Лекции по "Логике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:53, курс лекций

Краткое описание

Приступая к изучению любой науки, нужно прежде всего выяснить ее предмет. Предмет науки логики - человеческое мышление. Но в отличие от других наук, также изучающих человеческое мышление, например физиологии высшей нервной деятельности или психологии, логика рассматривает мышление как средство познания; ее предметом являются законы, формы, приемы мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир.
Вопросы, связанные с познанием действительности, в том числе об условиях и средствах этого познания,- важнейшие вопросы философии. Поэтому логика, изучающая формы и законы познающего мышления и применяемая как метод во всех областях знания, является философской наукой.

Содержание

Глава 1. ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ 2
1. Роль мышления в познании 2
2. Понятие о формах и законах мышления 3
3. Понятие о формализованном языке логики 5
4. Логика как наука. Логика формальная и логика диалектическая 7
Глава 2. ПОНЯТИЕ 8
1. Общая характеристика понятия 8
2. Содержание и объем понятия. Класс (множество) 10
3. Виды понятий 11
4. Отношения между понятиями 12
Глава 3. ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ 14
1. Обобщение и ограничение понятий 14
2. Определение понятия 15
3. Операции с классами 19
Глава 4. СУЖДЕНИЕ 20
1. Общая характеристика суждения 20
2. Простые суждения, их виды и состав 21
3. Категорическое суждение 22
Глава 5. СЛОЖНЫЕ СУЖДЕНИЯ 26
1. Характеристика и виды сложных суждений 26
2. Логические отношения между суждениями 31
Глава 6. МОДАЛЬНОСТЬ СУЖДЕНИЙ 35
1. Понятие и виды модальностей 35
2. Алетическая модальность суждений 35
3. Эпистемическая модальность суждений 37
4. Деонтическая модальность суждений 39
Глава 7. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ МЫШЛЕНИЯ 40
1. Общая характеристика законов мышления 40
2. Закон тождества 40
3. Закон непротиворечия 41
4. Закон исключенного третьего 42
5. Закон достаточного основания 43
Глава 8. ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ. ВЫВОДЫ ИЗ ПРОСТЫХ СУЖДЕНИЙ 44
1. Умозаключение и его виды 44
2. Непосредственные умозаключения 44
3. Простой категорический силлогизм 45
4. Умозаключения из суждений с отношениями 51
Глава 9. ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ. ВЫВОДЫ ИЗ СЛОЖНЫХ СУЖДЕНИЙ. ДРУГИЕ ВИДЫ ДЕДУКТИВНЫХ ВЫВОДОВ 52
1. Выводы из сложных суждений 52
2. Сокращенные, сложные и сложносокращенные силлогизмы 55
3. Понятие о логике высказываний и логике предикатов 56
Глава 10. ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ 58
1. Общая характеристика индуктивных умозаключений 58
2. Полная индукция 59
3. Неполная индукция 60
4. Популярная индукция 60
5. Методы научной индукции 62
6. Статистические обобщения 65
Глава 11. АНАЛОГИЯ 66
1. Понятие и структура умозаключений по аналогии 66
2. Виды аналогии 66
3. Условия состоятельности выводов по аналогии 67
4. Роль аналогии в науке и правовом процессе 68
Глава 12. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО И ОПРОВЕРЖЕНИЕ 69
1. Доказательство и убеждение 70
2. Структура доказательства 70
3. Способы доказательства 73
4. Опровержение 74
5. Правила, доказательства и опровержения. 76
Ошибки, возникающие при нарушении правил 76
Глава 13. ГИПОТЕЗА 81
1. Понятие гипотезы и ее структура 81
2. Виды гипотез. Понятие версии 81
3. Построение гипотезы 82
4. Проверка гипотезы 84
5. Способы доказательства гипотез 85

Вложенные файлы: 1 файл

уч. пособие.DOC

— 2.04 Мб (Скачать файл)

    Статистическое обобщение, как и  всякий иной  тип неполной  индукции,   относится  к   недемонстративным  умозаключениям. Логический переход от  посылок к  заключению дает  здесь лишь проблематичное  знание.  Степень  обоснованности статистического обобщения зависит от специфики исследованного образца: его величины по отношению к популяции  и репрезентативности.          

       Если образец по объему приближается к популяции,  тем основательнее  обобщение,  поскольку возможность  ошибки становится минимальной.  Репрезентативность  образца  означает  меру его  представительности  -  насколько  разнообразие  элементов  в образце отражает их разнообразие в популяции.                         

    Тщательность статистического описания исследуемого образца и логически корректный перенос частоты признака  на популяцию обеспечивает высокую вероятность  и тем  самым практическую  эффективность  статистических обобщений  в различных  областях науки, культуры и производства.                              

Глава 11. АНАЛОГИЯ

1. Понятие и структура умозаключений по аналогии

                                                                       

    Способы логического перехода от известного к новому знанию не  ограничиваются  индукцией  и  дедукцией. Наряду  с ними  возможен и третий способ: логический переход  от известного  знания об отдельном предмете  или их  группе к  новому знанию  о другом отдельном предмете или другой их группе.                      

    В науке и  практической деятельности  нередко исследуются  единичные  явления,  относительно  которых  еще  не получены  обобщения. В этих случаях устанавливают неизвестные признаки  явления,  опираясь  на ранее  приобретенные знания  о другом сходном  единичном  явлении, т.  е. уподобляют  одно явление  другому.                                                               

       Аналогия  не  является произвольным  логическим построением, в ее основе лежат объективные свойства и  отношения предметов реальной  действительности.  Каждый  конкретный  предмет  или явление, обладая множеством  качеств и  свойств, представляет не случайную комбинацию признаков, а определенное  их единство. Каким бы малозначительным  ни был  тот или  иной признак, его существование и  изменение всегда  обусловлено состоянием других сторон предмета или внешних условий.                 

       Если  изменяется,  например,  такой признак  государства, как расстановка общественных сил, то это  может повлечь  за собой изменение  классовой  природы  государства,  повлиять  на его внутреннюю  и  внешнюю  политику, изменить  устройство, форму правления и т. д. С изменением физических свойств  тела изменяются другие его качества. С изменением, например, удельного веса изменяется  масса, иным  будет объем  тела, что,  в свою очередь, влияет на его плотность, теплопроводность и т. д. Объективная  зависимость  между  свойствами   любого  явления служит той основой, миллиардное повторение которой  в человеческой  практике приводит  к отражению  и закреплению  в мышлении  особого  способа  рассуждения  -  умозаключения  по аналогии.  Поскольку  в  самой  объективной  действительности каждый вновь  обнаруженный  признак  конкретного предмета логический переход от известного  к новому  знанию регулируется в выводах по аналогии следующим правилом: если два  единичных  предмета  сходны в  определенных признаках,  то они  могут быть сходны  и  в  других,  обнаруженных  в  одном  из сравниваемых предметов, признаках.                                        

2. Виды аналогии

    По  характеру  уподобляемых  объектов  различают   два  вида аналогии: аналогию предметов и аналогию отношений.           

    Аналогия  предметов  -  умозаключение,  в  котором  объектом уподобления  выступают  два  единичных  предмета,  события  или явления, а переносимым признаком - свойства этих предметов.

    Примером   может   служить   объяснение  в   истории  физики механизма  распространения  звука,  когда  движение  звука было уподоблено  волновому  движению  жидкости,  в  результате  чего возникла  волновая  теория звука.  Объекты уподобления  здесь - жидкость  и  звук,  переносимый  признак  - волновой  способ их распространения. Когда  перед физикой  в дальнейшем  встал вопрос  о природе  светового движения,  голландский физик  и математик ХV11 в. Гюйгенс, основываясь на сходстве света и  звука в таких  свойствах, как  их прямолинейное  распространение, отражение,  преломление и  интерференция, уподобил  световое движение  звуковому  и  пришел  к  выводу,  что  свет   также  имеет волновую природу.                                            

    Логической  основой  переноса  признаков в  аналогиях подобного   рода   выступает сходство   уподобляемых   предметов   в существенных  признаках,  характеризующих  предмет в  целом или со стороны отдельных его свойств.                            

    Аналогия  отношений  -  умозаключение,  в  котором  объектом уподобления    выступают    отношения   между    двумя   парами предметов,  а  переносимым  признаком   -  свойства   этих  отношений.                                                     

     История  знает  множество  примеров научных  открытий благодаря  уподоблению  отношений   в  области   физики,  астрономии, биологии,  математики  и  т. д.  Аналогия отношений  лежит также в основе применяемого а науке и  широко используемого  в технике метода  моделирования,  когда  экспериментально  изученные отношения  между  параметрами  модели  -  плотины,  шлюза, самолета, технологического  процесса  и  т.  д.-  переносят   на  реальный объект.                                                        

     При  анализе  явлений  общественной  жизни  аналогия отношений  часто  помогает  правильному  подходу  к  оценке  отдельных событий,   способствует   проведению    правильной   тактической линии в политике.                                              

     При  обращении  к  аналогии  отношений следует  всегда иметь в виду особенности этого вывода  и не  смешивать его  с выводами по  аналогии  предметов.  Если  в  последнем   уподобляются  два единичных  события  или явления,  то в  первом сами  предметы не сравниваются  и  даже  могут  не допускать  уподобления. Уподобление  отношения между  х и  у отношению  между m  и n  не означает, что х должен быть сходен с m, а у сходен с n. Эти предметы могут  быть  и  несравнимыми.   Важно,  чтобы   отношение  между первой  парой предметов  х R1y  соответствовало  отношению между двумя предметами второй пары m R2n.

3. Условия состоятельности выводов по аналогии

   Знания, полученные в результате выводов по  аналогии, бывают  неодинаковыми  по своей  обоснованности: в  одних случаях заключения носят проблематичный характер,  в других  - достоверный.                                                     

   Ценность  заключений  в  выводах  по  аналогии определяется характером  исходного знания  о сравниваемых  объектах: сходстве уподобляемых объектов;  различиях между  ними; характере зависимости между признаками  сходства и  переносимым признаком. Рассмотрим подробнее эти условия.                      

   Сходство   уподобляемых   объектов.   Установление  сходных признаков  у  сравниваемых  предметов  или  отношений  служит основной  предпосылкой  применения  самого  умозаключения  по аналогии. Вывод будет состоятельным лишь  в том  случае, если выявлено и зафиксировано действительное сходство, при этом не в любых, а лишь в существенных признаках.                   

      Выводу по  аналогии должно  предшествовать точное выяснение  сходных  признаков  у сравниваемых  предметов. При этом сходство должно быть не приблизительным, в общих чертах, и не случайным, а  строго определенным,  конкретным сходством в существенных признаках.  Отсутствие такого  сходства делает умозаключение по аналогии несостоятельным.                  

    В практике рассуждений  бывают случаи  уподобления предметов  или отношений,  которые не  имеют сходных  признаков или имеют свойства, которые лишь  внешне кажутся  сходными. Такая поверхностная  аналогия  либо  результат  неглубокого  знания самих явлений, либо уловка, с помощью которой  легко запутать существо  конкретного  вопроса,  навязать те  выводы, которые объективно не вытекают из фактического материала и  не опираются на него.                                               

    Различия  между  уподобляемыми  объектами.   Важным  условием  обоснованности  выводов по  аналогии является  учет тех признаков, по которым различают уподобляемые объекты.  В природе не бывает абсолютно сходных явлений: самая  высокая степень сходства всегда предполагает  различия. Значит,  в любом случае уподобления  имеют место  и различия  между сравниваемыми  предметами.  Различия  эти  не всегда  носят одинаковый характер и по-разному влияют на  процесс вывода  по аналогии.

   Свойства,  препятствующие  переносу  признаков   с  одного предмета на другой,  являются негативными  признаками различия. Как правило, они  несовместимы с  переносимым свойством или  отношением.  Если  y  предмета  а  наряду  с признаками сходства  P,  Q,  S обнаруживают  признак М,  не совместимый с переносимым признаком Т, либо особые условия, препятствующие его проявлению, то  это обстоятельство  вообще исключает применение аналогии.                                       

        Соблюдение двух рассмотренных  требований, предъявляемых  к  умозаключению  по  аналогии,   обеспечивает  принципиальную  применимость этой  формы вывода  в конкретных  случаях, делает  вывод по аналогии логически состоятельным.                   

        Связь между признаками. В зависимости от характера связи  между  признаками  различают  (1)  строгую   аналогию,  дающую  достоверное  заключение и  (2) аналогию  нестрогую, заключение  которой носит проблематический характер.                     

        (1) Строгая аналогия. Отличительная  особенность строгой  аналогии -  необходимая связь  переносимого признака  с признакам и сходства.                                              

        В отдельных случаях,  установив сходство  двух предметов  или явлений в ряде признаков P, Q, S и обнаружив в  предмете а  новый  признак  Т,  мы  не  просто констатируем  его принадлежность,   а   прослеживаем  содержательную   зависимость  этого  признака от признаков  сходства. Если  достоверно установлено,  что  переносимый  признак Т  находится в  условной зависимости  от признаков сходства, взятых в их совокупности  как  РQS ,  то мы имеем  РQ.S  Т. Это обстоятельство служит достаточным основанием для  достоверного переноса  указанного признака  на  предмет b.  В умозаключении  строгой аналогии  вывод носит  демонстративный характер.                                    

        Установление  необходимой  зависимости  между признаками  сближает   строгую   аналогию   с   дедуктивным   рассуждением  (утверждающий   модус   условно-категорического   силлогизма).

  Но поскольку в строгой аналогии  имеет место  уподобление единичных  объектов,  а  не  подведение  отдельного   случая  под  общее положение, то  умозаключение в  целом остается  в рамках  вывода по аналогии.                                          

    (2)  Нестрогая  аналогия. Это  такое уподобление,  когда зависимость   между  сходными   и  переносимым   признаками  мыслится как  необходимая  лишь  с  большей  или меньшей  степенью вероятности. В этом случае, обнаружив у другого объекта  признаки сходства, можно лишь в логически  ослабленной, т.  е. проблематичной, форме   заключать   о  принадлежности   последнему  переносимого признака.                                                      

    Нестрогая  аналогия  часто  встречается   в  общественно-исторических  исследованиях,  ибо  здесь  крайне трудно  учесть такую зависимость  между  явлениями,  которая  с   необходимостью  указала бы на все вытекающие последствия.                         

    Условиями,  повышающими  степень  вероятности  выводов  в  нестрогой  аналогии,  выступают:  1) сходство  уподобляемых предметов  в  значительном  числе существенных  признаков -  чем больше существенных  сходств,  тем  основательнее  вывод   по  аналогии; 2)   отсутствие   существенных   различий   между   уподобляемыми предметами;  3)  степень вероятности  знания о  зависимости между сходными и переносимым признаками.                             

    В  тех  случаях,  когда  у  сравниваемых  предметов обнаружено недостаточное  число  сходных  признаков  или  когда  зависимость между  сходными  и  переносимым  признаками  установлена  в  слабой  форме,  вывод  по аналогии  в силу  недостаточной обоснованности  может  дать  лишь   маловероятное  заключение.   Если  при этом не  учитываются и  признаки различия,  то такая  аналогия не может  быть  расценена  иначе,  как  поверхностная.  Истинное заключение в таком выводе может быть лишь случайным.

4. Роль аналогии в науке и правовом процессе

    Место  аналогии  в   процессе  познания   всецело  предопределяется  ее  логической  природой  как  умозаключения  от  единичного к единичному.                                             

    В  науке  и  практических  рассуждениях  при  выяснении причин возникновения   или   свойств   единичных  предметов   и  событий обращаются  не  только  к законам  и научным  обобщениям, но  и к ранее  приобретенным  знаниям   о  сходных   единичных  явлениях. Отсюда   необходимость   использования   умозаключения   по  аналогии.                                                         

    Чем  меньшим  запасом  научных  и  практических  знаний  обладает человек, тем  чаще он  судит о  новых явлениях  по аналогии с  ранее  встречающимися   в  личном   опыте  или   опыте  других лиц единичными случаями.                                       

    При отсутствии у первобытного человека широких опытных  обобщений, при недостаточном запасе практических знаний  уподобление  явлений  по  сходным признакам  наиболее естественный  и  единственно возможный  способ рассуждения.  Поэтому аналогию  с  полным  правом  можно  назвать  формой  вывода, широко применявшейся  на  ранних  стадиях  развития   мышления.  Неудивительно,  что  аналогия  -  частая форма  вывода и  в рассуждениях  ребенка,  мышление  которого  в  своем  развитии повторяет в  принципе  в  сжатой  форме  историю   развития  человеческого мышления в целом.                                              

     Аналогия первобытного  человека, как  и уподобление  в рассуждениях    ребенка,- часто    несовершенные   умозаключения. Основой  уподобления  здесь  нередко служит  случайное сходство, внешнее  совпадение.  Результатом такого  вывода могут  быть как правильные  заключения,  если схвачено  действительное сходство, так и заключения, далекие от истины, если сходство внешнее.    

Информация о работе Лекции по "Логике"