Контрольная работа по дисциплине «Логика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 17:20, контрольная работа

Краткое описание

Мышление – это познавательный психический процесс обобщенного и опосредованного отражения связей и отношений между предметами объективной действительности. Мышление определяется как процесс, связанный с обработкой информации, либо полученной через ощущения, либо сохраненной в памяти в результате личного опыта, с тем, чтобы быть в состоянии реагировать в новой ситуации.

Вложенные файлы: 1 файл

Логика.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

Положительные - это понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету: "принципиальность", "благородный поступок", "живущий по средствам", "успевающий студент" и др.

Отрицательными называются понятия, в содержании которых указывается  на отсутствие у предмета определенных свойств (например, "некрасивый поступок", "некрашеный дом", "некошеный луг" и др.). В русском языке отрицательные понятия выражаются обычно словами с отрицательными приставками "не" или "без" ("бес "): "неграмотный", "неверующий", "беззаконие", "беспорядок" и др. В словах иностранного происхождения - чаще всего словами с отрицательной приставкой "а": "агностицизм", "аморальный" и др.

Собирательными называются понятия, в которых группа однородных предметов  мыслится как единое целое: "лес", "созвездие", "роща", "студенческий строительный отряд" и др. Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в объем этого понятия.

Несобирательные - это такие понятия, содержание которых можно отнести  к каждому предмету данного класса, который охватывается понятием: "дерево", "звезда", "студент" и др.

Определить, к какому из указанных  видов относится конкретное понятие, означает дать ему логическую характеристику. Например, понятие "невнимательность" - общее, несобирательное, абстрактное, отрицательное, безотносительное. Логическая характеристика понятий помогает уточнить их содержание и объем, вырабатывает навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения.

 

Логические отношения между  понятиями 

Так как все предметы мира находятся  во взаимодействии и взаимообусловленности, то и понятия, отражающие предметы мира, также находятся в определенных отношениях. Конкретные виды отношений устанавливаются в зависимости от содержания и объема понятий, которые сравниваются.

Если понятия не имеют общих признаков, далеки друг от друга по своему содержанию, то они называются несравнимыми (например, "симфоническая музыка" и "солнечное затмение", "воздушное пространство" и "библиотека "). Сравнимыми называются понятия, имеющие общие признаки (например, "язык" и "иностранный язык", "экономист" и "работник банка "). Сравнимые понятия делятся по объему на совместимые и несовместимые.

Совместимые - это такие понятия, объемы которых совпадают полностью  или частично. Несовместимые - это  понятия, объемы которых не совпадают ни в одном элементе.

Отношения между понятиями  принято иллюстрировать с помощью  круговых схем (кругов Эйлера),где каждый круг обозначает объем понятия , а  каждая точка - предмет, входящий в его  объем. Круговые схемы позволяют наглядно представить отношения между различными понятиями, лучше понять и усвоить эти отношения.

В отношениях тождества  находятся понятия, которые различаются  по своему содержанию, но объемы которых  совпадают. В таких понятиях мыслится один предмет или класс однородных предметов. Однако содержание таких понятий различно, так как каждое из них отражает только определенную сторону ( признак ) данного предмета или класса однородных предметов.

В отношении пересечения  находятся понятия, у которых объемы частично совпадают. Содержание этих понятий различно. Например, пересекающимися понятиями являются "студент" и "филателист" (А и В ): не все студенты являются филателистами, и не все филателисты - студенты. В совместившейся (заштрихованной) части кругов мыслятся те студенты, которые являются филателистами.

В отношении подчинения находятся понятия, объем одного из которых полностью входит в  объем другого, составляя его  часть. В таком отношении, например, находятся понятия "герой" ( А ) и "театральный герой" ( В ). Объем первого понятия шире объема второго понятия: кроме театрального героя существуют и другие виды: герой литературный, художественный, телеэкрана, кинематографический и другие. Понятие "театральный герой" полностью входит в объем понятия "герой".

В отношении соподчинения находятся два или более неперекрещивающихся  понятий, принадлежащих общему родовому понятию. Соподчиненные понятия ( В  и С )- это виды одного рода ( А ), у  них общий родовой признак, но видовые признаки различны. Например, "должностное преступление" ( А ), "взятка" ( В ), "растрата" ( С ).

В отношении противоположности (контрарности) находятся понятия, которые  являются видами одного и того же рода, и притом одно из них содержит какие-то признаки, а другое эти признаки не только отрицает, но и заменяет их другими, исключающими (т.е. противоположными признаками). Например, "демократическое государство" и "тоталитарное государство " ( А и В ), "свой" и "чужой", "храбрость" и "трусость" и т.д. Слова, выражающие противоположные понятия, являются антонимами. Объемы противоположных понятий составляют в своей сумме лишь часть объема общего для них родового понятия.

В отношении противоречия находятся такие два понятия, которые являются видами одного и  того же рода, и при этом одно понятие указывает на некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, исключает, не заменяя их никакими другими признаками. Например, "знающий философию" и "незнающий философию", "друг" и "недруг" и т.д. Объемы двух противоречащих понятий составляют весь объем рода, видами которого они являются. Таким образом, уяснение логической структуры понятия, раскрытие их видов и отношений между сравнимыми понятиями дает возможность перейти к рассмотрению логических действий, или операций, над понятиями.

 

Вопрос 8. Операции обобщения и ограничения. Деление понятий.

 

Обобщение понятий - это  такое сокращение содержания понятия, в результате которого мы получаем понятие с более широким объемом, родовое по отношению к первоначальному.

Ограничение понятий - это по сути противоположная обобщению операция, когда мы добавляем в содержание понятия дополнительный признак и тем самым сокращаем его объем. Эти логические операции очень часто применяются в практике нашего мышления, с их помощью уточняется предмет мысли, мы делаем мышление более четким, определенным и последовательным. Пример операции обобщения понятий - студент МГУ, студент, человек. Пример ограничения понятий - спортсмен, биатлонист, российский биатлонист.

Деление понятий считается  очень важной логической операцией, так как с ее помощью мы выясняем отношение между понятиями по объему и на основании этого раскрываем количественные характеристики предметов, их объем и т.п. Обычно деление так и определяют как логическую операцию, раскрывающую объем понятия. Здесь общее, родовое понятие подразделяется на его ближайшие виды с помощью избранного основания или признака. Кстати говоря, не только в науках, но и в самой обычной, повседневной жизни мы осуществляем эту логическую операцию. Так, людей мы делим на мужчин и женщин, транспорт на грузовой и легковой, органы чувств на зрение, слух, обоняние, осязание, вкус и т.д.

При этом логическую операцию деление нельзя смешивать с мысленным  расчленением целого на части, когда  выделяются отдельные части предмета. Самый простой пример здесь - мысленное членение самолета на фюзеляж, винтомоторную группу, крыло, шасси и т.д. Важно помнить, что части целого понятия не являются видами, которые образуются в результате логической операции деления, и не обладают признаками целого. И если мы попытаемся произвести операцию деления понятия самолет, то, прежде всего, должны будем указать виды самолетов по определенному признаку, будь то тип двигателя или что-либо еще. При этом каждый вид самолетов будет обладать признаками целого.

 

Вопрос 9. Суждения – общая характеристика, виды, состав.

 

В любом суждении присутствует конкретная мысль. Она выступает  формой выражения действительности в сознании человека. Эта форма  представляет собой какое-либо высказывание о предметах, их свойствах и состояниях, а также об отношениях между ними. Мысль характеризуется двумя весьма важными свойствами, которые человеку необходимо учитывать в логическом анализе. Во-первых, она что-либо утверждает или отрицает: например, "Москва больше Пскова". Во-вторых, мысль может быть или истинной или ложной: например, суждение "Сознание оказывает воздействие на общественное бытие" является истинным, ибо человек, наделенный сознанием, изменяет окружающую его действительность, в том числе и общественные отношения .

По своему содержанию любое суждение имеет атрибутивный характер. Оно всегда отражает принадлежность (либо не принадлежность) признака конкретному предмету и явлению. Следует подчеркнуть, что предметом суждения могут быть любая вещь, свойство или отношение вещей, класс предметов или некоторые предметы класса.

Отмечая связь между  суждением и понятием, важно также  и видеть между ними определенные различия. Их сущность сводится к следующему.

Во - первых, связь суждения и понятия отражает объективную  связь общего и единичного.

Во - вторых, суждение отличается от понятия в двух основных аспектах: генетическом и функциональном. В  генетическом аспекте понятие возникает  на базе логических операций по выявлению  существенных признаков предметов, а суждение образуется на основе установления связи между понятиями. В функциональном аспекте понятие, как известно, отражает предмет только в существенных признаках, суждение же отражает любые признаки предметов.

В - третьих, подлинный  акт мыслей начинается с суждения, т.е. с утверждения или отрицания чего-либо. Если понятием выражается предметный характер нашего мышления, то в суждении раскрывается активное отношение мысли к окружающему миру - отражение объективных свойств, связей и отношений между предметами и явлениями.

В - четвертых, суждение отличается от понятия способом закрепления - предложением. Проиллюстрируем это на следующих примерах, когда одна и та же мысль выражается либо в понятии, либо в суждении.

В суждениях выражается истинная или ложная мысль. Истинность суждения, как и понятия, определяется его соответствием объективной действительности. Истинные- это такие суждения, в которых связь понятии правильно отражает реальные свойства и отражения предмета мысли. Например: "Содержанием современной эпохи является переход от политики конфронтации и недоверия между государствами к политике сотрудничества и взаимной выгоды".

Ложные - это такие суждения, в которых связь понятий искажает объективные свойства и отношения предмета мысли.

Все суждения можно разделить  на две большие группы: простые и сложные. Простым называется суждение, выражающее связь двух понятий: например, "Некоторые вулканы действуют".

Суждение, состоящее из нескольких простых суждений, называется сложным: например, "Прозрачный лес  один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит".

 

Виды простых суждений, классифицируются по следующим основаниям.

 

1. По объему субъекта (по количеству).

Единичные - суждения, включающие утверждение или отрицание об одном предмете. Формула такого суждения:

Это S есть (не есть) P.

Так, суждение "Эрмитаж  в Санкт-Петербурге - крупнейший музей  России" - единичное суждение, так  как объем субъекта включает конкретное учреждение культуры.

Частные суждения, в которых  что-либо утверждается или отрицается о части предметов некоторого класса. Эта часть может быть неопределенной и определенной. В зависимости от данного обстоятельства частные суждения подразделяются на неопределенные и определенные.

В неопределенных суждениях  логическая схема такова: "Некоторые 8 есть Р". Слово "некоторые" придает им неопределенность. Например: "Некоторые проблемы политологии носят философский характер".

Определенное частное  суждение содержит знание и о той, и о другой части субъекта суждения. Оно имеет такую логическую схему:

"Только некоторые S есть Р".

Например: "Только некоторые  проблемы языкознания носят философский  характер".

Общие - суждения, в которых что-либо утверждается или отрицается в каждом предмете данного класса. Логическая схема таких суждений имеет вид:

"Все S есть Р" или "Ни одно S не есть Р"

Например, цитата из "Евгения  Онегина" А.С. Пушкина: "Мы все учились  понемногу" - является общим суждением, так как объем субъекта включает весь класс отображаемых предметов.

 

2. По качеству связки  суждения могут быть утвердительные или отрицательные.

Утвердительные суждения, выражающие принадлежность предмету некоторого признака: например, "Научная организация  труда повышает эффективность деятельности инженера".

Отрицательные суждения, выражающие отсутствие у предмета некоторого признака: например, "Ни один дельфин не является рыбой".

 

3. По содержанию предиката  суждения делятся на суждения  свойства (атрибутивные), суждения отношения  (релятивные) и суждения существования  (экзистенциальные).

Суждения свойства отражают принадлежность или не принадлежность предмету мысли того или иного свойства, состояния: например, "В наше время приобретение философских знаний составляет важнейший элемент духовной культуры человека".

Суждения отношения  выражают различные связи между  предметами мысли по месту, времени, величине и прочее: например, суждение "Эверест выше Монблана" - определяется отношением (через сравнение) одной горы с другой; или "Л.Н. Толстой был современником И.С. Тургенева и А.М. Горького".

Суждения существования  призваны решать вопрос о наличии предмета нашей мысли - любого явления природы, общества или духовной жизни. Например: "Одним из объектов исследования социологии является общественное мнение".

 

Вопрос 10. Перечислите основные законы мышления.

 

Основные законы мышления, подразделяются на два типа: формально-логические законы и законы диалектической логики, находящиеся в определенном соотношении между собой.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Логика