Шпаргалка по "Языкознанию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 03:43, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Языкознание".

Вложенные файлы: 1 файл

Yazykoznanie_kak_nauka.docx

— 193.25 Кб (Скачать файл)

Языкознание как наука. Место языкознания в системе наук

Языкознание, или лингвистика, - это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации конкретных языков. 
Язык является важнейшим средством человеческого общения; нет и не может быть человеческого общества и народа, которые не имели бы языка. нет и самого человека без языка. язык как средство общении я и как систему знаков изучают многие науки.  
Языкознание связано со всеми главными разделами современной науки, и это объясняется той огромной ролью, которую играет язык во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в процессе познания и общения.  
Прежде всего, языкознание относится к числу социальных наук. Оно тесно связано с такими социальными науками, как история, экономическая география, психология, педагогика.  
С историей языкознание связано потому, что. история языка является частью истории народа. С историей общества изменяется и словарный состав языка, и сфера его деятельности, и характер функционирования.  
Языкознание связано, в частности, с такими историческими дисциплинами, как археология, которая изучает историю по вещественным источникам – орудиям труда, оружию, украшениям, утвари и этнография – наука о быте и культуре народов.  
Язык как продукт речевой деятельности индивида является предметом изучения психологии и языкознания.  
Ведь мыслительные и другие психические процессы отражаются в речи, в категориях языка — при анализе переносных значений слов, односоставных и вопросительных предложений, обособленных членов предложения, актуального членения предложения. В середине XX в. возникла наука психолингвистика, которая изучает речевую деятельность как единство коммуникативного акта и психического процесса, как единство обобщения и общения.  
Языкознание связано также и с педагогикой. Речь идет здесь прежде всего о существовании такой дисциплины, как методика преподавания языка. Современная методика охватывает не только методику преподавания родного языка, но и методику преподавания иностранного языка.  
Из естественных наук языкознание соприкасается главным образом с физиологией человека и антропологией. Речевой аппарат и производство звуков речи имеют физиологическую основу, так как в речевом процессе участвуют органы чувств, мускульный аппарат и нервная система человека.  
Интересы языковедов и антропологов сходятся при классификации рас и языков и при изучении вопроса о происхождении речи, о чем сообщено будет позднее.  
Конечно же, связь языкознания с социальными науками более прочная и тесная, чем с науками биологическими и медицинскими. Это еще раз подчеркивает, что, несмотря на физиологическую основу членораздельной речи, язык относится к общественным явлениям.  
Языкознание, как и другие науки, связано с философскими науками. Недаром в последнее время развивается такая наука, как философия языка, в центре внимания которой представление о языке как ключе к пониманию мышления и знания.  
Языкознание даже связано с точными науками: кибернетикой, информатикой, математической логикой.  
С точки зрения кибернетики, язык есть постоянный «носитель» информации, он участвует в процессах управления, и он сам представляет собою управляемую и саморегулируемую систему. Кибернетика пытается понять язык как одну из управляющих и управляемых систем.  
Информатика изучает язык как средство хранения, переработки и выдачи информации о документах – носителях информации.  
Математическая логика использует язык как естественную знаковую систему, из которой можно черпать материал, например, для решения формально-логических задач.  
Наблюдается теснейшая связь между языкознанием и семиотикой, которая изучает общее в строении и функционировании различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию. Так как язык — главная, наиболее сложная и, так сказать, классическая знаковая система, то семиотика имеет перед собой язык в качестве объекта прямого наблюдения и интереса, однако аспект видения и осмысления языка у семиотики свой, не совпадающий с лингвистическим: семиотику в языке интересуют общие свойства знаков.  
Однако, теснее всего языкознание связано с литературоведением, которое видит в языке средство формирования и выражения и форму существования художественного содержания произведений литературы.  
Литературоведение и языкознание составляют общую науку – филологию, предметом которой является текст. Языкознание анализирует языковые средства в речи, стиль текста.  
Таким образом, языкознание связано со многими науками. Даже в последнее время появилось много новых наук, объединяющих в себе черты языкознания и других направлений – например, социолингвистика, психолингвистика.

 

 

Основные проблемы общего языкознания

Общее языкознание изучает то общее и существенное, что есть в различных языках мира. Частное языкознаниезанимается каким-либо отдельным языком (например, английским, китайским, русским и т. д.) или группой близкородственных языков (например, славянскими языками).Общее языкознание использует факты, полученные при изучении отдельных языков или языковых групп.

В мире существует множество языков. По данным Организации Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры, их насчитывается 2796. Ученые-лингвисты более осторожны в своих подсчетах. Они называют разные цифры - от 2500 до 5000 или от 4500 до 6000. Это связано с тем, что границы между разными языками часто размыты: иногда невозможно установить, где начинается новый язык, а где имеет место диалектная форма одного и того же языка. Кроме того, одни языки вымирают а ученые открывают другие, ранее неизвестные.

Люди на разных континентах произносят самые разные слова с помощью самых разнообразных звуков. Различной может быть и длина слов. Еще большими отличиями могут характеризоваться языки мира с морфологической и синтаксической точек зрения. Своеобразны интонационный рисунок каждого языка, ударение, система оценок окружающего мира и т.д. Несмотря на это, все языки имеют нечто общее, существенное в своем применении, устройстве, истории. В связи с этим предметомисследования общего языкознания является общее и существенное в различных языках, то есть язык вообще. Поэтому, общее языкознание - это общая теория языка, философия языка.

Языкознание не существует отдельно от других наук. Изучение любого языка связано с изучением истории, культуры народа, который говорит на этом языке. Кроме того, языкознание связано с литературоведением, психологией, социологией, философией.

Общее языкознание занимается изучением многих важных общелингвистических проблем.

Ученые выделяют 7 основных проблем общего языкознания:

1. Объект лингвистики, его границы, отчленение от смежных объектов.

2. Проблемы структурного членения  языка и внутренних связей  языковой структуры.

3. Проблемы функционирования языка, его внешние связи.

4. Проблема исторического развития  языка, внешние и внутренние условия  его развития.

5. Проблема знакового характера  языка, положение языка среди  других знаковых систем.

6. Проблема языковых универсалий.

7. Проблема самой науки о языке.

Кроме того, общее языкознание изучает проблемы более узкого характера, которые связаны с описанием единиц различных подсистем языка: фонетико-фонологического, лексического, морфологического, синтаксического. Общее языкознание рассматривает также некоторые новые направления современной лингвистики, например, типологическую, когнитивную, лингвистику, лингвистику текста и прикладную лингвистику. Важным является вопрос о методологии языковедения.

 

 Проблема взаимосвязи языка и мышления.

Язык и мышление неразрывно связаны м/ду собой. Язык явл-ся особым условием возникновения мышл-я, формой его сущ-я и способом ф-ционир-я. Мышление и язык склад-ся в единый речемыслит. комплекс.

В истории языкознания соотношение языка и мышления осмысливалось по-разному. А. Шлейхер, Мюллер, Ф. де Соссюр, Л. Блумфилд говорили о равенстве, равноправии языка и мышления; Аристотель и И.П. Павлов отмечали, что мышление шире языка; Гумбольдт и Уорф, наоборот, говорили, что язык шире мышления; наконец, в современности утверждается равное взаимодействие и взаимообусловленность языка и мышления. Намечаются следующие аспекты рассмотрения этого вопроса: 1) логический, 2) физиологический, 3) философский, 4) психологич, 5) лингвистич.

Физиологич. аспект. Язык и мышление связаны. Это обусловлено двуполушарным строением мозга – ф-циональная асимметрия. Левое полушарие: связанность речи, логич мышление, абстрактные категории. Контролирует анализ, расчленение на омпоненты. Психологич. хар-ки: ясность видения мира, оптимистичность. Правое: наглядно-образное, визуальное, несловесное, источник интуиции, отвечает за интонацию, мелодику речи, уд-е. Могут возникать афазии – полные/ частичные утраты способности к устойчивому реч общению. Философский аспект. Здесь популярна теория отражения (в 19в) – воспроизведение признаков, св-в и отношений отображаемого объекта. Это всеобщее св-во материи. Отражение – высшая форма активного отображения объективной реальности, целенаправленное, опосредованное (т.е. ч/з знаки), обобщённое (Ч. Пирс). Ф. Энгельс: «Язык возникает лишь из необходимости общения с другими людьми». Психологический аспект. Мышление – познавательная деятельность индивида, хар-ся обобщённым и опосредованным отображением действит-сти. Виды мышл-я зависят от факторов: 1) уровни общ-я, 2) их новизна, 3) степень активности, 4) адекватность действит-сти. Мышление гл образом оперирует понятиями как логическими значениями языковых знаков. Строго говоря, проблема значения слова связана не только с мышлением, но и с сознанием. Ведь кроме логич. значений яз-х знаков сущ-ют также эмоциональные и эстетические. Сознание включает чувственно-наглядные и абстрактные представления (ассоциации, память, символы, мифы – нерациональные звенья). Логический аспект. Логика – наука о правильном мышлении. Она опирается на понятия, суждения, умозаключения. Логика и язык не совпадают: 1) грам категорий больше логических, 2) логика универсальна, а яз категории в разных языках не совпадают, 3) логич содержание ед-ц не всегда совпадает с языковым, 4) логика проще, язык сложнее, 5) язык опирается не только на логику, но и на эмоции. Психо-лингвистический аспект (Выготский, Сепир). Язы необходим не только для выражения мысли, но и для её формирования. Речь – сложный психофизиологич процесс, осуществляющийся в коммуникации. Язык – это не ярлык, налагаемый на готовую мысль, это заранее приготовленный путь.

Ч. Огден и А. Ричардс предлагают теорию, представленную треугольником в вершинах которого лежат: предмет – мысль – слово. Соотношение языка и понятия: 1) они связаны, на основе языка происходит уточнение и обогащение осн. категорий мышления; 2) при помощи языка происходит проверка знаний, применение к условиям общения; 3) при помощи языка происходит класс-ция понятий; 4) слово и понятие не совпадают (междометия соотн-ся с эмоциями; ассиметричные и противоположные отнош-я м/ду словами и понятиями; словами выраж-ся не только понятия – отнош-я к предметам -, у слов есть доп. оттенки). Выготский: Мысль не выражается в слове, а совершается в слове. Внутренняя речь – особая форма реч деят-сти, реч мышления, возникающее из внешней речи. Смысловая сторона речи развив-ся от целого к части, а внешняя сторона речи идёт от части к целому. Сравнивая Внутреннюю и внешнюю речь: 1) синтаксис мысли – Словесный синтаксис; 2) Речь д/себы – речь д/других; 3) Процесс испарения речи в мысль – процесс превращения мысли в слово; 4) Свёрнутость – Развёрнутость, 5) Идеоматичность – Структурность, 6) Ед-цы универсального предметного кода – Ед-цы знаки языка.

Психофизиологические и  лингвистические основания взаимосвязи языка и мышления.

   Язык и мышление неразрывно связаны м/ду  собой.

Намечаются следующие аспекты рассмотрения этого вопроса: 1) логический, 2) физиологический, 3) философский, 4) психологич, 5) лингвистич.

Физиологич. аспект. Язык и мышление связаны. Это обусловлено двуполушарным строением мозга – ф-циональная асимметрия. Левое полушарие: связанность речи, логич мышление, абстрактные категории. Контролирует анализ, расчленение на омпоненты. Психологич. хар-ки: ясность видения мира, оптимистичность. Правое: наглядно-образное, визуальное, несловесное, источник интуиции, отвечает за интонацию, мелодику речи, уд-е. Могут возникать афазии – полные/ частичные утраты способности к устойчивому реч общению. Философский аспект. Здесь популярна теория отражения (в 19в) – воспроизведение признаков, св-в и отношений отображаемого объекта. Это всеобщее св-во материи. Отражение – высшая форма активного отображения объективной реальности, целенаправленное, опосредованное (т.е. ч/з знаки), обобщённое (Ч. Пирс). Ф. Энгельс: «Язык возникает лишь из необходимости общения с другими людьми». Психологический аспект. Мышление – познавательная деятельность индивида, хар-ся обобщённым и опосредованным отображением действит-сти. Виды мышл-я зависят от факторов: 1) уровни общ-я, 2) их новизна, 3) степень активности, 4) адекватность действит-сти. Мышление гл образом оперирует понятиями как логическими значениями языковых знаков. Строго говоря, проблема значения слова связана не только с мышлением, но и с сознанием. Ведь кроме логич. значений яз-х знаков сущ-ют также эмоциональные и эстетические. Сознание включает чувственно-наглядные и абстрактные представления (ассоциации, память, символы, мифы – нерациональные звенья). Логический аспект. Логика – наука о правильном мышлении. Она опирается на понятия, суждения, умозаключения. Логика и язык не совпадают: 1) грам категорий больше логических, 2) логика универсальна, а яз категории в разных языках не совпадают, 3) логич содержание ед-ц не всегда совпадает с языковым, 4) логика проще, язык сложнее, 5) язык опирается не только на логику, но и на эмоции. Психо-лингвистический аспект (Выготский, Сепир). Язы необходим не только для выражения мысли, но и для её формирования. Речь – сложный психофизиологич процесс, осуществляющийся в коммуникации. Язык – это не ярлык, налагаемый на готовую мысль, это заранее приготовленный путь.

Ч. Огден и А. Ричардс предлагают теорию, представленную треугольником в вершинах которого лежат: предмет – мысль – слово. Соотношение языка и понятия: 1) они связаны, на основе языка происходит уточнение и обогащение осн. категорий мышления; 2) при помощи языка происходит проверка знаний, применение к условиям общения; 3) при помощи языка происходит класс-ция понятий; 4) слово и понятие не совпадают (междометия соотн-ся с эмоциями; ассиметричные и противоположные отнош-я м/ду словами и понятиями; словами выраж-ся не только понятия – отнош-я к предметам -, у слов есть доп. оттенки). Выготский: Мысль не выражается в слове, а совершается в слове. Внутренняя речь – особая форма реч деят-сти, реч мышления, возникающее из внешней речи. Смысловая сторона речи развив-ся от целого к части, а внешняя сторона речи идёт от части к целому. Сравнивая Внутреннюю и внешнюю речь: 1) синтаксис мысли – Словесный синтаксис; 2) Речь д/себя – речь д/других; 3) Процесс испарения речи в мысль – процесс превращения мысли в слово; 4) Свёрнутость – Развёрнутость, 5) Идеоматичность – Структурность, 6) Ед-цы универсального предметного кода – Ед-цы знаки языка.

 

Язык и общество.

Связь м/ду языком и обществом очевидна как д/учёных, так и д/рядовых носителей языка. Это связано с само проблемой возникновения языка. Язык- ср-во согласования действий людей. Коммуникативная (соц.) природа языка явл-ся доказанной в науке. Однако, язык нельзя сводить только к социальному и его нельзя отождествлять с другими соц. явл-ями, потому что: 1) любое соц. явл-е хронологически ограничено, а язык изначален и вечен, пока сущ-ет общ-во. 2) Язык неотделим от всех и любых проявл-й общественной жизни. 3) язык имеет надклассовый хар-р. Законы его изменения, развития не нах-ся в прямой зависимости от соц. расслоения общ-ва. 4) Язык – предпосылка общественного сознания и явл-ся фундаментом для  разных форм обществ. сознания (религии, культуры, философии, науки). 5) язык опосредованно связан с бытием и общественной жизнью. 6) язык не относится к идеологии,  не явл-ся ею, в отличие от политики, морали, религии. 7) язык в большей степени, чем все другие явл-я, независим от соц. истории общ-ва (ассимиляция языка не всегда входит в пользу страны завоевательницы). В истории существовали слишком крайние подходы к проблеме соотнош-я языка и мышления. Так использовались идеи Гумбольдта о том, что язык отражает дух народа, и допускалось, что язык диктует видение мира. Другая односторонняя трактовка сводится к преувеличению психологич св-в языка. Шахматов: Язык – это язык индивидуумов. Здесь преуменьшение общественного в языка. Марр предложил социалогизированную Т. языка: отождествлял развитие языка с развитием экономич. формаций, игнорируя собственные законы языка. Это показывает полное непонимание  историч. развития языка. В 70е гг Б.А. Серебренников выделили неск. направлений в соотношении языка и общ-ва: 1. роль общ-ва в создании и формир-и языка; 2. раскрыть зависимость развития языка от развития и состояния общ-ва; 3. выражение языком обществ. сознания; 4. специфика обслуживания общ-ва языком. Так, Ю.С. Степанов говорит о роли общ-ва в создании и формир-и языка, раскрывает зависимость языка от состояния общ-ва. 1) В первобытно-общ. строе (родоплеменном), когда в социальных проявлениях услеживалось разделение рода на м. и ж., старших и младших, одушевление окруж. природы, культ животного предка, создание племенных отнош-й, в языке происходило различение групповых языко, муж. и жен. речи, языка старш. и младш, быстрое накопление словаря, смешение языков того времени. 2) Рабовладельч. строй, когда образ-сь гос-во, формир-ся общий ЛЯ, кот. не был суммой диалектов, хотя и впитывал отд. черты; склад-ся понятие СТИЛЬ. 3) Феод. строй, с укреплением гос-ва и соц расслоением общ-ва, приходит жёсткая тенденция к унификации языка; но с др. стороны – тенденция к 2-язычию: лит и нелит язык; страшная диалектн. раздробленность на окраинах. 4) Капиталистич. строй, когда формир-е нации, выработка соц, экономич, правовых, образ-х норм, формирует и единый нац язык, усил-ся роль лит письменного языка.

Информация о работе Шпаргалка по "Языкознанию"