Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 20:08, курсовая работа
Цена, как и деньги, является фундаментальной экономической категорией, возникшей и сформировавшейся в процессе разделения общественного труда, развития товарного производства и обмена товаров.
Цена - это одна из важнейших экономических категорий.
Введение
Глава1 Цена как категория рыночного хозяйства
1.1 Условия возникновения рыночного хозяйства
1.2Сущность и функции цены
1.3 Система цен и их классификация
Глава2 Значение цен в рыночной экономике
2.1 Цены в условиях рынка
2.2 Место и роль цен в управлении предприятием
Заключение
Список использованной литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава1 Цена как категория рыночного хозяйства
1.1 Условия возникновения рыночного хозяйства
1.2Сущность и функции цены
1.3 Система цен и их классификация
Глава2 Значение цен в рыночной экономике
2.1 Цены в условиях рынка
2.2 Место и роль цен в управлении предприятием
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Цена, как и деньги, является фундаментальной экономической категорией, возникшей и сформировавшейся в процессе разделения общественного труда, развития товарного производства и обмена товаров.
Цена - это одна из важнейших экономических категорий. Товары являются объектом операций купли-продажи, т. е. товары имеют общественную ценность. Общественная ценность, представленная в денежном эквиваленте, является ценой товара.
Сущность цены определяется двумя основными теориями.
Основы первой теории - стоимостной теории цены - были заложены В. Петти, А. Смитом и Д. Риккардо. Стоимостная теория цены была последовательно разработана К. Марксом в рамках его учения об абстрактном труде как объективной субстанции стоимости. Согласно данной теории товар имеет стоимость и цену.
Стоимость представляет собой реализованный в товаре общественно полезный труд, причем труд должен соответствовать средним для рассматриваемого периода условиям, производительности и интенсивности. Каждый отдельный товар представляет собой результат труда, соответственно обладает определенной стоимостью, которая делает все товары качественно однородными, т. е. сопоставимыми и соизмеримыми.
Причем в рамках стоимостной теории цены труд, воплощенный в товарах, также становится качественно однородным, абстрактным трудом.
Величины абстрактного труда, отражающиеся в стоимости товара, можно сравнивать. Посредством сравнения стоимостей товара, а следовательно, и величин абстрактного труда, устанавливаются объективные пропорции обмена и купли-продажи товаров.
Цена согласно теории К.Маркса представляет собой денежное выражение стоимости товара. Цена может быть не тождественна стоимости.
В стоимостной теории цены четко различаются понятия цены и стоимости. Стоимость представляет собой объективную основу цены.
Вторая теория утверждает, что цена определяется суммой финансовых затрат при самом оптимальном способе использования ресурсов производства. Причем рыночная цена товара определяется не столько в зависимости от финансовых затрат производителя, сколько в зависимости от непосредственной оценки этих затрат с точки зрения полезности самим покупателем. Цена представляет собой самостоятельную, независимую внестоимостную величину, в определении которой главную роль играет оценка покупателя, а не финансовые затраты производителя. Цена не зависит от стоимости.
На каждом этапе развития общества цена играла и играет важную роль в решении производственных, экономических, социальных и политических задач. Она также значительно влияет на экономическую систему. Цена регулирует как отдельные акты покупки и продажи товаров, так и экономические процессы в целом, включая производство, распределение, обмен и потребление благ, оказание услуг. С помощью цен предприятия измеряют и контролируют затраты труда и результаты производства, стимулируют рост и совершенствование производства, а также улучшают структуру воспроизводства и распределение ресурсов. Цена представляет собой мощный рычаг управления экономикой и. орудие конкурентной борьбы, важный экономический инструмент для самофинансирования.
Определение цены является одной из труднейших задач, стоящих перед любым предприятием. И именно цена предопределяет успехи предприятия – объемы продаж, доходы, получаемую прибыль.
Глава1 Цена как категория рыночного хозяйства
1.1. Условия возникновения рыночного хозяйства
Важнейшими условиями возникновения рынка являются общественное разделение
труда и специализация. Первая из этих категорий означает, что в любом более
или менее многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не
может жить за счет полного само обеспечения всеми производственными
ресурсами, всеми экономическими благами. Различные группы производителей
занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности. Это и означает
специализацию в производстве тех или иных благ и услуг. Специализация, в свою
очередь, определяется принципом сравнительного преимущества, т. е.
способностью производить продукцию при относительно меньшей альтернативной
стоимости. Эта категория является одним из центральных понятий в
экономической теории. Производители обладают разными навыками, умением, по-
разному обеспечены ограниченными ресурсами. Например, два человека, А и В,
производят обувь и платья. Субъект А за месяц может изготовить 2 пары обуви
или сшить 4 платья. Производитель В соответственно 4 пары обуви или 16
платьев. Альтернативная стоимость одной пары обуви субъекта А равна двум
платьям; у субъекта В альтернативная стоимость пары обуви равна четырем
платьям. Относительно меньшая альтернативная стоимость (издержки упущенных
возможностей) производства обуви у производителя А. Следовательно, ему
следует полностью сосредоточиться (специализироваться) на производстве
обуви, другому производителю целесообразнее специализироваться на
производстве платьев, так как именно это благо имеет относительно меньшую
альтернативную стоимость у производителя В. Принцип сравнительного
преимущества объясняет как процессы специализации в рамках отдельного
предприятия, так и в международных масштабах.
Условием возникновения рынка является и так называемая экономическая
обособленность субъектов рыночного хозяйства. Ведь обмениваются благами,
созданными на основе общественного разделения труда и специализации, полностью
независимые, автономные в принятии хозяйственных решений производители.
Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает,
что производить, как производить, кому и где продавать созданную продукцию.
Адекватным правовым режимом состоянию экономической обособленности является
режим частной собственности. На последнем выводе необходимо остановиться
подробнее.
Может ли вообще возникнуть рынок какого-либо товара, если в обществе отсутствуют
«правила игры», наделяющие субъектов хозяйства теми или иными правомочиями из
«пучка прав»? Кто станет специализироваться, например, на производстве
картофеля с целью последующего обмена его на другую необходимую продукцию,
если по закону земельный участок в любое время может быть конфискован в пользу
государства или других лиц; производитель картофеля лишен права на доход
(должен бесплатно сдавать продукцию государству); не существует права продажи
и наследования земельного участка и т.д. Конечно, можно заставить производить
картофель силой, путем принуждения, но тогда мы не можем говорить о рынке, ибо
перед нами будет пример иерархической системы хозяйства. «Рынки могут
существовать только для продуктов, права собственности на которые могут легко
устанавливаться, реализовываться и передаваться» .
Для возникновения
рынка какого-либо продукта
издержек. Допустим, вы решили заняться выпечкой пирожных у себя дома с
целью их последующей продажи на самых оживленных точках вашего города. Однако
необходимо получить разрешение сан-эпидемстанции на подобную деятельность;
лицензию от муниципалитета; вероятно, придется платить дань рэкетирам, если
речь идет о нынешних российских условиях и т.п. Если все эти трансакционные
издержки, по предварительным расчетам, окажутся выше предполагаемого дохода,
то рынок пирожных так и не будет создан. Таким образом, трансакционные издержки
определяют условия и границы рыночной деятельности.
И, наконец, важным условием возникновения рынка является свободный обмен
ресурсами. Ведь общественное разделение труда, специализация и обмен могут
существовать и в иерархических системах, где Центр определяет, кому и что
производить, кому и с кем обмениваться произведенной продукцией. Только
свободный обмен, существующий в спонтанных (стихийных) порядках, позволяет
сформироваться свободным ценам, которые и будут подсказывать хозяйственным
агентам наиболее эффективные направления их деятельности.
Характерные черты рыночного хозяйства
Категории товарное производство и рыночное хозяйство относятся к
характеристике типов организации производства и общественного хозяйства,
которые определяют экономические формы богатства общества. Эволюция типов
общественного хозяйства подчинена определенным объективным закономерностям,
они уже давно выявлены классической экономической наукой. А. Смит в своей
работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.)
раскрыл причины возникновения товарных отношений и товарного производства.
Сто лет спустя эти причины были систематизированы Л.Вальрасом в «Элементах
чистой политической экономии», в частности, в его теории обмена и теории
производства.
Тип общественного хозяйства, в первую очередь, зависит от формы связи
производства и потребления как способа разрешения исходного противоречия
общественного труда. Принято различать натуральное хозяйство, товарное
(рыночное) хозяйство и
сознательно регулируемое
Натуральное хозяйство явилось самой элементарной формой организации
экономики. Для него характерно производство продуктов лишь для
удовлетворения собственных потребностей людей. В натуральном хозяйстве
главные проблемы организации экономики, касающиеся вещественной стороны дела.
решаются наиболее просто: что и как производить, для кого делать -- это
определяют собственники, работники хозяйства, ориентируясь на
внутрихозяйственное потребление. Чертами натурального хозяйства выступают
замкнутость, универсальный труд, прямые экономические связи. Общество состоит
из массы разрозненных хозяйств (семей, общин, поместий, хозяйственных
регионов), каждое из которых опирается на собственные ресурсы производства и
обеспечивает себя всем необходимым для жизни. Натуральное хозяйство было
свойственно прошлым, доиндустриальным этапам истории человечества. Но оно не
исчезло окончательно и все еще распространено в развивающихся странах:
тенденция к натурализации производства может проявляться и у современных
промышленных и сельскохозяйственных предприятий, объединений, регионов, в
результате чего сворачиваются экономические связи с другими звеньями
экономики. Отдельные государства могут проводить хозяйственную политику под
названием автаркия, когда тенденция к натурализации распространяется на все
общество.
Смена натурального хозяйства товарным производством, в котором доминирует
специализация производителей на производстве какого-либо одного товара,
происходит в результате развития производительных сил и общественного
разделения труда.
Принципиальной особенностью общественного труда (научной абстракции. выражающей
подход к труду как к процессу, осуществляемому в масштабе общества)
является его осуществление в системе общественного разделения труда. которое
предполагает специализацию производителей на производстве какого-либо продукта
или услуги.
По своему историческому развитию различают: разделение труда по полу и
возрасту — это естественное общественное разделение труда; выделение
скотоводческих племен — это первое в истории крупное общественное разделение
труда: второе крупное общественное разделение труда -~ отделение ремесла от
сельского хозяйства и третье крупное общественное разделение труда ~"
выделение купечества. Любое углубление разделения труда приводит, с одной
стороны. к появлению новых отраслей и тем самым к расширению многообразия
потребностей и способов их удовлетворения, а с другой стороны — ведет к
усилению взаимосвязей производителей. Таким образом, с развитием разделения
труда развивается и сам общественный труд. разнообразятся его формы,
разрешаются противоречия общества в необходимости удовлетворения возрастающих
потребностей при наличном объеме общественного труда.
По мере развития производительных сил общественное разделение труда
углубляется. Расширяется и база товарных отношений. Однако на начальных
этапах становления общества общественное разделение труда было развито
слабо, технический уровень производства находился на крайне низкой
технической ступени. В связи с этим товарные отношения развивались медленно и
хозяйство оставалось преимущественно натуральным. Хотя товарное производство
возникло в период разложения первобытнообщинного строя и получило
значительное распространение в «азиатском», античном и феодальном обществах,
в каждом из них оно существовало в виде своего экономического уклада, роль и
значение которого возрастали по мере развития товарных отношений, подрывая
условия существования патриархального хозяйства. После промышленной
революции конца XVIII — середины XIX вв. большинство товаров стало
производиться уже не вручную, а с помощью машин. Резко увеличилось
количество товаров. реализуемых на рынках. Купля и продажа охватили не
только продукты, но и факторы производства. Предметом торговли стали машины и
оборудование, а также земельные участки, которые раньше в основном