Большая часть коммерческих проектов
электронного типа - это интернет-проекты.
Обычно говорят об «узлах электронной
коммерции». Обычно эти проекты требуют
особой системы управления. Можно
попробовать дать обобщающую неранжированную классификацию
интернет-проектов (элементы могут пересекаться).
- Интернет-магазины по продаже «материального продукта». Могут быть как универсальными, так и специализированными. Как особый вариант - специальные магазины для совершения сделок с предпринимателями (организациями).
- Интернет-магазины по продаже программного обеспечения, сетевых услуг, онлайновых консультаций и т.п. С некоторой долей условности сюда можно отнести и интернет-магазины, торгующие книгами, методическими материалами.
- Профессиональные «узлы электронной коммерции», связанные с биржевой и аналогичной торговлей (включая обмен валют, инвестирование, в том числе в ценные бумаги й т.п.). Обычно предполагают общение контрагентов по высоконадежным защищенным каналам. В последнее время появились сервисы для небольших организаций и граждан, которые через «местных» посредников могут принять участие в профессиональной торговле. Риск при этом в основном возлагается на самих инвесторов.
- Узлы электронной коммерции по продаже путевок, заказу платных услуг (места в ресторанах и т.п.), бронированию мест в гостиницах и т.п.
- Интернет-аукционы.
- Проекты, продвигающие что-то. Обычно говорят о маркетинговых интернет-площадках или просто PR-кампаниях разной продолжительности.
- Системы по размещению рекламы.
- Интернет-трансляции (в том числе определенных мероприятий).
- Web-телевидение (для России пока не очень актуально), FM-Интернет радио, IР-телефония и т.п.
- Продажа музыки, клипов, фильмов и иного контента, получение которого возможно через Интернет.
- Продажа и заказ (последнее для РФ более актуально) билетов (на определенные мероприятия, на поездки на транспорте и т.п.).
- Платные и бесплатные (но с рекламой) справки.
- Платные и бесплатные (с рекламой) чаты.
- Использование платежных систем одновременно в онлайне и оффлайне. Использование электронных торговых рядов.
- Венчурные проекты, в том числе и чисто интернетовские.
- Новостные проекты, универсальные или специализированные. Могут включать «платные» и «бесплатные» новости и сервисы. «Бесплатные» новости обычно даются либо в урезанном виде, либо не в реальном времени, а с временным лагом и сопровождаются большим количеством рекламы.
- Образовательные проекты. Могут предполагать как самообразование (в духе хобби или просто без получения документов об образовании; платное или бесплатное образование с сопутствующими услугами), так и платное образование с получением соответствующих документов об образовании. Проекты могут пользоваться спонсорской поддержкой (например, в обмен на включение спонсорской рекламы и т.п.). Пока такие проекты представлены у нас не так широко, как на Западе.
- Проекты по проведению электронных государственных закупок в Интернете. Могут быть международными или ограничиваться национальными рамками.
- Иные проекты.
Конечно, вышеприведенная классификация не является ни полной,
ни всеобъемлющей. «За бортом» остались
многие проекты, например чисто новостные
и аналитические, по поддержке пользователей
ПО, сервисные, включая почтовые сервисы
и т.п. Авторы постарались провести классификацию
только проектов, коммерчески значимых
для развития «новой экономики».