Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 04:28, курсовая работа
Товародвижение — потенциальное орудие создания спроса. За счет совершенствования системы товародвижения можно предложить лучшее обслуживание или понижение цены, привлекая тем самым дополнительных клиентов. Фирма теряет клиентов, когда не обеспечивает поставку товара в срок.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ………………………………………………………………………..5
1.1. Факторы, влияющие на процесс товародвижения………………..........5
1.2. Цели товародвижения……………………………………………….…....7
1.3. Каналы товародвижения………………………………………………….8
1.4 Организация и эффективность системы товародвижения…………….12
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОСТАВОК НА ПРЕДПРИЯТИИ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ............................................................................................................17
2.1. Главные этапы выбора поставщика ……………………………………17
2.2. Политика предприятия в области условий поставки …………………20
2.3. Договор поставки………………………………………………………..22
2.4. Приемка товаров по количеству и качеству …………………………..31
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ И ПОСТАВОК НА ПРЕДПРИЯТИИ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….41
- организация процесса товародвижения требует наличия определенных финансовых ресурсов;
- создание оптимальной системы товародвижения предполагает наличие соответствующих знаний и опыта в области конъюнктуры рынка своего товара, методов торговли и распределения.
Посредники благодаря своим
контактам, опыту и специализации позволяют
обеспечить широкую доступность товара
и доведение его до целевых рынков.
Предприятия в условиях рыночной экономики
значительное внимание уделяют проблемам
оптимизации процесса продвижения товаров
от производителя к потребителю. Результаты
их хозяйственной деятельности во многом
зависят от того, насколько правильно
выбраны каналы распределения товаров,
формы и методы их сбыта, от широты ассортимента
и качества предоставляемых предприятием
услуг, связанных с реализацией продукции.
Канал распределения принимает на себя
и помогает передать кому-либо другому
право собственности на конкретный товар
или услугу на пути от производителя к
потребителю. Канал распределения можно
трактовать и как путь передвижения товаров
от производителей к потребителям.
Участники каналов распределения выполняют ряд функций, способствующих успешному решению требований маркетинга. К ним следует отнести такие функции, как: проведение научно-исследовательской работы, стимулирование сбыта, налаживание контактов с потенциальными потребителями, изготовление товаров в соответствии с требованиями покупателей, транспортировка и складирование товаров, вопросы финансирования, принятие ответственности за функционирование канала распределения.
Участники канала товародвижения выполняют следующие функции:
- организуют товародвижение транспортировку и складирование товара;
- стимулируют сбыт;
- налаживают связи с потенциальными покупателями;
- дорабатывают, сортируют, монтируют и упаковывают товар;
- собирают информация для планирования сбыта.
Каналы распределения могут
быть трех видов: прямые, косвенные и смешанные.
Прямые каналы связаны с перемещением
товаров и услуг без участия посреднических
организаций. Они чаще всего устанавливаются
между изготовителями и потребителями,
которые сами контролируют свою маркетинговую
программу и располагают ограниченными
целевыми рынками.
Косвенные каналы связаны с перемещением
товаров и услуг сначала от изготовителя
к незнакомому участнику-посреднику, а
затем от него - к потребителю. Такие каналы
обычно привлекают предприятия и фирмы,
которые с целью увеличения своих рынков
и объемов сбыта согласны отказаться от
многих сбытовых функций и расходов и
соответственно от определенной доли
контроля над сбытом, а также готовы несколько
ослабить контакты с потребителями.
Смешанные каналы объединяют черты первых
двух каналов товародвижения.
Естественно, изготовитель заинтересован
сбывать свою продукцию непосредственно
потребителям при наличии собственных
региональных складов. Но прежде чем прибегнуть
к прямому маркетингу (прямой сбыт), менеджеры
изготовителя должны убедиться в том,
что продукция предприятия может быть полностью реализована.
При изготовлении узкоспециализированных
изделий и наличии конкретной заявки потребителя
используется прямой маркетинг между
производителем и потребителем. Сбытовая
деятельность предприятия с применением
прямого маркетинга может вестись через
сбытовые оптовые базы, склады и оптовые
конторы изготовителя.
Каналы распределения можно охарактеризовать
и по числу составляющих их уровней. Уровень канала распределения - это любой посредник, который
выполняет ту или иную работу по приближению
товара и права собственности на него
к конечному покупателю. Протяженность
канала определяется числом имеющихся
в нем промежуточных уровней.
Одноуровневый канал включает одного
посредника на рынках товаров промышленного
назначения. Этим посредником может быть,
как правило, агент по сбыту или брокер.
Двухуровневый канал состоит из двух
посредников. На рынках товаров промышленного
назначения такими посредниками могут
выступать промышленные дистрибьюторы
(снабженческо-сбытовые организации) и
дилеры.
Трехуровневый канал включает трех посредников.
Например, в перерабатывающей промышленности
между оптовыми и розничными торговцами
обычно стоят мелкие оптовики, которые
скупают товары у крупных оптовиков и
перепродают их небольшими партиями в
розничную торговлю. Существует и большее
число уровней, но они встречаются реже.
С точки зрения производителей, чем больше
уровней имеет канал распределения, тем
меньше возможностей контролировать его.
1.4. Организация и эффективность системы товародвижения
Процесс доведения товаров от предприятий-изготовителей через предприятия оптовой и розничной торговли до потребителей называется товародвижением. Он включает в себя не только физическое перемещение товаров из мест производства в места потребления, но и операции, связанные с их хранением, подсортировкой и подготовкой к продаже на предприятиях торговли.
С этой целью должны определяться наиболее благоприятные потоки и направления движения товаров, более экономичные виды транспорта для перевозки товаров из мест производства в места потребления и должна создаваться соответствующая сеть складов и баз. Оттого, насколько рационально организован процесс товародвижения, в значительной степени зависят уровень торгового обслуживания населения, а также время оборота товарно-материальных ценностей.
Товародвижение предполагает создание технологической цепи, способной своевременно и бесперебойно доводить товары от производства до потребителей в необходимом количестве, широком ассортименте, высокого качества, при минимальных затратах труда, материальных средств и времени.
Она включает в себя формирование партий товаров, их отгрузку, перевозку различными видами транспорта, прохождение товарной массы через определенные складские звенья и доставку товаров в розничную сеть. Как видно из их содержания, процессы товародвижения составляют частично коммерческую работу, а частично — продолжение процесса производства в сфере обращения.
Перед каждым руководителем
предприятия в вопросе организации товародвижения
всегда встаёт вопрос: заниматься ли прямой
продажей или воспользоваться услугами
посредников? Понятно, что однозначного
ответа на все случаи жизни просто не бывает,
поэтому рассмотрим основные преимущества
и недостатки каждого из этих вариантов.
Прямой сбыт (канал товародвижения нулевого
уровня) не предполагает наличия посредников,
так как продажа продукции осуществляется
непосредственно потребителям на основе
прямых контактов с ними. К ним относится
и реализация продукции через собственную
торговую сеть, а так же продажа по объявлениям
СМИ. Этот вариант наиболее часто используется
при реализации продукции производственно-технического
назначения и реже - товаров народного
потребления.
Косвенный сбыт (многоуровневый канал
товародвижения) подразумевает продажу
продукции через посредников. Выделяют:
одно-, двух- и трехуровневые каналы. Количественной
характеристикой канала товародвижения
наряду с длиной является и его ширина
- число посредников (оптовых и розничных)
на любом этапе реализации продукции предприятия
(например, число всех оптовых фирм, закупающих
продукцию у производителя). Разновидностями
косвенного сбыта являются интенсивный,
селективный (выборочный) и эксклюзивный
сбыт.
Интенсивный сбыт означает подключение
к сбытовой программе всех возможных торговых
посредников независимо от формы их деятельности.
Основное его преимущество состоит в наличии
очень плотной сбытовой сети, а недостаток
в том, что наличие большого числа мелких
покупателей усложняет контроль за их
платежеспособностью и требует дополнительных
средств на рекламу.
Селективный (выборочный) сбыт, наоборот,
предусматривает ограничение количества
торговых посредников в зависимости от
типа потребителей, возможности обслуживания
и организации гарантийного ремонта и
сервисного обслуживания продукции. Он
используется при реализации технически-сложной
продукции, требующий специального обслуживания,
обеспечения запчастями и специально
обученного персонала.
Прибегая к услугам посредников всегда
надо помнить, что чем меньше их, тем больше
шансов контролировать ситуацию и осуществлять
оперативное взаимодействие с ними. Но
с другой стороны, тем больше зависимость
предприятия от посредников, что может
нанести в перспективе серьезный коммерческий
ущерб. Неслучайно на практике используются
различные смешанные формы организации
товародвижения.
Выбор каналов распределения
является важным этапом работы, однако,
поскольку маркетинг предполагает интерпретацию
всей деятельности фирмы, необходимо соответствующим
образом планировать и организовывать
систему продвижения продукции от предприятия-изготовителя
к получателю.
Процесс организации товародвижения
включает следующие этапы: выбор места
хранения запасов и способа складирования,
определение системы перемещения грузов,
введение системы управления запасами,
установление процедуры обработки заказов,
выбор способов транспортировки продукции.
При эффективной организации товародвижения
каждый из этих этапов планируется как
неотъемлемая часть хорошо уравновешенной
и логически построенной общей системы.
Все элементы этой системы взаимосвязаны,
поэтому пренебрежение каким-либо из них
способно серьезно нарушить функционирование
товародвижения и отрицательно повлиять
на престиж фирмы.
Необходимость создания мест хранения
продукции и материалов вызвана объективными
причинами. Прежде всего это обусловлено
несовпадением циклов производства и
потребления товаров. Например, производство
сельскохозяйственной продукции носит
сезонный характер, а спрос на нее существует
постоянно. Это требует организации складского
хозяйства, которое и призвано устранить
имеющиеся противоречия производства
и потребления товаров.
Естественно, что для произведенных товаров
должны быть предусмотрены соответствующие
условия хранения. Весь вопрос в том, где
создавать хранилища и какой емкости.
Чем больше строится складов, тем быстрее
обеспечивается доставка продукции к
местам потребления, однако при этом растут
затраты по созданию складских сооружений.
И наоборот, при укрупнении складов возрастают
издержки по доставке товаров потребителям.
Решение о числе пунктов хранения принимается
при сравнении единовременных затрат
по созданию мест хранения и годовых издержек,
связанных с доставкой материалов потребителям.
Используя классический метод сравнения
вариантов по минимуму приведенных затрат,
можно определить количество пунктов
размещения складов.
Выбор пунктов размещения складов осуществляется
с помощью формулы:
Пз = КЕн + Ис + Иm ® min,
где Пз - суммарные приведенные затраты
по каждому рассматриваемому варианту
сооружения складов;
К - капитальные вложения на сооружение
объектов хранения;
Ен - нормативный коэффициент эффективности
капитальных вложений (Ен = 0,15);
Ис, Иm - годовые издержки, связанные с содержанием
складских хранилищ и доставкой материалов
со складов в адрес потребителей.
Произведя расчет по каждому варианту
размещения склада, можно определить наиболее
эффективный из них.
Некоторые изготовители предпочитают
хранить часть товарного запаса на складах
самого предприятия, а остальную - на складах,
расположенных в различных регионах. Причем
склады могут быть как собственными, так
и арендованными. В первом случае фирма
связана со складом постоянно, и это может
создать некоторые ограничения в маневренности,
кроме того, возникают затраты по его содержанию.
Склады общественного пользования получают
только арендную плату и оказывают различные
дополнительные услуги по осмотру, упаковке
и отгрузке товаров. На складах длительного
хранения товар может находиться в течение
длительного времени и отгружаться в адрес
потребителей по мере необходимости.
Создание складской системы для зависимых
и независимых посредников требует решения
ряда технологических вопросов. Прежде
всего службы маркетинга предприятий-изготовителей
или независимых посредников должны точно
определить структуру и объемы продукции,
которая будет храниться на складе. С этой
целью рассматриваются варианты возведения
крупных одноэтажных складов (высотой
до 16-18 м) с автоматизированным управлением
складскими процессами, что позволит довести
до минимума обслуживающий персонал и
сократить издержки по его содержанию.
Предусматривается внедрить современные
погрузочно-разгрузочные механизмы с
автоматическими устройствами поиска
и доставки товаров к местам их погрузки
и комплектации. Подобные склады обеспечивают
быструю обработку учетной документации,
безопасность работы, сокращение случаев
хищения и порчи товаров, хотя их строительство
требует значительных капитальных вложений.
2.
Организация поставок на
2.1. Главные этапы выбора поставщика
Поставки – это фундамент в работе любой торговой компании, от качества работы службы снабжения зависит результат работы всей компании. Так, если поставки будут постоянно запаздывать, создавая дефицит или уменьшая ассортимент, то это неизбежно приведёт к снижению объёмов продаж. Очевидно, что и в случае избыточных поставок, эффективность работы компании также снизиться вследствие того, что значительная часть денежных средств будет «заморожена» в излишних запасах и неликвидах.
Процесс закупки представляет собой цепочку взаимосвязанных действий, начиная от выявления собственных потребностей в материальных ресурсах и заканчивая реальным поступлением требуемых товаров в нужном количестве с соблюдением требуемого уровня качества. И в этой логистической цепи одной из основных проблем в управлении закупками материальных ресурсов является проблема выбора поставщика. Важность ее объясняется не только тем, что на современном рынке функционирует большое количество доставщиков схожих материальных ресурсов, но главным образом тем, что поставщик должен быть надежным партнером товаропроизводителя в реализации его логистической стратегии. В связи с этим рассмотрим основные этапы выбора поставщика;
1. Определение потребностей. Процесс управления закупками начинается с определения внутрифирменных потребностей и установления взаимосвязей между отделом закупок и подразделениями фирмы, т. е. конкретными потребителями материальных ресурсов.
2. Формирование требований потребителей. После определения внутрифирменных потребителей и номенклатуры материальных ресурсов устанавливаются требования к весу, размерам, параметрам поставок и т. д.
3. Решение «делать или покупать». Прежде чем определять возможных поставщиков, необходимо решить вопрос, выгодно ли самой фирме производить определенные виды материальных ресурсов или лучше покупать их у сторонних организаций. В этом случае для принятия окончательного решения оцениваются соответствующие затраты и достижимый уровень качества материальных ресурсов.
4. Определение типов закупок я зависимости от продолжительности и сложности:
- установившиеся закупки;
- модифицированные закупки (в которых меняются или поставщик, или параметры закупаемых материальных ресурсов);
- новые закупки.
5. Выявление потенциальных поставщиков. Заключается в определении всех возможных поставщиков требуемого вида материальных ресурсов путем использования сведений о конкурсах поставщиков, выставках и ярмарках, рекламы и специализированных каталогов, формирование списка поставщиков, сбор и анализ информации об их деятельности.
6. Анализ выявленных поставщиков. Заключается в сравнении финансового положения предприятий, уровня цен продукции и условий платежей, географического положения, возможных сроков выполнения экстренных заказов, резервных мощностей предприятий, качественных характеристик продукции, частоты и надежности поставок, психологического климата на предприятии. После проведенного анализа и уменьшения количества возможных поставщиков оставшиеся оцениваются е точки зрения максимального удовлетворения потребностей фирмы в обеспечении материальными ресурсами.
7. Доставка материальных ресурсов. Включает такие логистические операции, как заключение договоров, процедуры заказов, транспортировки, складирования грузопереработки, хранения, сервисных услуг. На данном этапе важную роль играет выбор формы снабжения:
а) складская — поставка продукции осуществляется через промежуточные и распределительные складские комплексы и терминалы;
б) транзитная — поставка продукции непосредственно потребителю с предприятий-изготовителей; поступление закупленной продукции в розничные торговые предприятия непосредственно от поставщиков.
Транзитная форма снабжения будет рентабельной для поставщика и потребителя при следующих условиях:
- количество реализуемой продукции достаточно велико, чтобы окупить затраты на прямой сбыт;
- потребителей немного, и они расположены на относительно небольшой территории;
- продукция требует высокоспециализированного обслуживания;
- объем каждой поставляемой партии достаточен для заполнения одной грузовой единицы (вагон, контейнер);
- покупатель имеет сеть складов и подсобных помещений;
- происходит быстрое колебание
цен, требующее немедленного
8. Контроль и оценка за выполнением закупок. Эффективность управления закупками оценивается в результате непрерывного контроля за выполнением условий договора по срокам, ценам, параметрам поставок, качеству материальных ресурсов и сервиса.
Кроме определенных количественных критериев оценки поставщика существует большая группа качественных показателей, которые играют важную роль в процедуре выбора поставщиков, но трудно поддаются определению. К таким показателям относятся: имидж поставщика, отсутствие негативных сообщений о нем от партнеров по бизнесу или в средствах массовой информации, способность к контакту и длительным партнерским отношениям и т. п.
2.2. Политика предприятия в области условий поставки
Информация о работе Организация поставок и товародвижения на предприятии оптовой торговли