Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 18:41, курсовая работа
Важность исследований мотивации и поведения потребителей известна во всем мире, за последние 30-40 лет возникла крупная и быстро развивающаяся междисциплинарная область исследований – поведение потребителей.
Актуальность изучения поведения потребителя состоит в том, что главная забота и предпринимателей и маркетологов состоит в влиянии на это самое поведение, в результате наука о потребителе приобретает первостепенную важность.
Поведение потребителя – это деятельность, направленная непосредственно на получение, потребление и распоряжение продуктами и услугами, включая процессы принятия решений, которые предшествуют этим действиям и следуют за ними.
Введение
1. Поведение потребителя в комплексе маркетинга
1.1 Экономическая сущность и этапы изучения потребительского поведения
1.2 Общие принципы и предпосылки теории потребительского поведения
1.3 Методика маркетинговой оценки характера поведения потребителей
2. Анализ поведения потребителя на рынке косметических услуг в г. Новосибирске
2.1 Общая характеристика рынка косметических услуг Новосибирска
2.2 Характеристика конкурентной среды и потребительских предпочтений на рынке косметических услуг
Заключение
Список литературы
В своем комплексе маркетинга
фирмы начинают применять новейшие
технологии и достижения в различных
областях науки. Производитель (продавец)
вынужден делать выбор – либо, оперативно
реагируя на изменения конъюнктуры
рынка, остаться на нем, либо уйти с
рынка под постоянно
Анализ поведения потребителя (одна из составляющих маркетинговых исследований) предоставляет производителю (продавцу) значительные преимущества при принятии им решения об изменениях в номенклатуре изделий, продвижении нового товара на рынок, выборе целевых сегментов рынка. Рыночная ситуация постоянно изменяется под влиянием политических, социальных, экономических и многих других факторов.
Потребитель ощущает на себе это влияние, (различное в зависимости от типа рынка); под этим влиянием формируются вкусы, которые также постоянно изменяются.
Рис. 1. Факторы влияния на поведение потребителя
Вследствие факторов (рис 1.) возникает необходимость в оперативном анализе изменений в отношении к товару у постоянных и потенциальных потребителей, для чего разрабатываются методы анализа их поведения как составляющей маркетинговых исследований.
В успешных организациях понимают, что каждый аспект маркетинговой программы фирмы должен разрабатываться с учетом поведения потребителей.
С точки зрения потребителя, удовлетворение от обмена зависит от удовлетворения от потребления продукта не меньше, чем от обмена. Потребители захотят заплатить только за те товары и услуги, которые удовлетворяют их потребности; но вряд ли это случится, если фирма не понимает, как покупатели потребляют или используют конкретный продукт.
Если продукт не использовался так, как предполагалось, вероятно, что удовлетворение от продукта будет неполным. Вот почему продавцы тратят время и деньги на разработку специальных инструкций по использованию товаров и уходу за ними.
Анализ потребления в маркетинге позволил компании Procter & Gamble привести марку одного из своих стиральных порошков в соответствие с существующими моделями потребления. Покупки товаров в крупных торговых центрах, гипермаркетах (Sam's Club и Costco) позволяют потребителям экономить деньги, так как продукты предлагаются в больших объемах со скидками к цене (в данном случае большие упаковки стирального порошка). Казалось бы, выигрывает и производитель (продает больший объем товара), и потребитель (который экономит деньги).
Тем не менее, когда потребители попытались воспользоваться большими коробками порошка, многие столкнулись с тем, что полки кладовок у них в домах не соответствуют размерам коробки или не выдерживают ее веса. После идентификации в ходе анализа потребления данной проблемы Procter & Gamble изменила дизайн упаковки: коробки стали шире и ниже. Анализ использования товара позволил P&G решить одну из проблем потребления, что способствовало повышению уровней удовлетворения и лояльности потребителей9.
2. Анализ поведения потребителя на рынке косметических услуг в г. Новосибирске
2.1 Общая характеристика
рынка косметических услуг
В 1992.г. одним из первых в салонном бизнесе г. Новосибирска появился салон красоты «Камий Альбан»» (Центральный район). Постепенно косметические услуги современного уровня стали предлагаться и в других районах города.
Наиболее крупными игроками на рынке косметических услуг Новосибирска: салоны красоты «Лелея» и «Камиль Альбан» (Центральный район», студия красоты «Парадиз», парикмахерский центр «Людмила» (Заельцовский район), косметический клуб «Эвелин» (Первомайский район»), салон красоты «Верития» (Железнодорожный район).
В Новосибирске на начало 2009 года действовали следующие салоны красоты и парикмахерские средней величины: сеть кабинетов красоты «Скин Мастер» (Ленинский, Калининский, Октябрьский районы), салон причёсок «ЛеОл», сеть парикмахерских и салонов красоты «Натали» (Октябрьский и ленинский районы), сеть салонов красоты «Сибирская красавца» (Ленинский район, Бердск), сеть салонов красоты «Кудряшка Сью» (Ленинский, Кировский районы). Они привлекательны, прежде всего, низкой стоимостью занятий, которая в пять-десять раз ниже, чем в крупных многопрофильных косметических салонах.
Таблица 1. Число салонов красоты и парикмахерских в Новосибирске на 01.01.2009
Районы |
Население, |
Доля населения, |
Площадь |
Плотность, |
Число косметических салонов |
Число парикмахерских | |
тыс.чел. |
% |
кв.км. |
чел./кв.км. |
шт |
|||
1 |
Дзержинский |
156,6 |
11,2 |
36,6 |
4279 |
1 |
7 |
2 |
Железнодорожный |
68,6 |
4,9 |
7,6 |
9026 |
3 |
8 |
3 |
Заельцовский |
142,6 |
10,2 |
82,9 |
1720 |
2 |
6 |
4 |
Калининский |
168,6 |
12,1 |
41,1 |
4102 |
2 |
6 |
5 |
Кировский |
160,1 |
11,5 |
50,6 |
3164 |
2 |
10 |
6 |
Ленинский |
272,8 |
19,6 |
70,3 |
3881 |
2 |
12 |
7 |
Октябрьский |
151 |
10,8 |
57,5 |
2626 |
3 |
11 |
8 |
Первомайский |
68,3 |
4,9 |
69,3 |
986 |
1 |
6 |
9 |
Советский |
131,1 |
9,4 |
77,9 |
1683 |
2 |
4 |
10 |
Центральный |
73,8 |
5,3 |
6,4 |
11531 |
5 |
10 |
11 |
п.Краснообск |
17,20 |
1 |
3 | |||
12 |
Итого |
1393,5 |
99,9 |
500,2 |
2786 |
24 |
83 |
Вместе с тем, есть и активное развитие услуг в другом направлении- создании специализированных комплексов, объединяющих косметические услуги с другими видами деятельности, в привычном понимании не связанными с косметическими услугами.
Так, в Новосибирске функционирует
Спортивно-оздоровительный
Новые и старые салоны борются за клиентов, стараясь выделиться на общем фоне. Одни делают ставку на уникальные программы, другие гордятся своей многофункциональностью, третьи – современным импортным оборудованием, опытными специалистами.
Специалистов в области парикмахерских и косметических услуг в Новосибирске готовят несколько лицеев (бывших ПТУ) в Кировском, Ленинском и Октябрьском районах. Наиболее престижным считается НОУ «Международный центр парикмахерского искусства и эстетики «Людмила» , который является обладателем Большой Золотой медали «За качество и эффективность учебного процесса «Сибпарфюм-2008». Предприятие занимается обучением и повышением квалификации мастеров –парикмахеров, парикмахеров-модельеров, визажистов-стилистов, маникюристов, мастеров по педикюру.
Любой владелец новосибирского
салона красоты должен держать руку
на пульсе развития индустрии красоты,
потому что клиенты постоянно
спрашивают что-то новое. Разумеется, имеет
значение величина салона. Чем он меньше,
тем меньше и прибыль, поскольку,
согласно нормам СЭС, в каждом салоне
должны быть вспомогательные помещения,
которые денег не приносят. Так
что оптимальной считается
Реальных предприятий именно косметических услуг с положительной рентабельностью сегодня на рынке красоты Новосибирска совсем немного10. По уровню своего развития салонный бизнес все еще находится в начальной стадии. Об этом свидетельствует, во-первых, локальность новосибирского рынка красоты - салоны активно открываются прежде всего в центре города и в элитных новостройках, во-вторых, имиджевая ориентация большинства салонов и, в-третьих, частое несоответствие цены качеству предоставляемых услуг. Тем не менее, по мнению специалистов, в ближайшие два-три года рынок красоты в Новосибирске будет сформирован. При этом его основой станет средний сегмент - именно там сегодня развиваются наиболее рентабельные проекты.
В Новосибирске ниша современных
косметологических услуг только
начинает заполняться. В советские
годы для желающих поправить свою
внешность в нашей стране было
всего несколько заведений - НИИ
косметологии, Институт красоты в
Москве и парикмахерские, где работали
"косметички" - женщины со средним
медицинским образованием. Перечень
их услуг исчерпывался нехитрыми
процедурами вроде маникюра-
Первые настоящие салоны - стильно оформленные, предлагающие широкий ассортимент процедур для волос, лица или тела, - в Новосибирске стали открывать зарубежные производители профессиональной косметики, такие как Wella и Yves Rocher. Впоследствии стали открывать свои салоны и российские компании - либо собственные, либо по франчайзингу.
Сегодня на рынке Новосибирска уже можно выделить два сегмента. Дорогой сегмент (средняя стоимость услуги от 30 до 200 долларов), представленный российскими бутиковыми салонами ("Камиль Альбан", "Эвелин" и др.), занимает почти 85%.
Остальная часть рынка приходится на средний сегмент (стоимость услуги от 10 до 30 долларов), заполненный в основном небольшими узкоспециализированными российскими сетями салонов ("Аида", "Лелея", "Персона-лаб")
Несмотря на то что дорогой сегмент рынка в Новосибирске заполняется сегодня лучше всего, только треть салонов соответствует реальному уровню, для которого во всем мире существуют определенные параметры.
Строительство новых салонов
красоты перемещается из тесного
и экологически неблагополучного центра
к окраинам города. Кроме того, салоны
красоты становятся обязательным элементом
элитных новостроек. Последние 10 лет
мы переживаем, настоящий бум развития
салонного бизнеса: один за другим открываются
все более совершенные
Таким образом, данный пункт настоящей курсовой работы направлен на изучение рынка косметических услуг г. Новосибирска.
Итак, новосибирская индустрия красоты, как и многие другие отрасли, переживает качественно новый этап своего развития. Возможно, в скором времени новосибирским салонам можно будет довериться, руководствуясь не "прайсами" на услуги, а элементарными знаниями об эстетике и специфике каждого из направлений в мире красоты.
2.2 Характеристика конкурентной
среды и потребительских
Центр города достаточно насыщен
предприятиями косметических
Таким образом, в сегменте рынка косметических услуг для потребителей среднего достатка у нового салона красоты в центре города практически прямых конкурентов не будет.
Целевая группа клиентов нового
салона красоты - женщины со средним
уровнем доходов. Основными косвенными
конкурентами в данном случае являются
малые фирмы с аналогичным
набором услуг по линии метрополитена,
так как они находятся в
зоне максимально быстрой
Рассмотрим в качестве косвенных конкурентов кабинет красоты «Скин Мастер» (Железнодорожный район), салон причёсок «ЛеОл» (октябрьский район), салон красоты «Сибирская красавца» (Ленинский район).
Эти салоны красоты не могут в полной мере удовлетворить существующий на данном рынке спрос на косметические услуги, существует реальная потребность в салоне с широким ассортиментом услуг, высоким сервисом и качеством обслуживания и сравнительно невысокими ценами.
Для выделения сегментов потребителей на рынке косметических услуг в г Новосибирске. Возможно применить методику сопряженного анализа.
Анкета содержала вопросы о предпочтениях, о выгодах косметических услуг, о доходах, о семейном положении.
Был проведен опрос 600 клиентов салонов красоты г Новосибирска. В качестве целевой группы респондентов выступали жители города, служащие, школьницы и студенты разного возраста, дохода, образа жизни. Потенциальными покупателями услуг являются: деловые и обеспеченные женщины, студентки близлежащих институтов, школьницы, служащие школ, поликлиник, работницы разных специальностей, домохозяйки. Опрос проводился в возрастной группе от 16 до 50 лет и старше.
Рассмотрим социально-
Интересно, что доля мужчин-посетителей салонов красоты г Новосибирска несколько выше, чем доля женщин.
Диаграмма 1.Структура посетителей салонов красоты г Новосибирск по полу
В то же время спектр косметических услуг, востребованный мужской аудиторией салонов красоты, достаточно узок (стрижка, бритье усов и бороды ,уход за кожей лица и тд.).
Диаграмма 2. Структура посетителей салонов красоты г Новосибирск по возрасту
Диаграмма 3.Структура посетителей салонов красоты г Новосибирск по образованию
Диаграмма 4. Структура посетителей салонов красоты г Новосибирск по семейному положенню
Семья человека, который регулярно посещает салоны красоты обычно состоит из трех человек, несколько реже — из двух или четырех [диаграммы. 2.5—2.6].
Диаграмма 5. Структура посетителей салонов красоты г Новосибирск по размеру домохозяйства
Диаграмма 6 Структура посетителей салонов красоты г Новосибирск по количеству детей в домохозяйстве
Большинство посетителей салонов красоты г Новосибирск — люди работающие. Чаще всего это специалисты с высшим образованием, каждый пятый посетитель — менеджер высшего звена, а каждый четвертый — служащий [диаграммы 7—8].
Информация о работе Анализ поведения потребителя на рынке косметических услуг в г. Новосибирске