Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 19:03, доклад
Современная маркетинговая среда предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде – основное условие выживания и развития в бизнесе.
Необходимость проведения исследования маркетинговой среды обусловлена тем, что для правильного решения по тому или иному вопросу деятельности предприятия, руководству необходима определенная информация, получение, обработка и анализ которой связана с маркетинговой деятельностью.
Интересны результаты недавнего маркетингового исследования, посвященного выявлению критериев выбора поставщиков компьютерного оборудования, которое было проведено независимым агентством IT monitoring методом телефонного интервью по заказу одного из крупнейших российских холдингов в сфере информационных технологий. Участниками исследования стали 200 респондентов (лиц, принимающих решения о закупке компьютерного оборудования, первых лиц IT-компаний - системных интеграторов, розничных сетей, универсальных реселлеров, находящихся в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России).
Опрос респондентов показал, что наиболее значимым фактором, влияющим на репутацию дистрибьютора и в результате - на выбор исполнителя проекта, является выполнение обязательств - 72% опрошенных указали этот критерий как наиболее важный. Далее следуют конкурентоспособная цена - 66%, точность и четкость выполнения заказа - 65%, честность компании - 60%, постоянный складской запас - 57%, оперативность принятия решений/решение проблем - 52%, гибкость, открытость, желание идти навстречу - 49%.
Интересно отметить, что наивысшие оценки значимости опрошенные дали критериям из группы «репутация компании», т.е. выполнение обязательств, честность компании, гибкость, открытость, желание идти навстречу, которые многие ценят даже выше, чем конкурентоспособную цену и ассортиментную политику. Отношение к фирме обычно формируется из отношений с менеджером. Хороший менеджер может стать плюсом в сотрудничестве с дистрибьютором, а плохой - главной причиной отказа от работы. Таким образом, менеджеры компании играют две роли: они формируют образ компании через трансляцию ее рациональных характеристик. Во второй по значимости для участников опроса группе критериев «логистика и финансы и техническая поддержка» был отмечен среди важных такой фактор, как хорошие кредитные условия. Если сгруппировать полученные ответы, то оказывается, что наиболее значительная их часть относится именно к группе «репутация компании». Ниже приведены несколько примеров из реальной личной практической деятельности автора как консультанта.
Объем и качество информации
Один из крупных холдингов проводил предварительную разведку и запросил условия поставки оборудования (системы оборудования в информационных технологиях) у нескольких компаний системных интеграторов. Недостаточно опытный (или просто небрежный) менеджер одной из компаний не стал перенапрягаться и просто выслал на половине странички список моделей производства только одного зарубежного вендора с ценами, без всяких дополнительных сведений. А из другой компании в ответ на электронное письмо позвонили, задали ряд вопросов, выяснили дополнительные запросы потенциального заказчика и выслали подробные предложения целого ряда моделей от разных производителей с указанием многих особенностей, с упоминанием опыта данной компании по проектам в конкретной области деятельности, отзывы постоянных заказчиков и т.п. Было также выслано предложение организовать экскурсию на предприятия, где действуют различные варианты подобного оборудования, и ознакомиться с их реальной работой и мнениями потребителей. Надо ли говорить, какой из компаний было выслано предложение участвовать в следующем крупном тендере.
Маркетологу необходимо постоянно иметь под рукой заранее сформированные максимально подробные варианты предложений для самых различных вариантов поставок. Одна их компаний во время переговоров продемонстрировала потенциальному заказчику образец технического предложения толщиной с кирпич, в этом солидном томе были разобраны максимально подробно практически все варианты вопросов, которые могут заинтересовать потенциального потребителя.
Такие фолианты хороши
тем, что в них потенциальный
корпоративный заказчик может найти
анализ рынка, технические данные предлагаемого
оборудования в сравнении с конкурентными
предложениями, различные варианты
сервиса, программы обучения представителей
заказчика, примеры отзывов заказчиков,
публикации о применении обсуждаемого
оборудования, образцы замеров и
протоколов тестирования. То есть при
таком подробном предложении
заказчик может найти ответ на
любой вопрос, который может возникнуть
у какого-либо из участников рассмотрения
предложения со стороны заказчика,
то есть так называемого закупочного
центра. В таком расширенном
Скорость реакции компании
В процессе обмена мнениями в Санкт-Петербургском клубе маркетологов один из обсуждаемых примеров из практики содержал, например, такой факт. Компания в процессе выбора поставщика производит самостоятельный телефонный опрос и оставляет запрос-заявку на получение информационных материалов по предлагаемому компанией продукту из сферы B2B. В следующий этап отбора поставщика компания включает только тех, кто прислал ответ не позднее чем через три часа. Данный срок может, разумеется, варьироваться в зависимости от предлагаемого продукта (услуги), но при условии, что будут учитываться и другие рассмотренные параметры качества B2B, в целом этот подход можно признать обоснованным.
Формирование УТП
В маркетинге B2B особо
важно обращать внимание на такой
классический фактор убеждения, как
уникальное торговое предложение - УТП.
Для маркетинга B2B чрезвычайно важно,
чтобы концепция УТП была тщательно
подготовлена. УТП может быть, например,
производство лекарств из отечественного
сырья по запатентованной технологии,
при которой себестоимость
Для продукции и
услуг в сфере B2B (информационные
технологии, например) таким УТП
может служить наличие центра
компетенции по определенному направлению,
возможность проведения тестирования
уникального оборудования, проведение
объективной экспертизы, в процессе
которой автоматически
Для принятия решения корпоративным клиентом характерен повышенный уровень требовательности к наличию технического обоснования. Особо действенным является техническое обоснование, подкрепленное объективными расчетами, замерами, инструментальной экспертизой, автоматически зафиксированными протоколами тестирования и другими объективными данными. В сфере информационных технологий такие объективные экспертизы проводятся в Центрах компетенции по соответствующим направлениям, что уже привычно для крупных зарубежных предприятий. Для России подобный опыт также имеется, в некоторых Центрах компетенции работают ИТ-эксперты международного уровня, имеющие соответствующие сертификаты и опыт. Интересно сформулировано данное предложение на сайте www.unixtech.ru Центра компетенции - заголовок вполне соответствует стилю маркетинга B2B: «Мы знаем, как узнать!».
Эксперты постоянно проводят бесплатные семинары по новым технологиям и решениям и в тесном сотрудничестве с Учебным Центром сами являются инструкторами технических курсов. Основная задача ЦК - обеспечение качественной экспертизы широкого спектра решений в области информационных технологий, в том числе методическая и практическая поддержка ИТ-проектов. В рамках деятельности ЦК возможно моделирование задач заказчика и тестирование программно-аппаратных комплексов различного уровня сложности. Таким образом, заказчик может выбрать лучшее решение по результатам объективной экспертизы.
Мотивация в маркетинге сферы B2B. Презентация и переговоры - единая командная стратегия
В российском B2B позитивный имидж организации и доверие к организации-поставщику, по различным источникам, в основном формируется на базе следующих компонентов (приводится сокращенный вариант):
Как видим, в России более значимым, чем за рубежом, становится репутация фирмы и ее услуг, отзывы тех, кто лучше всех осведомлен фактически и непредвзято - то есть реальных потребителей. Здесь на чашу весов выбора поставщика добавляется то, что Котлер назвал «гул голосов» (по-русски это называется «молва»). «Молва всегда права» - в случае влияния отзывов потребителей это совершенно точно. Практически все потенциальные потребители больше всего доверяют мнениям потребителей, которые уже используют даный товар (услугу). Чем более сложен товар и чем более длительный срок его использования, тем больше внимания уделяют потенциальные корпоративные потребители изучению отзывов. Здесь имеет значение и время применения («уже шесть лет успешно использует...» - всегда вызывает больше доверия, чем «в прошлом месяце мы приобрели...»), и уровень цитируемой персоны - руководитель крупного предприятия, влиятельное лицо в масштабах всей России в своей отрасли, конечно, предпочтительнее, чем аспирант, пока не имеющий практического опыта. Для России особенно важна репутация «из уст в уста», которая циркулирует в среде специалистов. Опыт показывает, что в случаях возникновения особо сложных узкоспециализированных вопросов даже конкуренты, не колеблясь, обращаются к известным экспертам отрасли.
Именно для сферы
B2B особое внимание следует уделить
тщательности проработки имиджа компании
в целом во всех корпоративных
материалах, таких как отчеты, проспекты
и т.п. Каждый элемент маркетинга
доверяйте проверенным
Терминология
Поскольку в составе закупочных центров имеются специалисты разного профиля (например, финансовый директор, главный технолог, главный конструктор, руководитель сервисной службы и т.п.), в проспектах компании и в процессе переговоров необходимо следить за терминами, не допуская использования узкопрофессионального жаргона одной подгруппы, который может быть непонятен кому-то из другой подгруппы закупочного центра потенциальных заказчиков. Такая ситуация может вызвать отрицательные эмоции, которых маркетологи стараются избегать. Незабываемый пример: лицо солидного финансового директора в момент, когда начинающий менеджер фирмы-поставщика произнес «такая фича», имея в виду «отличительную черту» предлагаемого продукта. Рекомендую также обращать внимание на употребление иностранных слов как в проспектах и других корпоративных материалах, так и в процессе переговоров. Если иностранные термины необходимы, рекомендуется в скобках указать перевод, а в процессе переговоров сразу назвать русский эквивалент. Избегайте чрезмерно специализированных деталей; необходимо использование понятных для ЦГ ассоциаций и терминов. Даже если иностранные термины непонятны только одному участнику переговоров, это все равно необходимо - ведь решение принимается коллегиально, так что важен позитивный настрой всех участников. Используйте графические образы и термины, которые будут понятны всем представителям целевой группы.
В одном из опросов интернета обсуждался вопрос о том, какая реклама привлекает внимание.
Не удивительно, что одним из наиболее популярных ответов был такой: «оригинальная». Это, безусловно, остается верным и для B2B, ведь специалисты закупочного центра предварительно проводят знакомство с массой информационно-рекламных материалов многих конкурентных поставщиков. Банальные, повторяющиеся слоганы и графические образы сделают Вашу фирму неотличимой среди множества других фирм.
В маркетинге B2B особенно бросаются в глаза даже самые мелкие недочеты маркетологов. Тем более заметны общие дефекты: вторичность идей, а иногда даже прямой плагиат корпоративных материалов. Например, снижает впечатление о компании корпоративный проспект компании, который полностью копирует фирменный стиль, тексты и рисунки поставщиков. В таком случае у потенциальных потребителей возникает закономерный вопрос: «Что же особенно хорошего может предложить нам компания, которая даже рисунки копирует у других?»
Например, фотография
альпинистов, которые штурмуют вершину,
подавая друг другу руки, без всяких
изменений повторяющихся в
Информация о работе Анализ факторов маркетинговой среды ОАО «Сарансккабель»