Анализ международного рынка пива на примере пивоваренной компании «Балтика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 21:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является отражение рынка пива на международном уровне, показателей данного рынка, долей ведущих компаний на международном рынке пива, также рассмотрение данного рынка на примере компании «Балтика» и ряда других крупнейших мировых производителей.
В данной работе также были рассмотрены характеристики международных рынка пива, характеристики российского рынка и рынка Украины, был проведен анализ положения на рынке и международной маркетинговой деятельности компании «Балтика».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................4
Конъюнктура и емкость международного рынка пива............................6
1 Характеристика спроса.........................................................................7
1. 2 Характеристика международного рынка пива.....................................7
1. 3 Анализ заполнения рыночного сегмента предложением..................12
1. 4 Расчет годовой емкости международного рынка пива......................13
2. Рынок пива в России...................................................................................15
2. 1 Динамика рынка пива в России...........................................................15
2. 2 Ведущие производители на российском рынке пива........................19
2. 3 Особенности рынка пива в России......................................................21
3. Пивоваренная компания «Балтика», её деятельность на международном рынке пива, рынке Украины и позиции на российском рынке ............................24
3. 1 О компании............................................................................................24
3. 2 Деятельность компании «Балтика» по продвижению товара, услуги на рынке пива............................................................................................................26
3. 3 Позиции пивоваренной компании «Балтика» на международном рынке пива.................................................................................................................28
3. 4 Позиции пивоваренной компании «Балтика» на украинском рынке пива.............................................................................................................................30
3. 4. 1 Особенности рынка пива на Украине........................................30
3. 4. 2 Компания «Балтика» на рынке пива Украины........................33
3. 5 Позиции пивоваренной компании «Балтика» на российском рынке пива.............................................................................................................................35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ......................................39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая мм.docx

— 399.36 Кб (Скачать файл)

В итоге за 10 месяцев 2013 года в Украине было разлито 241,7 млн дал пива, что на 7,8% меньше, чем за 10 месяцев 2012 года.

Негативный тренд коснулся не только потребления пива на внутреннем рынке, но и его экспорта. По данным ассоциации “Укрпиво”, за восемь месяцев экспорт снизился на 15% — до 17,6 млн дал.

В ассоциации также отмечают, что вследствие столь существенного падения производства среднегодовая загруженность мощностей по отрасли снизилась до критических 60%. “С учетом высокой сезонности продаж ряд компаний стоят перед сложной и непопулярной задачей оптимизации производства”, — отмечает Галина Коренькова, генеральный директор “Укрпиво”.

“В виду негативных общерыночных тенденций производственные мощности оказываются загруженными менее, чем на половину. Это заставляет нас задумываться о решениях о частичном сокращении рабочих мест. Если тенденция к увеличению акциза и других налоговых ставок сохранится, то у компании не останется другого выхода, как прибегать к жестким мерам по оптимизации затрат”, — комментирует Денис Хренов, директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям ПАО “САН ИнБев Украина”.

 

Причины падения

 

Эксперты и участники рынка выделяют несколько ключевых причин. Во-первых, против пивоваров сыграли общие негативные тренды в украинской экономике. Реальные доходы украинцев за последний год особо не выросли, а уверенность в завтрашнем дне остается на низком уровне.

“Снижение потребления характерно не только для пива, но и для многих других “необязательных” продуктов в сегменте FMCG”, — отмечает Валентин Бойницкий, директор по корпоративным связям Efes Ukraine.

Вторая причина — рост стоимость пива в Украине. В текущем году средняя розничная цена на наиболее продаваемое пиво увеличилась на 11% или до 10,22 грн/л. Пивовары говорят, что причиной удорожания пенного напитка стал рост цен на сырье, энергоносители и топливо.

Низкая платежеспособность и рост цены сказывается и на том, какое пиво потребляют украинцы. Пивовары отмечают продолжающееся “перетекание” потребителей из среднеценового в эконом-сегмент.

Еще одна не менее важная причина — погода. В Украине пиво — продукт сезонный, продажи которого достаточно сильно зависят от погодного фактора. Особой жары этим летом не было, не говоря уже о сентябре и начале октября, которые выдались очень холодными, что не могло не сказаться на продажах. К слову, продажи пива падают не только в торговле, но и в секторе HoReCa (отели, рестораны, кафе). По прогнозам аналитиков “Укрпиво”, в 2013 году они уменьшатся на 27% до 23,4 млн. дал.

Сокращение пивного рынка происходит в первую очередь за счет крупнейших отечественных производителей пива. Небольшие компании, наоборот, демонстрируют рост продаж.

 

Прогнозы

 

Падение производства пива в летний и осенний период заставило пивоваров пересмотреть прогнозы по итогам 2013 года. Если еще в средине лето пивовары называли 4,5-5% падения рынка как наиболее реалистичный вариант, то сейчас озвучивается возможное снижение производства на 13%.

“При этом мы не беремся прогнозировать, как будут обстоять дела в будущем. Слишком большой уровень законодательной неопределенности, и слишком большой риск регуляторных “сюрпризов”, которые вполне могут “обвалить” отрасль”, — говорит Валентин Бойницкий.

Он отмечает, что в государстве до сих пор отсутствует какая-либо стратегия работы с подакцизными товарами, даже в среднесрочной перспективе, на 3-5 лет вперед. “Это, во-первых, открывает простор для популистских инициатив, и, во-вторых, делает планирование бизнеса практически невозможным. Подобная нестабильность и непредсказуемость явно не прибавляет иностранным инвесторам желания вкладывать деньги в украинский рынок”, — продолжает он.

В 2012 году на внутреннем рынке Украины было продано 272 млн дал пива.

 

 

 

 

 

3. 4. 2  Компания «Балтика» на рынке пива Украины

 

«Балтика» — является одним из лидеров рынка с долей, более чем вдвое превышающей долю ближайших конкурентов. В 2011 году Компания несколько снизила свои позиции на рынке Украины, оставаясь при этом крупнейшим игроком. Доля рынка по итогам 2011 года составила 37,4 % (39,2 % в 2010 году).

Динамика доли компании «Балтика» на пивном рынке Украины представлена на рис. 8.

 

Рисунок 8 — Динамика доли компании «Балтика» на пивном рынке Украины

 

Сокращение доли рынка Компании главным образом было вызвано тем, что «Балтика», как лидер рынка, быстрее других повышала цены на продукцию, а также недостаточным фокусом на экономичном сегменте в традиционной торговле в 1-м полугодии и существенным ростом активности других участников рынка пива в формате современной торговли. Для того чтобы обеспечить прибыльное развитие доли рынка, Компания приняла решение не продолжать активное участие в ценовых промоактивностях, для достижения роста доли рынка как в объемном, так и в стоимостном выражении.

Отгрузки пива Компании в Украине выросли на 4 % в 2011 году (+20 % в 4-м квартале) к 2010 году за счет создания запасов дистрибьюторами в 4-м квартале 2011 года перед повышением акциза с 1 января 2012 года.

Продажи пива в рынок (т. е. продажи дистрибьюторов в торговые точки) снизились на 7 % в 2011 году (–7 % в 4-м квартале). Объем продаж в рынок по Компании в целом в 2011 году составил 35,5 млн гл, в том числе 34,1 млн гл пива.

Продажи в непивной категории в 2011 году выросли на 8,2 %. Хороший рост показал квас «Хлебный край», доля которого по итогам 2011 года составила 9,3 % (+1,7 % к 2010 году).

Также существенный рост показал энергетический напиток Flash up: его доля на рынке энергетиков по итогам 2011 года выросла с 11,8 % до 19,4 % (+7,6 %), по данным ЗАО «Эй Си Нильсен».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что пивоваренная компания «Балтика» занимает прочное положение на рынке пива в Украине. Её продажи имеют тенденцию к снижению в период с 2009 по 2011 год, как можно видеть на рис. 8, но оно существенным образом не отразилось на показателях жизнедеятельности компании на этом внешнем рынке

 

3. 5  Позиции пивоваренной компании «Балтика» на российском рынке пива

 

Пивоваренная компания «Балтика» — бесспорный лидер рынка с долей, более чем вдвое превышающей долю ближайших конкурентов. В 2012 году Компания сохранила свои позиции на рынке России, оставаясь крупнейшим игроком. Ее доля рынка по итогам года, согласно данным ЗАО «Эй Си Нильсен», составила 38,2% (38,3% в 2011 году).

Данные по динамике доли пивоваренной компании «Балтика» на российском рынке пива можно рассмотреть на рис. 7.

 

Рисунок 7 — Динамика доли компании «Балтика» на рынке пива в России, 2008-2012 годы

 

Таким образом, исходя из данных, приведенных в диаграмме на рис. 7., можно сделать вывод о том, что рыночная доля компании «Балтика» начиная с 2009 года сокращается.

Однако, следует отметить, что данное сокращение никаким образом не влияет на лидирующую позицию компании на российском рынке производителей пива.

Как можно видеть, данное снижение не является сильным и резким, и в промежутке 2011-2012 годов замедляет свои темпы. Следовательно, компания остается стабильной.

Первичные отгрузки пива Компании (включая экспорт) сократились в минувшем году на 4,2%, что произошло ввиду высокой сравнительной базы 2011 года, обусловленной созданием дистрибьюторами больших запасов продукции в конце 2011 года. В 2012 году было принято решение о сокращении объема запасов, как следствие, произошло уменьшение объема отгрузок пива.

Вместе с тем, продажи пива в рынок (т. е. продажи дистрибьюторов в торговые точки) за год даже выросли на 1,7%. Объем продаж «Балтики» в рынок по России в 2012 году составил 35,9 млн гл, в том числе 34,6 млн гл пива.

В непивной категории продажи сократились на 6,9%. При этом существенный рост показал энергетический напиток Flash Up, занимающий второе место на рынке энергетических напитков с долей 23,9%. Его прирост за 2012 год составил 28,8%. В 2012 году квас «Хлебный край» занимал четвертую позицию на рынке кваса с долей 8,4%.

Исходя из всех статистических данных, рассмотренных ранее, можно сделать вывод о том, что пивоваренная компания «Балтика» есть и остается непревзойденным лидером на пивном рынке России и незначительные потери рыночной доли никак не отразятся на её деятельности в дальнейшем.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в данной курсовой решены и рассмотрены все поставленные задачи: охарактеризовано современное международное пространственное распределение рынка пивной продукции, проанализированы основные производители пива, имеющие наибольшие рыночные доли в мире, - это компании Carlsberg, AB InBev, Heineken, Efes, SABMiller, проведено маркетинговое исследование на международном, российском и рынкке Украины от данных компании «Балтика».

Одним из ведущих игроков на международном рынке пива является международная компания Carlsberg Group, в которую входит компания «Балтика» , которая занимает четвертое место по производству пива в мире.

Мировой объем производства пива в 2012 вырос на 0,9% до 190,7 млн.гкл. – отмечается в обзоре рынка, подготовленного Kirin Holdings Co. 

Аналитики оценивают глобальный потенциал роста пивной промышленности в текущем году на уровне 1,3%. 

По оценкам Компании «Балтика», объем рынка пива в России в 2011 году составил 90,8 млн гл, а в 2012 году составил 90,4 млн гл.

В 2012 году объемы пивного рынка снизились на 0,4%, однако это никак не повлияло на рыночную позицию предприятия и при этом наблюдается замедление темпов падения рынка. Потребление пива в России на душу населения в 2011 году составило 64 л, с такими показателями Россия занимает 29 место в международном рейтинге потребления пива на душу населения

Большой объем пивного рынка России (4 место в мире) и достаточно большая доля потребления пива на душу населения позволяют стране удерживать свои позиции и развиваться на международном рынке. Таким образом, можно сделать вывод о том, что Россия занимает прочное положение на международном рынке производства и продажи пива.

Это дает возможность компании «Балтика» расширять географию экспортных поставок в различные регионы мира. Так, например, в 2011 году Компания вышла на рынки Турции, Болгарии и Румынии.

Бренд «Балтика» является ключевым в экспортном портфеле Компании. Сегодня каждая шестая бутылка пива «Балтика» продается за рубежом, что говорит о том, что потенциал компании на международном уровне действительно велик.

Наряду с экспортной деятельностью, «Балтика» успешно развивает проекты по производству своих брендов по лицензии за рубежом. В 2011 году объем продаж за рубежом с учетом лицензионного производства превысил 3,3 млн гл и стала первым российским участником на рынке в Германии.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Моргунов В. И. Международный маркетинг / В. И. Моргунов // 2-е изд. - М.: Дашков и К – 2006
    2. Галицкий Е. Б. Галицкая Е. Г. Маркетинговые исследования. Учебник для магистров / Е. Б. Галицкий, Е. Г. Галицкая // под ред.  Феоктистовой Т. А. Юрайт, 2012 г.
    3. Пивовары страдают из-за низкой платежеспособности населения / Финансовые известия. – 2011.
    4. Пивной рынок пересох / Эксперт. – 2011. –№23.
    5. Пивоваренная отрасль: состояние и перспективы / Аналитические материалы Союза Российских Пивоваров [Электронная версия]
    6. Рынок пива: однозначный рост / Финансовые известия. 2011. 13 окт. Электронная версия.
    7. Абрютина А. В. Экономический анализ торговой деятельности / А. В. Абрютина // М.: Финансы и статистика. – 2012
    8. Журнал «Практический маркетинг» [Электронный ресурс]: http://www.cfin.ru/press/practical/index.shtml
    9. Союз российских пивоваров [Электронный ресурс]: http://beerunion.ru/current_news/analytics/13895/
    10. Годовой отчет деятельности компании «Балтика» 2010 год / ОАО Пивоваренная компания «Балтика». – 2011
    11. Годовой отчет деятельности компании «Балтика» 2011 год / ОАО Пивоваренная компания «Балтика». – 2012
    12. Годовой отчет деятельности компании «Балтика» 2012 год / ОАО Пивоваренная компания «Балтика». – 2013
    13. Пиво Украины [Электронный ресурс]: http://www.ukrbeer.kiev.ua/news/

 

 

 


Информация о работе Анализ международного рынка пива на примере пивоваренной компании «Балтика»