Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2015 в 16:38, реферат
В XXI веке стратегической перспективой и основной тенденцией устойчивого и динамичного социально-экономического прогресса государств становится социально ориентированное развитие – изменения в политике, экономике и общественных отношениях, ориентированные на расширяющееся воспроизводство социального и человеческого потенциала.
Введение…………………………………………………………………..……….........3
Понятие инновации, социальной технологии. Их признаки……………….....4
Типологизация технологий. Квазитехнологии……………………………….10
Инновационные технологии в экономике…………………………………..12
Заключение…………………………………………………………….....................…19
Список используемой литературы……………………….………………………..…20
По сферам общественной жизни: экономические; политические; социальные; духовно-нравственные; экологические; социокультурные; управленческие.
По уровням социологического знания: макросоциологические; мезосоциологические; микросоциологические.
По уровням управления: глобальные; континентальные; национальные; региональные; местные; трудовых ассоциаций.
По назначению: учебные; информационные; правоохранительные; ресурсосберегающие.
Личностные: самореализации; самообразования; самовоспитания; самоадаптации; самовыражения и др.
По характеру действия: стратегические; тактические; оперативные.
По времени действия: долгосрочные; среднесрочные; краткосрочные.
По степени социального развития объекта: низкая степень – технологии 1-го уровня; средняя степень технологии 2-го уровня; высокая степень технологии 3-го уровня.
По уровню эффективности: высокоэффективные; среднеэффективные; низкоэффективные.
По методам: прогнозирование; социодиагностика; моделирование; проектирование; планирование; социальный контроль.
По направленности: разрушительные; созидательные; традиционные; инновационные; квазитехнологии.
Социальные технологии, являясь связующим звеном между социологической теорией и методологией, с одной стороны, и социальной практикой – с другой, обеспечивают научно обоснованный выбор оптимальных способов воздействия субъектов управления на объект с целью создания благоприятных условий жизнедеятельности людей. Если социальные технологии строятся на недостаточно выверенной базе данных социальных наук и социальной статистики и трудно проверяемых прогнозах, то в таких случаях правомерно говорить о квазитехнологиях.
Различие между подлинной технологией и квазитехнологией, по мнению П. Ленжьела, проводится по двум критериям. Подлинная технология – есть продукт закрытых, изолированных систем и пользуется абсолютным преимуществом. Не соблюдая технологии производства, невозможно получить искомый результат с такой же эффективностью каким-либо другим путем. Квазитехнология социальных наук действует в совершенно другой форме. Ее функционирование обычно нацелено на изменение или исправление определенных условий, чтобы придать процессу нужное направление или определить такое направление. Этот критерий можно обозначить как предсказуемость.
Инновационные, традиционные, социальные технологии, квазитехнологии и антитехнологии раскрывают уровень научности в управлении социальными процессами, показывают востребованность науки в обществе, ее независимый статус, концептуальную и интеллектуальную власть. Если суть научно-технического прогресса составляют наукоемкие высокие технологии, то уровень социального прогресса определяется наличием наукоемких социальных технологий.
Несмотря на то, что термин «инновация» сегодня не нов, его много раз произносят сегодня и при этом подчеркивают его некоторое почти бытовое значение. Управленцы и экономисты предприятий и учреждений оперируют этим термином, стараясь подчеркнуть свою экономическую грамотность, но в реальности мало кто ясно представляет – что же все-таки стоит за этим словом. Для чего требуется инновации на предприятии, как они протекают и какие приемы и процессы требуются для инноваций?
Инновация, в нашем понимании, – это такое изменение в первоначальной структуре производственной системы, которое приводит к возникновению качественного нового ее состояния. Поэтому условимся в дальнейшем считать, что инновация – это целевое изменение в функционировании предприятия (учреждения) как системы.
Основоположник экономического описания инноваций Й. Шумпетер, впервые выделил пять типов нововведений:
Несмотря на такое разнообразие инноваций, сегодня существует достаточно мощный инструмент создания, внедрения и поддержки нововведений. Это маркетинг.
Маркетинг способствует инновационному процессу через изменения в организационной структуре и управленческих процедурах и методах. Поэтому первым по значимости нововведением следует считать организационные и управленческие изменения (вся дальнейшая работа будет посвящена инновациям в сфере управления и организации).
В общих чертах инновационный процесс состоит из трех этапов:
Несмотря на указанную последовательность указанных этапов, такое расположение часто становится нерентабельным с точки зрения фактора времени. Поэтому их уплотнение по степени выполнения в параллельном режиме становится насущной потребностью. Перекрытие указанных этапов, их наложение друг на друга позволяет выполнять ускорение разработки, внедрения и распространения инноваций, постановки всего процесса на долговременную основу как бы в «конвейерном» режиме.
Этот режим невозможен без учета жизненного цикла продукции (либо инновации). Дело в том, что ускорение научно-технического прогресса сокращает время полезного использования и получения экономического эффекта от внедрения инноваций. Часто такие изменения происходят не последовательно, а спонтанно, скачкообразно, что не позволяет использовать традиционные методы анализа и прогнозирования.
Жизненный цикл продукции (инновации) отражает количественные изменения потребностей (спроса) и состоит из пяти этапов:
Рассмотрим содержание отдельных фаз подробнее:
1. Внедрение
инноваций связано с
2. Рост
производства наступает в
3. Зрелость
продукции наступает в период
расширения сбыта, интенсификации
и улучшения отдельных
4. Насыщение
является «началом» кризиса
5. Сокращение характеризуется значительными трудностями со сбытом. В уже обкатанном производстве это ведет к чрезмерному росту запасов и, в конце концов, к неизбежной остановке.
Классификация инноваций с точки зрения их структурной характеристики следующая:
Инновации на «входе» в предприятие как систему. Это предполагает целевое качественное или количественное изменение в выборе и использовании материалов, сырья, оборудования, информации, т.е. производственных ресурсов.
Инновации «на выходе» из предприятия как системы. Целевое качественное или количественное изменение результатов хозяйственной деятельности предприятия, например, выпускаемых изделий, услуг, технологий (иначе говоря производственного продукта).
Инновации структуры предприятия как системы. Это может быть целевое изменение в производственных, обслуживающих и вспомогательных процессах, причем как по качеству или количеству, так и по организации и способу обеспечения.
Кроме того, существует классификация инноваций по отдельным сферам деятельности предприятия:
Довольно часто в практике ведущих развитых стран для определения инноваций применяется следующая простая схема ответов на вопросы:
В зависимости от ответов на них формируется та ил иная классификация инноваций, с точки зрения того, что они изменяют на предприятии.
Как правило – это предполагает четыре основных вида инноваций:
Основу инновационной политики на промышленных предприятиях ведущих отраслей создают инновации продукции. Это залог их конкурентоспособности и экономического роста. Но главным по значимости считаются управленческие инновации, так как именно человек является носителем управленческой деятельности, главной движущей силой реализации инноваций как формы (организации), так и методов, способов и средств управленческой работы.
Необходимо подчеркнуть, что на предприятии не существуют изолированные инновации. Они, как правило, взаимосвязаны друг с другом и проводятся либо последовательно либо параллельно. Внедрение и проведение инноваций в одной сфере деятельности предприятия так или иначе затрагивает другие сферы и приводит к внедрению инноваций в них.
Здесь необходимо остановиться на качественной стороне инновационного процесса. Это можно сделать на основе «порядковой» классификации, включающей в себя восемь ступеней:
Инновации нулевого порядка (регенерирование первоначальных свойств) – изменение, с целью сохранить и обновить существующие функции производственной системы или ее части.
Инновации первого порядка (изменение количества) – простое целевое приспособление к количественным требованиям при сохранении функций производственной системы или ее части.
Инновации второго порядка (перегруппировка или организационное изменение) – простые организационные передвижки для обеспечения лучшей организации производственной системы или ее части.
Инновации третьего порядка (адаптационные изменения) – изменения, вызванные взаимным приспособлением элементов производственной системы, ведущие к повышению эффективности ее в целом.
Инновации четвертого порядка (новый вариант) – частичные функциональные изменения в рамках производственной системы или ее части, возникновение «вариантов» с новыми полезными свойствами или измененными параметрами.
Инновации пятого порядка (новое «поколение») – изменение большинства или всех первоначальных свойств производственной системы, с сохранением базовой структурной концепции.
Инновации шестого порядка (новый «вид») – качественной изменение функциональных свойств производственной системы или ее части, с модификацией первоначальной концепции.
Информация о работе Инновационные социальные технологии, квазитехнологии и антитехнологии