Предмет и значение логики в системе научного знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 20:56, лекция

Краткое описание

Можно логично рассуждать, не зная правил логики, подобно тому, как нередко люди выражают свои мысли на языке, не зная грамматики. Знание логики повышает культуру мышления, способствует четкости, последовательности и доказательности рассуждения, усиливает эффективность и убедительность речи. Особенно важно знание основ логики в процессе овладения новыми знаниями, в обучении, оно помогает заметить логические ошибки в устной речи и в письменных произведениях других людей, найти более короткие и правильные пути опровержения этих ошибок, позволяет не допускать их самому. Логика способствует становлению самосознания, интеллектуальному развитию личности, помогает формированию у нее научного мировоззрения.

Содержание

1. Логика как наука о законах мышления.
2. Основные исторические этапы развития логики.
3. Логика и язык права.
4. Основные законы логики.
5. Паралогизмы, софизмы и логические парадоксы.

Вложенные файлы: 1 файл

Lektsii_po_logike.doc

— 849.00 Кб (Скачать файл)

ЛЕКЦИЯ 1. Предмет  и значение логики в системе научного знания.

 

1. Логика как  наука о законах мышления.

     2. Основные исторические этапы  развития логики.

          3. Логика и язык права.

4. Основные  законы логики.

5. Паралогизмы,  софизмы и логические парадоксы.

 

1. Логика как наука о законах мышления.

 Термин «логика»  происходит от греческого слова logos, что означает «мысль», «слово», «разум», «закономерность» и используется в настоящее время в трех основных значениях. Во-первых, для обозначения всякой объективной закономерности во взаимосвязи явлений, например, «логика фактов», «логика вещей», «логика истории» и т.д. Во-вторых, для обозначения закономерности в развитии мысли, например, «логика рассуждений», «логика мышления» и т.д. В-третьих, логикой называют науку о законах мышления. Мы будем рассматривать именно это последнее значение.

Мышление изучается  многими науками: психологией, кибернетикой, физиологией и другими. Особенностью логики является то, что ее предметом являются формы и способы правильного мышления. Логика как наука включает в себя такие разделы как формальная логика, диалектическая, символическая, модальная и др. Нас будет интересовать формальная логика.

Итак, логика – эта наука о способах и формах правильного мышления. Логической формой конкретной мысли является строение этой мысли, т.е. способ связи ее составных частей. Поясним на примере значение понятия «форма мышления». Возьмем два предложения: «Все реки впадают в море» и «Все люди смертны». Одно из них верное, другое нет. Но по форме они одинаковы. В каждом из них утверждается что-то о другом предмете. Если мы обозначим предмет, о котором говорится буквой S, а то, что говорится буквой Р, то получим форму мысли: все S есть Р. В формальной логике рассматриваются основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение, а также законы их взаимосвязи, соблюдая которые можно получать правильные выводы, при условии, что исходные положения истинны.

Можно логично рассуждать, не зная правил логики, подобно тому, как нередко люди выражают свои мысли на языке,  не зная грамматики. Знание логики повышает культуру мышления, способствует четкости, последовательности и доказательности рассуждения, усиливает эффективность и убедительность речи. Особенно важно знание основ логики в процессе овладения новыми знаниями, в обучении, оно помогает заметить логические ошибки в устной речи и в письменных произведениях других людей, найти более короткие и правильные пути опровержения этих ошибок, позволяет не допускать их самому.

Логика способствует становлению самосознания, интеллектуальному развитию личности, помогает формированию у нее научного мировоззрения.

Знание логики необходимо каждому грамотному человеку, но есть сферы деятельности, где она особенно необходима. Прежде всего, это работники народного образования, чей труд направлен на передачу знаний от одного поколения другому, на формирование процесса мышления подрастающего поколения.

Настоятельно необходимо знание  логики представителям средств  массовой информации и медицинским  работникам, деятельность которых может повлиять на судьбы людей.

Хорошим юристом можно  стать, только в высокой степени  овладев логической культурой. Об этом свидетельствуют высказывания многих выдающихся юристов всех времен. Решение суда может быть правильным, если не только его юридические основания верны, но и ход рассуждения, логика, правильны. Логика имеет большое значение для решения всего спектра юридических задач, регулирования трудовых, имущественных и иных отношений, социальной и правовой защиты граждан и т.п.

 

2. Основные исторические этапы развития логики.

 История логики  неразрывно связана с историей  развития общества. С развитием трудовой материально-производственной деятельности людей совершенствовались их мыслительные способности, а это привело к тому, что объектом исследования становится само мышление с его формами и законами.

История свидетельствует, что отдельные логические проблемы возникли в 1 тысячелетии до н.э. сначала  в Древней Индии и Китае, а  затем в Древней Греции и Риме. Постепенно они оформляются в  стройную систему знаний, в самостоятельную науку.

Основными причинами  возникновения логики являются развитие наук и ораторского искусства. Наука  основывается на теоретическом мышлении, предполагающем умозаключения и доказательства. Отсюда необходимость исследования самого мышления как формы познания. Ораторское искусство проявлялось, прежде всего, в многочисленных судебных заседаниях, как потрясающая умы сила убеждения, буквально заставляющая слушателей склониться к тому или другому мнению. Логика возникает, как попытка раскрыть тайну этой принудительной силы речей.

В Древней Греции проблемы логики разрабатывали Парменид, Зенон, Демокрит, Сократ, Платон. Однако основателем науки логики считается величайший мыститель древности, ученик Платона – Аристотель (384-322 до н.э.). Он написал ряд сочинений по логике, которые впоследствии были  объединены под общим названием «Органон» (орудие познания). Аристотель называл свое творение аналитикой, термин «логика» вошел в научный оборот позднее, в 3 в. до н.э.

После Аристотеля в Древней Греции логика разрабатывалась стоиками. Большой вклад в развитие логики внесли древнеримские политические деятели Цицерон и Квинтилиан, арабоязычные ученые – Аль Фараби, Ибн Рушд, европейские средневековые схоласты – У. Оккам, П. Абеляр.

В эпоху Нового времени развитие науки получает новый импульс, а это, в свою очередь позволяет расширить исследования в области логики. Известный ученый и философ Ф.Бекон (1561-1626) опубликовал свое исследование под названием «Новый Органон», предполагая, что оно расширит представление человека о формах познания, дополнив «Органон» Аристотеля. В этом произведении содержались основы индуктивных методов, усовершенствованные позже  Д.С. Миллем (1808-1873) и получившие название методов установления причинных связей между явлениями (методы Бекона - Милля).

В 1662 году был издан  ставший знаменитым учебник «Логика Пор-Рояля». Его авторы П. Николь и А. Арно создали логическое учение, основанное на методологических принципах Р. Декарта (1596-1650).

Логика, созданная на основе учения Аристотеля определяла развитие науки до начала ХХ века. В ХХ веке появляется символическая (математическая логика), основанная на идее немецкого ученого и философа Лейбница (1646-1716) о возможности сведения рассуждений к вычислениям. Начала формироваться символическая логика в середине ХIХ века. Ее развитие связано с именами Дж.Буля, А.М. Де-Моргана, Ч.Пирса, Г.Фреге, русских мыслителей П.С.Порецкого и Е.Л.Буницкого и др. Первым капитальным трудом по символической логике была работа Б. Рассела и А. Уайтхеда «Principia Mathematika» в 3-х томах, вышедшая в 1910-1913 гг. Эта работа вызвала революцию в логике.

Идеи диалектической логики восходят к древнеантичной и  восточной философии, но законченную форму им придали только представители немецкой классической философии: Кант (1724-1804), Фихте (1762-1814), Шеллинг (1775-1854) и особенно Гегель (1770-1831), окончательно сформулировавший основные идеи диалектики с точки зрения объективного идеализма.

 

3. Логика и язык права.

 Особая область  отношений, регулируемых правом (правоотношения), обусловливает специфику языка права. Эта специфика заключается в использовании терминов, которые должны употребляться единообразно разными людьми в различных случаях и ситуациях. Такие термины называются юридическими. Например, в обыденной жизни мы можем употребить выражение: «Петров – коренной москвич». Слова «коренной москвич» разными людьми понимается по-разному. Одни считают коренными всех, кто родился в Москве, другие только тех, у кого родители были москвичами, третьи – тех, кто много лет прожил в Москве. Такая неопределенность обыденного языка неприемлема при решении правовых вопросов. Например, несколько лет назад было принято постановление о постановке на очередь на получение отдельной квартиры москвичей, проживающих в коммунальных квартирах. Кто имеет право на постановку на очередь?

Чтобы избежать неопределенностей, взамен обычных слов вводят юридические термины посредством определений: «Коренной москвич – это человек, который прожил в Москве 40 лет». Можно выделить два основных способа введения юридических терминов. Первый – посредством выделения одного из смыслов, в которых выражение употребляется в естественном языке, как в указанном примере. Другой – в придании выражению дополнительного смысла по сравнению с общепринятым. Например, «Совершенным впервые является преступление, если оно совершено фактически первый раз, или истек срок давности привлечения за предыдущее преступление, или судимость снята или погашена». В этом случае сфера приложения термина расширяется. Кроме юридических терминов в языке права, используются и неуточняемые выражения. Это выражения, которым придан точный смысл в других науках, а также те, которые не являются многозначными в обыденном языке. В данном случае это такие выражения как «жить в Москве», «40 лет», «человек».  Эти выражения не нуждаются в уточнении.

Язык права подчиняется  трем нормативным принципам: предметности, однозначности, взаимозаменимости.

Согласно принципу предметности в высказываниях должно утверждаться или отрицаться нечто о значениях понятий, входящих в предложения, а не о самих понятиях. Например, в известном определении В.И. Ленина: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности» не ясным остается называл В.И. Ленин материей объективную реальность или только категорию, т.е. мысль об объективной реальности.

Согласно принципу однозначности  понятие должно обозначать только один предмет, если оно единичное. Если понятие общее, то оно должно обозначать предметы одного класса.

Принцип взаимозаменимости. Если в сложном понятии заменить часть другим понятием с тем же значением, то значение полученного в результате такой замены сложного понятия должно быть таким же, как и значение исходного понятия. Например, дано предложение «Земля вращается вокруг Солнца». Заменим понятие «Солнце» на понятие «центральное тело Солнечной системы». Очевидно, что истинность предложения не изменилась.

Но в таком изменении  возможны противоречия. Если мы попытаемся произвести такую же замену в предложении «Птолемей считал, что Солнце вращается вокруг Земли», то получим ложное предложение. Чтобы не возникало подобного противоречия, необходимо учитывать, в каком аспекте употребляется данное понятие, а замену производить только в том случае, если новое понятие употребляется в том же аспекте.

Например, свидетель утверждает, что видел на месте преступления человека в плаще. Следствию известно, что этот человек – подозреваемый  Косоротов. Но в протоколе нельзя писать, что свидетель видел Косоротова, если сам свидетель этого не знает.

 

4. Основные  законы логики.

Закон мышления, или логический закон, - это необходимая, существенная связь мыслей в процессе рассуждения. Законы мышления формируются независимо от воли и желания человека. Их объективной основой являются относительная устойчивость, качественная определенность, взаимообусловленность предметов действительности. Вместе с тем, отражая определенные стороны действительности, логические законы не являются законами самих вещей.

Среди множества логических законов выделяют четыре основных, выражающих коренные свойства логического мышления – его определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность. Они действуют в любом рассуждении, в какой бы логической форме оно не протекало, и какую бы логическую операцию не выполняло.

Закон тождества.

Любая мысль в процессе рассуждения должна иметь определенное устойчивое содержание. Это коренное свойство мышления выражает закон тождества: всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе (а есть а, или а=а, где под а понимается любая мысль).

Закон тождества может  быть выражен формулой р→ р (если р, то р), где р – любое высказывание, а → знак импликации.

Из закона тождества  следует: нельзя отождествлять различные  мысли, нельзя тождественные мысли  принимать за нетождественные. Нарушение этого требования в процессе рассуждения нередко бывает связано с различным выражением одной и той же мысли в языке.

Например, два суждения: «Н. совершил кражу» и «Н. тайно похитил  чужое имущество» выражают одну и  ту же мысль, если речь идет об одном и том же лице. Предикаты этих суждений - равнозначные понятия: кража и есть тайное хищение чужого имущества. Поэтому было бы ошибочным рассматривать эти мысли как нетождественные.

С другой стороны, употребление многозначных слов может привести к ошибочному отождествлению различных мыслей. Например, в уголовном праве слово «штраф» обозначает меру наказания, предусмотренную Уголовным кодексом. В гражданском праве этим словом обозначают меру административного воздействия. Очевидно, употреблять подобное слово в одном значении не следует.

Отождествление различных  мыслей связано с различиями в  профессии, образовании и т.д. Так  бывает в следственной практике, когда  обвиняемый или свидетель, не зная точного смысла некоторых понятий, понимает их иначе, чем  следователь. Это нередко приводит к путанице, неясности, затрудняет выяснение существа дела.

Отождествление различных  понятий представляет собой логическую ошибку – подмену понятия, которая  может быть как неосознанной, так  и преднамеренной.

При разбирательстве  любого дела важно выяснить точный смысл понятий, которыми пользуется обвиняемый или свидетели, и употреблять эти понятия в строго определенном смысле. В противном случае предмет мысли будет упущен и вместо выяснения дела произойдет его запутывание.

Закон непротиворечия.

Логическое мышление характеризуется  непротиворечивостью. Противоречия разрушают  мысль, затрудняют процесс познания. Требования непротиворечивости выражает логический закон непротиворечия: два несовместимые друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере, одно  из них необходимо ложно.

Этот закон формулируется  следующим образом: не верно, что а и не-а (не могут быть истинными две мысли, из которых одна отрицает другую). Он выражается формулой: ù (р Ùù р) (неверно, что р и не-р одновременно истинны). Под р понимается любое высказывание, под ù р отрицание высказывания р, знакù перед всей формулой – отрицание двух высказываний, соединенных знаком конъюнкции Ù. Закон непротиворечия действует в отношении всех несовместимых суждений.

Понятно, что не будет  противоречия между суждениями, если в одном из них утверждается принадлежность предмету одного признака, а в другом отрицается принадлежность этому же предмету другого признака, и если речь идет о разных предметах.

Информация о работе Предмет и значение логики в системе научного знания