Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 12:58, курсовая работа
Бережливое производство – система организации и управления разработкой продукции, операциями, взаимоотношениями с поставщиками и клиентами, при которой продукция изготавливается в точном соответствии с запросами потребителей и с меньшим числом дефектов по сравнению с продукцией, сделанной по технологии массового производства. При этом сокращаются затраты труда, пространства, капитала и времени.
– потеря времени на поиск;
– повреждения продукции при перемещении.
Лишние движения (работников). Все лишние движения, которые приходится делать работникам в процессе работы: поиски того, что нужно, необходимость тянуться за инструментами, деталями и т.п. или заниматься их укладкой. Сюда же относится ходьба. Влечет:
– снижение производительности труда;
– снижение морального самочувствия.
Излишняя обработка. Осуществление ненужной или неправильной обработки, как правило, из-за плохого качества инструментов или конструкции изделия. Также это производство продукции / услуг с более высокими потребительскими качествами, чем это востребовано заказчиком, чрезмерная проверка руководителями результатов работы сотрудника. Влечет:
– увеличение стоимости продукции;
– увеличение срока производственного цикла.
Переделка (дефекты). Производство дефектных деталей и исправление дефектов. Также это ошибки при заполнении заказа, отчета и т.д. Ошибки руководителей при принятии решений. Влечет:
– увеличение затрат на доработку;
– использование дополнительных материалов;
– дополнительные перевозки;
– дополнительный контроль;
– место для временного хранения;
– место для работы по устранению дефектов.
Незадействованный потенциал персонала. Потери идей, навыков, возможностей усовершенствования и приобретения опыта из-за невнимательного отношения к сотрудникам, которых некогда выслушать.
Ценность – отправная точка бережливого мышления. Ценность (товара, услуги) может быть определена только конечным потребителем. Говорить о ней имеет смысл, только имея в виду конкретный продукт (товар или услугу или все вместе), который за определенную цену и в определенное время способен удовлетворить потребности покупателей. Ценность создается производителем. С точки зрения потребителя, именно ради этого производитель и существует. Тем не менее, по ряду причин производителю очень сложно точно определить, в чем состоит ценность товара или услуги. Как правило, менеджеры большую часть своего внимания уделяли управлению системами: процессами, подразделениями, целыми фирмами, включавшими сразу множество продуктов. На самом же деле требуется управлять всеми потоками создания ценности для каждого продукта или услуги.
Поток создания ценности – это совокупность всех действий, которые требуется совершить, чтобы определенный продукт (товар, услуга или все вместе) прошел через три важных этапа менеджмента, свойственных любому бизнесу: решение проблем (от разработки концепции и рабочего проектирования до выпуска готового изделия), управление информационными потоками (от получения заказа до составления детального графика проекта и поставки товара), физическое преобразование (от сырья до того, как в руках у потребителя окажется готовый продукт). Определение всего потока создания ценности для каждого продукта – это следующий этап построения бережливого производства на предприятии, который очень редко включается в процесс, но почти всегда показывает, насколько огромна величина муда.
Все действия, которые составляют поток создания ценности, почти всегда можно разделить на три категории:
– действия, создающие ценность, как, например, сварка велосипедной рамы из труб или перелет пассажира из Дэйтона в Де Муан;
– действия, не создающие ценность, но неизбежные в силу ряда причин, например технологических, такие, как проверка качества сварных швов или дополнительные рейсы самолетов к пересадочному центру (муда первого рода);
– действия, не создающие ценность, которые можно немедленно исключить из процесса.
На самом деле все виды деятельности – проектирование, заказ комплектующих, выполнение работы можно выполнять в виде потока. Стоит только задуматься о том, как выстроить все эти виды деятельности в один стройный поток, в котором не будет ни лишних действий, ни длительных перерывов, ни очередей, ни работы партиями, как это изменит все: и стиль работы в коллективе, и виды используемых инструментов, и способ построения самой организации, и планирование карьеры. Изменится представление о смысле деятельности фирмы (включая некоммерческие организации) и о том, как она должна взаимодействовать с другими организациями и обществом.
Таким образом, внедрение бережливого производства подразумевает работу администрации предприятия по созданию собственной системы, элементы которой взаимосвязаны наиболее оптимальным образом. Без вовлечённости работников всех уровней в минимизацию потерь и оптимизацию процессов стройное производство останется стройным только на бумаге. Продвижение системы невозможно без её понимания.
Бережливое производство предусматривает внедрение новых принципов управления на основе постоянного уточнения реальной ценности продукта, непрерывной оптимизации потока создания ценности, обеспечение самой непрерывности потока создания ценности, формирования условий для «вытягивания» продукта потребителем. Без системы постоянных улучшений и системы мотивации к совершенству (продукта и процессов его создания) не может быть результативного бережливого производства.
Ценность для потребителя с течением времени изменяется, и система управления должна быть настроена на своевременное реагирование производства в соответствии с новыми запросами потребителя. Для этого требуется создать не только систему мониторинга удовлетворенности потребителя, но и систему исследования его ожиданий по улучшению продукта или оказываемых услуг.
Из зарубежной практики следует, что результативным внедрением бережливого производства должно обеспечиваться снижение времени производственного цикла в 2–3 раза, увеличение оборачиваемости незавершенного производства в 1,5–2,0 раза, снижение накладных расходов и затрат на обеспечение качества на 20–40%.
Только за счет бережливого производства можно без больших инвестиций добиться увеличения нормы валовой прибыли на 30%, нормы операционной прибыли в 2,0–2,5 раза, рентабельности инвестированного капитала в 3 раза.
В целях реализации программы «Бережливое производство» на предприятии «Нижнекамскшина» проведено обучение «Основам Бережливого производства» и элементу «5S Организация рабочего места» 44 руководителей и специалистов общеобъединенческих цехов а также 20 человек «Нижнекамский механический завод», проведено обучение «Инструментам Бережливого производства» 67 работников из числа кадрового резерва. 146 человек обучено системе «ТРМ всеобщее обслуживание оборудования». В марте 8 руководителей и специалистов приняли участие в Международной конференции «Развитие поставщиков на основе философии Производственной системы «КАМАЗ». 2 руководителя приняли участие в семинаре «бережливое производство» КГТУ г. Казань. В ноябре 4 руководителя приняли участие в Межрегиональном форуме «Лин-менеджмент – гарант успешного бизнеса» г. Набережные Челны.
Разработана и распространена памятка по Производственной системе предприятия «Нижнекамскшина». При устройстве на работу вновь прибывшие работники ознакамливаются с определениями Производственной системе предприятия «Нижнекамскшина».
С 1 марта 2010 года взамен временного положения с учетом практических наработок введено в действие положение «О системе непрерывного совершенствования производственной системы предприятия «Нижнекамскшина». Положение упрощает и стимулирует подачу предложений для разработки и внедрения мероприятий, направленных на повышение качества продукции, улучшение условий труда, экономию всех видов ресурсов, сокращение времени на выполнение рабочих операций и реализацию программы «Бережливого производства». В рамках данного положения сформированы рабочие группы по внедрению мероприятий и работе с инициативными предложениями Общества, Завода массовых шин, Завода грузовых шин, Производство легковых радиальных шин(ПЛРШ). Данные по инициативным предложениям можно увидеть в таблице 2.3.1.
Таблица 2.3.1. Инициативные предложения работников ПЛРШ за 2009 год
№ п/п |
Показатель |
С начала года |
1 |
Подано предложений |
85 |
2 |
Принято к реализации |
79 |
3 |
Реализовано |
64 |
4 |
Выплачено вознаграждений |
76 |
сумма |
63600 | |
5 |
Предложений на одного работника подразделения (службы) |
0,13 |
6 |
Размер экономического эффекта от внедрения, руб. |
1033,8 |
За 2010 год было подано 777 предложений. Достигнутый экономический эффект от этих предложений – 1,1 млн. руб.
В апреле с привлечением консультантов проведено обучение 20 человек по системе канбан и по итогам открыты проекты по внедрению системы на Заводе массовых шин и Заводе грузовых шин. В Производстве легковых радиальных шин и Сборочном производстве №1 Заводе массовых шин установлены доски канбан, в Сборочном производстве шин типа Р Заводе грузовых шин применяется тарный канбан катушек с брекером.
В 2011 году были проведены обучения по базовому курсу «Бережливое производство» на всех предприятиях Нефтехимического комплекса (121 человек), по системам: 5S «Организация рабочего места», «Лин-офис», «Канбан». В декабре, в Институте Экономики и Управления Права г. Нижнекамска совместно с Министерством труда занятости и социальной защиты РТ было организовано опережающее обучение, по внедрению методики «Бережливое производство» 100 человек предприятий «Нижнекамскшина» и «Нижнекамский завод грузовых шин». Организовано участие представителей предприятий нефтехимического комплекса в международной лин-конференции «Партнерство ради успеха» г. Набережные Челны и в международном лин-форуме «Эффективные процессы – высокая производительность» г. Казань.
Проведено обучение 40 руководителей и специалистов «Нижнекамскшина», на тему «SMED. Быстрая переналадка». Внедрение инструмента «Быстрая переналадка» на пилотном участке сборочное производство-1 ОАО «Нижнекамскшина». Разработаны рабочие инструкции по быстрой переналадке 7,8 сборочных комплексов сборочное производство-1 «Нижнекамскшина», согласно которым время переналадки уменьшилось на 25 минут, что дает дополнительную выработку 9248 шт. автопокрышек в год. Начато внедрение электронной системы «КАНБАН» в производство легковых радиальных шин. Для учета и анализа простоев оборудования введена в промышленную эксплуатацию автоматизированная информационная система «Простои».
На основании П-СК-НХК-24–2011 «Положение о системе подачи предложений по улучшениям» за 2011 год было подано 2944 предложения. Из них: «Нижнекамскшина» – 2053, «Нижнекамский завод грузовых шин» – 834, «Нижнекамский механический завод» – 29, «Нижнекамск техуглерод» – 21, Торговый дом «Кама» – 5, «УК «Татнефть-Нефтехим» – 2. Более половины из них уже внедрены. Достигнутый экономический эффект от этих предложений – 6,23 млн. руб.
Продолжается внедрение системы 5S на основании СТП-НХК-46–2011 «Применение системы 5S при организации рабочего места». В сборочном цехе №1 «Нижнекамский завод грузовых шин» на протяжении более двух лет внедряются различные инструменты «Бережливого производства». Так на каландровом участке данного цеха внедряется проект модернизации теплостанции каландра. На начало 2012 года остро стояла проблема по поддержанию температурного режима в нормируемых значениях на валках каландра. Из-за некачественного теплоносителя, отсечной конструкции клапанов, большого количества накипи на внутренней стороне валков корда для всего завода шли с такими дефектами как «горелый», «разброс по толщине», «недопрессовка». Совместным решением было принято что, нужно подготовить принципиально новую тепловую станцию. Составили техническое задание по модернизации станции и отправили его в конструкторское бюро резинотехнического оборудования в г. Томбов для разработки технического проекта. К лету получили коммерческое предложение по обновлению станции для обеспечения температурного режима валков каландра. Экономический эффект от модернизации станции составит более 5 млн. руб. в год. Установка станции ожидается во второй половине 2013 года [10].
При внедрении «Бережливого производства» «Нижнекамскшина» столкнулось с такими проблемами как: нежелание персонала быть вовлеченным в процесс внедрения данной концепции, недоверие по поводу разработки и внедрению «системы 5S» (избавиться от излишка редко используемых запасных частей и оснастки, захламивших складские помещения). Незнание линейных инженерно-технических работников сути и основ «Бережливого производства».
Таким образом, внедрение принципов «Бережливого производства» на предприятии «Нижнекамскшина» только началось. Это означает, что предприятие переходит на качественно новую ступень развития, наводя порядок во всем. Важны при этом сотрудничество и обмен опытом с другими крупными предприятиями республики, активно внедряющими у себя ту же систему. Постоянный обмен информацией дает мощный синергетический эффект: анализируя успехи и ошибки друг друга, можно более эффективно задействовать творческий потенциал персонала, используя при этом дух состязательности.
Для успешности бережливого производства на предприятии «Нижнекамскшина» создается и обеспечивается функционирование процессов постоянного совершенствования. Инструменты «Бережливого производства» позволяют при незначительных вложениях добиться существенного снижения себестоимости, повышения производительности труда, конкурентоспособности. Это осуществляется на основе регулярного анализа и корректировки целей, выраженных в конкретных показателях. На основе регулярной оценки результативности реализованных мероприятий по бережливому производству осуществляется выбор наиболее результативных мер и намечаются мероприятия по поддержке, так называемых, правильных моделей проектов снижения потерь в процессах при создании ценности.
В качестве объекта данной работы рассмотрена деятельность предприятия «Нижнекамскшина». Основной целью предприятия является осуществление торгово-хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли. Основным предметом деятельности предприятия «Нижнекамскшина» является производство шин (для легковых, грузовых и сельскохозяйственных машин), камеры и других резинотехнических изделий.
30% российских шин производятся на Нижнекамском шинном заводе, что значительно превышает рыночные доли конкурентов. Во многих городах России завод имеет свои торговые дома по реализации продукции. «Нижнекамскшина» занимает устойчивые позиции не только на российском рынке, но и расширяет сферу своей деятельности в страны СНГ за рубеж.
Основным регионом поставки продукции является Приволжский федеральный округ – 59% от общего объема поставок в стоимостном выражении. Следующим по объему поставок является Центральный федеральный округ (21%). «Нижнекамскшина» является основным поставщиком для таких крупнейших автозаводов, как «АвтоВАЗ» и «КамАЗ» (поставки шин увеличились на 2,3%).