Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 18:01, дипломная работа
При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:
-ассоциативный ряд;
-опорный конспект;
-ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления) ;
-мозговая атака;
-групповая дискуссия;
-чтение с остановками и Вопросы Блума;
-кластеры;
-синквейн;
-«Продвинутая лекция» ;
-нетрадиционные формы домашнего задания.
1. Условия возникновения, становления опыта------------------------3
2. Приемы использования инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе----------------------------------------------------4
А) технология развития критического мышления-----------------------4
Б) дискуссия---------------------------------------------------------------------------5
В) вопросы Блума--------------------------------------------------------------------6
Г) кластеры----------------------------------------------------------------------------6
Д) эссе------------------------------------------------------------------------------------7
Е) метод проектов--------------------------------------------------------------------8
Ж) нетрадиционные уроки--------------------------------------------------------8
З) кейс-метод-------------------------------------------------------------------------11
И) метод проблемного обучения------------------------------------------------11
К) технология мастерских--------------------------------------------------------12
Л) нетрадиционные формы домашних заданий----------------------------15
3. Результаты работы с инновационными технологиями---------------16
4. Литература-------------------------------------------------------------------------17
Тамбовский областной институт
повышения
квалификации работников
ВЫПУСКНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Современные
образовательные технологии
и новые образовательные результаты
МБОУ «Средняя
г. Мичуринска
2012 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Условия возникновения, становления опыта------------------------3
2. Приемы использования инновационных
технологий в обучении русскому языку
и литературе--------------------
А) технология развития критического
мышления----------------------
Б) дискуссия---------------------
В) вопросы Блума-------------------------
Г) кластеры----------------------
Д) эссе--------------------------
Е) метод проектов----------------------
Ж) нетрадиционные уроки-------------------------
З) кейс-метод--------------------
И) метод проблемного обучения----------------------
К) технология мастерских--------------------
Л) нетрадиционные формы домашних заданий-----------------------
3. Результаты работы с инновационными технологиями---------------16
4. Литература--------------------
Приложение: Презентация
1. Условия возникновения, становления опыта.
Урок родился около четырехсот лет назад. Его отцом и учредителем считается Я. А. Коменский. Существуя несколько столетий, урок не мог не трансформироваться. Он претерпевает изменения, но они происходят достаточно плавно. Урок всегда являлся и является основополагающим элементом образовательной системы. Деятельность учащихся по наблюдению, сравнению, классификации, выявлению закономерностей должна являться дидактическим стержнем урока. Иными словами, действия с учебным материалом должны носить преобразующий характер, захватывающий личность.
Меня, как и любого учителя, постоянно беспокоит вопрос: как построить урок наиболее рационально для развития общеучебных и предметных умений.
Часто, входя в класс, мечтаешь о том, чтобы стать тем единственным и неповторимым Учителем, который всегда всё знает и лучше всех всё умеет, на уроках которого нет ни минуты для скуки и рутинной работы. Но, реально оценив ситуацию, часто понимаешь, что на все планы не хватает времени, что и хотел бы, да не в силах подобрать нужный текст, изобрести такие задания, которые можно быстро проверить, придумать столько вариантов теста, чтобы умненькие детки не успели друг у друга списать. И всё-таки, приходя с работы, каждый день думаешь о том, чем же завтра поразить своих учеников, как донести до них «разумное, доброе, вечное», не надоедая словами: «Откройте учебник, пишем следующее упражнение».
Осознавая
требования современного
В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнении: традиционные формы обучения устарели, чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их прежде всего удивить, заинтересовать. Сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь каждому ученику ощутить свою причастность к предмету.
Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения. Немалая роль в этом отводится современным образовательным технологиям.
2. Приемы использования
При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:
-ассоциативный ряд;
-опорный конспект;
-ИНСЕРТ (интерактивная система
записи для эффективного
-мозговая атака;
-групповая дискуссия;
-чтение с остановками и
-кластеры;
-синквейн;
-«Продвинутая лекция» ;
-нетрадиционные формы
А) технология развития критического мышления
Несколько подробнее мне хотелось бы остановиться на некоторых приемах, используемых в технологии развития критического мышления. Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана Международной Ассоциацией и Консорциумом Гуманистической педагогики. В последние 15 лет она получила широкое распространение в системах общего и профессионального образования в 29 странах мира.
Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.
Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
1.актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
2.вызвать устойчивый интерес
к изучаемой теме, мотивировать
ученика к учебной деятельност
3.сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
4.побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:
-получить новую информацию;
-осмыслить ее;
-соотнести с уже имеющимися знаниями;
-искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:
-целостное осмысление, обобщение полученной информации;
-присвоение нового знания, новой информации учеником;
-формирование у каждого из
учащихся собственного
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
Б) дискуссия
Используя в работе технологию развития критического мышления, наиболее приемлемыми для себя я считаю такие приемы, как дискуссия (от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса). Дискуссия — одна из весьма сложных форм речи, для овладения которой необходима предварительная подготовка, поэтому при проведении такого урока в 6-8 классах знакомлю ребят с правилами ведения дискуссии, с речевыми штампами, помогающими ребята выражать свои мысли.
Основные задачи дискуссии:
-обмен первичной информацией;
-выявление противоречий;
-переосмысления полученных
-сравнение собственного
Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:
-уважение к различным точкам зрения ее участников;
-совместный поиск
Данный прием особенно эффективен на уроках литературы при обсуждении и анализе художественного произведения. Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.
В) вопросы Блума
Эффективным также нахожу на некоторых уроках чтение с остановками и вопросы Блума (условное название методического приема организации чтения с использованием разных типов вопросов).
Подготовительная работа:
1. Учитель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора:
- Текст должен быть абсолютно
неизвестным для данной
- Динамичный, событийный сюжет;
- Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал.
2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.
3. Учитель заранее продумывает
вопросы и задания к тексту,
направленные на развитие у
учащихся различных
Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»). Этот прием, как правило, использую в работе с 8 класса, когда ученики уже имеют определённые навыки содержательного анализа текста.
Данный прием я часто использую при подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения (часть « С» в КИМ-ах ЕГЭ по русскому языку), т.к. эта работа предполагает не только тщательный анализ текста, но и умение «идти» вслед за автором, «видеть», как он создает текст, что хочет «сказать» читателю на том или ином этапе.
Г) кластеры
При работе над частью «С» особую сложность представляет для обучающихся умение находить проблемы текста ( их, как правило, несколько). Поможет в этом составление кластера. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Последовательность действий проста и логична:
посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы;
вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планеты и ее спутники»);
по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
-не бояться записывать все, что приходит на ум;
-дать волю воображению и
-продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
-постараться построить как
-не следовать по заранее
Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.
Д) эссе
На уроках литературы в 10-11 классах часто обращаюсь к эссе (жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы). Эссе очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике. Его целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии. Если ребята обучаются с помощью технологии развития критического мышления, то они, как правило, имеют на многие вопросы свою точку зрения, а в силу возрастных психологических особенностей не всегда могут проявить сдержанность, поэтому возникает на уроке ситуация, когда более подготовленные учащиеся высказывают свои мысли, идеи, предположения, не давая остальным время сосредоточиться. Вот тогда и незаменим прием эссе: каждый может проанализировать обсуждаемый вопрос, подумать, сделать самостоятельный выбор.
Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. Иногда текст свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы для более солидного сочинения.
5-минутное эссе. Этот вид письменного
задания обычно применяется в
конце занятия, чтобы помочь учащимся
подытожить свои знания по
изученной теме. Для учителя –
это возможность получить
1) написать, что они узнали по новой теме;
2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.
Е) метод проектов
Особенно перспективным представляется метод проектов, который позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности аудитории активизировать ее творческую деятельность, медиакомпетентность обучающихся. К использованию на уроке данного метода нужно готовить ребят постепенно. Так уже в 7 классе по русскому языку можно подготовить с учениками несколько проектов по изученным частям речи. Темы по морфологии очень обширны, имеют несколько микротем, требуют много работы при отработке навыков и умений, поэтому на стадии закрепления можно подготовить и проект по изученной теме. Ёще один плюс этой работы психологический: 7-й класс это, так называемый, «трудный» возраст, когда ребёнка сложно чем- то заинтересовать. А новый вид работы всегда интересен, тем более, что можно работать в группах, что тоже имеет немаловажное значение для ребят этого возраста. Если работа в этом направлении ведётся учителем целенаправленно, то к 10-11классу ученики уже достаточно владеют навыками создания проекта, чтобы выполнять эту работы самостоятельно. Для учебных проектов важно:
Информация о работе Современные образовательные технологии и новые образовательные результаты