Современные образовательные технологии и новые образовательные результаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 18:01, дипломная работа

Краткое описание

При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:
-ассоциативный ряд;
-опорный конспект;
-ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления) ;
-мозговая атака;
-групповая дискуссия;
-чтение с остановками и Вопросы Блума;
-кластеры;
-синквейн;
-«Продвинутая лекция» ;
-нетрадиционные формы домашнего задания.

Содержание

1. Условия возникновения, становления опыта------------------------3
2. Приемы использования инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе----------------------------------------------------4
А) технология развития критического мышления-----------------------4
Б) дискуссия---------------------------------------------------------------------------5
В) вопросы Блума--------------------------------------------------------------------6
Г) кластеры----------------------------------------------------------------------------6
Д) эссе------------------------------------------------------------------------------------7
Е) метод проектов--------------------------------------------------------------------8
Ж) нетрадиционные уроки--------------------------------------------------------8
З) кейс-метод-------------------------------------------------------------------------11
И) метод проблемного обучения------------------------------------------------11
К) технология мастерских--------------------------------------------------------12
Л) нетрадиционные формы домашних заданий----------------------------15
3. Результаты работы с инновационными технологиями---------------16
4. Литература-------------------------------------------------------------------------17

Вложенные файлы: 1 файл

vypusknaya_kontrolnaya_rabota_skorobogatovoy_s.v.docx

— 48.94 Кб (Скачать файл)

-определить цель исследовательской, практической и/или творческой  деятельности;

-обозначить проблему, возникающую в ходе исследования или специально созданной проблемной ситуации;

-выдвинуть гипотезу, связанную со способами решения данной проблемы;

-сформулировать конкретные задачи проекта и определить механизмы сбора и  обработки необходимых для проекта данных и анализа результатов;

-опираясь на эти задачи, составить четкий план проекта (это может быть,  например, сценарий будущего медиатекста);

-осуществить практическое выполнение плана проекта;

-подготовить отчет по результатам проекта и обсудить его результаты.

Ж) нетрадиционные уроки

Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучению в целом. Творчество на таких уроках я вижу не в развлекательности, а в подборе таких заданий, такого дидактического материала, который своей новизной, необычностью подачи (путешествие, заседание, конкурс, игра и т.д.), вызывая удивление, активизирует внимание, мышление ученика. Попадая в необычную ситуацию, ребёнок включается в деятельность, сотрудничество с учителем, при этом создается положительный эмоциональный фон, начинают активно функционировать интеллектуальная и волевая сферы, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки. Этому способствует создание на нестандартных уроках условий для мобилизации творческих резервов и учителя, и ученика.

Подготовка к нетрадиционным урокам проводится очень тщательно, а это, как правило, требует много сил и времени и со стороны учителя, и со стороны ученика. В своей практике я наиболее удачно использую несколько нетрадиционных форм урока: практикум, викторина, исследование, путешествие, диалог на основе проблемной ситуации, деловая игра, зачет. Выбор зависит от нескольких условий: во-первых, учитываю возрастные особенности учащихся, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения в связи с изучаемой темой.

Например, урок-семинар имеет повторительно-обобщающий характер и его целесообразно проводить в старших классах. Хотя в сильном классе можно попробовать такую форму уже в среднем звене, так как она способствует формированию научного стиля речи, самооценке собственных высказываний, оказывается эффективной формой контроля и самоконтроля, ребята учатся работать самостоятельно, пользоваться научной литературой. Основой содержания урока-семинара служит теория. Ведущая цель - формирование теоретического мышления, которое позволит учащимся самостоятельно отбирать, изучать информацию и применять полученные знания на практике.

На уроках русского языка к такой форме можно обратиться уже 6-7 классах. В соответствии с задачами повторения разделов семинарские занятия можно организовать по следующим темам: «Состав слова и словообразование», «Морфология. Самостоятельные и служебные части речи», «Пунктуация простого предложения» и т.д.

Уроки такого плана требуют тщательной подготовки и ученика, и учителя. Воспитательная и образовательная ценность семинаров неоспорима. Она заключается, прежде всего, в том, что школьники учатся самостоятельно работать с научной литературой, строить свои выступления в соответствии с предложенным планом, а это готовит учеников и к обучению в вузе.

Одним из современных требований к уроку русского языка является работа с текстом. В связи с этим я использую в своей работе такую форму урока, как исследование. В самом названии «урок - исследование» просматривается основная задача - исследование языкового материала на основе текстов.

"Мы почти не учим говорить", - высказал своё отношение о состоянии обучения ещё в начале века лингвист и методист В.И. Чернышёв. Эти слова, к сожалению, относятся и к нашему времени. О деятельности учителя судят главным образом по результатам контрольного диктанта, тестирования, а не потому, как дети умеют говорить или писать. Кстати эти же знания проверяют и на вступительных экзаменах в ВУЗы. А ведь жизнь требует и культуры общения в семье, коллективе, и культуры речевого поведения в обществе, и культуры профессионального общения.

Учитель русского языка должен заботиться о том, чтобы выпускники школы хорошо владели как письменной, так и устной речью. А для этого нужно "открыть уста детей", предоставить им возможность свободно говорить и писать о том, что их волнует, интересует, поддержать стремление детей к самовыражению через слово.

Статистика подсчитала, что в среднем ученик в течение 5 уроков говорит 3-5 минут. Я думаю, что учителей эти данные не удивят, но, бесспорно, заставят задуматься над проблемой. Поэтому сегодня актуальными являются уроки — диспуты, дискуссии. Большая доля работы при подготовке к такому уроку ложится на плечи учителя: выбор темы, подход к проблеме, составление плана дискуссии, отбор вопросов. Такая форма работы более эффективна на уроках литературы.

Излюбленной формой урока ребят 5-7-х классов остается урок-игра. Отличительной особенностью учебно-ролевых уроков является то, что их психологическую основу составляет механизм воображения: ребята представляют себя в определенных ролях, оказываются в заданной ситуации, совместно решают поставленную задачу. Приняв за основу соответствующий механизм, можно оживить даже самый сложный материал. В чем же успех такого урока? Я думаю, что и в его необычности (использование сказочного, фантастического сюжета, приглашение любимых героев), и в доступности изложения материала, и в использовании яркой наглядности. Ведь ребятам надоедает «зубрить» из урока в урок материал учебника. Но если, например, представить, что ты попал на необитаемый остров или на другую планету и тебе надо помочь соплеменникам, что ради этого не сделаешь?! Горы свернёшь, не говоря о том, чтобы выучить падежи, спряжения или научиться писать частицу со словом.

При всем многообразии и эффективности нетрадиционных уроков использовать их часто нельзя по целому ряду причин. Но ведь так хочется, чтобы каждый урок был особенный, со своей «изюминкой». Главное, чтобы детям на уроке некогда было скучать, чтобы им хотелось работать, учиться, а ведь для этого важны и ситуация успеха, которую, как правило, создают нестандартные уроки или элементы уроков, и самостоятельность, к которой ребята приучаются на таких уроках, и творческое отношение к родному языку, которое воспитывается только на творческих уроках.

Объяснение нового материала эффективнее, если «подкрепляется» наглядностью, что позволяет уравновесить словесную и образную формы мышления. Учащимся обычно предлагается изобразительный материал ( как правило, в сочетании со словесным) по конкретному разделу языка или его отдельным темам. Схема-опора ( на интерактивной доске она может быть заранее подготовлена и раскрываться дозированными частями) - это модель изученного или изучаемого материала, изображение его «устройства», взаимоотношение частей, выделение главного. Это одно из средств обучения, обеспечивающих прочность знаний, умений и навыков.

З)кейс-метод

Кейс - это нечто вроде инструмента, позволяющего применить теоретические знания к решению конкретных задач. Он способствует развитию у слушателей самостоятельного мышления, увязывает теорию с практикой.

Материалы кейса предлагаются учащимся в виде текста, а так же могут содержать информацию статистического характера, видео фрагменты и т.д. В кейсе всегда спрятана проблема, которая определяет характер ситуации. Однако сама проблема в кейсе присутствует в неявном, относительно скрытом виде. Участникам практического занятия необходимо вычленить ее из информации кейса. Это требует изучающего, аналитического чтения, оценки и классификации информации на необходимую и лишнюю, важную и второстепенную. Работа ведется в малых группах по 4-6 человек, что создает условия для кооперации и взаимообучения, обеспечивает эффективное формирование коммуникативной компетентности.

Работа преподавателя при использовании данной технологии носит тьюторский характер. Она включает в себя конструирование сюжета кейса, а так же непосредственную деятельность в классе, где тьютор организует работу в группах, следит за соблюдением довольно жесткого регламента, фиксирует на доске предлагаемые учащимися формулировки проблемы и варианты ее решений, дает по мере необходимости пояснения, избегая прямых консультаций, стимулирует рефлексию и помогает подвести итоги занятия.

 

И) метод проблемного обучения

Метод обучения представляет собой систему организации взаимодействия преподавателя и учащихся, призванную обеспечивать достижение педагогических целей. В зависимости от целей исследования методы обучения классифицируются в педагогической литературе по различным критериям: по источникам передачи содержания (словесные, практические и наглядные), по целевому объекту на основе учета структуры личности (методы формирования сознания, поведения, чувств), по целевому объекту на основе учета структуры учебного процесса (методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, стимулирования и мотивации, контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности) и так далее. Существуют также различные классификации методов непосредственно проблемного обучения применительно к целям, которые оно ставит перед собой, и средствам, которыми оно располагает. Так, по способу решения проблемных задач иногда выделяют четыре метода: проблемное изложение (педагог самостоятельно ставит проблему и самостоятельно решает ее), совместное обучение (педагог самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися), исследование (педагог ставит проблему, а решение достигается учащимися самостоятельно) и творческое обучение (учащиеся и формулируют проблему, и находят ее решение). По характеру взаимодействия и распределению активности педагога и учащихся также иногда выделяют пять способов организации учебного процесса (называемые также бинарными методами), в которых соответствующему методу преподавания соответствует свой метод учения (сообщающий и исполнительный, объяснительный и репродуктивный, инструктивный и практический, объяснительно-побуждающий и частично-поисковый, побуждающий и поисковый).

К) технология мастерских

Технология заключается в специально организованном педагогом- мастером развивающем пространстве, которое позволяет ученикам в коллективном и индивидуальном поиске приходить к «построению или открытию знания».

Мастерская - это необычная форма проведения учебных занятий. Она состоит из последовательности взаимосвязанных этапов. На каждом из этапов определяющим является соответствующее учебное задание, которое направляет познавательную деятельность ребят. В классе организуется самопроверка, самооценка, рефлексия результатов работы и самого процесса познания.

Учебная деятельность школьников в процессе выполнения заданий это альтернатива простой передаче информации. Как пишет А.А. Окунев, на мастерской «знания выстраиваются, но не даются в готовом виде. В процессе этого выстраивания знаний возможны неточные формулировки, ошибки, но это не считается преступлением. Ученики теряют страх совершить ошибку, страх осуждения за неправильную мысль, опасение не справиться с заданиями, не угадать, что задумано учителем. На основе ошибок, приближенных рассуждений, являющихся ступеньками в познании, формируются строгие научные знания».

Если в традиционном обучении учитель дает знания, и предполагается, что учащиеся их берут заранее «упакованными», структурированными, что учащийся - «белый лист бумаги», на котором можно писать, то мастерские начинаются с того, что по каждому важному вопросу вначале организуется выдвижение учащимися своих гипотез, суждений.

Понять атмосферу, специфику мастерской помогают комментарии, мысли, высказывания из книг - «носителей данной технологии» - российских и французских учителей:

- учитель на уроке - не хозяин, хозяин - текст. Но обычно на эту  функцию претендует учитель;

- задача учителя - не объяснять  умело, четко и ясно материал, но создавать на уроке ситуации для поиска.

В зависимости от содержания темы, этапа ее изучения, уровня преподавания и других факторов, алгоритмы мастерских могут варьироваться.

При всем многообразии алгоритмов, многие из них содержат одинаковые этапы: индукция, самоконструкция, социоконструкция, панель, социализация, слово мастера и др.

Индукция - организация учителем индивидуального задания, которое требует от каждого ребенка при его выполнении принятия независимого решения, отражения в нем своего понимания, своего видения проблемы.

Этап индивидуальной работы (самоконструкция) - по постановке вопросов, формулировке целей урока, оценке ситуации, выдвижению учащимися индивидуальных гипотез, выполнению проектов, объяснению фактов и явлений, решению задач и т. п.

Работа в парах, группах (социоконструкция) - по выполнению заданий мастера Она может следовать за индуктором или ей может предшествовать самоконструкция. На этом этапе могут применяться те же задания, как и для индивидуальной работы. Взаимодействие с другими обеспечивает расширение источника опыта, идей за счет увеличения числа участников, размышляющих над проблемой. У каждого ученика в группе рождается чувство ответственности за общее дело. Продуктом работы в паре или группе является общий вариант решения.

Социализация: общее обсуждение того, что сделано индивидуально, в паре, группе; рассмотрение различных гипотез и точек зрения. Это обсуждение может быть организовано на основе афиширования-представления работ учеников и мастера (текстов, схем, рисунков) всему классу (устная их презентация или вывешивание афиш в классе).

Разрыв - сопоставление учащимися своих работ с работами одноклассников из других групп, с научными текстами (культурно-историческими образцами) и внутреннее осознание участниками мастерской неполноты своих знаний, что приводит к эмоциональному конфликту, познавательной напряженности и потребности в получении нового знания. Важно, чтобы источник новой информации был достаточно авторитетен. Ситуация разрыва создает предпосылки для принятия учащимися решения о продолжении своей деятельности:

1) развития своего образовательного  продукта (если он оказался идентичным  культурно-историческому аналогу);

2) преобразовании своего продукта.

Рефлексия:

- переживаемый в мыслях и  чувствах процесс осознания субъектом  своей деятельности;

-  отражение чувств, возникших  у учеников в ходе мастерской, приводящих к усовершенствованию  дальнейшей работы мастера и  обучаемых;

- анализ успеха и неуспеха  на каждом этапе мастерской;

- осознание конфликта в самом  себе и разрешение этого конфликта  в результате его преодоления.

В процессе рефлексии проводится разнообразная мыслительная работа:

- могут обсуждаться и фиксироваться  способы деятельности, которые применялись  в мастерской и которые освоили  учащиеся;

- осознаются те отдельные продукты, которые созданы отдельными учениками  в группах и всем классом, обозначаются  нерешенные проблемы;

- очерчивается «область незнания»;

- принимаются решения о дальнейшей  поисковой деятельности, отбираются  темы проектов, предлагаются вопросы  для обсуждения и изучения.

Информация о работе Современные образовательные технологии и новые образовательные результаты