Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 21:27, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение теоретических аспектов конкурентоспособности строительных предприятий и разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности предприятия, на примере строительного предприятия ООО «Центрстрой». Для достижения поставленной цели работы необходимость решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы конкурентоспособности предприятия;
- проанализировать конкурентоспособность предприятия ООО «Центрстрой»;
- определить направления совершенствования конкурентоспособности предприятия ООО «Центрстрой».
Введение
1. Теоретические основы конкурентоспособности строительных предприятий
1.1 Конкурентоспособность
1.2 Анализ как функция управления
1.3 Параметры конкурентоспособности в строительстве
2. Показатели конкурентоспособности
2.1 Показатели конкурентоспособности
2.2 Методики расчета показателей конкурентоспособности
2.3 Характеристика предприятия ООО «Центрстрой»
3. Анализ внешних факторов конкурентоспособности
3.1 Анализ внешних факторов конкурентоспособности
3.2 Анализ внутренних факторов конкурентоспособности
3.3 Разработка мероприятий по совершенствованию конкурентоспособности предприятия ООО «Центрстрой»
Таким образом, организационной структурой управления предприятия ООО «Центрстрой» является линейно-функциональная структура, которая представлена на рисунке 3.
Рис.3 Структура ООО «Центрстрой»
Достаточно большая нагрузка лежит на дирекции предприятия, поскольку сотрудники каждого отдела должны обладать большим объемом разносторонних знаний для принятия решений по широкому кругу вопросов.
Всем процессом управляет
генеральный директор, он же делегирует
задачи, а вместе с ними и полномочия
каждому конкретному
Уровень квалификации персонала предприятия ООО «Центрстрой» можно считать высоким, что обеспечивает высокий профессиональный и качественный уровень выполнения заказов.
Для развития, руководство
предприятия реализует
· проводит специальные программы по мотивации сотрудников, т.е. премирование лучших;
дает им возможность быстро продвигаться по карьерной лестнице;
постоянно проводит мастер-классы по их обучению.
На результатах реализации планов основан контроль и оценка эффективности управления организации. Контроль осуществляется по следующим критериям: динамика прибыли, объем продаж, количество постоянных клиентов. Можно выделить стратегический контроль, текущий контроль за выполнением конкретных мероприятий, а также контроль прибыльности, подразумевающий анализ фактической прибыли и эффективности маркетинговых усилий.
Чтобы правильно выбрать
направление исследования, нужно
ясно и четко изложить проблему.
Исходными данными для
3. АНАЛИЗ ВНЕШНИХ
ФАКТОРОВ
3.1 Анализ внешних
факторов
Внешняя среда — это рыночные условия, формирующие потребительский спрос, действия конкурентов, посредников и влияющие на итоги корпоративной деятельности компании.[11, стр. 32]
Основные факторы внешней среды представлены на рисунке 4.
Рис. 4. Основные внешние факторы микросреды
а). Заказчики – юридическое или физическое лицо, уполномоченное инвестором на реализацию инвестиционного проекта. Заказчик принимает на себя функции организатора и управляющего по строительству объекта, начиная от стадии подготовки строительства до стадии реализация строительной продукции, определяют платежеспособный спрос и образуют рынки готовой строительной продукции.
б). Поставщики – создают материально- вещественные условия строительного производства, оказывают влияние на технику и технологию строительства.
Основными поставщиками ООО «Центрстрой» являются следующие организации:
1. МЕТАЛ-ЭКСПО г. Орловск. Поставляет нержавеющие стальные трубопроводы и элементы оборудования.
2. СТРОЙПРОМДМАШ г. Омск.
Поставляет машины и
3. ОАО «Стройпрогресс» г. Новосибирск. Поставляет изоляцию для труб.
4. ОАО «Экспострой» г.Новосибирск. Поставляет КИПовские приборы (контрольно измерительные приборы).
5. ООО «Экострой» г.Омск. Поставляет строительные материалы – песок, щебень и т.д.
в). Субподрядчики – определяют рыночные возможности строительной организации, количество и качество строительной продукции.
ООО «Центрстрой» являются субподрядной организацией, она выполняет все субподрядные работы, которые регламентируется уставом.
г). Коммерческие посредники
– предоставляют готовую
Коммерческими посредниками ООО «Центрстрой» являются: филиал МЕТАЛ-ЭКСПО г. Омск, ООО «Экострой» г.Омск.
д). Конкуренты – своим поведением на рынке предопределяют маркетинговые условия, выбор стратегии и тактики маркетинга строительной организации.
Основными конкурентами анализируемой организации являются такие организации, как: ООО СМУ №6, ООО ПКФ «Престиж», ООО «Неострой», ЗАО «Стройинвестрегион». В таблице 3.5. приведены основные характеристики конкурентов ООО «Центрстрой».
Таблица 3.5.
Основные характеристики конкурентов ООО «Центрстрой»
Наименование фирмы |
Основная деятельность предприятия |
Вид конкурентной стратегии |
ООО СМУ №6 |
- общестроительные работы; - ремонтно-строительные работы; - производство и реализация строительных материалов; - проектно-сметные работы; - переработка и реализация отходов производства; - оказание транспортных услуг; |
Виолентная |
ООО ПКФ «Престиж» |
- общестроительные работы; - ремонтно-строительные работы; - проектно-сметные работы; - оказание транспортных услуг. |
Патиентная |
ООО «Неострой» |
- строительно-монтажные работы; - ремонтно-строительные работы; - капитальный ремонт; |
Коммутантная |
ЗАО «Стройинвестрегион» |
- производство всего цикла строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ; - капитальное строительство, в т.ч. жилищное, гражданское и промышленное строительство. |
Виолентная |
Проведем анализ конкурентной стратегии на основе теории конкурентной стратегии, предложенным российским экономистом А.Ю. Юдановым.
Анализ конкурентной стратегии конкурентов производился на уровне омского рынка по оказанию строительно-монтажных и других видов строительных работ.
ЗАО «Стройинвестрегион» и ООО СМУ №6 являются типичными представителями виолентной стратегии («гордыми львами»). Это связано с тем, что на омском рынке они являются фирмами – гигантами, занимающимися производством строительно-монтажных работ. Они делают ставку на снижение издержек производства за счет организации массового производства сравнительно недорогой, но качественной строительной продукции, что позволило им завоевывать и длительное время удерживать обширную долю рынка.
ООО «Неострой» является фирмой – коммутантом. Ее специализация на производстве строительно-монтажных, ремонтно-строительных работ, а так же выполнение капитального ремонта помогает максимально гибко удовлетворять небольшие по объему (локальные) потребности рынка по приемлемым ценам. Плюсом в деятельности ООО «Неострой» является способность к лучшей приспособленности к удовлетворению небольших по объему нужд конкретного клиента.
ООО ПКФ «Престиж» делает
ставку на дифференциацию продукта и
на сосредоточении максимума усилий
на узком сегменте рынка, а именно
на ремонтно-строительные и проектно-сметные
работы. Данная организация учитывает
специальные запросы
Из предложенных конкурентных стратегий к ООО «Центрстрой» относится патиентная стратегия.
Данная стратегия становится привлекательной, когда потребительские запросы и предпочтения становятся разнообразными и не могут более удовлетворяться стандартными товарами и услугами. Для этого ООО «Центрстрой», проанализировав рынок строительно-монтажных работ, стала заниматься оказанием специализированных работ. Тому примером является ГРС «Марьяновка» (ГРС – газораспределительная станция).
Также плюсом анализируемой организации является расширенный ассортимент оказания различных видов строительных услуг, чем у конкурентов. А точнее она оказывает все услуги, которые есть у этих фирм вместе, но не у каждой в отдельности. Поэтому у данного предприятия повышается клиентурная база.
Несмотря на это реальной проблемой, стоящей перед ООО «Центрстрой», является повышение своей конкурентоспособности и увеличение числа клиентов, посредством удовлетворения их потребностей. Это происходит за счет того, что организация не использует в своей деятельности рекламные средства. В связи с чем новые потребители не имеют возможности ознакомится с положительными качествами организации по сравнению с конкурентами. У них нет возможности узнать о существовании фирмы.
При проведении организацией обширной рекламной кампании она бы с легкостью смогла бы стать более конкурентоспособной на омском рынке по оказанию строительно-монтажных, ремонтных и других работ.
е). Потребителями услуг нашей организации являются юридические или физические лица, для которых создается объект, то есть заказчики. В роли заказчиков могут выступать юридические или физические лица РФ, иностранные юридические лица, государственные органы, органы местного самоуправления, международные организации и объединения.
3.2 Анализ внутренних факторов конкурентоспособности
Изучение возможностей предприятия направлено на раскрытие ее потенциала, сильных и слабых сторон деятельности. По существу, изучение возможностей предприятия сводится к сравнительному анализу потенциала фирмы с существующими и перспективными рыночными потребностями.
Для анализ внутренней среды предприятия проведем следующие виды анализа:
• анализ финансово-экономического потенциала предприятия;
• анализ эффективности производственной деятельности предприятия;
• SWOT – анализ.
В таблице 3.12. представлены основные возможности, угрозы, преимущества и недостатки предприятия ООО «Центрстрой».
Таблица 3.12.
Сильные и слабые стороны предприятия
Внешняя среда |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Возможности |
Угрозы | |
1.Новые технологии 2.Захват смежных сегментов 3. Дополнительные услуги 4. Тенденции спроса Увеличение рекламы на ЦТ и в СМИ 5. Государственная поддержка. |
1. Новые игроки на рынке 2. Смена тенденций спроса/моды 3. Активность конкурентов: - программы продвижения - дополнительные услуги | |
Внутренняя среда |
Преимущества |
Недостатки |
1. Большой опыт работы 2. Высокое качество работ 3. Инновационные технологии 4. Низкая себестоимость 5. Удовлетворенность клиентов 6. Сплоченный коллектив 7. Качественное оборудование 8. Широкий ассортимент предоставляемых услуг 9. Обученный персонал |
1. Отсутствие службы приема, обработки заказов 2. Медленное реагирование
на постоянные рыночные |
Исходя из таблицы можно сказать, что у предприятия ООО «Центрстрой» в значительной мере преобладают сильные стороны, много преимуществ. Недостатков хоть и немного, но они значительны.
3.3 Разработка
мероприятий по
3.3.1 Совершенствование
конкурентной стратегии
ООО «Центрстрой» придерживается в данное время патиентной стратегии.
Чем меньше возможности у конкурентов быстро и с небольшими затратами скопировать действия ООО «Центрстрой», тем привлекательней для нее эта стратегия. Легко копируемые отличительные характеристики товара не создают устойчивого конкурентного преимущества. Действительно, конкуренты, обладающие определенными ресурсами, могут с течением времени создать товар и оказать любую услугу. Вот почему поддержание патиентной стратегии должно быть связано с внутренними навыками, опытом и компетенцией. Когда компания имеет навыки и возможности, которых конкуренты не могут просто достичь, и когда ее опыт может быть использован для успешных действий по всей цепочке ценностей, тогда компания имеет сильную основу для использования патиентной стратегии в долгосрочном периоде. Как правило, патиентная стратегия обеспечивает длительное и более прибыльное конкурентное преимущество, когда она базируется на:
- техническом совершенстве;
- качестве изделий;
- превосходной рекламной кампании.
Такие отличительные характеристики широко осознаются клиентами и имеют ценность; более того, навыки и опыт, требуемые для производства этих характеристик, трудно спровоцировать конкурентам и использовать с выгодой для себя.
К рискам патиентной стратегии относится то, что нет никаких гарантий, что будет достигнуто значительное конкурентное преимущество. Это связано с тем, что конкуренты могут легко скопировать все действия, которые являются нашими преимуществами. Для этого организации необходимо создать и защитить на длительное время уникальные характеристики предлагаемого товара или услуги.
Одним из значительных способов защиты своих действий является создание рекламной кампании, которая будет оповещать потребителя о наших отличительных чертах.
3.3.2 Тактические
действия по улучшению
Для повышения эффективности работы компании основные тактические действия должны быть направлены на создание активной рекламной кампании.
При проведении рекламной компании рекомендуется использовать план, который представлен на рисунке 8.
Информация о работе Анализ конкурентоспособности строительного предприятия ООО «Центрстрой»