

 

2.4.1Традиции Есенина  в поэзии Н. Рубцова

 

2.4.2. Опыт анализа стихотворения  Н. Рубцова с точки зрения  есенинских традиций

 

 Заключение

 

Введение

 

 

 В 1914 году в журнале  “Мирок” за подписью “Аристон”  было впервые напечатано стихотворение Есенина “Берёза”. Вслед за “Берёзой” появляются в печати “удивительно сердечные” и “размашистые” стихи Сергея Есенина. Мог ли тогда, в 1914 году, кто-либо предположить, что в лице неизвестного автора, скрывавшегося под псевдонимом Аристон, в русскую поэзию ХХ века пришёл человек, которому суждено было стать достойным преемником пушкинской славы.

 

 Милые берёзовые  чащи!

 

 Ты, земля! И вы, равнин пески!

 

 Перед этим сонмом  уходящих

 

 И не в силах  скрыть тоски.

 

 Поэзия Есенина, удивительно  “земная”, близкая каждому, реальная до самых своих корней и вместе с тем “вселенская”, общечеловеческая, озарена немеркнущим светом истинной любви “ко всему живому в мире”.

 

 Казалось бы, о творчестве  Есенина уже всё сказано[1]. И  всё - таки каждый человек, открывая  томик его стихов, открывает своего Есенина.

 

 Я Есенина люблю с детства.  Когда я была совсем маленькой,  мама читала мне по вечерам  стихотворение “Берёза”. Хотя я  и не знала, кому принадлежит  это творение, но уже с детства  меня завораживали эти чудные  строки.

 

 Вряд ли можно  о Есенине, как о Пушкине,  сказать “Это - наше всё”. Но в  то же время нет в России  такого человека, который не знает  хотя бы немного строк из  стихов Есенина. Чем же он  своеобразен, оригинален?

 

 В 11 классе, изучая  литературу ХХ века, я познакомилась с творчеством многих поэтов-современников Есенина, поэтов, живущих и творивших после него. Тогда-то мы и задумались, где истоки творчества всенародно любимого поэта, есть ли у него последователи.

 

 Итак, тема работы: Поэзия С. Есенина. Традиции и новаторство.

 

 Цель работы: Выявить  своеобразие поэтики С. Есенина. 

 

 Задачи:

 

 Выявить особенности  художественного стиля и поэтической  техники.

 

 Рассмотреть основные  темы творчества поэта.

 

 Определить роль  традиций древнерусской литературы  и фольклора в творчестве С. Есенина.

 

 Изучить гоголевские  традиции в творчестве С. Есенина.

 

 Обобщить, какие есенинские  традиции наследуются в поэзии 2-й половины XX века (на примере  творчества Н. Рубцова и Н.  Тряпкина).

 

 Для решения поставленных  задач использовались следующие методы:

 

 аналитический;

 

 сопоставительный;

 

 сравнительный

 

 Гипотеза: если С.  Есенин черпал истоки своего  творчества из древнерусской  литературы, фольклора и литературы  ХIХ века, то его открытия послужили  основой поэзии поэтов ХХ века.

 

 Работая над исследованием «Поэзия С. Есенина. Традиции и новаторство», мы обратились к литературоведческим материалам В. Ф. Ходасевича, П. Ф. Юшина, В. И. Эрлиха, В. И. Гусева. Основополагающей в нашей работе стала книга В. Ф. Ходасевича “Некрополь”. В этой книге собраны воспоминания о некоторых писателях недавнего прошлого, в том числе и о С. Есенине. Книга была составлена в годы эмиграции В. Ф. Ходасевича. Издание также посвящено творчеству Белого, Брюсова, Гумилёва и Блока, Гершензона и Сологуба. Книга была составлена в Брюсселе еще в 1939 году, но в своём полном виде эта книга впервые была издана в 90-е годы. Ф. Ходасевич в этой книге как будто приоткрывает тайный занавес творчества Есенина, исследуя его творчество с помощью личных биографий и переписок с современниками. Отсюда, простота, понятность этого издания.

 

 

 

 

 

Часть 1. Своеобразие поэтики  С. Есенина.

 

 

1.1 Красота и богатство  лирики Есенина.

 

 

1.1.1. Особенности художественного  стиля.

 

 Большое место в  творчестве Есенина занимают  эпитеты, сравнения, повторы, метафоры. Они используются как средство живописи, передают многообразие оттенков природы, богатство ее красок, внешние портретные черты героев ("черемуха душистая", "рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани", "во мгле сырой месяц, словно желтый ворон... вьется над землей"). Немаловажную роль в поэзии Есенина, как и в народных песнях, играют повторы. Они используются для передачи душевного состояния человека, для создания ритмического рисунка. Есенин употребляет повторы с перестановкой слов:

 

 С моей душой  стряслась беда,

 

 С душой моей  стряслась беда.

 

 Поэзия Есенина  насыщена обращениями, часто это  обращения к природе:

 

 Милые березовые  чащи!

 

 Используя стилистические  особенности народной лирики, Есенин  как бы пропускает их через  литературные традиции и через свое поэтическое мироощущение.[2]

 

 В своей книге  “Некрополь” Ф. Ходасевич утверждал,  что красота родных рязанских  раздолий и русского слова,  песни матери и сказки бабушки,  Библия деда и духовные стихи  странников, деревенская улица и земская школа, лирика Кольцова и Лермонтова, частушки и книги – все эти, порой крайне противоречивые, влияния способствовали раннему поэтическому пробуждению Есенина, которого мать-природа столь щедро наделила драгоценным даром песенного слова. [3]

 

 Чаще всего он писал о деревенской природе, которая всегда выглядела у него простой и незамысловатой. Это происходило потому, что эпитеты, сравнения, метафоры Есенин находил в народной речи:

 

 За ровной гладью  вздрогнувшее небо

 

 Выводит облако  из стойла под уздцы.

 

 Или: 

 

 Воробушки игривые,

 

 Как детки сиротливые.

 

 Так же как и  для народа, для Есенина характерно  одушевление природы, приписывание  ей человеческих чувств, т. е.  приём олицетворения: 

 

 Клен ты мой опавший,

 

 клен заледенелый,

 

 Что стоишь, нагнувшись,

 

 под метелью белой?

 

 Или что увидел?

 

 Или что услышал?

 

 Словно за деревню

 

 погулять ты вышел.

 

 Настроения и чувства Есенина,  как и народа, созвучны природе,  поэт ищет у нее спасения  и успокоения. Природа сопоставляется  с переживаниями человека:

 

 Не нашлось мое колечко.

 

 Я пошел с тоски на луг.

 

 Мне вдогон смеялась речка:

 

 «У милашки новый друг».

 

 Е. С. Роговер высказывал  мнение, что есенинская поэзия  зрелых лет также обращена  к прекрасному. Поэт умеет находить  в природе, человеке, истории и современности по-настоящему красивое, самобытное, чарующее своей поэтичностью и неповторимостью. При этом он может так сопрягать эти разные начала бытия, что они взаимопроникают друг в друга. Поэтому Есенин природу опять же очеловечивает, а личность уподобляет образа родного ландшафта, ценя естественное начало в человеке и высоко ставя его природосообразные поступки. Эти же свойства он ценит и в себе[4]:

 

 Сердцем я всё такой же,

 

 Как васильки во ржи, цветут  в лице глаза.

 

 …………………………………………………………………..

 

 … Башка моя,  словно август,

 

 Льётся бурливых  волос вином.

 

 ……………………………………………………………………

 

 … В сердце ландыши  вспыхнувших сил.

 

 …………………………………………………………………….

 

 … Тот старый  клён головой на меня похож.

 

 Нередко нас поражает  способность Есенина переживать очарование прекрасным, проявить себя, говоря словами лесковского Флягина, как “красоты любитель”. Есть у него стихотворение, которое можно образно назвать лесковским. Это стихотворение “Не жалею, не зову, не плачу…”.

 

 Стихотворение строится  как монолог человека, подводящего итог своей многотрудной, но яркой, полной событиями жизни. Лирический герой, как лесковский странник, исходил нескончаемые дороги Отчизны, влекомый “духом бродяжьим”, испытывающий особое очарование тишиной и грустно переживающий ныне своё увядание. С восторгом лирический герой говорит о “о стране берёзового ситца”; ощущает, как “тихо льётся с клёнов листьев медь”; кажется ему, будто он вновь

 

 … весенней гулкой  ранью

 

 Проскакал на розовом  коне.

 

 Невольно вспоминается  лесковский Ахилла Десницын, тоже впервые появляющийся на страницах романной хроники “Соборяне” на красном коне, облитом радужными лучами восходящего солнца. Прежняя игра недюженных сил, заразительная восторженность и беспредельная широта души ощущаются в неожиданном восклицании, вырвавшемся из груди есенинского лирического героя:

 

 Дух бродяжий! Ты  всё реже, реже

 

 Расшевеливаешь пламень  уст.

 

 О моя утраченная  свежесть,

 

 Буйство глаз и  половодье чувств.

 

 Но монолог-воспоминание  этого скитальца произнесён и  эстетически оформлен как элегия. И оттого в первой и последней строфах звучит родственный грустный мотив увяданья природы и человека:

 

 Увяданья золотом  охваченный,

 

 Я не буду больше  молодым.

 

 Чуткий к эстетическому  богатству сущего, Есенин “расцвечивает”  явления окружающего мира: “Покраснела рябина, / Посинела вода”; “Лебединое пенье / Нежит радугу глаз…”. Но эти краски он не придумывает, а подсматривает в родной природе. При этом он тяготеет к чистым, свежим, интенсивным, звенящим тонам. Самым распространённым цветом в лирике Есенина оказывается синий, далее голубой. Эти краски в своей совокупности передают цветовое богатство действительности.

 

 

1.1.2. Особенности метафоры  в поэзии Есенина.

 

 Метафора (от греч. metaphora - перенос) – это переносное  значение слова, когда одно явление или предмет уподобляется другому, причём можно использовать и сходство, и контраст.

 

 Метафора - наиболее  распространенное средство образования  новых значений.

 

 Поэтику Есенина  отличает тяготение не к отвлеченностям, намекам, туманным символам многозначности, а к вещности и конкретности. Поэт создает свои эпитеты, метафоры, сравнения и образы. Но он создает их по фольклорному принципу: он берет для образа материал из того же деревенского мира и из мира природы и стремится охарактеризовать одно явление или предмет другим. Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе, ради красивой формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить своё мировосприятие.

 

 Отсюда стремление  к всеобщей гармонии, к единству  всего сущего на земле. Поэтому один из основных законов мира Есенина - это всеобщий метафоризм. Люди, животные, растения, стихии и предметы - все это, по Есенину, дети одной матери - природы.

 

 В программной статье  Есенина “Ключи Марии” сказано,  что “вся наша образность” построена на сложении “двух противоположных явлений”, то есть на метафоре, и в качестве образца приведены примеры: “Луна – заяц, звёзды – заячьи следы”. Вполне вероятно, что Есенин знал труды А. А. Потебни. Именно у него мы находим рассуждения, многое объясняющие нам в образном языке поэта: “Когда человек создаёт миф, что туча есть гора, солнце – колесо, гром – стук колесницы или рёв быка, завывание ветра – вой собаки, то другое объяснение для него не существует”. С появлением понятийного мышления исчезает миф и рождается метафора: “И мы, как и древний человек, можем назвать мелкие, белые тучи барашками, другого рода облако тканью, душу и жизнь – паром; но для нас это только сравнения, а для человека в мифическом периоде сознания – это полные истины…”.

 

 Строй сравнений,  образов, метафор, всех словесных  средств взят из крестьянской  жизни, родной и понятной.

 

 Тянусь к теплу,  вдыхаю мягкость хлеба 

 

 И с хруптом мысленно  кусая огурцы,

 

 За ровной гладью  вздрогнувшее небо 

 

 Выводит облако  из стойла под уздцы.

 

 Здесь даже мельница - бревенчатая птица 

 

 С крылом единственным - стоит, глаза смежив.

 

(1916)

 

 

1.1.3 Поэтическая лексика.

 

 Е. С. Роговер  в одной из своих статей  утверждал каждый поэт имеет  свою как бы “визитную карточку”  : или это особенность поэтической техники, или это богатство и красота лирики, или своеобразие лексики. Всё перечисленное, конечно, относится и к Есенину, но хотелось бы отметись особенности лексики поэта.[5]

 

 Конкретность и  отчётливость поэтического видения  выражается самой обиходной бытовой лексикой, словарь прост, в нём отсутствует книжные и тем более абстрактные слова и выражения. Этим языком пользовались односельчане и земляки, и в нём вне всякой религиозной окраски встречаются религиозные слова, которые поэт использует для выражения своих сугубо светских идей.

Информация о работе Своеобразие поэтики С. Есенина