Правовая сущность договора перевозки грузов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является – определение понятия договора перевозки как одного из элементов общей системы гражданско–правовых договоров, применяемых в транспортной сфере, рассмотрение и комплексное исследование основных элементов договора перевозки грузов, их виды, правила заключения и ответственность за нарушения обязательств.
Достижение таковой цели возможно при выполнении следующих задач:
- раскрытие сущности договора перевозки грузов;
- рассмотреть виды договоров перевозки в соответствии с видами транспорта;
- выявить особенности договора перевозки груза;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ, РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА……………
1.1 Понятие и сущность договора перевозки груза……………………………..
1.2 Виды перевозок и грузов………………..………………………………….....
1.3 Регулирование договора перевозки груза…………………………………...
ГЛАВА 2. ПРИЗНАКИ И СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ…………
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА……………...
3.1Ответственность перевозчика ………………………………………………..
3.2 Обстоятельства, освобождающие перевозчика и грузоотправителя от ответственности…………
3.3 Особенности международного договора перевозки груза……………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ………………………........

Вложенные файлы: 1 файл

Правовая сущность договора перевозки грузов.docx

— 76.96 Кб (Скачать файл)

-            принятие системы сертификации  и качества экспортной продукции; 

-             повышение уровня информированности  национальных производителей об  изменениях мировой конъюнктуры; 

-            рационализация импортных закупок  и развитие импортозамещающих  экологически чистых производств.

 

 

 

 

TIR

Главная — TIR

TIR (фр. Transports International Routiers)

 

 Работа над созданием такой транзитной системы началась под эгидой Европейской Экономической Комиссии ООН вскоре после окончания Второй мировой войны. В 1949 г. несколько европейских государств подписали первое Соглашение о международных дорожных перевозках (МДП). Это региональное Соглашение оказалось успешным, и в 1959 г. Комитетом по внутреннему транспорту  Европейской Экономической Комиссией (ЕЭК) ООН была подготовлена первая редакция Конвенции МДП, вступившей в силу в 1960 г. Первая Конвенция МДП была доработана в 1975 г. с учетом накопленного в процессе её использования опыта, технических достижений, изменений таможенных и транспортных правил для того, чтобы сделать её ещё более эффективной, менее сложной и то же время более безопасной с таможенной точки зрения. Другой причиной модификации Конвенции послужило появление в начале 60-х годов новых видов транспортного оборудования: контейнеров для морских перевозок, чуть позднее - контейнеров для комбинированных перевозок автомобильным и железнодорожным видами транспорта, предназначенных для повышения их эффективности.

 

 В ноябре 1975 г. под эгидой  Европейской экономической комиссии  Организации Объединенных Наций   состоялась конференция по пересмотру  Конвенции МДП. Новая редакция  Конвенции МДП вступила в силу  в 1978 году. С тех пор она остается  одной из наиболее действенных  международных транспортных конвенций  и фактически единственной глобальной  системой таможенного транзита.

 

 Основные идеи и принципы Конвенции МДП 1975 г. и её транзитного режима были положены в основу многих других транзитных систем, и, таким образом, прямо или косвенно, Конвенция МДП 1975 г. способствовала упрощению международных перевозок вообще и автомобильных в частности, причем не только в Европе и на Ближнем Востоке, но также в таких регионах, как Африка и Латинская Америка.

 

 На практике действие Конвенции  может наблюдать любой путешествующий  по дорогам Европы. Тысячи грузовиков  и полуприцепов, использующих транзитную  систему МДП, обозначены синей табличкой TIR, прикрепленной на кузове автомобиля. Аббревиатура TIR возникла в соответствии с названием Конвенции на французском языке «Transport international routier» (в переводе на русский «Международные дорожные перевозки», сокращённо - МДП). Для водителей, перевозчиков и грузоотправителей эта синяя табличка с белой надписью является своеобразным пропуском, упрощающим и ускоряющим международные дорожные перевозки.

 

 С 1975 г. в Конвенцию МДП  двадцать семь раз вносились  изменения и дополнения. В 1995 г.  рабочая группа ЕЭК ООН по  таможенным вопросам, при поддержке  нескольких специальных групп  экспертов, начала работу по  масштабному пересмотру системы  МДП. После завершения в 1997 г. процесса пересмотра МДП  с 17 февраля 1999 вступила в силу  новая редакция Конвенции. Второй пакет поправок к Конвенции МДП, также разработанный Рабочей группой ЕЭК ООН (WP.30), вступил в силу 12 мая 2002 г. Эти поправки ясно и однозначно определяют юридические и административные обязанности таможенных органов, перевозчиков и международной организации, на которую была дополнительно возложена ответственность за эффективную организацию и функционирование международной системы гарантий. В 2000 г. началась работа над этапом III процесса пересмотра МДП. Среди его целей - внедрение в систему МДП современных электронных технологий обработки данных без изменения основных принципов и недавно обновленной юридической и административной структуры Конвенции. Последняя поправка, вступившая в силу 12 августа 2006 года, предусматривает создание международной системы контроля за использованием книжек МДП для хранения данных, передаваемых таможенными органами и доступных для объединений и таможенных администраций, о прекращении операций МДП в таможнях места назначения. Цель этой международной системы контроля – предоставить транспортной отрасли и гарантийной цепи МДП важнейший инструмент управления рисками при использовании режима МДП в коммерческих целях и упростить процедуры розыска, применяемые таможенными органами после прекращения операций МДП.

Принципы Конвенции

 Реализация принципов Конвенции  МДП

 

 Чтобы обеспечить беспрепятственное  перемещение грузов с минимальными  задержками в пути и в то  же время обеспечить максимальную  таможенную безопасность, режим  МДП содержит пять основных  элементов:

 Грузы должны перевозиться  в безопасных (с точки зрения  таможни) транспортных средствах  или контейнерах;

 Уплата таможенных пошлин  и налогов, в отношении которых  существует риск неуплаты, должна  быть обеспечена международной  гарантией;

 Грузы должны сопровождаться  признанным всеми государствами  - участниками Конвенции таможенным  документом (книжкой МДП), принятым  к оформлению в государстве  отправления и служащим документом  контроля в государствах отправления,  транзита и назначения;

 Меры таможенного контроля, принимаемые в государстве отправления,  должны признаваться всеми странами  транзита и назначения;

 Доступ к процедуре МДП  для национальных объединений  (разрешение на выдачу книжек  МДП) и физических и юридических  лиц (разрешение на использование  книжек МДП) должен контролироваться  уполномоченными национальными  органами.

 

 Для обеспечения безопасности  перевозок Конвенция МДП устанавливает,  что грузы должны перевозиться  в контейнерах или грузовых  отделениях транспортных средств,  сконструированных таким образом,  чтобы исключить возможность  доступа к содержимому запломбированной  части транспортного средства  или контейнера без оставления  видимых следов вскрытия грузового  отделения транспортного средства, контейнера или повреждения таможенных  печатей и пломб.

Книжка МДП

 

Книжка МДП (Carnet TIR) – международный таможенный документ, который представляет собой краеугольный камень всей транзитной системы и подтверждает то, что в отношении перевозимых по процедуре МДП товаров существует международная гарантия.

 

 На сегодняшний день Международный  союз автомобильного транспорта (МСАТ) - единственная международная  организация, которая получила (под  контролем Исполнительного совета  МДП) право на централизованное  изготовление и распространение  книжек МДП среди национальных  гарантийных объединений в соответствии  с договорными обязательствами,  утвержденными Административным  комитетом МДП. В свою очередь,  каждое национальное гарантийное  объединение выдает книжки МДП  перевозчикам своего государства  на условиях, определенных в декларации - обязательстве перевозчика.

 

 Первая страница обложки,  а также отрывные листки и  корешки, сгруппированные по два,  являются наиболее важной частью  книжки МДП для таможенного  контроля и действия гарантийной  системы. Комплект из двух отрывных  листков и двух корешков используется  в каждом государстве, на территории  которого осуществляется операция  МДП.

 

 Предъявление должным образом  заполненной перевозчиком именной  книжки МДП, содержащей подписи  и печати международной организации  и выдавшего её гарантийного  объединения, уже само по себе  является доказательством существования  и действительности гарантии. Книжка  МДП действительна до завершения  перевозки МДП в таможне назначения при условии, что операция начата в таможне отправления в сроки, установленные выдавшим книжку МДП гарантийным объединением.

 

 В 2006 г. было выдано более  3,5 млн. книжек МДП.

 Приложение ТАБЛИЧКИ TIR (*)

 

1. Размер табличек должен быть: 250 мм х 400 мм.

 

2. Литеры TIR заглавными латинскими  буквами должны быть высотой  в 200 мм и шириной линии не  менее 20 мм. Литеры должны быть  белого цвета на синем фоне.

 

(*) Сокращение TIR соответствует русскому  сокращению МДП.

 

Правовое регулирование транспортно-экспедиционной деятельности в Республике Беларусь.

11.11.2007

 

В Гражданском кодексе Республики Беларусь регулируются взаимоотношения  сторон договора перевозки (глава 40 «Перевозка») и транспортной экспедиции (глава 41). Приняты Законы Республики Беларусь «Об основах транспортной деятельности» от 05.05.1998 г. № 140-3, «О железнодорожном транспорте» от 06.01.1999 г. № 237- 3, «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» от 21.07.2001 г. №50-3.

 

 Конкретизация и особенности  перевозок отдельными видами  транспорта отражены в транспортных  уставах и кодексах. Приняты Устав  железнодорожного транспорта общего  использования (утвержден Постановлением  Совета Министров Республики  Беларусь от 02.08.1999 г. № 1119); Кодекс  торгового мореплавания Республики  Беларусь от 15.11.1999 г. ^ 321-3; Кодекс  внутреннего водного транспорта  Республики Беларусь от 26.06.2002 г.  №2/867; Воздушный кодекс Республики  Беларусь от 11.01.1999 г. № 240- 3; Устав  автомобильного транспорта Белорусской  ССР от 24.07.1969 г. № 256, Письмо  Высшего хозяйственного суда  Республик Беларусь «О порядке  применения Устава автомобильного  транспорта Республики Беларусь»  от 31.01.1994 г. № 01.-10/246.

 

В этих документах регулируются взаимоотношения  предприятий (организаций) соответствующих  видов транс, порта, грузоотправителей  и грузополучателей. В них отражаются:

- порядок составления, заключения  и выполнения д0. говоров перевозки грузов;

- основные условия перевозки;

- основные правила эксплуатации  дорог, перевозочных средств,  всего транспортного хозяйства;

- взаимоотношения транспортных  предприятий (организаций) с грузоотправителями  и грузополучателями;

- взаимоотношение транспортных  предприятий (организаций) друг  с другом.

 

Детально вопросы, касающиеся взаимоотношений  транспортных организаций и отправителей (получателей) грузов, освещены в подзаконных  нормативно-правовых актах: Правилах транспортно-экспедиционной деятельности в Республике Беларусь от 09.02.1996 г. № 86, Правилах перевозки грузов на каждом отдельном виде транспорта, где определяются условия перевозки, порядок приема (выдачи) грузов, составления актов и т. д.; в постановлениях и приказах министерств и ведомств, регулирующих перевозку грузов, порядок лицензирования этого вида деятельности, формирования цен и тарифов, оформления транспортных и грузосопроводительных документов.

 

Важным юридическим документом, регулирующим взаимоотношения сторон, является договор. Система транспортных договоров по перевозке товарных грузов включает основные и смежные виды договоров.

 

К основным договорам относятся:

- договор перевозки груза;

- договор фрахтования.

 

К смежным договорам следует  отнести:

- договор транспортной экспедиции;

- договор об организации перевозок;

- договор погрузки, выгрузки, хранения;

- договор на централизованный  завоз (вывоз) и другие.

 

Транспортные договоры должны заключаться  в письменном виде. Транспортная перевозка - лицензируемый вид цельности, поэтому  при заключении транспортного договора заказчик транспорта должен убедиться, что перевозчик имеет лицензию на проведение данного вида работ (услуг) по перевозке.

 

Рассмотрим наиболее часто используемые на транспорте договоры. Договор перевозки  грузов - основной транспортный договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его получателю, а отправитель - уплатить за перевозку груза установленную плату. Содержание договора перевозки грузов составляют права и обязанности контрагентов по представлению объемов перевозки, предъявлению груза, уплате провозных платежей, выполнению погрузочно-разгрузочных работ, обеспечению своевременной доставки груза в пункт назначения и его сохранности в пути, а также его выдачи и приемки. Кроме самого транспортного договора возникает необходимость в оформлении различных грузовых перевозочных документов. Порядок документального оформления грузовой перевозки зависит от ряда обстоятельств, прежде всего от вида сообщения и транспорта, которым перевозится груз. Из общего многообразия транспортных перевозочных документов целесообразно выделить те, которые удостоверяют принятие груза и являются формой договора.

 

В связи с тем что договор перевозки груза носит консенсуальный характер, применяются два документа: один оформляет заключение договора (договора перевозки груза), другой удостоверяет принятие груза к перевозке. Поэтому заключение договора перевозки обязательно подтверждается составлением установленных для каждого вида транспорта перевозочных документов.

 

Практика заключения договоров  на всех видах транспорта свидетельствует  о том, что обязательными условиями  транспортного договора являются:

- название и адреса сторон (в  полном виде);

- дата и место подписания;

- пункт отправления и место  доставки груза;

- характеристика (наименование) груза;

- сроки доставки груза;

- стоимость перевозки (провозная  плата).

Информация о работе Правовая сущность договора перевозки грузов