Лекции по "Логике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:53, курс лекций

Краткое описание

Приступая к изучению любой науки, нужно прежде всего выяснить ее предмет. Предмет науки логики - человеческое мышление. Но в отличие от других наук, также изучающих человеческое мышление, например физиологии высшей нервной деятельности или психологии, логика рассматривает мышление как средство познания; ее предметом являются законы, формы, приемы мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир.
Вопросы, связанные с познанием действительности, в том числе об условиях и средствах этого познания,- важнейшие вопросы философии. Поэтому логика, изучающая формы и законы познающего мышления и применяемая как метод во всех областях знания, является философской наукой.

Содержание

Глава 1. ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ 2
1. Роль мышления в познании 2
2. Понятие о формах и законах мышления 3
3. Понятие о формализованном языке логики 5
4. Логика как наука. Логика формальная и логика диалектическая 7
Глава 2. ПОНЯТИЕ 8
1. Общая характеристика понятия 8
2. Содержание и объем понятия. Класс (множество) 10
3. Виды понятий 11
4. Отношения между понятиями 12
Глава 3. ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ 14
1. Обобщение и ограничение понятий 14
2. Определение понятия 15
3. Операции с классами 19
Глава 4. СУЖДЕНИЕ 20
1. Общая характеристика суждения 20
2. Простые суждения, их виды и состав 21
3. Категорическое суждение 22
Глава 5. СЛОЖНЫЕ СУЖДЕНИЯ 26
1. Характеристика и виды сложных суждений 26
2. Логические отношения между суждениями 31
Глава 6. МОДАЛЬНОСТЬ СУЖДЕНИЙ 35
1. Понятие и виды модальностей 35
2. Алетическая модальность суждений 35
3. Эпистемическая модальность суждений 37
4. Деонтическая модальность суждений 39
Глава 7. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ МЫШЛЕНИЯ 40
1. Общая характеристика законов мышления 40
2. Закон тождества 40
3. Закон непротиворечия 41
4. Закон исключенного третьего 42
5. Закон достаточного основания 43
Глава 8. ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ. ВЫВОДЫ ИЗ ПРОСТЫХ СУЖДЕНИЙ 44
1. Умозаключение и его виды 44
2. Непосредственные умозаключения 44
3. Простой категорический силлогизм 45
4. Умозаключения из суждений с отношениями 51
Глава 9. ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ. ВЫВОДЫ ИЗ СЛОЖНЫХ СУЖДЕНИЙ. ДРУГИЕ ВИДЫ ДЕДУКТИВНЫХ ВЫВОДОВ 52
1. Выводы из сложных суждений 52
2. Сокращенные, сложные и сложносокращенные силлогизмы 55
3. Понятие о логике высказываний и логике предикатов 56
Глава 10. ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ 58
1. Общая характеристика индуктивных умозаключений 58
2. Полная индукция 59
3. Неполная индукция 60
4. Популярная индукция 60
5. Методы научной индукции 62
6. Статистические обобщения 65
Глава 11. АНАЛОГИЯ 66
1. Понятие и структура умозаключений по аналогии 66
2. Виды аналогии 66
3. Условия состоятельности выводов по аналогии 67
4. Роль аналогии в науке и правовом процессе 68
Глава 12. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО И ОПРОВЕРЖЕНИЕ 69
1. Доказательство и убеждение 70
2. Структура доказательства 70
3. Способы доказательства 73
4. Опровержение 74
5. Правила, доказательства и опровержения. 76
Ошибки, возникающие при нарушении правил 76
Глава 13. ГИПОТЕЗА 81
1. Понятие гипотезы и ее структура 81
2. Виды гипотез. Понятие версии 81
3. Построение гипотезы 82
4. Проверка гипотезы 84
5. Способы доказательства гипотез 85

Вложенные файлы: 1 файл

уч. пособие.DOC

— 2.04 Мб (Скачать файл)

    Примером  дедуктивного  обоснования  может  служить  следующее  рассуждение. В  результате анализа  обстоятельств конкретного дела следователь пришел к  заключению, что  выстрел в  потерпевшего  Н.  был  произведен  с близкого  расстояния, что существенно влияло на решение  вопроса о  виновнике преступления. В  обоснование тезиса  приводились два  аргумента. Первый  из  них  -  суждение  о  факте:  вокруг огнестрельной  раны на  теле  Н.  обнаружено  внедрение  несгоревшего  пороха.  Второй  аргумент  - эмпирическое  обобщение: следы  несгоревшего пороха  внедряются  вокруг  огнестрельной  раны лишь  тогда, когда выстрел произведен с близкого (до 1 м) расстояния.                        

    Особенность дедуктивного обоснования  состоит, во-первых, в том, что  при истинности  посылок-аргументов, а  также при соблюдении  правил вывода  оно дает  достоверные результаты. Истинность тезиса  в этом  случае с  необходимостью вытекает из посылок. Во-вторых,  благодаря представленному  в большей посылке  обобщающему  доводу дедуктивное  рассуждение наряду с доказательственным значением выполняет  также объяснительную либо оценочную функцию. Это  заметно влияет  на убеждающее воздействие такого способа обоснования.               

         Индуктивное обоснование это логический переход от аргументов,   в   которых   представлена   информация   об  отдельных случаях  определенного  рода,  к  тезису,  обобщающему  эти  либо другие случаи того же рода.                                     

     Взять, к примеру, в  качестве тезиса  следующее высказывание: “Всякое   преступление   против  личной   собственности  граждан имеет  санкцией  по  УК   РСФСР  лишение   свободы”.  Обоснование этого тезиса может быть выполнено индуктивным способом .

      Известно,  что  преступления  этого  рода предусмотрены  в восьми статьях 5-й главы УК РСФСР:  кража (ст.  144), грабеж  (ст. 145), разбой  (ст.  146),   мошенничество  (ст.   147),  вымогательство (ст. 148) и т. д. При этом в каждой  из восьми  статей фигурирует в   качестве   санкции   лишение  свободы.   Поскольку  аргументы исчерпывают   все   разновидности   преступлений   против  личной собственности  граждан,  выставленный  тезис  обосновывается  как достоверный.                                                    

     В  приведенном  примере  обоснование  строится  в  форме умозаключения  полной  индукции,  в  котором  из   истинных  посылок с  необходимостью  следует  истинное  заключение.  Если  демонстрация  протекает  в  форме  неполной  -  популярной  или  научной индукции,-  то  тезис  обосновывают  лишь  с большей  или меньшей степенью    вероятности.  Для  достоверного   обоснования  тезиса в этом случае используют дополнительную аргументацию.           

     К  индуктивному  обоснованию  часто  прибегают   при  анализе результатов  наблюдений  и  экспериментальных  данных,  при  оперировании   статистическими   материалами.   Специфика  индуктивного  обоснования  состоит  в  том,  что  в  качестве  аргументов здесь  выступают,  как  правило,  фактические  данные.  При  правильном  подходе  к  фактам  индуктивно   построенная  аргументация обладает высокой убеждающей силой.                          

     Демонстрация  в форме  аналогии -  это обоснование  тезиса, в котором  утверждается  о  свойствах  единичного  явления,  с  помощью   аргументов,  содержащих   информацию  о   другом  единичном явлении, сходном с первым в существенных признаках.         

     Аналогия  как способ  демонстрации используется  в естественных  и  общественных  науках,  в  технике,  в   практике  обычных рассуждений.  В  случаях   строгой  аналогии   обоснование  может давать  достоверные  результаты   при  соблюдении   правил  этого вывода.  Например,  метод  моделирования  в   различных  областях техники  обеспечивает  логически  доказательные  результаты, если здесь   разработаны   теоретически  оправданные   критерии  подобия.                                                            

     К  аналогии,  как  единственно  возможному  способу обоснования,   прибегают   в   исторических   исследованиях.   На  основе уподобления  строятся  выводы экспертов  в дактилоскопических, трассологических и других видах судебных экспертиз.          

    Вероятностные  обоснования по  аналогии выполняют  в исследовании важную  эвристическую функцию.  В сочетании  с другими способами  аргументации  они  служат  дополнительным средством убеждающего воздействия в процессе доказательства.         

3. Способы доказательства

    По способу обоснования  тезиса различают  две разновидности доказательств: прямое и косвенное.                           

    Прямым называется доказательство, в котором  тезис обосновывается аргументами,  без использования  противоречащих тезису допущений.                                                

    Логический  переход  от  аргументов  к  тезису  может  быть выражен  одним  умозаключением,  но  чаще  это  цепочка последовательно связанных умозаключений.                          

    Прямое  доказательство  применяется  в  тех  случаях, когда обоснование  строится  путем  подведения   единичного  события или  явления  под  общее  положение -  эмпирическое обобщение, закон науки или правовое требование.                         

    Например,  выраженный  в  судебном  решении  тезис  о  том, что  конкретная  сделка  купли-продажи  жилого  дома  является недействительной,   получает  прямое   обоснование  следующими доводами.  Во-первых,  согласно  ст. 48  ГК РСФСР,  сделка, не соответствующая  требованиям закона,  считается недействительной; во-вторых, ст. 1Об ГК РСФСР предусматривает, что в личной собственности  гражданина  может  находиться  лишь  один жилой дом;  в-третьих,  установлено,  что   покупатель,  заключивший сделку, уже имеет ы личной собственности жилой  дом. Приведенные  доводы  служат   достаточным  основанием   для  признания сделки недействительной,  как не  соответствующей требованиям закона.                                                      

    В   судебно-следственной   практике   используется   прямое обоснование  тезиса обвинения  фактами, роль  которых выполняют показания свидетелей, письменные документы, сведения  о вещах - носителях следов преступления и т. п.                  

    Косвенным  (непрямым)  называется  доказательство,  в котором  истинность  тезиса  обосновывается с  использованием противоречащего тезису допущения (антитезиса).                  

    Антитезисом  называют  противоречащее тезису  суждение, которое может принимать одну из следующих  форм. В  одном случае это альтернативное для тезиса суждение.

      Тезис  бывает  представлен  не  совпадающими с  тезисом членами дизъюнкции.  Например,  в  разделительном  суждении А  В  С для тезиса А антитезисами будут В и С.                         

      Различия в структуре антитезиса  определяют два  вида косвенного доказательства - апагогическое и разделительное.       

      Апагогическим  называют  косвенное  обоснование истинности тезиса   путем   установления   ложности   противоречащего  ему допущения.   Аргументация   в  этом   случае  строится   в  три этапа.                                                         

      Первый  этап.  При наличии  тезиса Т  выдвигают противоречащее  ему  положение  -  антитезис    и условно  признают его истинным (допущение косвенного доказательства).                

      Отношение  между  тезисом и  антитезисом может  быть выражено  в  форме  различных  суждений.  Так,  для тезиса  в форме единичного  утвердительного суждения  “Н. виновен  в совершении конкретного  преступления”  антитезисом  будет  отрицание этого суждения: “Н.  не виновен  в совершении  конкретного преступления”.  Антитезисом  для  единичного   утвердительного  суждения может быть и утвердительное суждение,  если в  нем идет  речь о несовместимых  свойствах  одного и  того же  явления. Например, отношение  противоречия  имеет  место  между  тезисом “Преступление   совершено   умышленно”   и   антитезисом  “Преступление совершено неосторожно”.                                        

      Для  тезиса в  форме общеутвердительного  суждения, например “Все члены  банды участвовали  в налетах”  (А), антитезисом будет  его  отрицание  ():  “Неверно,  что  все   члены  банды участвовали  в  налетах”  -  либо  частноотрицательное суждение (O):  “Некоторые  члены  банды  не  участвовали  в  налетах”, и наоборот.                                                      

      Для тезиса в форме  общеотрицательного суждения  (Е) антитезисом  будет  его  отрицание  ()  либо  частноутвердительное суждение (j). Если тезис  представляет собой  сложное суждение, например  дизъюнкцию  p    q,  то антитезисом  будет отрицание этого  выражения  -       или эквивалентная  ему конъюнкция отрицаний - р  q.                                              

      Например, для тезиса “В данном случае имело место убийство или  самоубийство”  антитезисом  будет  высказывание: “Неверно, что  в данном  случае имело  место убийство  или самоубийство”. Эквивалентным  ему  высказыванием  будет  следующее:  “В данном случае не было убийства и не было самоубийства”.               

      Условно принятый за истину антитезис рассматривается дальше как допущение (Д), из которого как из посылки  выводят логически вытекающие следствия:  Д   С.

   Второй  этап.  Логически  выведенные  из  антитезиса  следствия сопоставляются   с   положениями,  истинность   которых  установлена.  Это  могут  быть  достоверно  выявленные  факты,  аксиоматически  очевидные  положения,  научные  данные. В  случае несовместимости  следствий  с  этими  данными  приоритет  остается  за истинными  положениями,  а  логически  выведенные   из  допущения следствия расцениваются как ложные.                            

   Дальше из ложности следствий логически заключают о ложности допущения Д. Рассуждение протекает в форме отрицающего   модуса   (modus tollens)   условно-категорического  умозаключения.                                                      

   Третий этап. Из ложности допущения  заключают на основе закона исключенного третьего об истинности тезиса .

   Апагогический   вид   косвенного   доказательства   применяется лишь в том  случае, если  тезис и  антитезис находятся  в отношении  противоречия,  когда  между  ними  действует  принцип tertium non datur  - либо  одно, либо  другое, а  третьего не  дано. При других   видах   несовместимости,    включая   противоположность, апагогическое обоснование становится несостоятельным.          

   Разделительным   доказательством   называют   косвенное   обоснование  тезиса,  выступающего  членом  дизъюнкции,  путем  установления  ложности  и  исключения  всех  других  членов  дизъюнкции.                                                           

   В  отличие  от  апагогического  в  разделительном доказательстве фигурируют не два , а  несколько положений  , каждое  из  которых  претендует  на  истинность  и  полностью или частично  исключает  все  другие.  Обоснование   тезиса  строится в  этом  случае  по  методу  исключения. В  процессе аргументации показывают  несостоятельность   всех  членов   дизъюнкции,  кроме одного.  Тем  самым   косвенно  обосновывают   истинность  оставшегося   тезиса.   Рассуждение   протекает  в   форме  отрицающе-утверждающего  модуса   (modus tollendo ponens)  разделительно- категорического умозаключения.                                 

    Разделительное  доказательство  состоятельно  лишь в  том случае,  если   дизъюнктивное  суждение   является  закрытым.

  Если же  при обсуждении  вопроса рассматриваются  не  все  варианты  решения,  то  метод  исключения не обеспечивает доказательство тезиса.

    Разделительное доказательство часто применяется в судебно- следственной практике при  проверке версий  относительно лиц, виновных в совершении того или иного преступления, при объяснении  причин  возникновения  конкретных явлений,  при выборе одной из конкурирующих статей в процессе  квалификации правонарушений и во многих других случаях.

    Убеждающая  сила  разделительного  доказательства  определяется  тем,  что в  процессе аргументации  не ограничиваются анализом лишь собственного  тезиса, а  последовательно разбираются все альтернативные  предложения. Тем  самым демонстрируется  всесторонность  и  объективность   аргументации,  что придает ей дополнительное убеждающее воздействие.

    Прямой  и  косвенный  виды доказательства  могут выступать в  качестве самостоятельных  способов аргументации,  но могут применяться и в сочетаниях. Соединение в одном и том  же процессе аргументации  этих двух  логических операций,  когда не только  позитивно обосновывают  тезис, но  и аргументированно показывают  несостоятельность антитезиса,  существенно усиливает  доказательное  значение, а  тем самым  и убедительность рассуждения.

4. Опровержение                                                             

    Опровержением  называется логическая  операция, направленная  на  разрушение  доказательства,  путем  установления ложности или необоснованности ранее выдвинутого тезиса.         

    В процессе обсуждения  теоретических и  практических вопросов в области  науки или  культуры, политики  или производства нередко  сталкиваются  различные  мнения по  одному и  тому же вопросу,  предлагаются  различные  варианты  решений. Обсуждение приобретает в этом случае характер дискуссии  между участниками.  По числу  участников дискуссию  называют двусторонней или многосторонней.                                          

Информация о работе Лекции по "Логике"