Знаковые способы презентации информации в рекламе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 08:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является осуществление попытки представить рекламу с точки зрения ее знакового своеобразия.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать понятие «знак», разобраться с сущностью, свойствами знаков; классифицировать и структурировать знаки;
- проанализировать теорию Ч. Пирса
- произвести семиотический анализ рекламного текста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Знаки, их сущность и свойства 5
1.1 Понятие «знак». Характеристики и аспекты знака. Теория Ч.Пирса 5
1.2 Свойства и функции знака 8
1.3. Структура и классификация знаков 10
Глава 2. Семиотический анализ рекламного сообщения 15
Заключение 20
Список использованной литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по семиотике.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

 

 

              ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский государственный  университет водных коммуникаций»

___________________________________________________________

 

Кафедра Межкультурных  коммуникаций

 

 

 

 

Курсовая работа

 

по курсу  «Семиотические модели рекламы»

 

 

на тему «Знаковые  способы презентации информации в рекламе»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент гр. Р-21

Быховец Н.О.

Проверил:  ассистент

Есаулова Е.Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт- Петербург

2012

     

Оглавление

 

 

 

 

  •  

                                                           

                                                          

                                                

                                                    

     

     

     

     

     

     

     

                                                     

    Введение

                

    Семиотика –  наука о знаках, которая является фундаментальной базой для изучения всех аспектов рекламы, поскольку знаковый характер любой рекламы не вызывает сомнения. Изучение таких основных понятий семиотики, как текст, знак, интерпретация, символ и т. д. служат как для составления грамотного рекламного сообщения, так и для адекватного прочтения готового рекламного продукта.

    Семиотика, обращенная к рекламному тексту, тесно связана  с эстетической составляющей рекламы. Так как эстетическая функция привносится в рекламу через ее знаковые функции, поэтому семиотика и эстетика в данном случае неразрывно связаны как две стороны одного явления1.

    Реклама оказывает  влияние на поведение людей, формируя определенный образ жизни. Она закрепляет в сознании потребителя некий набор ценностей, идеалов, стереотипов и предпочтений и тем самым оказывает регулятивное воздействие на жизнь различных социальных групп.

    Целью данной курсовой работы является осуществление попытки представить рекламу с точки зрения ее знакового своеобразия.

    Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

    - проанализировать понятие  «знак», разобраться с сущностью,  свойствами знаков; классифицировать  и структурировать знаки;

    - проанализировать теорию  Ч. Пирса

    - произвести семиотический анализ рекламного текста.

    Объектом исследования является многообразие знаковых способов презентации информации в рекламе.

    Предметом исследования курсовой работы выступает реклама с использованием различных знаков.

    Методы  исследования:

    - анализ литературы по теме работы;

    - качественный  анализ;

    - сравнительный  анализ.

    Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Глава 1. Знаки, их сущность и свойства

    • 1.1 Понятие «знак». Характеристики и аспекты знака. Теория Ч.Пирса

     

    Со знаками, составляющими семиотические тексты, человек встречается в тех  многочисленных случаях, когда вместо одного предмета, явления, действия используется другой материальный факт, замещающий ту или иную реалию. Действительность воспринимается человеком не только непосредственно, но и в значительной степени опосредованно, с помощью различных знаков, а в отношениях между людьми знаки играют первостепенную роль.

    Можно представить  любой будничный день обычного человека: звонок будильника – знак подъема, его циферблат – знак времени, светофор – дорожный знак, покупка билета в транспорте – денежные знаки и знак права на проезд, кивок головой приятелям в институте и рукопожатия с друзьями – знаки приветствия различной степени близости, звонок на занятие – знак начала учебы и т. д. Почти каждый момент нашей жизни является знаковым, хотя мы никогда в реальной жизни не задумываемся об этой знаковости.

    Согласно Ч. Пирсу, любой знак имеет три основные характеристики2:

    1) материальную оболочку;

    2) обозначаемый  объект;

    3) правила интерпретации,  устанавливаемые человеком.      

    Исходя из этих трех характеристик, сформулировано множество  определений знака. В частности, знак определяется как двусторонний материальный факт, замещающий какой-либо предмет и используемый человеком для восприятия, хранения, передачи и преобразования информации об обозначаемом предмете. Знак отражает и преломляет другую действительность, поэтому он может или искажать эту действительность, или быть ей верным, или воспринимать ее под определенным

    углом зрения и  т. д. 3

    Это определение  знака сводится к трем аспектам.

    1. Знак всегда  обладает чувственно воспринимаемой  формой, иначе говоря, форма знака  всегда материальна, т. е. в  отличие от какого-либо идеального объекта, не оставляющего следов, которые можно реально зафиксировать, форма знака должна быть воспринята человеческими чувствами и может быть зафиксирована на каких-либо материальных носителях. Это может быть какой-либо оптический образ, т. е. то, что воспринимается зрительно (название книги, дорожный знак, цвет числа в календаре), акустический образ – то, что слышится или произносится (сказанное слово, сирена тревоги, свисток судьи), тактильный образ – то, что воспринимается кожей – тактильно или, иначе, осязательно (рукопожатие, шрифт Брайля, поцелуй), обонятельный образ – ощущение запаха (запахи дорогих духов, столовой, цветов), вкусовое ощущение – то, что воспринимается языком (вкус перца, соли, сладкого и др.). Как видим, чувственно воспринимаемая форма знака охватывает все пять типов ощущений, принятых в психологии: зрение, обоняние, вкус, осязание, слух.

    2. Воспринимая  форму знака, мы в подавляющем  большинстве случаев (если нет  специальной задачи обратить  внимание на форму) не думаем  о ней, не задумываемся над тем, например, каким шрифтом напечатано слово или насколько мелодичен звук гонга. Пока форма не мешает нам постигать содержание знака, пока она оптимальна, удобна и незаметна для восприятия, до тех пор нам важно практическое значение знака, его содержание. Однако если текст, например, набран некачественной, «слепой» печатью, мы, естественно, обратим внимание не только на содержание текста, но и на эту некачественную форму. Как и в обратном случае – вычурный, нестандартный шрифт также будет объектом нашего незапланированного внимания. Но в большинстве случаев нас интересует не форма знака, а то, о чем она сообщает – предмет, явление, процесс, идея. Форма знака, таким образом, служит для представления о чем-то (для передачи содержания), для замещения чего-то. Например, рекламируемый на обложке журнала тюбик зубной пасты замещает саму реальную зубную пасту данной марки и дает представление о качествах и внешнем виде данной пасты, а уже упоминавшийся звонок будильника дает представление о времени и замещает собой это время, показывая его на своем циферблате.

        1. Замещая или представляя нечто отличное от своей формы, знак тем самым сообщает информацию. Это позволяет говорить о том, что отсутствует в момент речи, и видеть отсутствующее. Тем самым устраняются пространственные и временные границы, которые без знака были бы непреодолимы. Например, рассматривая такой изобразительный знак как пещерные рисунки каменного века, мы преодолеваем многовековую отдаленность от той эпохи благодаря этим изображениям гениальных первобытных художников, сохранившимся до наших дней, и получаем важную информацию о том времени. Или, рассматривая такой знак, как картина И. Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван», мы получаем информацию, которую картина, будучи знаком, сохранила в себе на долгие столетия: уникальные события далекого пятнадцатого века, реальные люди, ставшие персонажами изображения сохранены для нас именно потому, что есть возможность воплотить давнюю российскую историю в таком материальном предмете, каким является картина. Конечно, для сохранения для нас такой информации, отдаленной во времени, в виде картины, должен действовать еще такой нюанс, как качество самой картины: необходимым условием является уникальность, «высококлассность» полотна и личность художника. Если картина написана на среднем или низком уровне, если художник слаб, то, как бы ни была важна информация, заключенная в картине, она непременно затеряется, забудется и не дойдет до потомков, так же, как имя ее создателя. Так же, как временные, с помощью знака устраняются и пространственные границы: можно сказать и о сохранении информации, отдаленной от нас в пространстве.
    • 1.2 Свойства и функции знака

     

    В качестве знаков могут использоваться различные  материальные явления, но для того, чтобы стать знаками, они должны иметь определенные свойства.

    Общепринятое  свойство знака – его способность замещать, что-либо обозначая. Мы уже говорили о тюбике рекламируемой пасты, замещающем настоящий тюбик и обозначающем высококачественную реальную пасту. Качества замещения и обозначения свойственны любому знаку.

    Другое существенное его свойство – коммуникативность, т. е. способность выступать средством связи между людьми, средством общения. Это естественное и неотъемлемое свойство знака, поскольку знак должен быть передан какому-либо лицу от какого-либо лица, иначе он лишается своей знаковости. Например, любое рекламное сообщение выступает средством связи производителя данного продукта с потенциальным потребителем; светофор на перекрестке «общается» с пешеходами и водителями, предписывая и тем, и другим соблюдать определенные правила езды и перехода; денежные знаки являются средством и способом общения покупателя с продавцом и т. д. Из коммуникативной функции знака вытекает, что знак социален, т. е. существует только в обществе и для общества.

    Важнейшим свойством  знака является его способность обобщать, так как знаки обычно отражают наиболее существенную сторону предмета. Например, графическое обобщенное изображение ножа и вилки на автотрассе означает, что поблизости есть столовая и здесь можно к ней свернуть. Нет никакой необходимости подробно рисовать супы, блинчики и шашлык, чтобы проезжающий получил информацию о столовой. То же можно сказать об изображении кренделя при входе в булочную (в булочной продаются не только кренделя) или сапога – над обувной мастерской (где чинят не только сапоги).

    Благодаря тому, что знаки являются элементами знаковой системы, одним из свойств знака  является системность. Любая система предполагает наличие хотя бы двух элементов, находящихся друг с другом в связях и отношениях и образующих некое целое. То же можно сказать о знаках. Если знак не находится в системе с другими знаками, он не воспринимается как знак. Например, существует целая система морских сигналов, нотная система, система естественного языка (алфавит), химическая система элементов и многое другое. Даже кажущиеся на первый взгляд отдельные знаки рекламы на самом деле тесно связаны или с однотипными, или с противоположными знаками, что тоже образует систему. Например, реклама крема «Черный жемчуг» должна выгодно выделять этот крем среди других косметических кремов в большом количестве рекламируемых на телевидении и в журналах. Все преимущества данного крема будут заметны именно на фоне других, представляющих систему косметических средств и т. д.

    Следующая характерная  особенность знаков – их преднамеренное, сознательное использование людьми в определенных целях. Если какой-либо предмет воспринимается человеком случайно, эпизодически – это не знак. Звонок по мобильному телефону преднамеренно раздается именно потому, что владелец телефона должен распознать знак звонка и взять трубку; циферблат часов не случайно показывает определенное правильное время – если он будет показывать любое время, он перестанет быть знаком.

    Ценность и  значимость любого знака не абсолютна, а определяется конкретной ситуацией его употребления. Один и тот же знак вызывает различную реакцию у людей в зависимости от времени, места и цели его использования. На основании этого можно выделить еще одно свойство знака – ситуативность его значения. Знак становится актуален тогда, когда человек в нем нуждается.44 Например, нам очень важен знак сапога над дверью обувной мастерской, когда у нас сломался каблук; но если необходимости в обувной мастерской нет, мы не обратим внимания на знак сапога, а если и обратим, то тут же о нем забываем – у нас нет в нем потребности. Знак с обобщенным изображением чашки с дымящимся кофе выступает для нас знаком именно в той ситуации, когда мы хотим перекусить, но не релевантен, когда этого желания нет.

    Обязательное  свойство знака – его воспроизводимость.

    Это означает, что  в акте коммуникации знак не создается  впервые, а повторяется, т. е. воспроизводится, уже существуя до того. То или  иное явление должно прочно войти  в обиход, чтобы стать знаком. Впервые возникнув, знаком оно не является. Мы должны не раз услышать звук сирены скорой помощи (как он воспроизводится), чтобы знать, что она означает. Когда этот звук возник, население должно было обучаться какое-то время значению этого сигнала, после чего он занял прочное знаковое место.

    • 1.3. Структура и классификация знаков

     

    Знак является единством формы, представляющей некоторый  предмет, и информации о нем. Говоря о представлении замещаемого  предмета, нужно уточнить, что речь идет не о самом предмете, а именно о представлении, некоем типичном образе предмета. Например, за графической последовательностью (формой) «яблоко» стоит не конкретное, реальное яблоко, которое можно сорвать, разрезать, съесть, а обобщенное представление, некоторое типичное яблоко, яблоко «вообще». Этот типичный образ – представитель класса предметов (в данном случае – множества всех мыслимых яблок) – называется денотат.

    Существует  множество классификаций знаков. Общепризнанной и наиболее полной до сих пор считается классификация, данная основателем семиотики Чарльзом Пирсом еще во второй половине 19 века. Основание его классификации – взаимоотношение знака и его объекта. Это отношение (синонимично используются также термины: форма и денотат, знак и предмет, знак и референт, означающее и означаемое и пр.) служит основой для выделения трех базовых в семиотике типов знаков:

    Информация о работе Знаковые способы презентации информации в рекламе