Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 13:05, контрольная работа
В лирике Блока заложен глубокий смысл неразрывной связи его творчества с потоком чужих жизней, которые через него проходят и в нем растворяются. Сам поэт необычайно осознавал это: «Писатель поставлен в мире для того, чтобы обнажать свою душу», «растрачивать свое человеческое «я», растворять его в массе других требовательных и неблагодарных «я»… чем более чувствуешь связь с родиной, тем реальнее и охотнее представляешь ее себе как живой организм».
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Цветовой образ мира в поэтике А.Блока. Черный и белый……………….5
2. Образы и символика в поэме А. Блока «Двенадцать»……………………16
3.Заключение……………………………………………………………………20
4. Список литературы……………………………………………………………21
казалась странной, призрачной, недостоверной» 6 Молитвенный тон
ранних стихов уходит в прошлое, зазвучали ноты дисгармонии, арлекинады,
утраты прежней веры. На первый план выдвигается тема капиталистического
города с его социальными и бытовыми контрастами.
Можно отметить особый наступательный характер «черного» в этот период, его властный натиск, вытесняющий светлые тона. В портретных и пейзажных картинах черный цвет предметно-понятийную плоскость трансформирует в образно-символическую: ‘одержимость, буйство, неистовство’ и вместе с тем ‘безысходная печаль’.
«Черный» необыкновенно действен в разоблачении зол капиталистического города, его пороков и социальной несправедливости. Отсюда емкие определения: «черный притон», «черный город», «черная пасть дул». Если идиллические образы все еще появляются в стихах Блока, но уже не для того,
чтобы утвердить власть мечты, а лишь сильнее подчеркнуть кошмары окружающей действительности, недавно казавшейся поэту непреходящим праздником. В его стихах возникают жуткие, окрашенные в черный цвет образы города, где человека ждут обманы и соблазны. Городские картины сплавляются с видениями апокалипсиса, и повседневная пошлость граничит с самой мрачной фантазией, с поэзией кошмаров и ужасов, как об этом свидетельствует, например, стихотворение «Невидимка»:
И ломится в черный притон
Ватага веселых и пьяных,
И каждый во мглу увлечен
Толпой проституток румяных …
В тени гробовой фонари,
Смолкает над городом грохот …
На красной полоске зари
Беззвучный качается хохот …
(«Невидимка», 1905)
Черный на основе лексического значения «грязный, нечистый» приобретает новое переносное значение ‘пошлый, продажный, низкий’, становится спутником современного города, охваченного мраком, бредом, безумием. В этом городе к людям приближается нечто, неведомое, невидимое, а поэтому
страшное и зловещее, безнадежно трагическое. Контекст репрезентирует авторские ассоциации, связанные с черным цветом: «ватага … пьяных», «каждый во мглу увлечен», «толпой проституток», «в тени гробовой», «над городом грохот», «беззвучный качается хохот». Противоречия современного
______________________
6 Соловьев, Б. Поэт и его подвиг. Творческий путь Александра Блока. М.: Сов. писатель, 1980.
капиталистического города, само существование которого означало гибель и
растление многих его жертв, казались Блоку неразрешимыми и безысходны-
ми. В его глазах они стали предчувствием гибели мира. Прилагательное
«черный», обладая отрицательной коннотацией, в сочетании с резко негативным словом «притон» несет в себе удвоенный отрицательный заряд: соотносится со страшными и трагическими образами домов, ставших приютами пошлости. Поэтому возникает очень существенная для Блока тема падшей женщины как жертвы города, его порочных страстей и равнодушия:
В темной комнате ты обесчещена,
Светлой улице ты предана,
Ты идешь, красивая женщина,
Ты пьяна!
(«В темной комнате ты обесчещена …», 1907)
В контексте «черный» актуализирует свои значения опосредованно при
описании помещения, в котором произошло нечто трагическое. Укажем, в
связи с этим такое значение «темного», как «мрачный, беспросветный» 5.
В стихотворении представлена ситуация, когда предметное восприятие проецируется на чувства, то есть из сферы вещного переносится в психологическую, эмоциональную в условиях лингвистического контекста: «ты обесчещена», «улице предана», «ты пьяна». «Темный» на основе традиционно-символического значения реализует индивидуально-авторские семы ‘зловещий, трагический, обреченный’.
У словообраза «черный» на основе метафоро-метонимического переноса Блок актуализирует новые семы: ‘тревожный, угрожающий, мрачный, опасный, мучительный, устрашающий, смертоносный’, позволяя с огромной силой выразить мысли, ощущения, наполнить образ субъективными ассоциациями.
Если первая книга стихов – «однострунная» – была организована хро-
нологически как лирический дневник, отражавший духовный опыт поэта, то
композиция второй
– «многострунной» –
«понятиями» 4 Многоликая, врывающаяся в мир лирического героя действительность определяла ее многотемность и композиционную сложность. В лирике этого периода бурный поток современных стихий оттесняет и вечное, и даже интимное. Сущность происходящего оказывается загадочно непостижимой для лирического героя и определяется по преимуществу отрицательно – с грустным скепсисом и иронией. Так реализовалась Блоковская поэтическая антитеза.
Как и все компоненты образной системы Блока, цветовые образы, связанные с черным цветом, в третьем томе достигают особой емкости, смысловой и социальной содержательности, становятся эффективным средством в
______________________
5 Словарь современного русского литературного языка: в 17 т. М.: Русский язык,
1948-1961..
4 Луцевич Л.Ф. «Серебряный век» русской поэзии. – Кишинев: Штиинца, 1994.
напор «черного» сгущается.
передаче авторских пристрастий. Символическая заданность, смысловой
Начало Первой мировой войны, явившейся предвестьем гибели старого
мира России, Блок встретил как большой и зрелый мастер, как художник огромной силы, как человек «общественный», чувствующий все боли и страдания своей родины и уже отбросивший иллюзии и заблуждения юношеских лет. К этому времени у поэта необычайно возрос интерес к общественным делам, движениям, событиям.
Подавляющее большинство примеров с использованием черного цвета
в третьем томе связано с основным признаком качества – трагизмом ощущений лирического героя и ситуацией вокруг него, качеством, которое углублялось от стихотворения к стихотворению, от цикла к циклу и достигло нестерпимо-пронзительного звучания к концу 1910-х годов. «Страшный мир», вторгаясь в лирику Блока уже безо всяких покровов и масок, вносил в нее черты и мотивы самые мрачные, жестокие, горькие. Здесь жизнь человека, самая простая и обычная, вместе с тем оказывается и невыносимо тягостной, словно в каком-то мучительном бреду или наваждении, и напрасно человек пытается уйти от них – они повсюду и неотвязно преследуют его»
В стихах Блока благодаря цветовой символике мотивы, казалось бы
столь статические,
пейзажные, принимают напряженно-
В черных сучьях дерев обнаженных
Желтый зимний закат за окном.
(К эшафоту на казнь осужденныхПоведут на закате таком).
(«Унижение», 1911)
Предательская желтизна заката, скользящего в зловеще-черных ветвях
и наводящего на мысль о чем-то ужасном и неотвратимом, становится пред-
вестником безысходной трагедии. На номинативной основе у прилагательного «черный» появляется обобщенно-эстетическое значение ‘ужасный, неизбежный, мрачный, тяжелый’, поддержанное контекстом: «к эшафоту на казнь осужденных поведут на закате таком». Пейзаж обретает не только живописную выразительность, но и внутреннюю активность, драматический характер. Он является вступлением к драме, которая вот-вот должна совершиться на наших глазах. В самом пейзаже словно запечатлен и раскрыт тайный смысл тех событий, свидетелем и участником которых оказался поэт.
Это совершившаяся революция 1905 года, которая очень сильно повлияла на
смену ориентиров поэта;
долгие годы реакции, закрывающей (по словам
самого Блока) «лицо проснувшейся жизни»;
чувство приближения новой
Теперь Блок рисует
мучительные трансформации
происходящие в зловещем черном озарении:
Волнуешься, – а в глубине покорный:
Не выгорит – и пусть.
На дне твоей души, безрадостной и черной,
Безверие и грусть …
. . .
И тихая тоска сожмет так нежно горло:
Ни охнуть, ни вдохнуть,
Как будто ночь на все проклятие простерла,
Сам дьявол сел на грудь!
(«Весь день – как день: трудов исполнен
малых …», 1914)
На основе традиционного символического значения «мрачный, бес-
просветный» актуализируется
индивидуально-авторское ‘
кроме пустоты, скуки, смертельной тоски. «Черная ночь» охватила душу лирического героя. Все беспросветно. Человек утратил веру, идеалы, мечты. Он не видит ни огня, ни пути. Все бессмысленно, и все повторяется.
В третьем томе цветовая символика Блока движется к черному как
‘трагическому, зловещему, несущему смерть и разрушение’. Словообраз
приобретает эмотивно-оценочную функцию и актуализирует семы ‘безумный, неуправляемый, отрицательный’:
Час заутрени пасхальной,
Звон далекий, звон печальный, Глухота и чернота.
Только ветер, гость
Потрясает ворота.
За окном черно и пусто,
Ночь полна шагов и хруста,
Там река ломает лед,
Там меня невеста ждет …
Как мне скинуть злую дрему,
Как мне гостя отогнать?
Как мне милую – чужому,
Проклятому не отдать?
Как не бросить все на свете,
Не отчаяться во всем,
Если в гости ходит ветер,
Только дикий черный ветер,
Сотрясающий мой дом?
(«Дикий ветер», 1916)
«Черный» – смысловой центр данного отрывка. «Глухота и чернота» –
это состояние мира на грани безумия, сумасшествия. Выбранный образ ком-
позиционно закрепляется повтором определения с заданным смыслом, еще
более подчеркивающим настроение отчаяния: «в гости ходит ветер, только
дикий черный ветер». Ветер – не только обозначение движения воздуха, но и
символ борьбы и свободы, изменений, которые несет с собой революция. Это
становится очевидным
при анализе семантических
мы, обозначающие движение: «ставни рвет», «стекла гнет», «ломает лед»,
«ходит», «сотрясает», «потрясает» и др.). При этом определение «черный»
подчеркивает напряжение происходящих изменений, вытягивает на поверх-
ность значения ‘нарастающий, одержимый, стихийный, разрушительный, гу-
бительный’, которые
также относим к индивидуально-
хотворении, написанном в канун революции 1917 г., с особенной остротой
сказалось чувство исчерпанности всего былого и ожидание грозы и бури, го-
товой вот-вот разразиться и потрясти всю старую жизнь. В стихи уже врыва-
ется тот ветер, который гуляет «на всем божьем свете» и будет с неслыхан-
ной силой бушевать в поэме «Двенадцать». В это время Блок писал: «Ничего
впереди не вижу, хотя оптимизм теряю не всегда. Все, все они, «старые» и
«новые», сидят в нас самих: во мне, по крайней мере. Я же – вишу в воздухе;
ни земли сейчас нет, ни неба» 6
Но неумение осмыслить ход современности, понять настроения широ-
ких масс, развитие политических событий обусловило то, что поэт не смог
различить ни малейшего просвета во мраке и ужасе вседневной жизни – вот
откуда настроения тоски, отчаяния, безнадежности, смертельной усталости.
Спасение, выход из трагедии видится поэту только в сохранении связей с Ро-диной, которая теперь приобретает в его глазах черты идеальные, становится
воплощением Любимой, Жены: «Там река ломает лед, там меня невеста ждет
…». В облике возлюбленной, невесты, России поэту видится извечно доро-
Информация о работе Символика цвета в поэзии А. Блока. Черный и белый