Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 13:53, курсовая работа
Цель исследования: проследить трансформацию жанра святочного рассказа в творчестве Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, М.Горького.
Основываясь на цели и объекте исследования, сформулируем следующие задачи:
• Определить истоки жанра святочного рассказа.
• Рассмотреть особенности жанра святочного рассказа.
• Выделить традиции и новаторство жанра святочного рассказа в произведениях Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова, М.Горького.
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................... 3-4
Глава 1 Жанровые особенности святочного рассказа
1.1. Подходы и определение жанра святочного рассказа...........................................5-6
1.2.История развития и становления жанра святочного рассказа в России......... 7-10
Глава 2. Трансформация жанра святочного рассказа на материале творчества
Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, М.Горького.
2.1.Традиции и новаторство в святочном рассказе Ф. М. Достоевского
« Мальчик у Христа на ёлке»………………………………………………….. 11-14
2.2 Видоизменение святочного рассказа в творчестве А.П. Чехова……… 15-19
2.3 Трансформация святочного рассказа в произведении М.Горького
«О мальчике и девочке, которые не замерзли..»…………………………………. 20-22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................... 23-24
БИБЛИОГРАФИЯ............................................................................................. 25-26
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………… 27-31
Приложение
Ф М Достоевский «Мальчик у Христа на елке»
Традиции |
Примеры традиций и новаторства |
Календарная приуроченность |
Действие происходит в канун Рождества. |
Мотив чудесного |
Рождественское чудо для мальчика — это встреча с родными на ёлке у Христа. |
Мир детства |
Мир детей- сирот, обездоленных, нищих. |
Приметы праздника |
«Для детей ёлка становится символом гармонии, благополучия, счастья и уюта.» Но всё это они не могут получить здесь, на земле, а только после смерти. |
Мотив сна |
Сон как смерть («Мама, я сплю...») |
Светлый и радостный финал |
Для людей религиозных финал такой же светлый, как и для мальчика: это встреча с родными. Для людей нерелигиозных - финал трагический: мальчик умирает. |
Библейский мотив |
Мальчик оказывается на ёлке у Христа: («Это "Христова елка", - отвечают они ему... Все они теперь как ангелы, все у Христа, и он сам посреди их ...») |
Социальный конфликт |
Обращение к социальной тематике (люди, оказавшиеся ниже черты благополучия, лишены праздника, лишены счастья и поддержки). |
Наличие нравственного урока, морали. |
Ребенок встречается с удивительным равнодушием со стороны взрослых. И только Христос готов распахнуть свои объятия для "униженного и оскорблен-ного" мальчика. |
- |
В центре рассказа Достоевского несчастная судьба ребенка из бедной семьи в 19 веке. |
А.П.Чехов «Ванька».
Традиции |
Примеры традиций и новаторства |
Календарная приуроченность |
Действие происходит в канун Рождества |
Мотив чудесного |
Для героя чудо - встреча с дедом, возвращение в деревню Для читателя мотива чудесного как такового нет. |
Мир детства |
Это не радостный и светлый мир, а тяжёлый мир мальчика-сироты. |
Приметы праздника |
Действие происходит в ночь под Рождество. Он вспоминает, как они с дедом под рождество ходили в лес за ёлкой для господ. |
Мотив сна |
(«Убаюканный сладкими надеждами, он час спустя крепко спал…»…) |
Светлый и радостный финал |
Ванька считает, что он счастлив, чудо произошло: дедушка забирает его в деревню. Он остается в неведении, а читатель знает трагическую правду: это только сон, который никогда не сбудется. |
Библейский мотив |
- |
Социальный конфликт |
Социальная проблематика выносится на первый план, заключается в том, что богатые празднуют, а обездоленные остаются без праздничного чуда. («Милый дедушка, когда у господ будет елка с гостинцами, возьми золоченый орех мне и в зеленый сундучок спрячь...») |
- |
Автор вводит в текст рассказа рождественское поздравление, пожелание: «Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога» |
- |
Главной идеей является трудная судьба деревенского мальчика-сироты, попавшего в город на обучение. |
А.П.Чехов «На пути».
Традиции |
Примеры традиций и новаторства |
Календарная приуроченность |
Действие происходит в канун Рождества |
Мотив чудесного |
О «чуде понимания» двух случайно встретившихся людей и в то же время о «несвершившемся рождественском чуде», поскольку, душевно сблизившись на короткое время, они расстаются. |
Мир детства |
Это не радостный и светлый мир, а тяжёлый мир девочки Саши ( «Господи! Господи! Какая я несчастная! Несчастней всех других!»), которая вынуждена скитаться вместе с отцом. |
Приметы праздника |
Действие происходит в ночь под Рождество. Рождественский колорит: зимняя ночь с метелью, с «дикой музыкой» сильного ветра, гнавшего снег, празднично убранная трактирная комната с окнами, наполовину занесенными снегом, в которой утром появились мальчишки, облепленные снегом, освещенные большой красной звездой, и хором, беспорядочно пели украинскую колядку. …Дорогой папа,- нежно умолял детский голос,- вернемся к дяде! Там елка!... «Какой-то человек… стоял посреди комнаты и держал на палке большую красную звезду». |
Мотив сна |
«Громадное впечатление росло и росло, заволокло собой сознание и обратилось в сладкий сон. Иловайская спала, но видела лампаду и толстый нос, по которому прыгал красный свет». |
Светлый и радостный финал |
Финал заставляет читателя глубоко задуматься о случайности человеческих встреч и о сложности человеческих отношений. |
Библейский мотив |
- |
Социальный конфликт |
Лихарев - это традиционный образ «лишнего человека» |
- |
О праздниках: «Есть праздники, которые имеют свой запах. На Пасху, Троицу и на Рождество в воздухе пахнет чем-то особенным. Даже неверующие любят эти праздники». Чехов, не раз заявлявший о том, что не верит в бога, любил большие церковные праздники, видя в обрядности своеобразную «эстетику». |
- |
В рассказе «На пути» образ лишенного Рождества ребенка возникает на периферии повествования. |
М.Горький «О мальчике и девочке, которые не замерзли».
Традиции |
Примеры традиций и новаторства |
Календарная приуроченность |
Действие происходит в канун Рождества |
Мотив чудесного |
Для героев чудо – это маленький пир, который ребята устроили на деньги, утаенные от тетки. Для читателя мотива чудесного как такового нет. |
Мир детства |
Это не радостный и светлый мир, а действительная жизнь с ее общественными противоречиями. |
Приметы праздника |
Действие происходит в святочный вечер. «На улице было шумно и оживленно…» . «..Подайте…Копеечку на хлебец! Для праздника!..» |
Мотив сна |
- |
Светлый и радостный финал |
Дети не замерзли, они сыты, обогреты. Хотя читатель знает трагическую правду. |
Библейский мотив |
- |
Социальный конфликт |
Сама жизнь в мире наживы, в мире социальной несправедливости ежедневно «замораживает», духовно калечит детей. «Неловко как-то умерщвлять одно живое существо для того, чтобы напомнить о факте существования другому живому существу…» |
- |
Автор выступает против шаблонных сюжетов, слезливого письма, «..нелепо замораживать детей, которые имеют полную возможность погибнуть более просто и естественно.» |