Анализ привлекательности рынка спортивных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 23:34, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, целью курсовой работы является анализ макро- и микросреды рынка спортивных услуг в целом по России и по Пензенской области, а также принятие решения о перспективах создания фитнес – центра в г. Пенза.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
В рамках анализа макросреды рынка спортивных услуг исследовать политические, экономические, социально – культурные, технологические факторы, оказывающие влияние на развитие спортивного бизнеса;
В рамках анализа микросреды исследовать потребителей и конкурентов фитнес – центра;
Сделать вывод о привлекательности рынка спортивных услуг.

Содержание

Введение................................................................................................................... ...3
1. Анализ макросреды рынка спортивных услуг.....................................................5
1.1 Анализ политико-правовой среды................................................................... ...5
1.2 Анализ экономической среды.............................................................................9
1.3 Анализ социально-культурной среды...............................................................14
1.4 Анализ технологической среды ........................................................................18
2. Анализ микросреды рынка спортивных услуг...................................................23
2.1 Анализ потребителей..........................................................................................23
2.2 Анализ конкурентов............................................................................................26
Заключение................................................................................................................28
Библиографический список.....................................................................................30

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_Marketing.docx

— 119.07 Кб (Скачать файл)

В настоящее время в России фитнесом занимается очень малое количество людей. Если сравнивать цифры занимающихся в России и за рубежом, то мы значительно уступаем в процентном соотношении жителям других стран. Значительное отставание России от западных стран, рост спроса на услуги фитнеса, наблюдающийся дефицит заведений высокого класса, обусловливает потребность данного рынка. По данным ВЦИОМ, количество занимающихся фитнесом составляет всего 3% от общей численности населения России, тогда как в США - 14,1% населения. Поскольку с годами число приверженцев фитнеса в России и других странах растет, резервы у российского фитнес рынка очень велики. По данным маркетингового агентства "Бизнес Порт", величина фитнес - услуг составляет менее 1% от общемирового рынка, годовой оборот российской фитнес - индустрии в 20 раз меньше, чем в США [16, С. 322].

Некоторые услуги фитнес – центра являются новыми на российском рынке. Так как меняющиеся ценности, установки, отношения и нравы общества, напрямую провоцируют фитнес - центры на поиск новых идей, направлений, программ. Вследствие этого, перспективы развития рынка фитнес – услуг, более чем оптимистичны - его рост ожидается на уровне не ниже 25% в год, благодаря привлечению покупателей посредством рекламы и  взаимодействию со СМИ    

Таким  образом, в ходе анализа социально – культурной среды, были выявлены следующие возможности:

-  Взаимодействие со СМИ. Способность  привлечения покупателей посредством  рекламы;

-  Некоторые услуги фитнес  – центра являются новыми на  российском рынке.

Угрозы, выявленные в ходе анализа социально – культурной среды:

-  Меняющиеся  ценности, установки, отношения и  нравы общества, напрямую провоцируют  фитнес - центры на поиск новых  идей, направлений, программ;

- Изменения  в половом, возрастном составе  населения Пензенской области, оказывают  влияние на посещение фитнес  – центров. Основными потребителями  фитнес – услуг являются женщины  до 30 лет. Мужчины реже посещают  фитнес – центры и в основном - в молодом возрасте (до 35 лет).

1.4 Анализ технологической среды

 

Целью анализа технологической среды рынка спортивных услуг является предвидение возможностей, связанных с развитием науки и техники, применение высокотехнологичного оборудования, прогнозирование момента отказа от используемых услуг. Технологические факторы - это темпы и масштабы научно-технических и технологических изменений; интенсивность инноваций; инновационный потенциал организации и ее основных конкурентов; требования к безопасности нововведений; размеры затрат на НИОКР; квалификация персонала. Технологические нововведения влияют на скорость устаревания предлагаемых услуг, а также на то, какого рода услуги ожидают потребители. Сегодня фитнес – центры, чтобы сохранить конкурентоспособность, вынуждены идти в ногу с теми разработками, от которых зависит эффективность их деятельности. Потребность в занятиях фитнесом среди народных масс стала все больше назревать. Благодаря развитию спортивных технологий и наличию мотивирующего их фитнес - оборудования, пользователям проще мотивировать себя и отслеживать свои успехи. А также при помощи активизации современных фитнес – технологий, потребители получают все больше возможностей для оптимизации тренировочного процесса. Фитнес – центры стараются приобретать оборудование, которое совместимо с большинством популярных спортивных тренажеров. Некоторые услуги можно оказывать на дому – работа с личным тренером или программа видео – курса. Но в домашних условиях, возможности тренера и клиента  ограничены из-за отсутствия тренажеров и сопутствующего инвентаря. Таким образом, существует множество программ в фитнес - центре для привлечения клиентов, таких как [23]:

      1. Аэробное направление:
  • Aero1 - обучение свободному владению, базовыми шагами классической аэробики, простые комбинации (для начинающих);
  • Aero2 - классическая аэробика среднего уровня сложности, комбинации шагов на развитие координации (для подготовленных).
      1. Танцевальные направления:
  • Break dance - является основой мировой hip-hop культуры. Break dance способствовал развитию многих танцевальных направлений. Достаточно экстремальный и динамичный стиль танца, сочетающий в себе разные стилистики (top rock, foot work, power move), который требует выносливости и физической подготовки;
  • Dance Mix - средняя интенсивность, сложная хореография развивает координацию и музыкальность. Сочетание различных музыкальных и танцевальных стилей, направлений. Упражнения повышают мышечный тонус, заряжают бодростью и отличным настроением;
  • Belly Dance - танцевальный урок, древнейшее искусство Востока, сочетание ритмов Востока с движениями рук, бедер и живота;

После изучения фитнес программ, необходимо провести анализ современного оборудования в центре. Традиционно тренажеры делятся на 2 группы:

  • Тренажеры, способствующие общему укреплению организма, сердечно - сосудистой системы, повышению тонуса (тренажеры этой группы - главные помощники в борьбе с лишним весом). Это все кардио - тренажеры: беговая дорожка, велотренажер, степпер,  гребные, эллиптические [28];
  • Тренажеры, рассчитанные на оздоровление организма и развитие физической силы, помогающие коррекции фигуры, формированию идеальных пропорций тела, укреплению спины, осанки, повышению  мышечного  тонуса. Это силовые тренажеры.

Все занятия проводятся с использованием популярного оборудования для фитнеса:

    1. Степ - платформа представляет собой скамейку или ступеньку с регулируемой высотой, обычно от 10 до 30см, для тренировок разной интенсивности. Степ-платформа чаще всего изготавливается из специального пластика, имеет рифленую обрезиненную верхнюю и нижнюю поверхности, обеспечивающие отсутствие скольжения во время занятий. Чаще всего, покрытие тренажера имеет разностороннюю нарезку. Это гарантирует плотное сцепление с полом при движении вперед - назад и из стороны в сторону;
    2. Слайд-дорожка: специальный коврик размером 183*61 см, его поверхность должна быть гладкой и скользящей с бортиками по краям. Данные бортики регулируются под особенности каждого человека, но они устойчивы и не допустят падения;
    3. Фитбол - мяч, который изготавливается из поливинилхлорида (ПВХ) и латекса. Материал, из которого сделан мяч, не должен быть пористым, так как на нем будет накапливаться пот и грязь. Производители предлагают мячи для фитнеса диаметром 55, 65, 75 и 85 см. Размер мяча подбирается по росту.
    4. Босу – тренажер – полусфера, на нем можно выполнять упражнения в любой позиции - сидя, стоя, балансируя, опираясь. Особенность в том, что упражнения можно выполнять на тренажере с обеих сторон - с плоской и выпуклой. Его можно использовать в качестве платформы для упражнений, а также как самостоятельный тренажер.
    5. Диск (доска) балансировочный представляет собой неустойчивую платформу с массажной поверхностью для тренировки вестибулярного аппарата и одновременного воздействия на рефлекторные точки стопы, а также тренировки проприоцептивных рецепторов, реагирующих на изменение положения тела;
    6. Мяч для равновесия (тренажер для равновесия) - способствует развитию опорно-двигательного аппарата, координации, укреплению мышечной системы;
    7. Штанги и гантели. Максимальное удобство, позволяющее работать с большими весами, чем любое другое оборудование. Диаметры грифов бывают самые разные – от классических 28 мм до толстых грифов вроде «оси Аполлона». Гантели более функциональны для развития стабилизаторов, а штанга – рассчитана на силу и более общий эффект;
    8. Кроссовер, силовой тренажер - универсальный тренажер с грузоблочным механизмом для создания регулируемой нагрузки, позволяет выполнять широкий ряд упражнений для развития мышц торса (пресс, грудь), рук (дельты, бицепс, трицепс) и ног (ягодичные мышцы, мышцы задней, внешней и внутренней поверхности бедра) и многое другое [26].

Таким  образом, в ходе анализа технологической среды, были выявлены следующие возможности:

- Появление высокоэффективного оборудования, способствует привлечению максимального числа потребителей;

- Вложение инвестиций в усовершенствование предоставляемых услуг.

Угрозы, выявленные в ходе анализа технологической среды:

- Доступность  современных технологий конкурентам;

- Легкость  копирования фитнес - услуг. Некоторые услуги можно оказывать на дому – работа с личным тренером или программа видео – курса. Но в домашних условиях, возможности тренера и клиента  ограничены из-за отсутствия тренажеров и сопутствующего инвентаря.

Одним из наиболее распространённых инструментов изучения макросреды является PEST - анализ. PEST-анализ состоит в выявлении и оценке влияния факторов макросреды на результаты текущей и будущей деятельности предприятия. Целью PEST - анализа является прогнозирование изменения существенных факторов внешней среды, которые могут оказать реальное влияние на деятельность предприятия в перспективе. В таблице 4 приведены возможности и угрозы со стороны внешней макросреды для рынка фитнес – услуг [21, С. 176].

Таблица 4 – Возможности и угрозы для рынка фитнес – услуг

Среда

Возможности

Угрозы

Политико-правовая

1. Внедрение областной

целевой программы:

«Развитие физической культуры и спорта Пензенской области

на 2012 – 2017 г.»;

2. Рост 

государственного

инвестирования в развитие физической культуры и спорта.

1. Увеличение вероятности риска  несения убытков из-за нестабильной  политической ситуации в стране;

2. Ужесточение гос. контроля  за деятельностью бизнес –  субъектов и введение штрафных  санкций.

Экономическая

1. Рост доходов населения;

2. Снижение уровня инфляции, т.е. снижение процентной ставки.

1. Влияние сезонности на рынок  фитнес – услуг;

2. Снижение уровня занятости  населения.

 

 

 

Социально-культурная

 

 

 

 

 

1. Некоторые услуги фитнес –  центра являются новыми на  российском рынке;

2. Взаимодействие со СМИ.

 

1. Меняющиеся ценности, установки  и нравы общества

2. Изменения в половом, возрастном составе населения  Пензенской области.

Технологическая

1. Появление высокоэффективного  оборудования;

2. Вложение инвестиций  в усовершенствование предоставляемых  услуг.

1. Доступность  современных технологий конкурентам;

2. Легкость копирования  фитнес – услуг.


 

 

2 Анализ микросреды рынка спортивных услуг

 

2.1. Анализ потребителей

 

В данном подразделе необходимо провести анализ потребителей для того, чтобы составить портрет потенциального клиента, так как в процессе принятия решения о посещении в фитнес-центр участвует как сам потребитель, так и его окружение, но окончательное решение принимает сам потребитель.

Цель исследования потребителей  - провести анализ Пензенского рынка фитнес - услуг и получить данные о потребительских предпочтениях. Выявить потребность в фитнес – услугах (таблица 5).

Задачи:

1.Выявить  степень информированности населения об фитнес – услугах;

2.Определить цель посещения фитнес – центра;

3.Выявить факторы, которые могут повлиять на выбор фитнес – центра;

4.Выявить конкурентов на рынке фитнес – услуг.

Таблица 5 – Анкета для опроса потребителей фитнес - услуг

 

Вопросы

Ответы респондентов

(50 человек)

Ваша цель посещения фитнес - центра?

  1. Для поддержания формы;
  2. Занять свободное время;
  3. Завести новых знакомых;
  4. Потому что мне нравится;
  5. Поднимает настроение;
  6. Другое (напишите свой вариант).

 

a)36%

b)12%

c)10%

d)12%

e)20%

f)10%

Как часто Вы посещаете фитнес-центр?

ежедневно;

  1. два раза в неделю;
  2. три раза в неделю;
  3. время от времени;

       

 

a)26%

b)60%

c)14%


 

В какое время Вам удобнее всего заниматься?

  1. утро;
  2. день;
  3. вечер;
  4. другое (напишите свой вариант).

 

a)10%

b)12%

c)78%

d)0%

Укажите наиболее приемлемую стоимость месячного абонемента на посещение фитнесс - центра: (закрытый вопрос)

  1. до 1000 рублей;
  2. от 1000 до 2000 рублей;
  3. от 2000 рублей и выше.

 

 

a)32%

b)58%

c)10%

Вы предпочитаете заниматься?

  1. самостоятельно;
  2. с индивидуальным тренером.

 

a)62%

b)38%

Какие дополнительные услуги, по-вашему, должен предоставлять фитнесс-центр? (полузакрытый вопрос)

  1. солярий;
  2. сауна;
  3. кафе;
  4. spa-салон;
  5. массажный кабинет;
  6. отдел спортивного питания.

 

 

a)8%

b)34%

c)6%

d)12%

e)2%

f)38%

Какие факторы являются для Вас наиболее значимыми при выборе фитнесс - центра? Оцените их по пятибалльной системе: (закрытый вопрос)

  1. комфорт;
  2. внимательность персонала;
  3. месторасположение центра;
  4. приемлемые цены;
  5. большой ассортимент предлагаемых услуг.

 

 

 

a)56%

b)12%

c)12%

d)8%

e)12%

Чем Вы занимаетесь?

  1. Работаю;
  2. Студент;
  3. Военный;
  4. Другое (напишите свой вариант).

 

a)62%

b)28%

c)2%

d)8%

Ваш возраст?

  1. Менее 18;
  2. 18 – 25;
  3. 25 – 34;
  4. Свыше 34

 

a)8%

b)42%

c)44%

d)6%





Продолжение таблицы 5

Таким образом, по итогам опроса потребителей фитнес - услуг, можно определить портрет потенциального клиента. Основными потребителями нашего вида услуг являются студенты, работающие мужчины и женщины в возрасте от 18 до 34 лет. Они составляют 72% от общего числа посетителей фитнес - центра «Fitness-plus».

Решение об использовании услуги принимает сам потребитель, так как в фитнес - центрах нет ограничений по возрасту.

Основным мотивом поведения при принятии решения об использовании является желание поддержать форму и нравиться самому себе.

Цена так же является немаловажным критерием выбора фитнес - центра. Потребители желают видеть стоимость абонемента в диапазоне 1000-2000, заниматься самостоятельно, поскольку занятие с персональный тренером увеличивают цену почти в 2 раза.

Основные потребители нашей услуги желают видеть в фитнес - центре дополнительные услуги: сауну – чтобы можно было расслабить забитые молочной кислотой мышцы и отдел спортивного питания, чтобы можно было купить протеин, гейнеры и другие белковые добавки непосредственно в фитнес - центре, а также получить дельные советы по подбору программы приема добавок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ конкурентов

В данном подразделе анализируются конкуренты, то есть субъекты рынка, соперничающие на всех этапах их деятельности и находящиеся в поле зрения потребителя. В узком смысле: конкурентом данному товару (услуге) считается тот товар (услуга), который назван таковым потребителем.

Рынок фитнес услуг г. Пензы характеризуется большим количеством центров, специализирующихся фитнесе. Крупнейшими из них являются: фитнес центр «Атлетика» и клуб бодибилдинга «Кольчуга» (таблица 6). Следовательно, конкуренция на данном рынке является чистой.

Таблица 6 – Сравнительная характеристика основных конкурентов на рынке

Факторы

«Fintess-plus»

«Атлетика»

«Кольчуга»

1. Цена

Стоимость полного абонемента на месяц – 900 руб.

Стоимость полного абонемента на месяц – 1800 руб.

Стоимость полного абонемента на месяц – 1500 руб.

2.Ассортимент предоставля-емых товаров и услуг

ABL, ABS, Sculpt, Fit Ball, Low, Belly Dance, Aerobic, UT Step

ABL, ABS, Sculpt,  Club mix, Russian Step, Belly Dance

ABL, ABS, Sculpt, Aerobic, Double Step

3. Качество обслуживания клиентов

Высокое качество обслуживание клиентов, профессиональный индивидуальный подход к клиенту.

Высокое качество обслуживание клиентов, профессиональный индивидуальный подход к клиенту.

Высокое качество обслуживание клиентов, профессиональный индивидуальный подход к клиенту.

 

4. Способ оплаты товаров

 

Наличные и банковские карты

 

Наличные

 

Наличные.

Информация о работе Анализ привлекательности рынка спортивных услуг