Творчество Генри Филдинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 16:10, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа посвящена изучению творчества английского писателя Генри Филдинга, а также его роли его деятельности для Эпохи Просвещения. На первый взгляд может показаться, что данная тема не является весьма актуальной в рамках нашего времени, но на самом деле это не так. Она не утратила своего значения и сейчас. Хоть и с 18 века прошло не много ни мало 3 века, но проблемы остаются все те же. Филдинг описывает общество того времени. На страницах его работ показаны порок и добродетель, люди, причем как хорошие, так и плохие. Здесь же можно найти и политические вопросы Эпохи Просвещения, которые есть и в настоящем. Все это – опыт прошлого, и он может помочь решить проблемы современности.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
Глава 1: Эпоха Просвещения………………………………………...5
Глава 2: Жизненный путь Филдинга………………………………....7
Глава 3: Произведения Филдинга, черты Просвещения в них….....10
Глава 4: Основные характеристики творчества Филдинга…….......24
Глава 5: Роль творчества Филдинга…………………………………29
Заключение……………………………………………………………31
Список использованных источников………………………………..33

Вложенные файлы: 1 файл

ФИЛДИНГ МАТЬ ЕГО!!!!! ДОПИСАЛ!!!!.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

Центральное место в творчестве Филдинга принадлежит романам. В них  проявились  все  особенности  реалистического дарования Филдинга-просветителя.

 

«История жизни покойного мистера Джонатана Уайльда Великого» – шедевр повествовательной сатиры.  После «Путешествий Гулливера» в английской просветительской литературе не было создано ничего, что могло бы сравниться с этой повестью по широте, смелости и силе сатирического обобщения.

 

Джонатан Уайльд - знаменитый лондонский  вор и скупщик  краденого.  Возглавляя бандитскую шайку, он в то же время содержал и контору по розыску похищенного имущества, а также служил платным сыщиком, выдавая властям членов собственной шайки. Здесь мы можем увидеть лицемерие в сочетании с жестокостью, предприимчивостью и жадностью.

 

Биография Уайльда – это сатирическая пародия и прообраз прихода к власти и восхождения других «великих» людей»  Мы можем наблюдать размышления Филдинга о том кто и как «делает» историю. Обличение и выявление завоевателей, захватчиков, коронованных поджигателей войн и прочих «великих людей», которые угнетают простой народ, подобных Джонатану Уайльду, перемежается с иронически-иносказательными эпизодами. Также в романе присутствуют колоритные сцены из жизни уголовного лондонского «дна». По силе сатирического отрицания, обращенного не только против феодального угнетения во всех его формах, но и против буржуазного хищничества и фарисейства, «Джонатан Уайльд» выделяется в литературе XVIII в. и не имеет себе равных среди других произведений Филдинга.

 

Автор,  естественно,  приходит  к уподоблению своего преступного героя Роберту Уолполу. В подтексте мы видим намеки на Англию, на ее политическую систему, коррупцию. Здесь же разоблачается плутовство всех  парламентских  деятелей, английская двухпартийная система, являющаяся в  руках  правящих  классов  средством  для одурачивания народа, а также социальные   противоречия английского гражданского  общества.

 

Если  в   образе   Уайльда   Филдинг   выразил   свое   отвращение   к несправедливости  и  лицемерию  политического   строя   дворянско-буржуазной Англии, то в образе добродетельного ювелира Хартфри  Филдинг  выразил  свое преклонение  перед  честной  деятельностью  купца,  которого   он   (как   и землепашца) считал  представителем  "полезной  профессии".  

 

Следует особо отметить богатство красок этой просветительской сатиры, свободной непринужденностью изложения и многообразием своих граней.

 

В другом романе Филдинга "История приключений Джозефа Эндрюса  и  его друга Абрхама Адамса"  разрешение общественных противоречий переходит в сферу  частной жизни.

 

К созданию «Джозефа Эндрюса» писателя побудил роман С.Ричардсона «Памела, или Вознагражденная добродетель». Филдинг называл это произведение комическим авантюрным романом или комическим эпосом в прозе.

 

Джозеф – родной брат Памелы,  находящийся  в  услужении  у родственницы  ее  бывшего хозяина, нынешнего мужа. У Филдинга порочная и  лицемерная  аристократка  преследует  своим кокетством  лакея  Джозефа. Добродетель   Джозефа   была вознаграждена совсем иначе, чем добродетель его сестры. Джозефа выгоняют  из дома. Но действительная причина – это любовь к Фанни – деревенской девушке. В образе Фанни Фильдинг рисует идеал здоровой  красоты, женственности, трудолюбия, она способна горячо и верно любить. Она одинаково чужда развращенности леди Буби.    

 

Филдинг – политический  писатель,  публицист,  сатирик,  беспощадный обличитель  правящих  классов  дворянско-буржуазной  Англии  противостоял   аполитичному,    законопослушному,    буржуазно-ограниченному Ричардсону.

Творчество   Филдинга   было   пронизано    жизнерадостным свободомыслием  и  материализмом, он относился с любовью и доверием к чувственной природе человека, к инстинктам, которые толкают его к благу, ратовал за равновесие духа и плоти, видел задачу писателя  в  том, чтобы  показывать  нравы  общества,  выводить  живых,  реальных  людей.  

 

Пастор Адамс - самый живой и обаятельный образ в романе. Он  весьма  жизнелюбив  и  жизнерадостен,  весел, у него нет  поповского  лицемерия и назойливой морализации. Он вполне равнодушен к  жизненным, материальным благам. Он беден и бескорыстен, человеколюбив и милосерден. Со своими  друзьями он нищий, в грязной одежде скитается по Англии,  находя себе приключения, попадая из одной передряги в другую. Неприятности преследуют его: его травят собаками, берут под арест как шпиона.

 

Но в этом образе нет трагизма. Каким бы унизительным не было бы положение пастора, он всегда сможет отстоять свою честь и честь своих друзей. Он отказывается подчиниться требованию леди Буби расстроить предстоящую свадьбу Джозефа и Фанни, даже зная, что это может навредить ему, что он может вызвать немилость и потерять свое место, а своих друзей поставить в не менее трудные условия.

 

Филдинг писал это произведение, также подражая Сервантесу, его манере, о чем он не позабыл напомнить в начале своего романа: «Написано в подражание манере Сервантеса, автора «Дон Кихота». Характер Пастора Адамса очень похож на характер Дон Кихота, однако Пастор – это новый Дон Кихот Эпохи Просвещения, который теперь сражается не с ветряными мельницами или чародеями, а с произволом и самодурством помещиков.

 

Как и главный герой Сервантеса, Адамс он воодушевлен верой  в  свой идеал, верой в совершенство человеческой природы. Комизм образа  Адамса  появляется из-за несоответствия между   суровой   английской действительностью и наивными гуманистическими представлениями о ней  Адамса. Его "донкихотизм" является формой  протеста  Филдинга против лживой морали английского буржуазно-пуританского общества.

 

Ограниченная пуританская  мораль  побеждается  в  нем  народной, "естественной" моралью, которую пропагандировали просветители. Эта "естественная" мораль, также пронизывает  образ  Джозефа  Эндрюса. Джозеф наделен теми качествами,  которых  недостает  Адамсу. 

    

Объект  изображения  в  "Джозефе  Эндрюсе" – частная жизнь,  исследование  нравов  частных лиц. Центр  внимания Филдинга явно переместился. И все же здесь он находит материал для критики пороков английского общества.

 

И все же в "Джозефе Эндрюсе" сильна примирительная тенденция Филдинга, связанная с линией классового  компромисса. Эта тенденция находит  выражение  в  счастливом  конце.  Он заключается в браке главных героев, несмотря на все испытания, а также в том, что Джозеф находит отца.

 

Оптимистический финал  "Джозефа  Эндруса"  не  является  случайным.  Он связан с  жизнеутверждающей настроенностью Фильдинга в этот  период  его творчества. Филдинг возлагал надежды на доброе начало, заложенное в природе человека, и  стремился  противопоставить  деляческому буржуазному  миру  то бескорыстие, жизнелюбие и человеколюбие, которые присущи его демократическим героям.

Идейно-художественные особенности реализма  Филдинга получили дальнейшее развитие в "Истории  Тома  Джонса найденыша".

    

В центре  романа  стоит  образ подкидыша и бродяги Тома. Он настоящий живой человек. Он наделен богатой духовной жизнью, стремлением к идеалу, но при этом он легкомысленный и беспутный, иногда совершает серьезные проступки. И  все  же  Том  Джонс  остается положительным героем,  потому  что  он  благороден, честен. Облик Тома  скрывает  за  собой  его человечность, большое, горячее, преданное сердце.

 

Отрицательным персонажем здесь является Блайфил, племянник и наследник сквайра Олверти.

 

2 молодых человека (Том Джонс  и Блайфил) заметно отличаются друг от друга, при этом не только по характеру, но и по социальному положению. Блайфил законный наследник Олверти, и знает, что наследство достанется именно ему, он считает себя богатым, и постоянно занимается ханжеством, пытается выставить себя в свете лучше Тома. Том – найденыш, он по-настоящему предан  Олверти, он не имеет кровных связей с ним, ему наследство не достанется и он прекрасно знает это, поэтому он ведет себя как естественный человек. Он благодарен сквайру за воспитание и не думает о деньгах. Он свободен от многих пороков, так как ведет себя соответственно своей человеческой природе. Но он также безрассуден и слеп, подчиняется порывам чувств, что временами играет против него. Филдинг  критикует бесчувственного Блайфила, однако он не обходит стороной и Тома, у которого тоже есть плохие стороны. Автор не одобряет его страсть и пылкость к Софье и иногда увлекаясь, доставляет ей много страданий. Писатель, следую идеям Просвещения, утверждает мысль о том, что разум должен быть добрым и верным советником человека.

 

Том-воплощение идеала Филдинга о доброте и человечности. По мнению автора, все лучшее в человеке основывается на вере и стремлении к естественной добродетели.

 

Блайфил – образ порока и греха в романе. В нем можно найти меркантилизм, себялюбие, корысть, лицемерие, эгоизм, которые искусно скрываются под маской хороших поступков и благих намерений.

 

В романе автор выявляет наиболее часто встречающиеся человеческие пороки, такие как зависть, злоба, корысть, снобизм, лживость. Самыми развращенными и ужасными людьми  оказываются представители столичной аристократии. Таким образом, Филдинг отмечает, что высокий социальный статус и положение в обществе не являются гарантией высокой нравственности.

 

Объектом  разоблачения для  Филдинга   является пуританское лицемерие. Он с темпераментом просветителя  ведет антипуританскую пропаганду.

 

Том Джонс- образ Просвещения. Он не такой как все, отделен от общества своим происхождением. Он не ищет нигде   выгоды, главная цель жизни – личное счастье. Его не заботит вопрос наследства, так как он знает, что оно ему никогда не достанется. Поэтому он ведет себя как «естественный» человек и по сути является им. Он добрый и открытый, всегда готов помочь ближнему,  вступиться за слабого. Он благороден, неоднократно спасал Софью. Но он не идеален. Он своими поступками разрушает свою жизнь, роняет себя в глазах других людей.  Он даже поступает к кузине Софьи, леди Белластон, которая намного старше его.  Софья, пожалуй,  единственный персонаж без недостатков и пороков. Дело в том, что прообразом Софьи послужила жена Филдинга,  которая умерла еще до написания романа.

 

Роман реалистичен, что проявляется в живости характеров: каждый персонаж метко и выразительно охарактеризован как с внешней стороны, так и своими поступками и речами.

 

В «Истории Тома Джонса, найденыша» гармоничность между тем, какой Филдинг представлял себе реальную жизнь и его просветительскими идеями и идеалами все еще непоколебима, что придает произведению художественную цельность.

 

"Том Джонс" имеет счастливый  конец,  в  котором разрешается  тайна рождения героя, улаживаются  все недоразумения,  происходит  наказание  порока  и  вознаграждается  добродетель, это победа всего естества человека и его природы над меркантильностью и ханжеством. Такой  финал   выражает оптимистические установки  Филдинга,  по-прежнему  верящего  в  то,  что  в существующих условиях социальной жизни возможно торжество  справедливости  и достижение жизненной гармонии.

    

Но просветительская жизнерадостность и гармоническое восприятие  жизни, проявившиеся  в  двух  больших  романах  Филдинга,  оказались   непрочными. Более не было оснований    для просветительского оптимизма.

Текст полон анекдотов, эпизодических персонажей, бытовых сцен, вставных историй. Все это держит блестящий сюжет и единство доброжелательной и ироничной авторской интонации.

 

Вводные эстетико-теоретические главы «Тома Джонса» —  настоящий манифест просветительской эстетики. Воспитательно-публицистическое значение литературы, по мнению Филдинга, огромно. Борьба с социальными злоупотреблениями, с человеческими пороками и лицемерием — задача, которую сам Филдинг ставил себе в каждом своем романе. Смех, с его точки зрения, одно из наиболее могучих средств художника в этой борьбе.

 

В «Истории Тома Джонса” мы можем обнаружить различные жанры и разные виды прозы, как, например, приключенческий роман, плутовской роман, семейно-бытовой роман, роман “большой дороги”, социально-бытовой роман.

 

«Том Джонс» отмечает собой вершину творчества Ф. Последовавший за ним последний  период творчества Ф., в центре которого стоит «Амелия», характеризуется ослаблением реалистического таланта писателя и его сатирической заостренности.

 

Автор в этом произведении обращается к религии  и  идеализму. Происходит сдвиг творчества писателя по направлению к сентиментализму. Общий колорит книги резко отличается от предшествующих романов. 

 

Здесь Филдинг не выражает особого доверия человеческой природе и добродетели.

Это история прекрасной Амелии, вышедшей замуж за бедного капитана Бута и испытавшей все горести и несчастья, выпадающие на долю честной бедности. Ее добродетель на каждом шагу подвергается опасности, она терпит унижения, дома порой нечего есть.  Герой романа любит свою жену, но на каждом шагу ей изменяет. Однако Филдинг уже не  прощает  своему герою его бесчисленных проступков, как он прощал Тому. С каждым  шагом  Бутс падает все ниже и  ниже,  он  проигрывает  последние  деньги  и  попадает  в долговую тюрьму.

 

Но все заканчивается хорошо, Амелия получает неплохое наследство, а капитан выходит на свободу. 

 

Филдингу удался характер Амелии – верной супруги, прощающей  мужу  все  его слабости.

 

Несмотря на несомненные черты кризиса  просветительского  мировоззрения Филдинга он остается до конца  своих  дней  крупнейшим представителем   критического,    антипуританского    течения    английского просветительства, преемником Свифта.

Информация о работе Творчество Генри Филдинга