Трансформация святочного рассказа на материале творчества Ф.М. Достоевского, М.Горького. А.П. Чехова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 13:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: проследить трансформацию жанра святочного рассказа в творчестве Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, М.Горького.
Основываясь на цели и объекте исследования, сформулируем следующие задачи:
• Определить истоки жанра святочного рассказа.
• Рассмотреть особенности жанра святочного рассказа.
• Выделить традиции и новаторство жанра святочного рассказа в произведениях Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова, М.Горького.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................... 3-4
Глава 1 Жанровые особенности святочного рассказа
1.1. Подходы и определение жанра святочного рассказа...........................................5-6
1.2.История развития и становления жанра святочного рассказа в России......... 7-10
Глава 2. Трансформация жанра святочного рассказа на материале творчества
Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, М.Горького.
2.1.Традиции и новаторство в святочном рассказе Ф. М. Достоевского
« Мальчик у Христа на ёлке»………………………………………………….. 11-14
2.2 Видоизменение святочного рассказа в творчестве А.П. Чехова……… 15-19
2.3 Трансформация святочного рассказа в произведении М.Горького
«О мальчике и девочке, которые не замерзли..»…………………………………. 20-22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................... 23-24
БИБЛИОГРАФИЯ............................................................................................. 25-26
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………… 27-31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Трансформация святочного рассказа.docx

— 67.77 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Ф М Достоевский «Мальчик у Христа на елке»

 

Традиции

Примеры традиций и новаторства

Календарная приуроченность

Действие происходит в канун Рождества.

Мотив чудесного

Рождественское чудо для мальчика — это встреча с родными на ёлке у Христа.

Мир детства

Мир детей- сирот, обездоленных, нищих.

Приметы праздника

 «Для детей ёлка становится символом гармонии, благополучия, счастья и уюта.» Но всё это они не могут получить здесь, на земле, а только после смерти.

Мотив сна

Сон как смерть («Мама, я сплю...»)

Светлый и радостный финал

Для людей религиозных финал такой же светлый, как и для мальчика: это встреча с родными.

Для людей нерелигиозных - финал трагический: мальчик умирает.

Библейский мотив

Мальчик оказывается на ёлке у Христа: («Это "Христова елка", - отвечают они ему... Все они теперь как ангелы, все у Христа, и он сам посреди их ...»)

Социальный конфликт

Обращение к социальной тематике (люди, оказавшиеся ниже черты благополучия, лишены праздника, лишены счастья и поддержки).

Наличие нравственного урока, морали.

Ребенок встречается с удивительным равнодушием со стороны взрослых. И только Христос готов распахнуть свои объятия для "униженного и оскорблен-ного" мальчика.

-

В центре рассказа Достоевского несчастная судьба ребенка из бедной семьи в 19 веке.


 

 

 

 

 

 

  А.П.Чехов «Ванька».

Традиции

Примеры традиций и новаторства

Календарная приуроченность

Действие происходит в канун Рождества

Мотив чудесного

Для героя чудо - встреча с дедом, возвращение в деревню

Для читателя  мотива чудесного как такового нет.

Мир детства

Это не радостный и светлый мир, а тяжёлый мир мальчика-сироты.

Приметы праздника

Действие происходит в ночь под Рождество.

Он  вспоминает, как они с дедом под рождество ходили в лес за ёлкой для господ.

Мотив сна

(«Убаюканный сладкими надеждами, он час спустя крепко спал…»…)

Светлый и радостный финал

Ванька считает, что он счастлив, чудо произошло: дедушка забирает его в деревню. Он остается  в неведении, а читатель знает трагическую правду: это только сон, который никогда не сбудется.

Библейский мотив

-

Социальный конфликт

Социальная проблематика выносится на первый план, заключается в том, что богатые празднуют, а обездоленные остаются без праздничного чуда. («Милый дедушка, когда у господ будет елка с гостинцами, возьми золоченый орех мне и в зеленый сундучок спрячь...»)

-

Автор вводит в текст рассказа рождественское поздравление, пожелание: «Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога»

-

Главной идеей является трудная судьба деревенского мальчика-сироты, попавшего в город на обучение.


 

 

 

 

 

 

  А.П.Чехов «На пути».

 

Традиции

Примеры традиций и новаторства

Календарная приуроченность

Действие происходит в канун Рождества

Мотив чудесного

О «чуде понимания» двух случайно встретившихся людей и в то же время о «несвершившемся рождественском чуде», поскольку, душевно сблизившись на короткое время, они расстаются.

Мир детства

Это не радостный и светлый мир, а тяжёлый мир девочки Саши ( «Господи! Господи! Какая я несчастная! Несчастней всех других!»), которая вынуждена скитаться вместе с отцом.

Приметы праздника

Действие происходит в ночь под Рождество.

Рождественский колорит: зимняя ночь с метелью, с «дикой музыкой» сильного ветра, гнавшего снег, празднично убранная трактирная комната с окнами, наполовину занесенными снегом, в которой утром появились мальчишки, облепленные снегом, освещенные большой красной звездой, и хором, беспорядочно пели украинскую колядку.

…Дорогой папа,- нежно умолял детский голос,- вернемся к дяде! Там елка!...

«Какой-то человек… стоял посреди комнаты и держал на палке большую красную звезду».

Мотив сна

«Громадное впечатление росло и росло, заволокло собой сознание и обратилось в сладкий сон. Иловайская спала, но видела лампаду и толстый нос, по которому прыгал красный свет».

Светлый и радостный финал

Финал заставляет читателя глубоко задуматься о случайности человеческих встреч и о сложности человеческих отношений.

Библейский мотив

-

Социальный конфликт

Лихарев - это традиционный образ «лишнего человека»

-

О праздниках: «Есть праздники, которые имеют свой запах. На Пасху, Троицу и на Рождество в воздухе пахнет чем-то особенным. Даже неверующие любят эти праздники».  Чехов, не раз заявлявший о том, что не верит в бога, любил большие церковные праздники, видя в обрядности своеобразную «эстетику».

-

В рассказе «На пути» образ лишенного Рождества ребенка возникает на периферии повествования.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М.Горький «О мальчике и девочке, которые не замерзли».

Традиции

Примеры традиций и новаторства

Календарная приуроченность

Действие происходит в канун Рождества

Мотив чудесного

Для героев чудо – это маленький пир, который ребята устроили на деньги, утаенные от тетки.

Для читателя  мотива чудесного как такового нет.

Мир детства

Это не радостный и светлый мир, а действительная жизнь с ее общественными противоречиями.

Приметы праздника

Действие происходит в святочный вечер.

«На улице было шумно и оживленно…» . «..Подайте…Копеечку на хлебец! Для праздника!..»

Мотив сна

-

Светлый и радостный финал

Дети не замерзли, они сыты, обогреты. Хотя читатель знает трагическую правду.

Библейский мотив

-

Социальный конфликт

Сама жизнь в мире наживы, в мире социальной несправедливости ежедневно «замораживает», духовно калечит детей.

«Неловко как-то умерщвлять одно живое существо для того, чтобы напомнить о факте существования другому живому существу…»

-

Автор выступает против шаблонных сюжетов, слезливого письма, «..нелепо замораживать детей, которые имеют полную возможность погибнуть более просто и естественно.»


 

 

 


Информация о работе Трансформация святочного рассказа на материале творчества Ф.М. Достоевского, М.Горького. А.П. Чехова