Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:24, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Литература".
Октябрьскую революцию Гиппиус
восприняла враждебно, как "предательство"
идеалов свободы и
В эмиграции писала о политике .
Лирика Гиппиус – творчесвто большого мастера, страстно влюбленного в слово, умевшего добиваться истинной гармонии стиха рифмой, мелодикой, ритмом.
Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924)
Он был чужд мистике символистов, на этой почве у него были противоречия с его товарищами. У него был материалистический взгляд на мир.
Начал писать в 89 году.
Творчество Брюсова носит программный характер. Он начинает создавать литературную школу. В 1894 году публикует книжку стихов "Русские символисты. Выпуск I".
1895 год "Шедевры". Миру
реальности поэт
Брошюра "Об искусстве", 1899 год, в ней Брюсов утверждает, что смысл искусства состоит в том, чтобы раскрыть и пересказать душу художника. Его "религией" становится само искусство.
В то же время – метрические опыты поэта. Ранняя поэзия его тяготеет к экзотике как в плане рифм, так и в плане словаря. Ярко выраженный импрессионизм поэта.
Новый этап творчества в 1900х. Он заканчивает университет, в том же году выходит его сборник "Третья стража".
Брюсов искал какую-либо значительную тему.
И на него, как и на всех остальных, весьма повлияла революция, она заставила его задуматься о реальности. Он видел в ней лишь разрушающую силу, которпая сокрушит все, в том числе и культуру. Но размах революционного движения привлекал поэта.
Постепенно с звуков переключается на зрение.
Символы Брюсова не требуют мистических истолкований – они олицетворения отвлеченного понятия.
В 1909 году все начинает рушиться, кризис символистского движения.
18. Петербург и петербуржцы в романах "Петербург" Андрея Белого и "Петр и Алексей" ("Александр I") Мережковского.
Литература традиционная,
реалистическая, безусловно, лидировала
в эпической прозе и
Что касается романов Мережковского, то по форме они вполне традиционны. Главное уловить, что видит в истории Мережковский. А видит он борьбу духовного и плотского, христианского и языческого, Христа и Антихриста. Чисто внешне даже есть натуралистические сцены, он этого не избегает. Это не символическая проза.
Конечно, образцовые произведения символистской прозы – это «Мелкий бес» Сологуба, это тексты Ремизова, это, конечно, «Петербург» Андрея Белого.
Андрей Белый. В романе "Петербург" поэт развернул намеченную в сборнике "Пепел" тему города. Он создал мир, мир невероятный, фантастический, полный кошмаров, обездушенных людей-призраков. В этом романе отразилось и отрицательное отношение младосимволистов к городской культуре запада, и отрицание ими державно-бюрократического государства.
Петербург у Белого – это
призрак, материализованный из желтых
туманов болот. В нем все подчинено
нумерации, здесь даже проспекты
расчерчены под линеечку. символом
мертвенных бюрократических сил
Петербурга в романе – царский
сановник Аполлон Аполлонович Аблеухов.
Он стремится заморозить, законсервировать
живую жизнь, подчинить страну бездушной
регламентации
Прямая линия
тянется отсюда к роману "Петербург",
который явился высшим
Символом
гибели подлинной культуры, подавления
человеческой личности
Город
проспектов и огромных
Туманным призраком
вошел Петербург в сознание
Белого. В пятой главе романа
он обращается к нему: "Осаждаясь
туманом, и меня ты
У Белого -- "свой",
очень определенный Петербург,
прямо связанный с пушкинской
традицией, которая с
Петербург в романе -- и
европеизированный город, столица
огромной империи, и некая таинственная
точка соприкосновения мира "потусторо-ннего"
с миром реальным, подлинным, и
место, где столкнулись, объединившись,
две главные тенден-ции
Петербург у Мережковского:
В хронотопе «Александра
I» пространственные отношения доминируют
над временными, что связано с
широтой и многообразием
Цитата из текста:
« Небо мутно-желтое с темно-серыми пятнами. И сыплется оттуда изморозь, не то льдистый дождь, не то мокрый лед. Оттепельный черный, страшный город похож на труп, с которого сорвали саван. И трупным запахом проникает мутно-желтый, удушливо-едкий туман сквозь окно в комнату, сжимает горло, саднит грудь так, что нечем дышать. А на другой стороне Фонтанки, на челе казенного здания Екатерининского института, парит с распростертыми крыльями двуглавый орел. Над черной петербургской слякотью, над черным, оголенным трупом кажется он зловещим и нелепо-торжественным».
19. Лирика и роман "Мелкий Бес" Сологуба
Федор Сологуб (1863-1927). В его творчестве отчетливо раскрываются особенности восприятия и обработки идейно-художественныз традиций русской классики в модернистской литературе. Человек для Сологуба полностью отделен от мира мир непонятен ему и понятен быть не может. Единственное спасение – в погружении в иллюзию, в созданную воображением художника прекрасную легенду. Он противопоставляет насилие чему-то прекрасному.
Но и легенда не так сладостна как кажется, она еще и тосклива. Жизнь – земное заточение, страдание, безумие. Попытки выбраться из этого всего – бесплодное томление. Люди заперты, как звери, в клетке. В итоге появляется восприятие жизни человека как жалкой игрушке в руках потусторонних сил. Для поэта остается ценным лишь его "я", а все остальное – лишь творение его фантазии.
Язык Сологуба не метафоричен и лаконичен.
Куда больше Сологуб известен как прозаик. Роман "Мелкий Бес". Идейная задача романа – доказать бессмысленность человеческого существования, неизбыточную гнусность самой сущности человека.
Сюжет таков: поиски Передоновым
получить должность инспектора училища.
Он живет в атмосфере
Существование других героев романа так же бессмысленно, как и жизнь всего городка. Это живые мертвые души. И, заостряя черты характеров персонажей, Сологуб подходит к границе фантастического.
Сологуб не оценивает окружающий мир, показывает в гротеске.
Центральная же фигура романа – типичный образ носителя реакции 80-х. Его чувства тупы, а все входящее в сознание превращалось в мерзость.
20. Творческий путь Блока. Блок и символизм.
Александр Александрович Блок (1880-1921)
По-началу малдосимволист. Состоял в группе аргонавтов, но он единственный из них жил в Питере. Аргонавтика – эти мистическое путешествие душ, сливающихся в едином порыве в поисках абсолютного знания и абсолютной гармонии. Даже отношение к смерти у аргонавтов было довольно позитивным. Искусство есть искусство жить. Для них весь мир был искусству подобным феноменом. Они искали основу творчества. Занимались мифологизацией бытия.
Центр будущего апокалипсиса – Арбат. Вся Москва была сценой для различных аргонистических игр. Для них была важна не цель, а путь.
От субъективно
Основные этапы своего творческого пути Блок выделил сам: Первый – мистический, тезы; второй – скептический антитезы; третий – синтеза, в нем центральное место займут стихи о России. Локк рассматривал свое творчество как лирическую трилогию.
С 1898 по 1900 гг Блок написал около трехсот стихотворений. Это юношеские стихи, они продолжают традицию старой русской поэзии.
На Блока сильно влияет лирика Соловьева, молодой поэт начинает прислушиваться к себе.
В 1904 году выходи первая книга Блока "стихи о Прекрасной Даме". Это был своеобразный роман в стихах, основанный на чувствах поэта к Менделеевой. Дуализм раннего Блока, мир наполнен параллелизмом образов, антитез словосочетаний, противопоставлении света и тьмы. Центральный образ сборника – образ Вечной Жены.
Но уже тогда нарастающее живое чувство жизни стало взрывать в сознании поэта ту схему, которая зародилась там после знакомства с Соловьевым.
Ранний Блок – это попытки поэта создать другую, мистически окрашенную реальность.
Но этот же сборник стал ознаменованием начала художественного кризиса Блока. Он разочаровывается в мистической схоластике Соловьева, пытается выйти за пределы своей лирики.
Но тут Блок знакомится с творчеством Брюсова и в его жизнь входит жизнь реальная со всеми вытекающими. Появляется тема Петербурга, а революция обостряет социальное чувство поэта. Но представления поэта о революции были абстрактно-романтическими.
В дни революции поэт проводит переоценку своих ценностей, прежних своих позиций. Первый драматургический опыт.
Поэт пытается понять грядущее, свое место в истории.
В 1906 году – сборник "Нечаянная
радость", переход Блока от Прекр.дамы
к Снежной маске. Основная черта
лирического героя этого
В 1907-1908 гг поэт резко сворачивает
к эстетической, гражданской проблематике.
1907 год – сборник "Снежная
маска". Здесь виден метафоричный
стиль и музыкальность стиха
Блока. Особенность Блока