Всякий язык представляет
собой некоторое информационно-системное
образование. Отдельные предметы (знаки),
входящие в систему языка, называются
его элементами. Совокупность отношений
элементов языка образует его структуру.
Элементы языка - это звуки, буквы, слова,
предложения. Структура языка - отношения
между звуками, буквами, словами, предложениями
и т.д.
Язык представляет
собой особую систему материальных образований
(знаков), основной функцией которой является
передача сведений (информации).
Основными подфункциями
языка являются:
а) обозначение,
или фиксация как закрепление за материальным
образованием определенной информации;
б) хранение информации;
в) переработка
информации;
г) использование
информации.
Все эти функции
так или иначе характеризуют любые человеческие
языки, как "живые" (языки, которыми
продолжают пользоваться люди), так и "мертвые"
(языки, которыми никто сегодня не пользуется,
не считая специфических применений отдельных
их элементов в рамках других языков, например,
латинский язык). Этими же функциями характеризуются
и так называемые искусственные языки
- языки логики, математики, информационные.
Искусственные языки создаются для решения
специальных задач и с заранее заданными
свойствами, прежде всего свойством однозначности.
Знаками называются
отдельные материальные образования,
входящие в систему языка, которые воспроизводят
свойства, отношения некоторого предмета.
Знаки выступают представителями, заместителями
других образований, не только материальных,
но и идеальных: мыслей, образов, настроений,
чувств.
Материальные и
идеальные образования, представителями
которых выступают знаки, называются значением
знака. Так значением слова "яблоко"
выступают всем известные фрукты - яблоки
а также различные представления, понятия,
мысли людей, выражаемые словом "яблоко".
Различают предметное
значение знаков человеческого языка
(в примере это сами яблоки) и смысловое
значение (содержание наших мыслей, образов,
связанных со словом "яблоко"), включая
переносные значения - партия "Яблоко".
Познавательный
аспект языка связан прежде всего с тем,
как содержание предмета переходит в сознание
человека. Формальная логика отвлекается
от этого аспекта, учитывая лишь некоторые
его особенности в самом общем виде.
Синтаксический
аспект языка связан с природой, особенностями
самих знаков, их образованием, строением,
правилами применения. В традиционной
формальной логике используется минимум
искусственных символов, заимствованных
из современной формальной логики. При
этом их использование не предполагает
формулировки специальных правил употребления
таких символов. Они используются наряду
со знаками естественного разговорного,
например, русского языка.
Прагматический
аспект языка связан с особенностями отношения
носителя языка, знаков к самим знакам,
с одной стороны, и к предметному содержанию,
обозначаемому этими знаками, элементами
того или иного языка, с другой стороны.
Он связан с практическими особенностями
применения знаков языка. Так, использование
тех или иных символов, знаковых средств
может облегчать или, наоборот, затруднять
понимание того, что ими выражается. В
настоящее время соответствующий раздел
современной логики - логическая прагматика
только формируется.
Наконец семантический
аспект языка представляет собой отношение
между знаками (символами) и их значениями
(предметными и смысловыми). Формальную
логику интересуют отношения знаков и
их смысловых значений. Только через анализ
особенностей семантического аспекта
языка мы получаем устойчивую возможность
систематического проникновения в субстанцию
мышления, которая имеет почти мистический,
неуловимый характер.
Анализируя смысловые
значения отдельных знаков (символов),
а также отношения смысловых значений
различных знаков и их частей, можно получить
представление о соответствующих элементах
мышления, о соответствующих связях, отношениях,
действиях, которые мышление совершает
в отношении этих элементов. Именно рассмотрение
особенностей семантического аспекта
языка лежит в основе такого раздела современной
логики, как логическая семантика.
Мышление
и язык
Анализ основных проблем логики
общения начнем с общей характеристики
ее центральных понятий - мышления и языка.
Мышление - представляет собой высшую
форму активного отражения, выражающуюся
в целенаправленном познании человеком
существенных связей и отношений объективного
мира, продуцировании новых идей, прогнозировании
грядущих событий и действий.
Возникая на основе чувственного
опыта, реализующегося в трех основных
формах: ощущениях, восприятиях, представлениях
- мышление не сводится к простой совокупности
чувственных образов. Оно позволяет формулировать
знания о таких свойствах и отношениях
объектов, которые недоступны чувственному
познанию.
Типичные черты мышления, которые позволяют
отличить его от чувствительного
- в отличие от чувственного
познания, отображающего, как правило,
внешние признаки предметов, мышление отражает их существенные внутренние
свойства;
- мышление - обобщенное отражение, ибо фиксирует качества, присущие
не одному предмету, а целому классу однородных
предметов;
- мышление представляет
собой опосредованное отражение объективной действительности;
- мышление изначально связано
с языком.
По отношению к мышлению язык выполняет функции: во-первых, язык выступает средством мыслеобразования; во-вторых, язык является средством обмена мыслями, выполняя тем самым коммуникативную
функцию;
в - третьих, язык выступает основой памяти в специфически человеческой
(опосредованной) форме и потому служит
средством передачи социального опыта.
Язык возникает одновременно
с возникновением человеческого общества
в процессе трудовой деятельности первобытных
людей. Он в ходе своего развития и функционирования
детерминируется совокупностью процессов
духовного и материального производства, общественных отношений людей.
В то же время отличается и относительной самостоятельностью, проявляющейся в существовании
внутренних закономерностей его зарождения
и развития. Если логический строй одинаков
у людей различных наций, то грамматический
строй - имеет свою конкретную специфику.
В рамках одного и того же национального
языка какая-либо конкретная мысль может
быть выражена различными языковыми средствами,
а с другой стороны, одно и то же языковое
выражение может заключать в себе различные
мысли. Многообразные аспекты языка
выступают предметом изучения различных
наук: лингвистики, психологии, философии,
теории массовой коммуникации, семиотики,
логики.
Каждая подходит к анализу со
строго определенных позиций, используя
свои специфические методы. В логике язык изучается как знаковая система, адекватно выражающая разнообразные
логические отношения, прежде всего отношение
логического следования.
Язык как знаковая
система
Понятие
знака
Язык - знаковая система,
оптимальное средство выражения человеческого
мышления и средство общения.
Система - множество объектов с существующими
между ними отношениями.
Знаковая система - совокупность знаков, находящихся
в различных отношениях друг к другу, к
обозначаемым объектам, а также людям,
использующим эти знаки.
Знак - материальный чувственно воспринимаемый
объект, выступающий в процессе познания
и общения в качестве заместителя другого
объекта.
Знак имеет двойственную
природу.
С одной стороны, он материальный
объект, с другой, выступает как заместитель
обозначаемого им предмета, имеющего существенно
отличные от его природных особенностей.
Исходя из двойственной
природы, можно выделить две существенные
стороны: материальную форму и значение.
Под материальной формой знака понимается совокупность его
физических свойств, которые дают возможность
распознать его, отличить от других знаков.
Материальная форма должна удовлетворять
требованиям: во-первых, знак чувственно воспринимаем; во-вторых, знак легко распознаваем; в-третьих, материальная форма знака должна быть относительно
устойчива.
Знак не просто замещает
предмет. Особенность состоит в том, что
он сообщает определенное знание о предмете.
Различают четыре вида значения знака: предметное значение - сфера действительности, которую
данный знак замещает; смысловое значение - мысль, которую выражает или
воспринимает человек, вводящий или воспроизводящий
знак; экспрессивное значение- чувства и желания человека; структурное значение - возможность выражения смысла
этого знака другими знаками, способными
заменить его.
Классификация
знаков
Знаки, используемые человеком,
можно разделить на:
неязыковые знаки используются вне системы, играют
вспомогательную роль в познании и общении.
К ним относятся: -иконические знаки - знаки, материальная форма
которых сходна с формой обозначаемых
ими предметов (фотографии; отпечатки
пальцев);
-знаки-признаки - знаки, связанные с обозначаемыми
ими предметами, как следствия со своими
причинами (жар у человека - признак болезни;
дым- признак огня); -знаки-сигналы - знаки, служащие для указания
на то, что вслед за ними наступят определенные
события (позывные радиостанции, оповещающие
о начале передачи; аплодисменты как реакция
аудитории на услышанное из уст оратора); - знаки-символы - знаки, которые вследствие
заключенного в них наглядного образа
используются для репрезентации какого-либо
значительного и отвлеченного содержания(герб
государства; образ Фемиды как символ
справедливости).
Языковые знаки включают в себя знаки естественных,
и искусственных языков.
Знаки искусственных
языков делятся на:
а) знаки кодовых систем, предназначенные для кодирования
естественного языка или перекодирования
уже закодированной информации (азбука
Морзе, коды цифровых вычислительных машин);
б) знаки, с помощью которых
осуществляется моделирование непрерывных процессов (кривые,
отображающие температурные изменения
в ходе работы двигателя внутреннего сгорания).
Синтаксический,
семиотический и прагматический аспекты
языка
Знаки всякой языковой системы
находятся во взаимосвязи друг с другом,
образуя в соответствии с определенными
правилами те или иные знаковые ряды.
Каждый знак в знаковом ряду может располагаться
в начале ряда, либо в конце, либо между
другими знаками.
Раздел семиотики, посвященный
анализу структурных характеристик знаковых
систем, безотносительно к их интерпретации
называется синтаксисом. Основными объектами синтаксического анализа выступают:
- алфавит знаковой системы;
- правила образования сложных
выражений из элементарных знаков;
- правила преобразования одних
сложных выражений в другие.
Синтаксический подход позволяет
развивать языковую систему формально,
не обращаясь к поиску конкретной предметной
области, на которой она могла бы быть
содержательно интерпретирована. Основными задачами в этом случае в логике выступают:
- обоснование синтаксической непротиворечивости
языковой системы; и - обнаружение ее достаточной
демонстративности.
Раздел семиотики, в котором
анализируется совокупность понятий,
связанных с анализом значения и смысла
знаковых выражений, называется семантикой. Семантическое отношение фиксирует
отношение знака к тому содержанию, которое
данный знак выражает, к тому смыслу, который
вкладывается в знаковые выражения людьми,
употребляющими их.
Центральная проблематика
семантики сводится к поиску ответов на вопросы о
том, что означает тот или иной знак
или знаковая система и как их следует
интерпретировать. Ответы на эти вопросы
достигаются с помощью правил: - приписывания значений, позволяют
определить, названиями каких предметов
являются те или иные знаки;
-осмысливания знаков
указывают на то, какие понятия
выражаются ими; -интерпретации значений,
определяют процедуру установления их
истинностных оценок. Языковые знаки
используются людьми для сообщения своих
мыслей другим людям, и они имеют разный
уровень образования и жизненный опыт.
Отправитель языковых знаков заинтересован
в том, чтобы вызвать определенную реакцию.
Раздел семиотики, в котором
анализируется отношение отправителя
- получателя какой-либо знаковой системы
к самой знаковой системе, называется прагматикой.
Учет выделенных аспектов
языка крайне важен в процессе речевой
коммуникации. Без знания синтаксических
правил и семантических норм вербального
общения невозможно адекватное восприятие
получаемой информации. С другой стороны,
сведения о ее отправителе, его целях позволяют
более точно оценить данную информацию,
признать ее истинной либо ложной, образно
говоря, «прочитать между строк» многое
из того, о чем сознательно или же неосознанно
сказано открыто не было. Как следствие,
формируется личностный рейтинг различных
источников информации, определяющий
степень доверия человека им.
Структура
и виды языков
В языке выделяют структурные
элементы: лексику (словарь) и грамматику.
Словарь - это совокупность знаков (слов).
Грамматика - совокупность правил образования
сложных выражений из элементарных и правил
преобразования одних сложных выражений
в другие.
Различия, связанные со спецификой лексики,
грамматики и функциональности позволяют
выделить естественный и искусственный
языки.
Естественным языком будем называть звуковой язык,
сложившийся в ходе общественной практики
у того или иного народа и выступающий
важнейшим средством общения, обмена мыслями
и взаимного понимания между людьми. Он
по праву считается универсальным средством
общения. С его помощью удается выразить
все то, что отражается сознанием. Он пластичен, позволяет различными средствами
выразить одну и ту же мысль. Особенностью
естественного языка является и его общедоступность для всех представителей нации.
Он оптимальное средство
общения, но имеет и такие свойства, которые
снижают эффективность его использования
в научном познании и коммуникации. К ним
относятся многозначность лексики
и грамматики. Многозначность лексики проявляется: с одной стороны,
в наличии слов, которые могут употребляться
в различных смыслах (явление синонимии),
а с другой - в существовании слов, абсолютно
различных по смыслу, хотя и имеющих одно
и то же написание и звучание (явление
омонимии). Грамматика не совершенна в логическом
плане, ибо не всегда позволяет определить,
имеет ли некоторое предложение смысл,
или же оно лишено его.