Развитие логического мышления у старших школьников при решении задач
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 11:58, курсовая работа
Краткое описание
Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Но, если навыки работы с конкретным техническим устройством можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется.
Содержание
Введение Глава 1. Мышление 1.1 Основные закономерности развития мышления 1.2 Виды мышления 1.3 Этапы мыслительной деятельности и признаки ее развития Глава 2. Место логики в школьном курсе информатики Глава 3. Развитие логического мышления при решении задач. 2.1 Развитие логического мышления при изучении раздела «Основы алгоритмизации» 2.2 Развитие алгоритмического мышления в процессе изучения темы «Циклы» 3.3 Использование тестов и логических задач для развития логического мышления в старшей школе Заключение Список литературы
Развитие логического
мышления у старших школьников при решении
задач
Содержание
Введение
Глава 1. Мышление
1.1 Основные закономерности развития мышления
1.2 Виды мышления
1.3 Этапы мыслительной деятельности и
признаки ее развития
Глава 2. Место логики
в школьном курсе информатики
Глава 3. Развитие
логического мышления при решении задач.
2.1 Развитие логического мышления при
изучении раздела «Основы
алгоритмизации»
2.2 Развитие алгоритмического мышления
в процессе изучения темы «Циклы»
3.3 Использование тестов и логических
задач для развития логического мышления
в старшей школе
Заключение
Список литературы
Введение
Современные профессии, предлагаемые
выпускникам учебных заведений, становятся
все более интеллектоемкими.
Информационные технологии,
предъявляющие высокие требования к интеллекту
работников, занимают лидирующее положение
на международном рынке труда. Но, если
навыки работы с конкретным техническим
устройством можно приобрести непосредственно
на рабочем месте, то мышление, не развитое
в определенные природой сроки, таковым
и останется.
Поэтому для подготовки детей
к жизни в современном информационном
обществе в первую очередь необходимо
развивать логическое мышление, способность
к анализу (вычленению структуры объекта,
выявлению взаимосвязей, осознанию принципов
организации) и синтезу (созданию новых
схем, структур и моделей).
Новое содержание обучения
требует от учителя разработки новой методики,
которая обеспечивала бы не только сообщение
учащимся все возрастающего объема знаний,
но еще и более быстрые темпы восприятия,
переработки и усвоения научной информации,
выработку умения самостоятельно пополнять
и приобретать новые знания, критически
осмысливать их.
Информатика – одна из фундаментальных
отраслей научного знания, формирующая
системно-информационный подход к анализу
окружающего мира, изучающая информационные
процессы, методы и средства получения,
преобразования, передачи, хранения и
использования информации.
Перед курсом основ информатики,
как общеобразовательным учебным предметом,
стоит комплекс учебно-воспитательных
задач, которые определяются спецификой
ее вклада в решение основных задач общего
образования человека.
Формирование основ научного
мировоззрения. В данном случае формирование
представлений об информации (информационных
процессах) как одного из трех основополагающих
понятий: вещества, энергии, информации,
на основе которых строится современная
научная картина мира.
Развитие теоретического, творческого
мышления, а также формирование нового
типа мышления, так называемого операционного
(модульно-рефлексивного) мышления, направленного
на выбор оптимальных решений.
Во многом роль обучения информатике
в развитии мышления обусловлена современными
разработками в области объективно-ориентированном
моделировании и проектировании, опирающемся
на свойственное человеку понятийное
мышление.
Умение для любой предметной
области выделить систему понятий, представить
их в виде совокупности атрибутов и действий,
описать алгоритм действий и схемы логического
вывода (т.е. то, что происходит при информационно-логическом
моделировании) улучшает ориентацию человека
в этой предметной области и свидетельствует
о его развитом логическом мышлении.
С простейшими «прообразами»
информационно-логического моделирования
человек имеет дело даже в бес компьютерном
быту: кулинарный рецепт, руководство
по эксплуатации пылесоса – все это попытки
дать описание реального объекта или процесса.
Чем точнее описание, чем легче с ним иметь
дело другому человеку. Чем больше в нем
ошибок и неопределенностей, тем больше
простора для «творческих озарений» исполнителя
и тем выше вероятность неадекватного
результата.
В области информатики конечным
потребителем подобного описания становится
не человек, а компьютер, лишенный интуиции
и озарений. Поэтому описание должно быть
формированным, т.е. составленным с соблюдением
определенных правил.
Такое формализованное описание
и является информационно-логической
моделью.
Изучение курса информатики
предполагает выработку у учащихся логического
мышления и решению задачи с использованием
алгоритмического и эвристического подходов,
с применением вычислительной техники
в качестве средства автоматизации работы
с информацией.
Итак, развитие логического
мышления учащихся – одна из важных и
актуальных проблем педагогической науки
и практики обучения в школе.
Целью данной работы является
исследование существующих приемов мыслительной
деятельности учащихся на уроках информатики.
В ходе исследования перед автором были
поставлены следующие задачи:
изучить основные закономерности
развития мышления учащихся общеобразовательных
школ;
провести классификацию различных
видов мышления, используемых учащимися
в зависимости от поставленной перед ними
задачи;
выделить основные этапы решения
проблемной ситуации;
провести обзор основных типов
заданий для развития логического мышления
на уроках информатики.
Глава 1. Мышление
1.1 Основные закономерности
развития мышления
Развивающее обучение в широком
смысле слова означает совокупное формирование
умственных, волевых и эмоциональных качеств
личности, способствующих ее самообразованию,
тесно связанному с совершенствованием
процесса мышления: только самостоятельно
осмысляя учебную или жизненную задачу,
школьник вырабатывает свой собственный
способ умственной деятельности, находит
индивидуальный стиль работы, закрепляет
навыки пользование мыслительными операциями.1
В ряде педагогических исследований
последних лет особое внимание уделяется
специальному формированию мышления,
целенаправленному развитию интеллектуальных
умений, иначе говоря, обучению мыслительным
действиям, приемам познавательного поиска.
В задачу мышления входит правильное
определение причин и следствий, которые
могут выполнять функции друг друга в
зависимости от условий и времени.
К приемам мыслительной деятельности
относятся анализ, синтез, сравнение, абстрагирование,
обобщение, конкретизация, классификация.
Основными являются анализ и синтез. Остальные
же – производные от первых двух. Какие
из этих логических операций применит
человек, будет зависеть от задачи и от
характера информации, которую он подвергает
мыслительной переработке. 2
Анализ - это мысленное разложение
целого на части или мысленное выделение
из целого его сторон, действий, отношений.
Синтез - обратный анализу процесс
мысли, это - объединение частей, свойств,
действий, отношений в одно целое. Анализ
и синтез - две взаимосвязанные логические
операции. Синтез, как и анализ, может быть
как практическим, так и умственным.
Анализ и синтез сформировались
в практической деятельности человека.
В трудовой деятельности люди постоянно
взаимодействуют с предметами и явлениями.
Практическое освоение их и привело к
формированию мыслительных операций анализа
и синтеза.
Сравнение - это установление сходства
и различия предметов и явлений. Сравнение
основано на анализе. Прежде чем сравнивать
объекты, необходимо выделить один или
несколько признаков их, по которым будет
произведено сравнение.
Сравнение может быть односторонним,
или неполным, и многосторонним, или более
полным. Сравнение, как анализ и синтез,
может быть разных уровней - поверхностное
и более глубокое. В этом случае мысль
человека идёт от внешних признаков сходства
и различия к внутренним, от видимого к
скрытому, от явления к сущности.
Абстрагирование - это процесс мысленного отвлечения
от некоторых признаков, сторон конкретного
с целью лучшего познания его. Человек
мысленно выделяет какой-нибудь признак
предмета и рассматривает его изолированно
от всех других признаков, временно отвлекаясь
от них. Изолированное изучение отдельных
признаков объекта при одновременном
отвлечении от всех остальных помогает
человеку глубже понять сущность вещей
и явлений. Благодаря абстракции человек
смог оторваться от единичного, конкретного
и подняться на самую высокую ступень
познания - научного теоретического мышления.
Конкретизация - процесс, обратный абстрагированию
и неразрывно связанный с ним. Конкретизация
есть возвращение мысли от общего и абстрактного
к конкретному с целью раскрытия содержания.
Мыслительная деятельность
всегда направлена на получение какого-либо
результата. Человек анализирует предметы,
сравнивает их, абстрагирует отдельные
свойства с тем, чтобы выявить общее в
них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие
их развитием, чтобы овладеть ими.
Обобщение, таким образом, есть выделение
в предметах и явлениях общего, которое
выражается в виде понятия, закона, правила,
формулы и т.п.
Каждый акт мышления представляет
собой процесс решения какой-либо задачи,
возникающей в ходе познания или практической
деятельности. Результатом этого процесса
может быть понятие
- форма мышления, отражающая существенные
свойства, связи и отношения предметов
и явлений, выраженная словом или группой
слов.3
Усвоение понятий и развитие
психики учащихся в обучении – классическая
проблема педагогической психологии.
Подлинное усвоение понятий, т.е. свободное
и творческое оперирование ими, достигается
управлением умственной деятельностью
учащихся.
Существенно, что отечественные
и зарубежные педагоги и психологи единодушны
в том, что для формирования правильных
понятий учащихся надо специально обучать
приемам и способам умственной деятельности.
1.2 Виды мышления
Система приемов и способов
умственной деятельности помогает учащимся
обнаружить, выделить, объединить существенные
признаки изучаемых предметов и явлений.
В психологии рассматривают
следующие виды мышления (табл.1).
Таблица 1
Организация
мыслительной деятельности
Виды мышления
По форме
наглядно-образное (конкретно
- образное)
наглядно - действенное (конкретно-действенное)
абстрактное (словесно-логическое)
По характеру решаемых задач
теоретическое
практическое.
По степени развернутости
аналитическое (логическое)
интуитивное
По степени новизны и оригинальности
репродуктивное (воспроизводящее)
продуктивное (творческое)
Самым ранним (присущим детям
в возрасте до 3 лет) является наглядно-действенное
мышление – вид мышления, опирающийся
на непосредственное восприятие предметов,
реальное преобразование ситуации в процессе
действий с предметами.
Конкретно-действенное мышление направлено на решение
конкретных задач в условиях производственной,
конструктивной, организаторской и иной
практической деятельности людей. Практическое
мышление - это, прежде всего техническое,
конструктивное мышление. Оно состоит
в понимании техники и в умении человека
самостоятельно решать технические задачи.
Процесс технической деятельности есть
процесс взаимодействий умственных и
практических компонентов работы. Сложные
операции абстрактного мышления переплетаются
с практическими действиями человека,
неразрывно связаны с ними. Характерными
особенностями конкретно-действенного
мышления являются ярко выраженная наблюдательность,
внимание к деталям, частностям и умение
использовать их в конкретной ситуации,
оперирование пространственными образами
и схемами, умение быстро переходить от
размышления к действию и обратно. Именно
в этом виде мышления в наибольшей мере
проявляется единство мысли и воли.
В 4-7 лет у ребенка развивается
наглядно-образное мышление – вид мышления,
характеризующийся опорой на представления
и образы; функции образного мышления
связаны с представлением ситуаций и изменений
в них, которые человек хочет получить
в результате своей деятельности, преобразующей
ситуацию.
Конкретно-образное, или художественное, мышление
характеризуется тем, что отвлечённые
мысли, обобщения человек воплощает в
конкретные образы.
В первые годы обучения в школе
происходит развитие абстрактно-логического
(понятийного) мышления – вид мышления,
осуществляемый при помощи логических
операций с понятиями. У школьников среднего
и старшего возраста этот вид мышления
становится особенно важным.
Абстрактное, или словесно-логическое, мышление
направлено в основном на нахождение общих
закономерностей в природе и человеческом
обществе. Абстрактное, теоретическое
мышление отражает общие связи и отношения.
Оно оперирует главным образом понятиями,
широкими категориями, а образы, представления
в нём играют вспомогательную роль.
Оно отражает такие факты, закономерности
и причинно-следственные связи, которые
не поддаются наглядно-действенному и
образному способу познания. На этом этапе
школьники учатся формулировать задания
в словесной форме, оперировать теоретическими
понятиями, создают и усваивают различные
алгоритмы решения задач и деятельности
и т.п.