Понятие мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 19:15, реферат

Краткое описание

целью данной работы является изучение мышления, его видов и форм.
Для достижения поставленной цели были определены и решены следующие задачи:
рассмотреть понятие мышления;
изучить виды и формы мышления;
проанализировать виды умозаключения;
рассмотреть основные операции мышления, качества ума.

Содержание

Введение 3
1. Понятие мышления 4
2. Виды и формы мышления 6
3. Виды умозаключения: дедукция, индукция, виды аналогий 11
4. Основные операции мышления, качества ума 13
Заключение 19
Список литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. - Понятие мышления.docx

— 46.01 Кб (Скачать файл)

В психологи различают  следующие формы мышления: понятия, суждения, умозаключения.

Понятие - это отражение  в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие - это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие. Понятия могут быть: общими и единичными; конкретными и абстрактными; эмпирическими и теоретическими.

Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме - устной или  письменной, вслух или про себя. Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или  между их свойствами и признаками. Суждение - это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств. Суждения могут быть: истинными, ложными, общими, частными, единичными.

Умозаключение - это выведение  из одного или нескольких суждений нового суждения. Умозаключение - такая  форма мышления, в процессе которой  человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них  новое суждение. Типичный пример умозаключения - доказательство геометрических теорем.

По характеру логического  следования все умозаключения делятся  на необходимые (демонстративные) и правдоподобные (недемонстративные, вероятные). Правдоподобные умозаключения - такие, в которых заключение следует из посылок с большей или меньшей степенью вероятности. К правдоподобным умозаключениям относятся индуктивные и умозаключения по аналогии.

Дедуктивное умозаключение (от лат. deductio - выведение) - такое умозаключение, в котором переход от общего знания к частному является логически необходимым.

Индуктивное умозаключение (от лат. inductio - наведение) - такое умозаключение, в котором переход от частного знания к общему осуществляется с большей или меньшей степенью правдоподобности (вероятности).

В умозаключении по аналогии (от греч. analogia - соответствие, сходство) на основе сходства двух объектов по каким-то одним параметрам делается вывод об их сходстве по другим параметрам. Например, на основе сходства способов совершения преступлений (кражи со взломом) можно сделать предположение о том, что эти преступления совершались одной и той же группой преступников.

Мышление протекает с  помощью многообразных операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.

Сравнение - мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя  сходства и различия, что приводит к классификации.

Анализ - мысленное расчленение  предмета, явления или ситуации для  выделения составляющих элементов. Таким образом, мы отделяем несущественные связи, которые даны в восприятии.

Синтез - обратный анализу  процесс, который восстанавливает  целое, находя существенные связи и  отношения.                             

Абстракция - выделение одной  какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет  можно выделить его цвет, не замечая  формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных  чувственных свойств, абстракция затем  переходит к выделению нечувственных  свойств, выраженных в абстрактных  понятиях.    

Обобщение (или генерализация) - отбрасывание единичных признаков  при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может  совершиться путем сравнения, при  котором выделяются общие качества. Так, совершается обобщение в  элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей.

Индивидуальные различия в мыслительной деятельности людей  проявляются в разнообразных  качествах мышления. Наиболее существенные из них - самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота и критичность.

 

 

Список литературы

  1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. – 2-е изд. стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  2. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  4. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009.
  5. Психологический словарь/ Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. – М.: Педагогика, 2003.
  6. Психология. Учебник для экономических вузов/ Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2006.

 


Информация о работе Понятие мышления