Шпаргалка по "Логика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 20:43, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Логика" .

Вложенные файлы: 1 файл

логика.doc

— 260.00 Кб (Скачать файл)

1. Аргументация, доказательство и опровержение, их структура.

      Доказательство –  процедура установления истинности  некоторого утверждения путем  приведения других утверждений,  истинность которых известна.

      Процесс обоснования  истинности называется доказыванием, или аргументацией.

      Главным элементом  доказательства является тезис.  Тезисом является суждение, истинность  которого подлежит обосновыванию  в процессе доказывания. В качестве  тезиса может выступать любое  суждение, истинность или ложность  которого предстоит установить.

      Следующим элементом  является аргумент, или основание.

       Аргументы– это  исходные положения, с помощью  которых обосновывают тезис. Они  являются базисом основания. Аргументами  могут выступать любые суждения, если они истинны и имеют отношение к тезису, истинность которого необходимо доказать.

      И последним элементом  является демонстрация доказательства, т. е. умозаключение, с помощью  которого тезис и аргумент  логически связываются.

      Все доказательства  подразделяются на прямые и косвенные. При прямом доказательстве задача состоит в том, чтобы подыскать такие убедительные аргументы, из которых по логическим правилам получается тезис.

      В построении прямого  доказательства можно выделить  два связанных между собой этапа: отыскание тех утверждений, которые способны быть убедительными аргументами для доказываемого положения; установление логической связи между найденными аргументами и тезисом.

      Косвенное доказательство  устанавливает справедливость тезиса  тем, что вскрывает ошибочность противоположного ему допущения (антитезиса). Поскольку косвенное доказательство использует отрицание доказываемого положения, то его еще называют доказательством от противного.

      Также доказательства  можно разделить на две группы в зависимости от того, что в них исследуется: истинность содержания и правильность логической связи или происхождение суждений.

      Доказательства, в  которых исследуется истинность  или ложность содержания, а также  логическая связь являются доказательствами по существу. В этих доказательствах ничего не требуется, кроме рассмотрения оснований по существу их содержания и кроме рассмотрения логической связи между основаниями и тезисом.

      Те доказательства, в которых исследуется происхождение  суждения, называются доказательствами по источнику происхождения суждений, или генетическими.

      Такой вид доказывания,  как дедуктивное, означает обосновать, что он, данный тезис, является  следствием истинных аргументов  – аксиом, законов, принципов.

      В отличие от дедуктивной аргументации, в недедуктивной тезис является следствием аргументов, а аргументы, как правило, являются следствием гипотезы.

       Недедуктивную  аргументацию можно разделить  на два вида:

      1) индуктивное обоснование;

      2) доказательство по аналогии.

      Индуктивным обоснованием  является переход от аргументов  к тезисам.

       Доказательство  по аналогии– это обоснование  тезиса, утверждающего свойства  единичного явления с помощью  аргументов, которые содержат информацию  о другом явлении, сходном с первым в существенных признаках.

       Опровержение–  это рассуждение, направленное  против выдвинутого положения  и имеющее своей целью установление  его ошибочности или недоказанности.

      Наиболее распространенный  прием опровержения – выведение из опровергаемого утверждения следствий, противоречащих истине. Если одно логическое следствие некоторого положения неверно, ошибочным будет и само это положение.

       Опровержение  имеет три вида: 1)критика тезиса  – это логическая операция, целью которой является показать ложность выставленного тезиса. Тезис признается ложным, если оппонент отстаивает свое утверждение, но заведомо знает о том, что оно не соответствует действительности. Тезис является ошибочным, если оппонент заблуждается относительно действительности утверждаемого им тезиса.

      Опровержение тезиса  в свою очередь может быть  прямым или косвенным. Опровержение  является прямым, если аргументация  протекает следующим образом:  в первую очередь допускают  истинность выдвинутого положения, при этом выводят из него логические следствия. Если при сопоставлении данных следствий с фактами выяснится, что они противоречат истинным данным, то их признают несостоятельными.

      При косвенном  опровержении тезиса внимание  сосредоточивается на доказательстве своего тезиса, которое в свою очередь будет противоречить тезису оппонента.

      Если положение  выдвигается с каким-либо обоснованием, операция опровержения может  быть направлена против обоснования.  В этом случае нужно показать, что приводимые аргументы ошибочны: вывести

      из них следствия,  которые окажутся в итоге несостоятельными, или доказать утверждения, противоречащие  аргументам.

      Следует иметь  в виду, что опровержение доводов,  приводимых в поддержку какого-либо  положения, не означает неправильность самого этого положения. Утверждение, являющееся по сути дела верным, может отстаиваться с помощью ошибочных или слабых доводов. Выявив это, демонстрируется надежность предлагаемого обоснования, а не ложность утверждения;

      2) критика аргументов. Данная логическая операция направлена на обоснование ложности аргумента. Она может выражаться в том, что оппонент может указывать на неточное изложение фактов, выражать в них сомнение.

      Если ложность  аргументов будет доказана, то  тезис будет необоснованным и будет нуждаться в дополнительной аргументации;

      3) критика демонстраций. Данная логическая операция указывает  на отсутствие логической связи  между тезисом и аргументами.

      Особое значение  при опровержении имеют факты.  Ссылка на верные и неоспоримые факты, противоречащие ложным или сомнительным утверждениям оппонента, – самый надежный и успешный способ опровержения. Реальное явление или событие, не согласующиеся со следствиями какого-либо универсального положения, опровергает не только эти следствия, но и само положение.

      Опровержение может  быть направлено на саму связь  аргументов и доказываемого положения.  В этом случае нужно показать, что тезис не вытекает из  доводов, приведенных в его  обоснование. Если между аргументами  и тезисом нет логической связи, то нет и доказательства тезиса с помощью указанных аргументов.

2. Виды понятий.

В практике мышления функционирует  множество определенных и разнообразных  понятий. Они подразделяются на виды в соответствии с двумя фундаментальными логическими характеристиками любого понятия – содержанием и объемом.

      Объективные различия  между предметом мысли отражаются  в различиях между понятиями  прежде всего по их содержанию. В соответствии с этим признаком  понятия делятся на следующие  наиболее значимые группы.

      Конкретные –  понятия, в которых находят  свое отражение сами предметы  и явления, обладающие относительной  самостоятельностью существования  (книга, ручка).

      Абстрактные –  это понятия, в которых мыслятся  свойства предметов или отношения между предметами, не существующие самостоятельно без этих предметов (жесткость, электропроводимость).

      Необходимо учитывать,  что если абстрактное понятие,  отражающее свойство, употребляется  применительно к самим предметам,  обладающим этим свойством, то они обретают множественное число.

      Те понятия, в  которых отражается наличие у  предметов мысли каких-либо качеств,  свойств и так далее, называются  положительными.

      Отрицательные понятия  – это понятия, характеризующиеся  отсутствием у предметов мысли каких-либо качеств, свойств и т. п. Для выражения отрицательных понятий используются отрицательные частицы («не») и отрицательные приставки («без-» и «бес-»). Кроме русских, могут быть использованы иностранные отрицательные приставки («а-», «анти-», «дез-», «контр-» и др.

      Также понятия  делятся на соотносительные и  безотносительные.

      В соотносительных  понятиях один предмет мысли  предполагает существование другого  и без него невозможен –  соотносится с ним («родители»  и «дети»: нельзя быть сыном или дочерью без родителей).

      В безотносительных  понятиях мыслится предмет, существующий  до известной степени самостоятельно  – отдельно от других: «природа»,  «человек» и т. д.

      Собирательные и  несобирательные понятия различаются  в зависимости от того, как соотносится с охватываемыми ими предметами мысль: с группой предметов в целом или с каждым предметом этой группы в отдельности. Одна из особенностей собирательных понятий состоит в том, что они не могут быть отнесены к каждому предмету одного класса.

      Особенность несобирательных  понятий заключается в том,  что они относятся не только  к группе предметов в целом,  но и к каждому отдельному  предмету данной группы.

      Пустые понятия  – они относятся к реально  не существующим предметам или явлениям («русалка», «леший», «идеальный газ»).

      Непустые понятия  относятся к реальным предметам  («город», «космическое тело»).

      Единичные понятия  – объем понятия, составляющий  один предмет («Солнце», «Россия»).

      Общие понятия  – отражают в своем объеме группу предметов («звезда», «планета»).

      Деление понятий  на виды по их содержанию  и объему позволяет в огромном  понятийном материале выделить  наиболее крупные и распространенные  группы, а также более или менее  отчетливо представлять себе особенности этих групп.

       Единичное понятие–  такое, в объем которого входит  один элемент (город Саратов,  Россия и др.).

       Общее понятие–  такое, в объем которого входит  более одного элемента (студент,  солдат, преступник и др.).

3. Деление понятий и его виды.

По характеру определяемого  определения подразделяются на два  вида: реальные и номинальные.

      Реальное – это  определение самого предмета, отраженного  в понятии. Примеры таких определений  дают энциклопедии и специальные  научные словари.

      В номинальных определениях раскрывается смысл самого слова.

      Примером данного  определения служат толковые  словари.

      По характеру определяющего  определения выделяются через  ближайший род и видовое отличие,  а также соотносительные определения.

      Определение через  ближайший род и видовое отличие  имеет множество разновидностей: генетическое определение, сущностное  определение, функциональное определение,  структурное определение.

      Деление – это  логическая операция, при помощи  которой развивается объем понятия. Благодаря делению выявляется круг предметов, на которые распространяется слово, выражающее понятие о них.

      Деление следует  отличать от мысленного расчленения.  Первое есть деление рода на  виды, а второе – членение целого  на части.

      Деление – это  родовое понятие, объем которого  раскрывается через составляющие  его виды.

      Члены деления  – полученные в результате  самой операции виды родового  понятия.

      Основание деления  – признак, по которому производится  эта операция.

      В зависимости от характера признака различают следующие виды деления:

      1) деление по наличию  или отсутствию признака, служащего  основанием деления;

      2) деление по видоизменению  признака, положенного в основание  этой операции;

      3)смешанное деление.

      Классификацией называется  распределение вещей по классам  согласно сходству между ними. Классификация вещей, или распределение  их по классам, преследует определенные  задачи, которые можно формулировать  так: распределение вещей по  группам в таком порядке, который наиболее полезен для припоминания вещей и для определения их свойств.

      Классификация широко  используется в науке, и именно  здесь встречаются наиболее сложные  и совершенные классификации.  Отличным примером научной классификации  является Периодическая система элементов Д. И. Менделеева. Она фиксирует связи между химическими элементами и определяет место каждого из них в единой таблице. Первое требование хорошей классификации заключается в том, чтобы пункты сходства, на основании которых мы составляем классы, были важны в практическом отношении.

Информация о работе Шпаргалка по "Логика"