Инновационные социальные технологии, квазитехнологии и антитехнологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2015 в 16:38, реферат

Краткое описание

В XXI веке стратегической перспективой и основной тенденцией устойчивого и динамичного социально-экономического прогресса государств становится социально ориентированное развитие – изменения в политике, экономике и общественных отношениях, ориентированные на расширяющееся воспроизводство социального и человеческого потенциала.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……….........3
Понятие инновации, социальной технологии. Их признаки……………….....4
Типологизация технологий. Квазитехнологии……………………………….10
Инновационные технологии в экономике…………………………………..12
Заключение…………………………………………………………….....................…19
Список используемой литературы……………………….………………………..…20

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 43.15 Кб (Скачать файл)

По сферам общественной жизни: экономические; политические; социальные; духовно-нравственные; экологические; социокультурные; управленческие.

По уровням социологического знания: макросоциологические; мезосоциологические; микросоциологические.

По уровням управления: глобальные; континентальные; национальные; региональные; местные; трудовых ассоциаций.

По назначению: учебные; информационные; правоохранительные; ресурсосберегающие.

Личностные: самореализации; самообразования; самовоспитания; самоадаптации; самовыражения и др.

По характеру действия: стратегические; тактические; оперативные.

По времени действия: долгосрочные; среднесрочные; краткосрочные.

По степени социального развития объекта: низкая степень – технологии 1-го уровня; средняя степень технологии 2-го уровня; высокая степень технологии 3-го уровня.

По уровню эффективности: высокоэффективные; среднеэффективные; низкоэффективные.

По методам: прогнозирование; социодиагностика; моделирование; проектирование; планирование; социальный контроль.

По направленности: разрушительные; созидательные; традиционные; инновационные; квазитехнологии.

Социальные технологии, являясь связующим звеном между социологической теорией и методологией, с одной стороны, и социальной практикой – с другой, обеспечивают научно обоснованный выбор оптимальных способов воздействия субъектов управления на объект с целью создания благоприятных условий жизнедеятельности людей. Если социальные технологии строятся на недостаточно выверенной базе данных социальных наук и социальной статистики и трудно проверяемых прогнозах, то в таких случаях правомерно говорить о квазитехнологиях.

Различие между подлинной технологией и квазитехнологией, по мнению П. Ленжьела, проводится по двум критериям. Подлинная технология – есть продукт закрытых, изолированных систем и пользуется абсолютным преимуществом. Не соблюдая технологии производства, невозможно получить искомый результат с такой же эффективностью каким-либо другим путем. Квазитехнология социальных наук действует в совершенно другой форме. Ее функционирование обычно нацелено на изменение или исправление определенных условий, чтобы придать процессу нужное направление или определить такое направление. Этот критерий можно обозначить как предсказуемость.

Инновационные, традиционные, социальные технологии, квазитехнологии и антитехнологии раскрывают уровень научности в управлении социальными процессами, показывают востребованность науки в обществе, ее независимый статус, концептуальную и интеллектуальную власть. Если суть научно-технического прогресса составляют наукоемкие высокие технологии, то уровень социального прогресса определяется наличием наукоемких социальных технологий.

 

  1. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ

 

Несмотря на то, что термин «инновация» сегодня не нов, его много раз произносят сегодня и при этом подчеркивают его некоторое почти бытовое значение. Управленцы и экономисты предприятий и учреждений оперируют этим термином, стараясь подчеркнуть свою экономическую грамотность, но в реальности мало кто ясно представляет – что же все-таки стоит за этим словом. Для чего требуется инновации на предприятии, как они протекают и какие приемы и процессы требуются для инноваций?

Инновация, в нашем понимании, – это такое изменение в первоначальной структуре производственной системы, которое приводит к возникновению качественного нового ее состояния. Поэтому условимся в дальнейшем считать, что инновация – это целевое изменение в функционировании предприятия (учреждения) как системы.

Основоположник экономического описания инноваций Й. Шумпетер, впервые выделил пять типов нововведений:

  1. Использование новой техники или новых технологий производства и / или сбыта.
  2. Внедрение новой продукции с новыми свойствами.
  3. Использование нового сырья.
  4. Изменения в организации производства и управления предприятием.
  5. Появление новых рынков сбыта.

Несмотря на такое разнообразие инноваций, сегодня существует достаточно мощный инструмент создания, внедрения и поддержки нововведений. Это маркетинг.

Маркетинг способствует инновационному процессу через изменения в организационной структуре и управленческих процедурах и методах. Поэтому первым по значимости нововведением следует считать организационные и управленческие изменения (вся дальнейшая работа будет посвящена инновациям в сфере управления и организации).

В общих чертах инновационный процесс состоит из трех этапов:

  • разработка – выдвижение инициативы, предложения, идеи или проекта возможного решения какой-либо проблемы, который после проработки выльется в инновацию;
  • внедрение – научно-техническая, экспериментальная или организационная деятельность, целью которой является начало инновации и поддержание необходимого хода ее протекания;
  • распространение – использование уже однажды освоенной инновации в новых условиях или местах применения.

Несмотря на указанную последовательность указанных этапов, такое расположение часто становится нерентабельным с точки зрения фактора времени. Поэтому их уплотнение по степени выполнения в параллельном режиме становится насущной потребностью. Перекрытие указанных этапов, их наложение друг на друга позволяет выполнять ускорение разработки, внедрения и распространения инноваций, постановки всего процесса на долговременную основу как бы в «конвейерном» режиме.

Этот режим невозможен без учета жизненного цикла продукции (либо инновации). Дело в том, что ускорение научно-технического прогресса сокращает время полезного использования и получения экономического эффекта от внедрения инноваций. Часто такие изменения происходят не последовательно, а спонтанно, скачкообразно, что не позволяет использовать традиционные методы анализа и прогнозирования.

Жизненный цикл продукции (инновации) отражает количественные изменения потребностей (спроса) и состоит из пяти этапов:

  1. внедрение продукции;
  2. рост производства в соответствии с растущей потребностью;
  3. зрелость продукции;
  4. насыщение потребностей;
  5. снижение потребности под влиянием повышения требований либо внедрения других инноваций.

Рассмотрим содержание отдельных фаз подробнее:

1. Внедрение  инноваций связано с информированием  потенциальных потребителей о  технико-экономических свойствах  продукции через маркетинг, рекламу  и сбытовую деятельность. Одновременно  идет учет и быстрая реакция  на замечания, опыт и предложения  потребителей по поводу выпущенной  продукции (инновации);

2. Рост  производства наступает в результате  устоявшегося спроса на продукцию, когда произошло определение  всех требуемых ее характеристик, отработаны производственные и  сбытовые процессы, налажен послепродажный  сервис;

3. Зрелость  продукции наступает в период  расширения сбыта, интенсификации  и улучшения отдельных элементов  производственных, сбытовых и управленческих  процессов;

4. Насыщение  является «началом» кризиса продукции, вызванное ее технико-экономическими  параметрами. Она быстро устаревает  и перестает отвечать запросам  потребителей, растет их давление  с целью добиться качественных  улучшений в характеристиках  либо снижения цены;

5. Сокращение  характеризуется значительными  трудностями со сбытом. В уже  обкатанном производстве это  ведет к чрезмерному росту  запасов и, в конце концов, к  неизбежной остановке.

Классификация инноваций с точки зрения их структурной характеристики следующая:

Инновации на «входе» в предприятие как систему. Это предполагает целевое качественное или количественное изменение в выборе и использовании материалов, сырья, оборудования, информации, т.е. производственных ресурсов.

Инновации «на выходе» из предприятия как системы. Целевое качественное или количественное изменение результатов хозяйственной деятельности предприятия, например, выпускаемых изделий, услуг, технологий (иначе говоря производственного продукта).

Инновации структуры предприятия как системы. Это может быть целевое изменение в производственных, обслуживающих и вспомогательных процессах, причем как по качеству или количеству, так и по организации и способу обеспечения.

Кроме того, существует классификация инноваций по отдельным сферам деятельности предприятия:

  • технологические инновации, направленные на создание новой продукции, технологий и материалов;
  • производственные инновации, ориентированные на расширение производственных мощностей, диверсификацию производственной деятельности и изменение соотношения мощности производственных единиц;
  • экономические инновации, обращенные на изменения методов и способов хозяйствования, снижение издержек производства, улучшение конечных финансовых результатов;
  • торговые инновации, которые направлены на модификацию в торговой деятельности, в ценовой политике, предложение сопутствующих торговых услуг, расширение системы и методов сбыта продукции;
  • социальные инновации, связанные с улучшением условий и характера труда, социального обеспечения, психологического климата и внутренних взаимоотношений;
  • инновации в области управления, предполагают улучшение организационной структуры, стиля и методов принятия решений, использование новых средств обработки информации.

Довольно часто в практике ведущих развитых стран для определения инноваций применяется следующая простая схема ответов на вопросы:

  • что производится?
  • как производится?
  • для кого производится?

В зависимости от ответов на них формируется та ил иная классификация инноваций, с точки зрения того, что они изменяют на предприятии.

Как правило – это предполагает четыре основных вида инноваций:

  • инновации продукции;
  • инновации процессов (технологические);
  • инновации персонала (человеческого фактора);
  • инновации управленческой деятельности.

Основу инновационной политики на промышленных предприятиях ведущих отраслей создают инновации продукции. Это залог их конкурентоспособности и экономического роста. Но главным по значимости считаются управленческие инновации, так как именно человек является носителем управленческой деятельности, главной движущей силой реализации инноваций как формы (организации), так и методов, способов и средств управленческой работы.

Необходимо подчеркнуть, что на предприятии не существуют изолированные инновации. Они, как правило, взаимосвязаны друг с другом и проводятся либо последовательно либо параллельно. Внедрение и проведение инноваций в одной сфере деятельности предприятия так или иначе затрагивает другие сферы и приводит к внедрению инноваций в них.

Здесь необходимо остановиться на качественной стороне инновационного процесса. Это можно сделать на основе «порядковой» классификации, включающей в себя восемь ступеней:

Инновации нулевого порядка (регенерирование первоначальных свойств) – изменение, с целью сохранить и обновить существующие функции производственной системы или ее части.

Инновации первого порядка (изменение количества) – простое целевое приспособление к количественным требованиям при сохранении функций производственной системы или ее части.

Инновации второго порядка (перегруппировка или организационное изменение) – простые организационные передвижки для обеспечения лучшей организации производственной системы или ее части.

Инновации третьего порядка (адаптационные изменения) – изменения, вызванные взаимным приспособлением элементов производственной системы, ведущие к повышению эффективности ее в целом.

Инновации четвертого порядка (новый вариант) – частичные функциональные изменения в рамках производственной системы или ее части, возникновение «вариантов» с новыми полезными свойствами или измененными параметрами.

Инновации пятого порядка (новое «поколение») – изменение большинства или всех первоначальных свойств производственной системы, с сохранением базовой структурной концепции.

Инновации шестого порядка (новый «вид») – качественной изменение функциональных свойств производственной системы или ее части, с модификацией первоначальной концепции.

Информация о работе Инновационные социальные технологии, квазитехнологии и антитехнологии