Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 21:11, курсовая работа
Целью работы является отражение рынка пива на международном уровне, показателей данного рынка, долей ведущих компаний на международном рынке пива, также рассмотрение данного рынка на примере компании «Балтика» и ряда других крупнейших мировых производителей.
В данной работе также были рассмотрены характеристики международных рынка пива, характеристики российского рынка и рынка Украины, был проведен анализ положения на рынке и международной маркетинговой деятельности компании «Балтика».
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................4
Конъюнктура и емкость международного рынка пива............................6
1 Характеристика спроса.........................................................................7
1. 2 Характеристика международного рынка пива.....................................7
1. 3 Анализ заполнения рыночного сегмента предложением..................12
1. 4 Расчет годовой емкости международного рынка пива......................13
2. Рынок пива в России...................................................................................15
2. 1 Динамика рынка пива в России...........................................................15
2. 2 Ведущие производители на российском рынке пива........................19
2. 3 Особенности рынка пива в России......................................................21
3. Пивоваренная компания «Балтика», её деятельность на международном рынке пива, рынке Украины и позиции на российском рынке ............................24
3. 1 О компании............................................................................................24
3. 2 Деятельность компании «Балтика» по продвижению товара, услуги на рынке пива............................................................................................................26
3. 3 Позиции пивоваренной компании «Балтика» на международном рынке пива.................................................................................................................28
3. 4 Позиции пивоваренной компании «Балтика» на украинском рынке пива.............................................................................................................................30
3. 4. 1 Особенности рынка пива на Украине........................................30
3. 4. 2 Компания «Балтика» на рынке пива Украины........................33
3. 5 Позиции пивоваренной компании «Балтика» на российском рынке пива.............................................................................................................................35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ......................................39
Предприятия компании в Эфиопии получили займы от Commercial Bank of Ethiopia (CBE) в размере почти 80 млн.долл.США на проведение модернизации производства. Заявка еще примерно на такую же сумму в процессе рассмотрения.
Компания покупает 57% долю в Nigeria’s Champion Breweries Plc у Consolidated Breweries Plc.
Холдинг объявил о планах реструктуризации своего производства в Беларуси. При этом не затрагивается портфель выпускаемых брендов. Реконструкция производственной логистики должна уложиться в сентябрь-декабрь текущего года. Напомним, что Heineken N. V. вошла на белорусский рынок в 2007 и запустила 2 предприятия - Heineken Breweries в Бобруйске и Rogachev Concentrated Milk Factory в Гомельской области.
По итогам 2011 года четыре компании стабильно занимают более 40 % мирового рынка пива. Динамику международного рынка пива и доли международных ведущих производителей можно рассмотреть на рис. 3.
Рисунок 3 — Ведущие международные игроки пивного рынка [%]
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Россия занимает прочное положение на международном рынке производства и продажи пива. Большой объем пивного рынка России (4 место в мире) и достаточно большая доля потребления пива на душу населения позволяют стране удерживать свои позиции и развиваться на международном рынке.
Также, одним из ведущих игроков на международном рынке пива является отечественная компания Carlsberg Group, которая занимает четвертое место по производству пива в мире, что также можно видеть на диаграмме на рис. 3.
На сегодня емкость рынка пива эксперты оценивают в 580 млн. долл. в год или около 6 млрд. USD, что говорит об огромном потенциале рынка. Срок окупаемости вложений в производство пива значительно высок, а рентабельность крупных производств при благоприятных условиях может достигать 30−40%.
Международный рынок пива имеет высокие темпы роста и блестящие перспективы дальнейшего развития. Преимущества производителей пива заключаются в том, что пиво является востребованным и часто употребляемым напитком.
По заключениям компании South African Breweries, в 2012 году по сравнению с 2011 годом объемы продаж на рынке пива увеличились на 15−20%, что свидетельствует об огромном потенциале рынка.
В 2014 г. прогнозируется увеличение объема рынка с 500 млн. долл. до 720−1000 млн. долл. По мнению экспертов прогнозируются в ближайшем будущем рост потребления пива изменится с 25 до 30 л/год на душу населения, что увеличит объем рынка до 1000 млн. долл. к 2014 г.
Рассчитаем емкость рынка пива в мире за 2011г.
Таблица 1 — Потребление пива в мире на душу населения.
Численность населения на начало 2011г. составило 6 927 296 598 человек, на душу населения во всем мире приходится 2603 литра пива в год (суммарное потребление пива по странам мира на душу населения). Данные потребления пива на душу населения приведены в таблице 1.
Следовательно, емкость рынка будет равна:
Е=Численность* Потребление на душу населения в год =6 927 296 598 * 2603=18 031 753,04 тыс. литров
Таким образом, исходя из данных, приведенных в таблице 1 и расчетов емкости международного рынка пива, можно сделать вывод о том, что потребность населения в мире в 2011 г. составила 18 031 753,04 тыс. литров.
В течение многих лет российский рынок пива демонстрировал уверенные темпы развития. Однако влияние кризиса в 2009 году и трехкратное повышение акцизов в 2010 оказали негативное влияние на динамику потребления. В результате в 2009 году объем рынка, по оценкам Компании, сократился на 10 %, в 2010 — на 4 %, в 2011 — еще на 3 % по сравнению с уровнем прошлого года.
Таким образом, наблюдается замедление темпов сокращения рынка. Динамика рынка в 2011 году оказалась несколько хуже ожиданий экспертов. Основная причина — отсутствие роста реальных доходов населения, которые сохранились на прежнем уровне по итогам 2011 года, в сочетании с по-прежнему высокой инфляцией категории, вызванной ростом акцизов.
Также негативную роль сыграл фактор погоды: летом 2011 года температура воздуха была в среднем на 3–4 °C ниже, чем летом 2010 года.кроме того, количество осадков было существенно меньше.
По оценкам Компании, объем рынка пива в России в 2011 году составил 90,8 млн гл. Российский рынок пива высококонкурентный, на нем присутствуют все крупнейшие международные пивоваренные группы: Carlsberg, AB InBev, Heineken, Efes, SABMiller.
Рассмотрим некоторые показатели деятельности компании AB InBev.
Российское подразделение пивоваренного концерна Anheuser-Bush InBev “Сан ИнБев” в январе-сентябре 2013 года сократило объем продаж на 13,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года из-за спада в индустрии, говорится в сообщении пивоваренной компании.
В третьем квартале AB InBev снизил продажи пива в РФ на 13,4%. Ранее компания заявляла, что направляет свои усилия на работу с растущими сегментами рынка в рамках стратегии “премиумизации”. Кроме того, в сообщении отмечается, что компания по-прежнему сосредоточена на балансировке рентабельности с объемом и долей рынка. В зоне Центральной и Восточной Европы (рынки России и Украины) продажи пива в январе-сентябре снизились на 13,3% – до 15,468 миллиона гектолитров, за третий квартал – на 18,9%, до 5,31 миллиона гектолитров. EBITDA зоны в третьем квартале сократился на 38,2% – до 67 миллионов долларов, за январь-сентябрь – на 17,2%, до 184 миллионов долларов.
Между тем, по данным Росстата, продажи пива в России (за исключением пивных коктейлей и солодовых напитков) за девять месяцев упали на 2,1% – до 756,9 миллиона декалитров. Общемировые продажи AB Inbev за девять месяцев снизились на 2,1% – до 315,5 миллиона гектолитров, за квартал – на 1,3%, до 119,7 миллиона гектолитров.
Это падение сильно сказалось на другом крупном производителе. Пивоваренный концерн Anadolu Efes закроет завод в Москве из-за падения российского рынка пива и низкой загруженности производственных мощностей.
За последние пять лет российский пивной рынок упал на 20%, главным образом, из-за жесткого регулирования отрасли. В результате средняя загруженность мощностей в пивоваренной промышленности в последние годы сократилась до 60%, говорится в сообщении Efes.
Проанализировав производственную, логистическую и финансовую эффективность, концерн принял решение с 1 января 2014 года остановить работу московского завода. Мощность предприятия - 4 млн гектолитров пива и 46 тыс. тонн солода, что составляет соответственно 15% и 20% от общих пивоваренных и солодовенных мощностей российских активов Efes.
Производственные объемы московского завода будут распределены между другими площадками концерна в РФ.
Решение закрыть завод в Москве было принято после анализа текущих трендов на российском пивном рынке, отмечает Efes. Компания надеется, что оптимизация производства позволит ей увеличить конкурентоспособность и эффективность.
Общие инвестиции в завод составили USD1 млрд, предприятие расположено в Южном округе Москвы. Площадь пивоварни - 131 тыс. кв.м.
Efes производит пиво еще на
шести российских заводах - в Ульяновске,
Владивостоке, Калуге, Уфе, Новосибирске,
Казани и Ростове-на-Дону. Общая
производственная мощность
По итогам 9 месяцев 2013 года Efes сократил продажи пива в России (динамику компания не раскрывает), что привело к снижению общего объема продаж международного подразделения Anadolu Efes на 9,2%.
Компания прогнозирует, что снижение российского рынка пива составит от 10% (low double digits) по итогам 2013 года из-за негативного влияния на отрасль изменений в законодательстве, ценовой динамики и замедления роста экономики РФ.
Датский пивоваренный концерн Carlsberg, занимающий первое место по доле рынка в РФ, по итогам III квартала вновь ухудшил прогноз падения рынка в 2013 году. Компания ожидает, что российский рынок по итогам года сократится примерно на 7-9% (high single digit). По итогам II квартала концерн ожидал падения рынка примерно на 5%, а ранее прогнозировал, что рынок останется на уровне 2012 года.
Падение российского пивного рынка заставило Anheuser-Busch InBev закрыть два завода. Как сообщалось, в августе прошлого года компания приняла решение о прекращении производства в Курске. AB InBev назвал это вынужденной мерой, связанной с законодательными ограничениями рынка пива, увеличением налоговой нагрузки и продолжающимся падением пивоваренного рынка. Летом этого года AB InBev закрыл еще одну производственную площадку в России - в Новочебоксарске.
Efes занимает 14% российского рынка пива по итогам 9 месяцев 2013 года.
В 2012 году Efes и SABMiller объединили часть бизнеса, в том числе российские операции. SABMiller plc., Anadolu Group и Anadolu Efes передали акции российского и украинского подразделений компании SABMiller группе компаний Efes. Компании "Пивоварня Москва-Эфес" и "САБМиллер РУС" начали работать как одна группа с единым руководством - "Эфес Рус"
В 2012 году объемы пивного рынка снизились на 0,4%, при этом наблюдается замедление темпов падения рынка.
К числу факторов, влияющих на сокращение рынка, следует отнести запрет на продажу алкоголя, в том числе пива, в ночное время, а также в нестационарных точках продаж (киоски и павильоны). Кроме того, на сокращении потребления пива сказался демографический фактор – снижение численности населения в возрастной группе от 18 до 55 лет.
В целом, объем рынка пива в России, по оценкам «Балтики», в 2012 году составил 90,4 млн гл.
Динамику рынка пива в России можно рассмотреть на рис. 4.
Рисунок 4 — Динамика рынка пива в России, 2005-2012 годы
Исходя из данных, приведенных в таблице на рис. 4, можно рассчитать процентное изменение доли рынка, таким образом получаем положительное изменение в 2006 году (прирост на 10%):
94,9 * 100% / 86,3 – 100 = 9,96%, что примерно равно 10%
И сравним доли 2011 и 2012 годов, где произошло снижение:
90,4 * 100% / 90,8 – 100 = – 0,44%, что примерно равно – 0,4%.
В целом, исходя из данных, приведенных в таблице на рис. 4., можно сделать вывод о том, что в последние 5 лет с 2008 года происходит снижение доли рынка пива, однако, это снижение с каждым годом замедляет свои темпы, что говорит о достаточной степени стабильности рынка пива в России.
2. 2 Ведущие производители на российском рынке пива
В настоящее время на российском рынке представлены все крупнейшие мировые пивоваренные группы: Carlsberg, AB InBev, Heineken, Efes, SABMiller.
Крупная сделка на российском пивном рынке произошла в октябре 2011 года, когда пивоваренная компания SABMiller приняла решение передать бизнес по производству пива в России и в Украине турецкой Anadolu Efes. В результате сделки компания Efes стала вторым крупнейшим игроком на пивном рынке России после «Балтики» с долей рынка около 15%.
Доли ведущих производителей на российском рынке пива представлены на рис. 5.
Рисунок 5 — Доли ведущих производителей на российском рынке пива
На рис. 5. можно видеть динамику долей ведущих российских производителей пива. Следует отметить, что Балтика занимает прочные лидирующие позиции со своей долей почти в 40%. За ней следуют три почти равных между собой конкурента: компании Инбев, Хайнекен и Эфес.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что отечественный рынок пива насыщается в основном посредством крупнейших производителей в России, чьи рыночные доли значительно больше рыночных долей остальных компаний.
2. 3 Особенности рынка пива в России
Следует отметить, что особенностью пивного рынка страны в настоящее время является создание локальных брендов. Первым примером создания национального пива стала пивоваренная компания «Балтика».
По пути развития «Балтики» пошли новые компании, среди которых «Пивоварня Москава-Эфес», «Трансмарк», «Пивоварни Ивана Таранова» и др. Сочетание таких факторов, как ассортимент, имеющийся в продаже, рекламная поддержка и цена продукции, в полной мере определяют успех той или иной торговой марки и сорта пива. Так, в тройку лидеров по потреблению в крупных городах РФ входит пиво «Балтика», «Жигулёвское» и «Бочкарёв».
Негативное влияние на потребительское поведение в категории пива в 2011 году оказали существенная инфляция на основные продукты питания, а также значительный рост цен на категорию (свыше 30 %), начиная с ноября 2009 года, вызванный ростом акцизов и стоимостью сырья.
Потребительское поведение в 2011 году характеризовалось как влиянием изменений посткризисного периода, так и некоторым оживлением покупательского поведения. Потребители искали и готовы были платить за товары со значимыми преимуществами, к числу которых относились увеличенный объем, особые свойства и рецептура, но по более низким ценам. Современная торговля была одним из основных каналов, транслировавших данные потребительские предпочтения. Тем не менее, 2011 был и годом возвращения потребителей к более премиальным предложениям и привычным стандартам потребления.
Информация о работе Анализ международного рынка пива на примере пивоваренной компании «Балтика»