Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 14:02, шпаргалка
1. Характеристика 17 века как особой эпохи в истории западной литературы (соотношение барокко и класицизма)
По лекциям Нинелль Иванны: К кон. 16-го в. искусство и литература подошли к творческому кризису. Ренессансная идея господства человека в мире благополучно скончалась. В Ренессансе считалось, что мир – это место, где человек должен реализовать свое «я», гуманисты верили, что человечество посвятит себя творческому процессу.
В комнату вбегают фон Вальтер и старик Миллер. Фердинанд обвиняет своего отца в смерти невинной девушки, тот указывает на Вурма. Появляется полиция, Вурма арестовывают, но он не намерен всю вину брать на себя. Фердинанд умирает, перед смертью он прощает отца.
27. "Дон Карлос"
Коллоквиум: Веймарский классицизм. Эстетический идеал – Древняя Греция. В единствах – фокусирующие возможности театра. Так теперь считают Гете и Шекспир. Шиллер уходит от характерности, история интерпретирует как историю вообще. «Дон Карлос» - переходная пьеса (от Штюрмерства к классицизму). Маркиз Поза – носитель просветительских идей 18 в. в 16 в. (время действия трагедии). Шаг в сторону единства действия. Проявление большей (по сравнению с «Разбойниками») концентрации действия – оно происходит в Мадриде и его окрестностях, время действия – 3-4 дня. Изменение замысла (от любовной к историко-философской трагедии, в центре – Маркиз Поза). Освободительная тема. Здесь вся страна восстает ради духовной свободы. Проблема просвещенного монарха, для которого еще не время. Поза говорит, что его страсть к нововведениям смешна и только усугубляет страдания людей. «Наш век еще покуда не созрел». Силы прошлого подчиняют волю короля Филиппа. В конце, в разговоре с главным инквизитором он соглашается, что если Карлос умрет, пусть будет так, лучше оставить наследие тленью, но не свободе! Под его скипетром расцвела Испания, о которой другие говорят, что она исходит кровью. Такой же «мир кладбища» он хочет водворить во Флпндрии. Маркиз Поза. Безграничная вера в человека, предсказывает Филиппу, что, разрушив оковы, он осудит Ф. наравне с Нероном. «Дела насилья умрут одновременно с их творцом». Редкой душевной красоты, хочет развить в Карлосе просвещенного монарха, заметив в нем доброе начало. Второй его проект – король Филипп. Филипп останавливается на Позе, когда ищет достойного человека. Придворные делают все, чтобы испортить отношения отца и сына. А Поза говорит: «Я не могу монарха быть слугою, перед вами посланник человечества», «Люблю я все человечество. Служа монарху, любить я должен себя», то есть сам решать, что делать. И Филиппа это привлекает. Трагическое начало: столкновение идеалистов с неизбежным ходом целого (волевые усилия Альбы и Доминго). Маркиз Поза жертвует собой, потому что Дон Карлос – надежда Испании.
С жорна:
Источники: новелла фр. писателя Сен-Реаля.
Некоторый отход от характерности к обобщенности à не проза, а белые ямбические стихи. Персонажи – носители исторических тенденций, а не индивидуальности. Сталкивает тенденции: 16 в. (Филипп, инквизитор) и 18 в. (Поза).
Специфика интерпретации освободительной темы: борьба за духовную свободу Нидерландов (они боролись за протестантство). Движение от рабства к свободе. Специфика понимания истории: некий фон истории человечества вообще. В классицистич. драмах Ш. трактует историю, абстрагируя от всего слишком специального, характеризующего место и эпоху. История вообще, в которую он вводит историю отдельных стран. Опять-таки: общечеловеческое движение от духовного рабства к духовной свободе.
Проблема главного героя: маркиз Поза. Сначала был дон Карлос, а потом Шиллеру стал интереснее маркиз Поза. Особенности трагического: трагическое связано с Позой: намерения человека сталкиваются с общим, складывающимся из многочисленных волевых импульсов. Он запутывается. Взвалил на себя непосильную ношу. Не дано человеку направлять ход событий, действия человека искажаются общим. Маркиз – жертва, с помощью которой очищается трагическое пространство.
С цитатами и моими добавлениями, пересказ с брифли:
Действие происходит в Испании в 1568 г., на тринадцатом году царствования короля Филиппа II. Основу сюжета составляет история взаимоотношений Филиппа II, его сына дона Карлоса, наследника испанского престола, и жены — королевы Елизаветы.
В Аранжуэсе, резиденции испанского короля близ Мадрида, находится весь испанский двор. Здесь и сын короля — дон Карлос. Король холоден к нему, он занят государственными делами и своей молодой женой, которая прежде была невестой дона Карлоса. Карлос печален, ему не хватает любви отца. К сыну же Филипп II приставил своих слуг-шпионов, герцога Альбу и своего духовника Доминго.
В Аранжуэс приезжает из Фландрии маркиз Поза, друг детства принца. Инфант открывается ему в преступной любви к своей мачехе, которую он видит 9 месяцев каждый день, но не может перемолвиться словечком наедине. Маркиз идет к королеве и рассказывает ей историю, будто услышанную по дороге, про две семьи из Мирандолы, решивших породниться. Сочетаться должны были Фернандо и Матильда. Но тут дядя Фернандо, Пьетро, вдовеет и женится на молодой Матильде. Рассказывает о страданиях Фернандо, но истори. не заканчивает. Понятно, что это выдумка, намек на историю Филиппа, Карлоса, вернувшегося из Алькалы, и Елизваветы Валуа, королевы. И тут входит Карлос Сначала Карлос совсем наглеет, намекает, что после смерти отца он будет властен над королевой. Она полна достоинств, окатывает презрением, раз он может быть счастлив, ели для этого «всего лишь» надо свергнуть закон. Он одумывается, готов испонить любой ее приказ. Она просит его направить свою любовь на несчастное испанское королевство и передает ему несколько писем со «слезами Нидерландов». Входит король со свитой, недоумевая, почему королева без дам. Карлос исполнен решимости спасти Нидерланды.
Прочтя эти письма, дон Карлос решает просить отца назначить его наместником в Нидерланды, вместо предполагаемого на эту должность жестокого Альбы. Это намерение одобряет и маркиз Поза.
Двор короля переезжает в королевский дворец в Мадриде. С трудом дон Карлос добивается аудиенции у Филиппа. Он просит послать его во Фландрию, где он обещает без крови усмирить бунт в Брабанте. Король отказывает, он считает, что место принца при дворе, что он юн и добр; во Фландрию же отправится герцог Альба. К тому же, как?! – дать лучшие войска своему убице? Ни за что!
Дон Карлос оскорблен. В это время паж королевы передает ему тайно любовную записку с просьбой прийти на свидание на половину Елизаветы. Принц уверен, что записка от королевы, он приходит в указанное место и встречает там фрейлину Елизаветы, принцессу Эболи. Инфант в недоумении. Эболи объясняется ему в любви, она ищет у него защиты от посягательств на собственную невинность (король хочет ее выдать за старого графа Сильва Руи Гомеса, да и сам не прочь с ней замутить) и в доказательство дает принцу письмо от короля. Дон Карлос начинает понимать, что обознался, принцесса догадывается, что знаки внимания инфанта, которые она принимала на свой счет, на самом деле относились к королеве. Эболи гонит принца, но перед этим просит вернуть ей ключ, который передал дону Карлосу паж, и любовное письмо к ней короля. Дон Карлос поражен известием об отношении Филиппа к принцессе Эболи, он уходит, но письмо уносит с собой. Раньше он думал, что король достоин обладать прекрасной королевой, а теперь видит, что он, Карлос, больше достоин ее.
Между тем при дворе короля у принца есть враги, которым не нравится неуравновешенный нрав наследника престола. Доминго и Альба считают, что такой монарх будет очень неудобен на испанском троне, он не хочет склониться перед церковью, « Карлос – мыслит! Предался химерам, Он человека чтит!» Доминго напрасно пытался утомить его восторгами разврата, подобный дух опасен в подобном теле. Да тут еще и королева, она заодно с Карлосом: «От всех покуда скрытый, уже в сердцах их бродит яд проклятой ереси». Единственное средство убрать дона Карлоса — это заставить поверить короля в любовь королевы к сыну, в этом деле у них есть союзница — разъяренная Эболи. Она отвергла признания короля, потому что считала, что он счастливец, обладающий верной и прекрасной супругой, а теперь... Она предоставит королю доказательства измены!
У Карлоса и Позы свидание в Картезианском монастыре. Узнав об отказе короля послать во Фландрию принца, Поза огорчается. Дон Карлос показывает другу письмо короля к принцессе Эболи. Маркиз предостерегает инфанта от интриг оскорбленной принцессы, но в то же время стыдит его за желание воспользоваться похищенным письмом. Карлос уверен в добродетели Эболи, но Поза отвечает, что она рухнет без взаимной любви. К. говорит, что нехорошо отнимать у него такое блаженство – «незыблемую веру в человека». Поза разрывает его и в ответ на страдания несчастного инфанта обещает вновь устроить его свидание с королевой. Карлос предупреждает Позу, что все письма во Фландрию вскрываются.
От герцога Альбы, Доминго и принцессы Эболи Филипп II узнает об «измене» Елизаветы. Доминго к тому же намекает, что народ сомневается, отец ли он 3-летней инфанте Кларе-Евгении. Он теряет покой и сон, ему везде мерещатся заговоры. В поисках человека с чистым сердцем и высокой душой, который помог бы ему найти ключ от правды, натыкается на имя маркиза Позы, который еще не почтил его визитом. «Будь он стяжатель или честолюбец, он уж давно предстал бы перед троном». Аудиенц-зала. Адмирал Медина Сидониа, дрожа от страха, приносит извести о гибели 70ти галионов. Но, вопреки ожиданиям, король милует его. Филипп удивлен, что среди грандов нет маркиза. Лерма (начальник дворцовой стражи), Альба и гранд Фериа наперебой расхвадивают Позу. Повелевает Альбе после мессы прийти с маркизом.
Филипп спрашивает, правда ли, что Поза не хочет ему больше служить. Маркиз: «Ушел, чтоб место лучшему очистить». Филипп просит открыть причину. Тот не может быть слугой монарха и бла-бла-бла, см. вступление к билету. Король говорит, что подобный тон ему в новинку, но в общем-то нравится, лесть исчерпала себя. «На новшество иду я! Опорой трона будет сильный дух!» Поза говорит, что для короля люди – мелки, но они сами дали повод к такому мнению: «Убожество влечет их, и оковы они...смиренно носят». Таким мир достался Филиппу от отца, и ему не за что уважать людей. Упрекает Филиппа, что он забыл, что и сам-то он – всего лишь человек. Соглашается, что Фландрию и Брабант надо было смирить, но не такой кровавой ценой. «Смягчится век..человечность и необходимость пойдут плечом к плечу». Не все получается у Филиппа – тысячи бегут из Испании в Британию. Жарко просит вернуть людям свободу мысли. За примером обращается к природе, «ее закон – свобода». Разговор Филиппа с маркизом больше всего напоминает разговор слепого благополучии. Тут Филипп совсем обалдел, но за то, что маркиз никому еще не говорил всего этого, он готов забыть его вольнодумные речи. Приказывает маркизу остаться на службе. Спрашивает, коков, он Филипп в семье, раз уж маркиз такой умный. Пытается успокоить подозрения Филиппа, ведь принц по-прежнему добр и благороден, а у королевы есть то, что не боится клеветы – женская добродетель Уходя, благородный гранд все же надеется, что ему удастся добиться свободы для своей родины. В заключение король просит маркиза войти в доверье к сыну и испытать сердце королевы. Ему можно с ней говорить наедине.
Он просит Елизавету уговорить дона Карлоса отправиться в Нидерланды без благословения короля. Он уверен, что королевскому сыну удастся собрать под свои знамена «бунтовщиков», и тогда отец, увидев усмиренную Фландрию, сам назначит ею наместником в эту провинцию. Королева сочувствует патриотическим планам маркиза Позы.
Маркиз Поза «из предосторожности» забирает у Карлоса бумажник с личными письмами и показывает королю. Поза ведет двойную игру, чтобы отвести тучу от спящего Карлоса. Среди них монарх по почерку узнает записку принцессы Эболи, которая, желая доказать измену Елизаветы мужу, взломала шкатулку королевы и выкрала письма дона Карлоса, написанные Елизавете, как оказалось, ещё до её замужества. Это отводит подозрения от королевы. Поза говорит, что желание принца ехать во Фландрию внушено королевой. Присматривать за Карлосом король поручает Позе. Поза просит у короля секретный приказ, который позволила бы ему в минуту опасности арестовать принца. Лерма рассказывает принцу, что Поза оказывал королю бумажник принца, тот сначала не верит, но потом восклицает: «Я в мире одинок!» И отправляется к принцессе, умоляет дать сказать пару слов королеве. Тут врывается маркиз Поза и арестовывает принца, чуть не закалывает Эболи, но потом роняет кинжа и уходит.
Принцесса сообщает Елизавете об аресте инфанта и, терзаемая муками совести, сознается в своем злодействе против королевы, та приказывает сослать её в монастырь святой Марии.
После свидания с королевой, на котором он просит Елизавету рассказывает сой довольно дерзкий план и просит напомнить принцу об их юношеской клятве (Карлос был высечен вместо Позы, и тот поклялся вернуть долг), маркиз Поза отправляется в тюрьму к своему другу дону Карлосу. Зная, что эта их встреча последняя, он раскрывает инфанту свой план. Чтобы спасти Карлоса, он написал письмо принцу Оранскому о своей мнимой любви к королеве и о том, что инфант дон Карлос был выдан им Филиппу лишь для отвода глаз. Поза уверен, что его письмо попадет в руки монарха. Принц потрясен, он готов бежать к отцу-королю просить прощения для себя и маркиза, но поздно: раздается выстрел, маркиз Поза падает и умирает.
В тюрьму, чтобы освободить сына, приходит Филипп с грандами. Но вместо благодарного и покорного дона Карлоса он находит там убитого горем человека, который обвиняет короля в смерти друга. Вокруг тюрьмы нарастает шум, это в Мадриде начинается мятеж народа, который требует освобождения принца. Мятеж подготовлен королевой.
В это время в руки
к шпионам герцога Альбы
Филипп отдал бы Индию, лишь воскресить маркиза. «Что мне живые?..он презрел меня – и умер». Удивляется, что тот пожертвовал жизнью мальчишке. Приносят известие о привидении (это Карлос, переодетый в монаха).
Король Филипп призывает к себе Великого инквизитора. Его мучит мысль, что детоубийство является тяжким грехом, в то время как он решил избавиться от своего сына. Чтобы умиротворить свою совесть, старый монарх хочет заручиться в своем преступлении поддержкой церкви. Великий инквизитор говорит, что церковь способна простить сыноубийство и приводит аргумент: «Во имя справедливости извечной сын божий был распят». Он готов принять на себя ответственность за смерть инфанта, только бы на троне не оказался поборник свободы.
Наступает ночь, дон Карлос приходит на свидание с Елизаветой. Теперь любовь Карлоса обращена к могилам. Король с инквизитором появляются в глубине сцены. «Иду спасти народ мой угнетенный от тирании». Обещает дать Филиппу честный бой. Прощаются, тут король выскакивает, королева падает без чувств, а Филипп без тени сомнения передает своего сына в руки Великого инквизитора.
Информация о работе Шпаргалка по "История зарубежной литературы 17-18 вв"