Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 15:47, курсовая работа
Цель исследования: изучение особенностей ознакомления подростков с произведениями современной приключенческой литературы на уроках внеклассного чтения.
Задачи исследования:
1) рассмотреть особенности изучения литературных произведений на уроках внеклассного чтения;
2) дать характеристику приключенческой литературы как прозаического жанра;
3) разработать уроки внеклассного чтения, целью которых является изучение современной приключенческой литературы для подростков.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы изучения
современной приключенческой литературы для подростков
на уроках внеклассного чтения..............................................................................5
1.1. Уроки внеклассного чтения
как специфическая форма занятий по литературе...............................................5
1.2. Приключенческая литература как прозаический жанр..............................12
Глава 2. Изучение произведений современной
приключенческой литературы на уроках внеклассного чтения.......................20
2.1. Урок внеклассного чтения по теме «Творчество В.П. Крапивина»..........20
2.2. Урок внеклассного чтения по теме
«Повесть В.П. Крапивина «Взрыв Генерального штаба».................................26
Заключение.............................................................................................................30
Список использованной литературы...................................................................33
Содержание
Введение......................
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы изучения
современной приключенческой литературы для подростков
на уроках внеклассного чтения........................
1.1. Уроки внеклассного чтения
как специфическая форма занятий
по литературе....................
1.2. Приключенческая литература
как прозаический жанр..........................
Глава 2. Изучение произведений современной
приключенческой литературы
на уроках внеклассного чтения.......................
2.1. Урок внеклассного чтения по теме «Творчество В.П. Крапивина»..........20
2.2. Урок внеклассного чтения по теме
«Повесть В.П. Крапивина «Взрыв Генерального
штаба»........................
Заключение....................
Список использованной литературы....................
Введение
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что особенности становления личности растущего человека, формирование характера подростка, его мировоззрения и мировосприятия - одна из центральных тем педагогических исследований XX - начала XXI века. Интерес исследователей к «подростковой» теме обусловлен, прежде всего, открывающейся возможностью исследовать начальный, наиболее сложный и драматический процесс формирования человека, этических основ его личности. Вместе с тем, постигая психологический механизм нравственного созревания юного человека, исследователи выверяют на этой теме важнейшие проблемы духовной жизни своего времени и своего общества, сквозь призму бескомпромиссного мировосприятия подростка осмысляют нравственные ценности современного бытия. Так или иначе на исследования о становлении личности проецируются ведущие тенденции духовного развития общества, здесь находят отражение «болевые точки» современной действительности, особым образом преломляются обретения и потери общественного самосознания в сфере постижения духовных законов человеческой жизни. Поэтому формирование личности подростка средствами художественной литературы вообще и приключенческой литературы в частности является весьма актуальной проблемой современного педагогического процесса.
Объект исследования: методика преподавания литературы в средней школе.
Предмет исследования: изучение современной приключенческой литературы для подростков на уроках внеклассного чтения.
Цель исследования: изучение особенностей ознакомления подростков с произведениями современной приключенческой литературы на уроках внеклассного чтения.
Задачи исследования:
1) рассмотреть особенности изучен
2) дать характеристику
приключенческой литературы
3) разработать уроки
Методы исследования:
1) общенаучные (анализ, сравнение, обобщение);
2) культурно-исторический;
3) сравнительно-исторический;
4) методико-педагогический эксперимент.
Теоретическая база исследования
В процессе проведения настоящего исследования в качестве основных источников были использованы работы следующих авторов: М.А. Абрамовой [1], Ю.А. Аникиной [2], О.Ю. Богдановой, С. А. Леонова, В.Ф. Чертова [5], О. Виноградовой [10], В.Л. Гопмана [11], В.М. Гуминского [12], С.И. Кормилова [14], В.С. Муравьева [24]. Д.Д. Николаева [25], А. Нянина [26], В. Талалаева [32], а также труды под редакцией Г.Н. Поспелова [9], А.П. Горкина [17], А.Н. Николюкина [20], О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана [22], [23].
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его материалов как для самостоятельного изучения студентами курса «Методики преподавания литературы», так и для разработки учителями уроков внеклассного чтения по современной приключенческой литературе для подростков.
Структура исследования
Настоящее исследование состоит из «Введения», основной части, которая включает две главы, «Заключения» и «Списка использованной литературы».
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы изучения современной приключенческой литературы для подростков на уроках внеклассного чтения
1.1. Уроки внеклассного
чтения как специфическая
Внеклассное чтение - одно из важных направлений в работе учителя-словесника. В методике преподавания литературы прочно утвердилось положение о том, что уроки литературы, связанные с внеклассным чтением, активнее содействуют развитию читательской самостоятельности учащихся, формированию их читательских интересов, стимулируют внеклассное чтение, которое, в свою очередь, является опорой школьного курса. Опыт передовых педагогов прошлого и творчески работающих современных учителей-словесников показывает, что выход в широкое внеклассное чтение, постоянная опора на индивидуальный читательский опыт учащихся, учет их читательских интересов - это тот резерв литературного образования, использование которого может дать положительный эффект [5, с. 384].
Путь отечественной методики к читателю-школьнику был долгим и неровным. Его характеризовали подъемы и спады, удачи и поражения, яркие эпизоды сотрудничества учителя и учеников и годы отчуждения.
Словесники постепенно приходили к мысли о необходимости серьезного изучения и учета читательской индивидуальности; в процессе преподавания складывалась методика изучения, ведущая свое начало от педагогов конца XIX - начала XX в.: Х.Д. Алчевской, Н.А. Рубакина, А.П. Нечаева, Ц.П. Балталона и др. Словесники прошлого вынуждены были признать не только существование внеклассного чтения, в котором преобладала не классика, а «сыщицкая литература», приключения и фантастика, но и тот факт, что читаемые школьниками вне класса книги часто «гораздо сильнее влияют на воспитание и развитие молодого существа, чтем классные уроки» (А.И. Незеленов) [5, с. 384].
Особый интерес представляет идея индивидуализации чтения, пропагандировавшаяся в начале XX в. в работах Н.А. Рубакина, писавшего о необходимости «приспособления списков рекомендуемых книг к личностям тех читателей, которым они указываются» [28, с. 67], и считавшего более важным изучение не читающей массы, а отдельных читателей [28, с. 140].
В начале 20-х гг. популярными были социологические опросы, выявлявшие общую картину чтения в стране. Разнообразные методы изучения читателей нашли отражение в сборнике «Детское чтение: методы изучения» (1928), подготовленном под руководством Н.А. Рыбникова [5, с. 385].
В 60 - 70-е гг., после долгого затишья в изучении читателей, был проведен целый цикл крупномасштабных социологических исследований («Советский читатель», «Книга и чтение в жизни небольших городов», «Книга и чтение в жизни советского села», «Исследование художественных интересов современных школьников» и др.), в которых в значительной мере были сглажены все острые утлы. Правда, авторы последнего исследования, приводя цифровые данные, свидетельствующие о преобладании интереса к литературе среди других художественных интересов школьников, все же отмечали: «Наибольшим престижем у ребят пользуется литература, однако реально они прежде всего интересуются кино» [13, с. 68].
Интересный материал о читателе-школьнике представлен в вышедших в 50 - 70-е гг. работах психологов и методистов Л.В. Благонадежиной, О.И. Никифоровой, Н.Д. Молдавской, Л.Г. Жабицкой, М.Д. Пушкаревой, Л.Н. Рожиной, О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана, Н.А. Бодровой, Л.Т. Пантелеевой, В.П. Полухиной и др. [5, с. 385].
Характерно, что именно в 70-е годы произошло некоторое снижение интереса к урокам внеклассного чтения, что во многом объяснялось их излишним регламентированием. Массовая школьная практика почти не выходила за рамки, списков литературы, помещенных в программе и ставших фактически обязательными. Беседы по современной советской литературе в старших классах, хотя их и называли иногда уроками внеклассного чтения, были обычными уроками по программе, материалы которых включались в экзаменационные билеты.
Заметное оживление уроков внеклассного чтения наблюдалось в конце 80-х гг., когда в средних классах были введены дополнительные часы на обсуждение книг, самостоятельно прочитанных учащимися. Появилась возможность проводить целые циклы уроков внеклассного чтения. Шире стали использоваться на уроках приемы внеклассной работы (игры, викторины, кроссворды, концерты, спектакли, конкурсы и т.д.). В старших классах на уроки пришла «возвращенная литература», новинки современной литературы, последние журнальные публикации. Выбор произведений стал более свободным. Однако основное противоречие между чуждым всякой регламентации индивидуальным чтением и обязательностью урока, заключенное в феномене урока внеклассного чтения, по-прежнему остается [23, с. 248 - 249].
В проведенных в последние годы исследованиях читательских интересов школьников все чаще прослеживается мысль о растущем разрыве между уроками литературы и внеклассным чтением, об отсутствии устойчивой мотивации к чтению, отмечается падение роли учителя в формировании читательской культуры школьников [5, с. 385].
На каждом этапе литературного образования реализуются все эти направления, однако каждый этап имеет и свои специфические задачи. В младших классах на первом плане стоит задача воспитания любви к книге, потребности в чтении, формирование устойчивого интереса к литературе.
В средних классах, когда интенсивно расширяется круг чтения школьников, когда в их чтение вливается громадный поток «взрослой» литературы, когда складывается дифференциация читательских интересов, на первый план выдвигается задача формирования разносторонних читательских интересов, а также совершенствование читательского восприятия, развития художественного вкуса.
В старших классах особенно важной становится задача развития личностного подхода к литературному произведению, самостоятельности эстетических оценок. Интересы старшеклассников, в том числе и читательские, уже сформировались. Недооценка этого факта при планировании уроков внеклассного чтения, выборе произведений для обсуждения и форм проведения уроков может привести в результате к отчуждению между учеником и учителем [5, с. 393].
Обычно учителя-словесники планируют проведение уроков внеклассного чтения между отдельными темами, связывая эти уроки с изучением программного материала. Однако такая обязательная их увязка с основным курсом не всегда необходима. Достаточно «независимыми» могут быть «библиотечные уроки», обзоры новинок литературы, а также уроки внеклассного чтения, посвященные писателю-юбиляру или интересной журнальной публикации.
Наиболее последовательно реализуются в школьной практике проблемно-тематические связи между уроками по основному курсу и уроками внеклассного чтения. Чаще всего учителя переносят обсуждение проблем, поднятых в произведениях, изучаемых по программе, и на уроки внеклассного чтения. В старших классах таким образом связываются классика и современная литература, исследуются преемственность, традиции и новаторство в решении русскими писателями «вечных вопросов» [5, с. 393 - 394].
Значительно реже учитываются учителями историко-литературные связи, кроме, пожалуй, самой распространенной «связи по автору», когда для беседы на уроке внеклассного чтения отбираются другие произведения писателя, изучаемого по программе, или книги, посвященные его жизни и творчеству. Иногда на уроках внеклассного чтения обсуждаются и произведения других авторов, близкие по времени написания, имеющие сходную творческую судьбу, созданные в русле одного литературного направления. Обращение к произведениям зарубежных писателей отчасти восполняет пробелы в литературном образовании, дает возможность выхода на проблемы взаимодействия литератур, литературных связей и влияний [23, с. 251].
Мало внимания уделяет школьная практика и теоретико-литературным связям классного и внеклассного чтения. Между тем уроки внеклассного чтения могут существенно расширить представления учащихся о литературных жанрах, поэтических формах, средствах художественной изобразительности, особенностях стихотворной речи [5, с. 395].
Помимо внутрипредметных связей в практике отечественной школы давно были намечены и широко используются и межпредметные связи уроков внеклассного чтения с уроками истории, географии, музыки и изобразительного искусства. Интересно проходят такие уроки, как «Зима в русской поэзии, живописи и музыке», «Исторические события и герои в романах В. Скотта», «Путешествия русских писателей», обсуждения новых книг из серий «Жизнь замечательных людей», «История Отечества», «Жизнь в искусстве» и др. [5, с. 396].
При планировании системы уроков внеклассного чтения важно предусмотреть:
- разумное сочетание произведений русской и зарубежной классики и современной литературы;
- тематическое разнообразие («Проблема героя в литературе», «Война и мир», «Человек и природа», «Нравственные искания», «Нравственный идеал» и т.д.);
- сочетание произведений разных жанров (в соответствии с реальной картиной чтения, а также интересами самого учителя и учащихся);
- чередование разных видов уроков внеклассного чтения (беседа, обзор, композиция, концерт, семинар, викторина, экскурсия, собеседование, консультация и т.д.) и приемов активизации читательской самостоятельности учащихся (различного рода групповые и индивидуальные задания, использование других видов искусства, межпредметных связей, технических средств обучения);