Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 06:09, контрольная работа
ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА – старейшая и одна из богатейших литератур Европы. На протяжении всего своего развития отличалась тесной взаимосвязью с обществом и историческим процессом. Многие французские писатели были также историками (Вольтер, Мишле, Ренан) и политическими мыслителями (Монтескьё, Руссо, Токвилль). Кроме того, французская литература была всегда близка к философии: от Декарта и Паскаля до Сартра и Камю. По сравнению с другими европейскими литературами очевидно глубокое взаимопроникновение с другими искусствами.
Излюбленную сентименталистами эпистолярную форму романа использует А.Ф.Шодерло де Лакло (1741–1803) в Опасных связях… (1782). Маркиз де Сад усугубляет эротизм Шодерло де Лакло, венчая 18в., эпоху расцвета эротизма в литературе. В его произведениях (Новая Жюстина, 1797 и др.), созданных после Великой французской революции, полемически преображена концепция «естественного человека».
В 18 в., веке появления общественного мнения, интенсивно развивается периодическая печать. «Журналь энциклопедик» (1756–1773) уделял внимание вопросам литературы и философии. Вольтер, Дидро и Ж.Ф. Сен-Ламбер предпринимают попытку создания официального литературного издания («Газетт литтерер де л"Эроп», 1764–1766). Журнал «Библиотек ансьен э модерн» (1714–1727) знакомил публику не только с произведениями современных авторов, но и с писателями предыдущих эпох. Основанный Прево журнал «Лё пур э лё контр» (1723–1740) уделял немало внимания литературе. Публиковал литературные новинки журнал «Лё нувеллист дю Парнас» (1730–1732). Издававший его аббат Дефонтен предпринял издание «Обсервасьон сюр лез экрит модерн» (1735–1743), направленное против энциклопедистов. Блестящий критик Э.К.Фрерон выпускал журнал «Аннэ литтерэр» (1754–1776). Журнал «Л"Эспри де журно франсе э этранжер» (1772–1818) давал обозрение французской и зарубежной периодики.
Девятнадцатый век. На рубеже 18–19 вв. в европейской культуре происходят небывалые изменения, характеризующие наступление «эпохи современности» (в противоположность «классической» эпохе). Формируется идеология культурного релятивизма, воплотившаяся в романтизме. Географическая относительность, «экзотизм», влечение к чужим культурам появляется уже на ранней стадии развития течения. Позже романтиков начинают привлекать «неклассические» цивилизации прошлого: поколение 1830 – средневековье, Т.Готье – барочный 17 в. Романтики обращаются к фольклору, народной культуре, признавая тот факт, что мышление и творчество неодинаковы даже в пределах одной современной нации. Так, вместе с «массовой культурой» (жанры романа-фельетона, карикатуры, мелодрамы) возникает идея социальной относительности. Все эти представления так или иначе отражены в трактатах А.Л.Ж.де Сталь (1766–1817) (О литературе, рассмотренной в связи с общественными установлениями, 1800; О Германии, 1813). В ее романах (Дельфина, 1802; Коринна, или Италия, 1807) романтические идеи сочетаются с просветительскими и сентименталистскими – такое соседство и противостояние внутри него очень характерно для французской литературы, развитие которой происходит в постоянных столкновениях полярных литературных и идеологических течений. В Коринне г-жа де Сталь предваряет тему несовместимости художника и общества, одну из центральных тем романтической литературы. Другой важнейший образ – «сына века» – одним из первых создает Ф.Р. де Шатобриан (1768–1848) (Рене, 1802). Образ разочарованного современника, меланхолического юноши, подверженного «болезни века», стал чрезвычайно популярным во французской литературе (Оберман (1804) Э.П.Сенанкура, 1770–1846; Адольф (опубл. 1815) Б.Констана, 1767–1830).
Первые теоретические тексты романтиков появлялись в их периодике, выходившей небольшими тиражами («Лё консерваттер литерер», 1819–1821; «Ля мюз франсез», 1823–1824; «Ле Леттр шампенуаз»,1817–1825; «Лез аналь де ля литератюр э дез ар», 1820–1829). Полемические очерки Стендаля (1783–1842), вошедшие в книгу Расин и Шекспир (1823–1825), направлены против эпигонов классицизма, защищают принципы «романтического», т.е. современного искусства. Однако авторитет классицистической традиции был окончательно поколеблен лишь к концу 1820-х. Сложившиеся к тому времени представления писателей-романтиков резюмировал В.Гюго (1802–1885) в предисловии к драме Кромвель (1827), которое стало манифестом французского романтизма. В нем автор теоретически обосновывал местный колорит, гротеск и контраст в целях рельефного противопоставления «добра» и «зла», а также объявлял войну классицизму и всему придворно-аристократическому искусству. Французский романтизм обрел законченные формы поздно: общенациональным явлением он становится лишь в 1820-е и только с конца их и в течение 30-х возникают шедевры так называемого высокого романтизма.
Французский романтизм отличается «посюсторонностью» художественного мира. Фантастика появляется лишь с 1820-х в повестях Ш.Нодье (1780–1844) и позже – у Готье (1811–1872) (Ножка мумии, 1840; Аррия Марцелла, 1852). Более органично развивается мифологическая линия, связанная с религиозной символикой: апология христианства Шатобриана (Гений христианства, 1802), религия в поэзии Ламартина. Однако чаще всего прозаические произведения начинаются «исповедями», автопортретами исторической, но и современной личности, имя которой вплоть до 1830-х выносится в заглавие (Индиана (1832), Валентина (1832), Лелия (1833), Жак (1834) Ж. Санд, 1804–1876, и др.). Интерес к гениальной, бунтарской личности (напр., художника) появляется лишь начиная с 20-х гг., в эпоху высокого романтизма. И все же герои типа Сбогара (Жан Сбогар (1818)) Нодье или Моисея в лирике Виньи выглядят скорее исключением. Поэтические натуры зачастую предстают иностранцами – от Живописца из Зальцбурга (1803) Нодье до Чаттертона (1835) Виньи и героев Ж.Санд. Тема отношений поэта и искусства с обществом обострилась лишь в 30-е. Бытовые реалии, напротив, охотно включаются ими в трагически серьезное произведение – может быть потому, что такого смешения не принимала классическая эстетика. Уже в 1820-е распространяются «физиологии», нравоописательные очерки, которыеые стремились к дагерротипному воспроизведению быта (Физиология вкуса (1826) Б.Саварена; очерки Ш.Филипона). В многотомном издании Французы в их собственном изображении (1840–1842) приняли участие Бальзак, Дюма, Ж.Жанен.
С новой эпохой истории Франции и французского романтизма – Реставрацией (1814–1830) – связана эволюция таких писателей как А.де Ламартин (1790–1869), А.де Виньи (1797–1863), В.Гюго. Начало 1820-х ознаменовалось расцветом лирических жанров. В поэтических произведениях Ламартина, Виньи (Поэмы, 1822; Смерть волка, 1843) рассказывается история современных авторам романтических сердец. В лирике Ламартина, звезды 1820-х, чувствуется влияние поэтики предыдущего века (сб. Поэтические размышления, 1820; Новые размышления, 1823; Поэтические и религиозные созвучия, 1830). Гюго проявляет себя как мастер звучания стиха (сборник Оды и разные стихотворения, 1822). Его поздние поэтические опыты (эпический цикл Легенда веков, 1859–1883; Грозный год, 1872) стали итогом развития романтической поэзии. В 1823 Гюго пробует себя в прозе (исторический роман Гай-Исландец).
Французский исторический роман 1820-х складывался под влиянием В.Скотта. Однако английский романист для сохранения правдоподобия создал двойную интригу, которая никак не могла прижиться во Франции. Писатели по-разному решали эту проблему: соединяя историческое и романическое в одном герое, политике и любовнике (Сен-Мар (1826) А.де Виньи); беря за основу сюжета малоизвестное историческое событие (Шуаны (1829) О.де Бальзака, 1799–1850; Хроника времен Карла IX (1829) П.Мериме); отказываясь от воссоздания исторических событий, используя лишь колорит эпохи (Собор Парижской богоматери (1831) В.Гюго). После 1829 интерес к историческому роману падает, он возвратился только с романами А.Дюма-отца (Три мушкетера, 1844; Двадцать лет спустя, 1845; Королева Марго, 1845 и др.); на некоторое время современность становится популярным предметом изображения; повесть сменяет большую эпическую форму.
С публикации романа Ж.Жанена Мертвый осел и гильотинированная женщина в 1829 начинается короткий «неистовый» период во французском романтизме. Повести, насыщенные убийствами и неестественными страстями, публиковались в журналах «Ля Ревю де Пари» (1829–1845, 1851–1858) и «Ревю де дё монд» (с 1829). Примером такой повести была книга П.Бореля (1809–1859), называвшего себя ликантропом (волкочеловеком), – Шампавер. Безнравственные рассказы (1833). Марион Делорм (1831) и Лукреция Борджия (1831) Гюго, Антони (1831), Ричард Дарлингтон и др. драмы А.Дюма-отца (1802–1870), повести и рассказы Бальзака, Ж.Санд, Мериме, хроники Стендаля так или иначе соприкасаются с «неистовой» литературой. К «неистовым романтикам» иногда относят Ж.де Нерваля (1808–1855), который повесился при работе над редакцией новеллы Аурелия (1855), анализирующей безумие творца. Бесчинства и фантасмагория роднят стихотворные Песни Мальдорора (1868–1869) Лотреамона с прозой «неистовых романтиков». В одном из коллективных сборников «неистовых романтиков» (Коричневые рассказы опрокинутой головы, 1832) принял участие молодой Бальзак, который еще в 1820-х увлекался «черной» тематикой (Наследница Бирага, 1822; Клотильда Лузиньянская, 1822; Пират Аргоу, 1825 и др.)
Романтизм П.Мериме (1803–1870) отличается самоиронией и склонностью к мистификации (Театр Клары Газуль, 1825; Гузла, 1827). В новеллах 1830– 1840-х он отдает дань и фантастическим (новеллы Венера Илльская; Локис) и экзотическим (Матео Фальконе; Таманго; Кармен) сюжетам. Под пером Э.Сю (1804–1857) (Парижские тайны, 1842–1843; Вечный жид, т. 1–10: 1844–1845; Тайны народа, 1849–1857) и, позже, Ж.Верна (1828–1905) (Дети капитана Гранта, 1867–1868; 20000 лье под водой, 1869–1870; Таинственный остров, 1875 и др.) формируется приключенческая литература. С творчеством Сю (создававшего «роман для народа») и А.Дюма связано понятие «роман-фельетон» (роман «с продолжением», печатавшийся в периодике).
ПРОСПЕР МЕРИМЕ
ЖЮЛЬ ВЕРН
В театральной жизни борьба нового направления с традиционным искусством была наиболее напряженной. В предисловии к пьесе Рюи Блаз (1838) Гюго утверждал промежуточный жанр – драму, – различая комедию и трагедию по предмету изображения. Еще раньше, на премьере драмы Гюго Эрнани (февр. 1830), между зрителями состоялась настоящая битва за утверждение на сцене романтической драматургии. Сторонники Гюго боролись за смешение стилей – возвышенного и гротескного. Лирические комедии А.де Мюссе (1810–1857), автора популярных стихотворений, – противоположность пьесам Гюго. Их автор аполитичен, сюжет его пьес повествует о «болезни века», рефлексии и скептицизме, убийственных для героя (Веницианская ночь, 1830; Андреа дель Сарто, 1833; С любовью не шутят, 1834). Исключение составляет трагедия Лорензаччо (1834), где ставится проблема социально активного действия. История «опустошенного человека» и в то же время целого поколения рассказывается в романе Мюссе Исповедь сына века (1835). Мюссе входил в кружок «Сенанкль» (1827–1830), объединение романтиков, созданное Гюго и Ш.О.Сент-Бёвом (1804–1869). Известный поначалу как стихотворец и прозаик (Жизнь, стихотворения и мысли Жозефа Делорма, 1829), последний стал самым влиятельным литературным критиком 19 в. Сент-Бёв впервые высказал мысль о непосредственной связи между произведением и жизнью писателя, ее историческим временем.
Французский роман пер. пол. 19 в. испытывал сильное влияние драмы. Театральными приемами пользовались самые разные писатели – от Бальзака до П.Ш.де Кока (1793–1871), автора фривольных комических романов. В 1830-е господствовали два типа романной композиции: драматическая и хроникальная. Бальзак сосредоточился на первой, ибо в ней акцент переносится с главного события, катастрофы, на процесс, ее подготавливающий. Опираясь на достижения современной науки, Бальзак в Предисловие (1842) к Человеческой комедии (1829–1848) описывает общество как сложный, исторически сложившийся организм. Писатель должен стать историком, хронистом, аналитиком человеческих страстей и характеров, знатоком нравов различных сословий, чтобы создать многообразную человеческую типологию. В рецензии на Пармскую обитель (1839) Стендаля, в Этюде о господине Бейле (1838) писатель высказал суждения о важности психологического анализа в искусстве. Эти размышления принято считать манифестами «реализма», постромантического направления в литературе, берущего начало в прозе Бальзака (Шагреневая кожа, 1830–1831; Отец Горио, 1834–1835 и др., позже объединенные в Человеческую комедию) и Стендаля (Красное и Черное, 1831; Пармская обитель, 1839). Для них герой, чаще всего современник, может и должен быть описан в социальной и исторической «среде» своего существования. Характеры даны этими писателями в конкретном политическом и общественном фоне. Предметом искусства может стать любое явление действительности, но только при условии, что оно будет познано в общих своих закономерностях, предполагающих социальный и биологический детерминизм. Более узкую концепцию метода содержат манифесты 1850–1860-х Шанфлёри (1821–1889) (сборник теоретических работ и статей Реализм, 1857) и его последователя Л.Э.Дюранти (1833–1880) (цикл статей в журнале «Реализм», 1856–1857), которые отказывались от типизации, тяготея к фактографическому копированию увиденного. Использование несобственно-прямой речи в повествовании Г.Флобера (1821–1880) исключает из него эксплицированную точку зрения автора (Госпожа Бовари, 1857). Одним из ключевых факторов повествования у Флобера становится театральность, зрелищность. Флобер не наделяет героиню «господствующей страстью» (в отличие от Стендаля, Бальзака, Ж.Санд), поэтому реакция героя на воздействие сатирически изображенной среды менее предопределена, более неожиданна.
С
литературно-критической
К целостному восприятию мироздания стремились поэты предсимволистской эпохи. В лирике Ж.де Нерваля ощущается его одушевленность и всеединство (именно ими упоен поэт, а не собственными, как романтики, переживаниями – Золотые стихи, 1845), возникает символическая многозначность образов. Цветы зла (1857) Ш.Бодлера (1821–1867) намечают путь поэта-романтика к символизму. Красота и совершенство предстают в его стихах независимо от этического содержания предмета. Поэт становится лишь посредником-медиатором между природой и людьми. Сборник Т.Готье Эмали и камеи (1852) проложил дорогу литературной группе «парнасцев». В сер. 1850-х Ш.Р.М.Леконт де Лиль (1818–1894) старался точно, бесстрастно, в отличие от нагнетавших страсти романтиков, воссоздавать древнюю историю, «слышать голоса прежних цивилизаций». От натуралистических течений постромантизма его позицию отличает проповедь невозмутимости стихотворца, стремление добиться наивысшего выражения своего «я». Искусство не может иметь практической цели. Задачу поэта, если она и есть, де Лиль полагает в создании Прекрасного с помощью сложных комбинаций поэтических строк, цветов и звуков, с помощью чувств, размышлений, науки и фантазии (предисловия к Античным стихотворениям, 1852). Леконт де Лиль воплотил идеальный образ парнасца (Варварские стихотворения, 1862; Трагические стихотворения, 1884). В сборнике Новые стихотворения (1866) опубликовали свои стихи около 40 поэтов, в том числе Леконт де Лиль, Ш.Бодлер, С.Малларме (1842–1898), Т.Готье, Ж.М.Эредиа (1842–1905), Т.де Банвиль (1823–1891), молодые П.Верлен (1844–1896) и Ф.Э.Ж. Коппе (1842–1908). Т.де Банвиль утверждал, что искусство и мастерство изображения – одно и то же (Небольшой трактат о французской поэзии, 1872). Парнасцы существовали как относительно монолитная группа вплоть до появления групп «Гнусные дяди» и зютистов (от фр. «Zut!» – «Черт возьми!»), которых представляли Ш.Кро (1842–1888) и Т.Корбьер (1845–1875). Обе группы стремились возмущать и раздражать читателей, одновременно создавая новые поэтические формы. К кон. 1880-х эстетика «Парнаса» существенно устарела, уступив место новым течениям.