Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 15:47, курсовая работа
Цель исследования: изучение особенностей ознакомления подростков с произведениями современной приключенческой литературы на уроках внеклассного чтения.
Задачи исследования:
1) рассмотреть особенности изучения литературных произведений на уроках внеклассного чтения;
2) дать характеристику приключенческой литературы как прозаического жанра;
3) разработать уроки внеклассного чтения, целью которых является изучение современной приключенческой литературы для подростков.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы изучения
современной приключенческой литературы для подростков
на уроках внеклассного чтения..............................................................................5
1.1. Уроки внеклассного чтения
как специфическая форма занятий по литературе...............................................5
1.2. Приключенческая литература как прозаический жанр..............................12
Глава 2. Изучение произведений современной
приключенческой литературы на уроках внеклассного чтения.......................20
2.1. Урок внеклассного чтения по теме «Творчество В.П. Крапивина»..........20
2.2. Урок внеклассного чтения по теме
«Повесть В.П. Крапивина «Взрыв Генерального штаба».................................26
Заключение.............................................................................................................30
Список использованной литературы...................................................................33
Таким образом, подводя итоги данной части исследования, можно сделать следующий вывод: приключенческая литература – это произведения с острыми сюжетными ситуациями, напряженным действием, обыгрыванием разного рода загадок и тайн. Приключенческая литература соотносима с жанрами путешествия, детектива, научной фантастики, фэнтези.
Глава 2. Изучение произведений современной приключенческой литературы на уроках внеклассного чтения
2.1. Урок внеклассного чтения по теме «Творчество В.П. Крапивина»
Тема урока: «Творчество В.П. Крапивина».
Цель урока: Изучение творческой биографии и творческого метода В.П. Крапивина».
I. Организационный момент.
II. Слово учителя.
Владислав Петрович Крапивин родился в городе Тюмени, 14 октября 1938 года, в семье педагогов Петра Федоровича и Ольги Петровны Крапивиных.
В 1956 году поступил на факультет журналистики Уральского государственного университета им. А. М. Горького.
Во время обучения в университете был зачислен в штат газеты «Вечерний Свердловск». Несколько лет работал литературным сотрудником и заведующим отделом в журнале «Уральский Следопыт». Позднее, в 1965 году, ушел на творческую работу.
В 1961 году Владиславом Крапивиным был создан детский отряд «Каравелла» (в 1965 году над отрядом взял шефство журнал «Пионер»). Профиль отряда - журналистика, морское дело, фехтование. Отряд существует до настоящего времени, ранее имел статус пионерской дружины, пресс-центра и парусной флотилии журнала «Пионер». Владислав Петрович руководил отрядом более тридцати лет, в настоящее время во главе «Каравеллы» молодые выпускники отряда.
Первая книга Владислава Крапивина «Рейс «Ориона» вышла в 1962 году в Свердловске. Спустя два года автор был принят в члены Союза писателей СССР.
В настоящее время у В. Крапивина около двухсот изданий на различных языках. Его книги были включены в «Золотую библиотеку избранных произведений для детей и юношества», «Библиотеку приключений и научной фантастики», «Библиотеку мировой литературы для детей», в японскую 26-томную серию «Избранные сочинения русских писателей для подростков».
Книги Владислава Крапивина неоднократно переиздавались в Польше, Чехословакии, Болгарии, Германии, Японии, Венгрии, переводились на английский, испанский, персидский и другие языки.
Часть произведений Владислава Крапивина были экранизированы и показывались по Центральному телевидению. Нескольких премий был удостоен фильм «Колыбельная для брата» по сценарию Владислава Крапивина и Станислава Фурина.
Владислав Петрович Крапивин - лауреат премии Ленинского комсомола, премии «Аэлита» журнала «Уральский Следопыт» и Союза писателей РСФСР, премии имени А. Гайдара журнала «Пионер» и других литературных премий.
За литературную и общественную деятельность награжден орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, медалью «За доблестный труд», знаком ЦК ВЛКСМ имени А. Гайдара.
Почетный гражданин города Екатеринбурга, в котором жил и работал более сорока лет. В настоящее время по ряду причин писатель вернулся на родину и проживает в городе Тюмень.
До конца 70-х гг. в творчестве Владислава Петровича преобладала реалистическая линия: все его произведения этого времени по-своему продолжают гайдаровскую традицию романтического подхода к изображению мира детства. Романтика - в крови крапивинских героев, которые умеют мечтать, ощущая зов дальних дорог и островов. В своих произведениях Крапивин создал легко узнаваемый образ подростка: его герои – «мятежники, повстанцы, защитники, воины, романтики». Они отличаются нравственной чистотой, справедливостью, обостренным чувством собственного достоинства. Не менее важно, что они энергичны в утверждении своего взгляда на мир, жизненной позиции, способны на Поступок, мужественны и последовательны. Может быть, поэтому герои Крапивина часто «лезут в разные истории», чтобы защитить свою честь и спасти кого-то от зла.
Ощущение достоверности происходящего и его значительности усиливается оттого, что автор не скрывает ни от героев, ни от читателей жестокой правды жизни: у его героев часто происходят конфликты с окружающими, нередко они вступают в стычки с хулиганами, даже бандитами. Жесткость авторской позиции предельна - иногда его герои погибают, как третьеклассник Воробьев («Та сторона, где ветер») ценой собственной жизни спасает малышей, оказавшихся на сползающем с обрыва пласте льда, жестоким избиением Кирилла Векшина заканчивается повесть «Колыбельная для брата». Причем ребята редко получают благодарность за свою отвагу - так Сережу Каховского, выступившего против озлобленной бандитской группировки в защиту малышей, осуждают на совете отряда «за возмутительное поведение». И это закономерно - крапивинские герои часто оказываются «нарушителями дисциплины» и «возмутителями спокойствия», они не удобны обывателям своей активностью, чувством сопричастности всему происходящему.
Герои Крапивина - дети разных возрастов, но их объединяет сходство взглядов на жизнь и окружающий мир. Почти во всех произведениях писателя старшие дружат с младшими и опекают их. Герой-подросток оказывается тем старшим другом, которому дано облегчить младшим болезненность и трудность взросления. По сути дела, мир крапивинского детства - мир без взрослых: их присутствие на страницах произведений, участие в действии предельно ограничено и носит часто негативный по отношению к детям характер. Подростки же оказываются мудрыми наставниками и друзьями, которые помнят еще свою беспомощность перед лицом зла и несправедливости, и всегда готовы прийти на помощь.
В 80-е гг. в творчестве Крапивина происходит поворот в сторону условного типа отражения действительности: выходит в свет начатая еще в 1971 г. роман-трилогия «Голубятня на желтой поляне», а со второй половины 80-х гг. начинают, одно за другим, появляться аллегорические сказки писателя и произведения, составившие основу цикла о Великом Кристалле. Мир Великого Кристалла - это множественность живых миров, переходящих друг в друга или соприкасающихся, существующих в едином «вертикальном времени». Населен он, в основном, детьми (взрослых в нем мало, они редко имеют «решающий» голос, а героями становятся лишь при условии сохранения детства в своей душе).
Нельзя не обратить внимание на усложнение картины мира, происшедшее в последние десятилетия в творчестве Крапивина: сохранив верность ведущим принципам конечной победы добра, справедливости, писатель тем не менее отчетливо сознает силу и жизнеспособность зла, в его произведениях есть и боль, и разочарование, и смерть. Героев Крапивина иногда обвиняют в недетской жестокости, в отсутствии «христианского милосердия», забывая о том, что писатель ставит их лицом к лицу с реальным Злом, включает в борьбу, в которой нет и не может быть компромиссов.
Созданный Крапивиным мир Великого Кристалла в современной русской детской и подростково-юношеской литературе пока по-своему уникален (объемностью, детальной проработкой, однородностью мировосприятия), его своеобразным продолжением стали произведения последних лет писателя.
Движущая сила крапивинских героев — чувство собственного достоинства. Оно ведет к стремлению утвердиться, самореализоваться. Отсюда конфликтные ситуации. И даже потребность героя идти на конфликты, потребность сломать лестницу капитуляций, по которой с возрастом спускается почти каждый. Бунт против несправедливости, созидающий душу бунт.
Есть у героев Крапивина еще один принцип, характерный для творческой личности. Это умение видеть, что все могут быть не правы, и научиться жить ради истины, а не для окружающих, если они дискредитировали себя, предали истину.
Крапивин - один из самых парадоксальных авторов современной детской и юношеской литературы. При всей своей колоссальной известности этот автор на удивление мало исследован серьезной критикой. Сам же писатель предельно сдержан в выcказываниях по поводу собственной творческой концепции и оставляет свободу толкования написанного самим читателям.
III. Беседа с учащимися по творчеству В.П. Крапивина.
Учитель предлагает детям вспомнить произведения В.П. Крапивина, которые они сами читали или о которых хотя бы слышали.
Прочитанные учащимися произведения обсуждаются. Выясняется, что понравилось в произведениях писателя, какова их основная идея, каковы особенности сюжета и т.п.
IV. Игра-викторина по произведениям В.П. Крапивина.
Учащиеся делятся на две команды. Побеждает та команда, которая правильно ответит на большинство вопросов.
Вопросы викторины:
1) В каком году родился Владислав Петрович Крапивин? (1938).
2) Как назывался созданный Крапивиным детский отряд? («Каравелла»).
3) Как называлась первая книга, написанная Крапивиным? («Рейс «Ориона»).
4) В каком году вышла первая книга Крапивина? (1962).
5) Какие произведения входят в трилогию «Голубятня на Желтой поляне»? («Голубятня в Орехове», «Праздник лета в Старогорске», «Мальчик и ящерка»).
6) Героем какого произведения является слепой мальчик Владик? («Та сторона, где ветер»).
7) В каком городе чаще всего происходят действия произведений Крапивина? (В Севастополе).
8) Назовите журналы, в которых часто публиковались произведения Крапивина («Уральский следопыт» и «Пионер»).
9) Назовите трилогию, написанную
Владиславом Петровичем
10) Назовите книги, входящие в роман «Острова и капитаны» («Хронометр (Остров Святой Елены)», «Граната (Остров капитана Гая)», «Наследники (Путь в архипелаге)»).
11) Назовите роман В. Крапивина, фактически являющийся рассказом об устройстве парусного корабля и плаваниях под парусами («Фрегат «Звенящий»).
12) Какой фильм является последним на данный момент фильмом, снятым по произведению В. Крапивина? («Бегство рогатых викингов»).
13) Какой известный отечественный писатель создал несколько своих произведений под влиянием творчества В. Крапивина? (Сергей Лукьяненко).
14) В каком произведении В. Крапивина действие происходит в независимом приморском городе Льчевске сошлись военные интересы Империи и местных повстанцев? («Взрыв Генерального штаба»).
15) Назовите как можно больше произведений В. Крапивина (Те, что были уже названы в ходе викторины, называть нельзя).
V. Домашнее задание.
Учащимся предлагается самостоятельно ознакомиться с повестью В. Крапивина «Взрыв Генерального штаба».
2.2. Урок внеклассного чтения по теме «Повесть В.П. Крапивина
«Взрыв Генерального штаба»
Тема урока: «Повесть В.П. Крапивина «Взрыв Генерального штаба».
Цель урока: Изучение тематики и проблематики повести В.П. Крапивина «Взрыв Генерального штаба», а также связи сюжета повести с современностью.
I. Организационный момент.
II. Слово учителя.
На прошлом уроке мы договорились, что вы прочитаете повесть Владислава Петровича Крапивина «Взрыв Генерального штаба», которая была написана в 1996 году.
Давайте рассмотрим тематику, проблематику и художественные особенности данного произведения.
III. Беседа по теме и основной проблеме произведения.
Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:
- Где происходят действия повести? (На Полуострове, в городе Льчевске);
- Назовите главных героев повести (Лён и Зорко);
- Кто является противоборствующими сторонами в изображенной в повести войне (Империя и Йосские повстанцы);
- На каких событиях построен сюжет повести (Действия происходят в мире, где идет нескончаемая война Империи и йосских повстанцев. Война настолько ожесточенная, что даже дети становятся солдатами. Тринадцатилетний Лён и совсем еще маленький Зорко принадлежат к разным лагерям. Каждый идет с тайным заданием в «свой» Генеральный штаб: несет записанную в подсознании сложнейшую информацию. Но оказалось, что Генеральный штаб один, общий. Тот, кто заправляет войной, считает ее закономерным и даже полезным явлением, чем-то вроде кровообращения в организме человечества).
IV. Дискуссия о теме повести.
Учащимся предлагается две формулировки темы повести:
1) Тема грязных политических
игр, посредством которых
2) Тема дружбы.
Учащиеся делятся на две группы, каждая из которых поддерживает тезис о том, именно эта тема является основной в повести. Победителя дискуссии выявляет жюри, состоящее из четырех человек: трех учащихся и учителя, который является его председателем.
V. Проблемное задание.
Учащимся предлагается назвать момент в повести, который является его кульминацией и аргументировать свою позицию.
Проблема здесь заключается в том, что кульминационных моментов в повести несколько (момент, когда Лён понимает, что Зорко такой же разведчик, как и он сам; момент, когда Лён собирается убить Зорко; момент, когда Лён и Зорко бросают жребий, чтобы проигравший прыгнул со скалы и разбился насмерть; момент, когда Лён встречается с Зорко в Объединенном Генеральном штабе; момент, когда генерал рассказывает им о существовании Объединенного Генерального штаба; момент, когда Лён стирает принесенную ими с Зорко информацию об озоновых дырах; момент, когда Лён и Зорко бегут из газовой камеры; момент, когда Лён, Зорко и Ермилка взрывают Объединенный Генеральный штаб), и поэтому выявить «самый кульминационный» из них не представляется возможным.