Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в экономику Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 17:09, курсовая работа

Краткое описание

В своей курсовой работе я пытался объяснить понятие инвестиций, их факторы, нестабильность инвестиций. Я сделал попытку дать характеристику формирования и направлений развития инвестиционной политики Республики Беларусь, найти пути повышения инвестиционной привлекательности страны.
План построен по общности тем в пунктах. В первом пункте описаны понятие, сущность, функции инвестиций, а также даны некоторые факты об инвестиционной политике. Во втором пункте дана характеристика инвестиционной политики в РБ, трудности в её осуществлении.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

1. Инвестиции: понятия, факторы, нестабильность инвестиций…………...4
1.1. Сущность инвестиций и их формы………………………………..4
1.2. Источники инвестиций……………………………………………..8
1.2.1. Внутренние источники инвестиций………………………8
1.2.2. Внешние источники инвестиций………………………...11

2. Инвестиционая деятельность в Республике Беларусь и проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь
2.1. Иностранные инвестиции и успешные инвестиционные
проекты в Республике Беларусь ……………………………………….15
2.2. Препятствия на пути привлечения иностранных инвестиций. Инвестиционный климат Республики Беларусь……………………………..21
2.3. Деятельность СЭЗ на территории Республики Беларусь………...29

Заключение……………………………………………………………………..31
Библиография…………………………………………………………………..34

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 75.04 Кб (Скачать файл)

Объем сбережений в стране непосредственно влияет на объем инвестиций в стране. Уже было отмечено, что инвестиции представляют собой расходы на приобретение оборудования, зданий и жилья, которые в будущем выразятся в подъеме производительной мощи всей экономики. Когда общество сберегает часть своего текущего дохода, это означает, что часть производства может быть направлена не на потребление, а на инвестиции.

Чаще всего сберегатели (вкладчики) и инвесторы принадлежат к разным экономическим группам. Когда семья откладывает часть своего дохода, она помещает свои деньги в банк. Банк одалживает эти деньги компании, желающей осуществить капиталовложения. В этом случае вкладчики (отдельные граждане) и  инвесторы (предприятия) связаны через финансового посредника (банк).

Иногда вкладчики и инвесторы представляют собой одно и то же лицо. Если предприятие сберегает часть своей прибыли и использует ее на покупку нового станка, оно одновременно и сберегает и инвестирует деньги. Иногда компания сберегает свою прибыль за счет увеличения банковских вкладов. Банк затем одалживает эти деньги другой компании, желающей сделать капиталовложения. В закрытой экономике объем сбережений точно соответствует объему инвестиций. Какая часть национального дохода сберегается, такая часть и может быть инвестирована. Таким образом, можно сказать, что в закрытой стране внутренние инвестиции равны внутренним сбережениям.

Когда страна входит в мировую финансовую систему, складывается не столь однозначная ситуация. Если некая белорусская компания желает сделать капиталовложение, она может занять необходимые средства, как в белорусском, так и в зарубежном банке. Рассмотрим, какие же существуют внутренние источники инвестиций.

Прибыль как источник инвестиций

Недостаток финансовых ресурсов предприятия пытаются восполнить за счет повышения цен на свою продукцию. В начале 90-х годов все увеличение  прибыли  в  народном хозяйстве определялось ценовым фактором. Однако, увеличивая цены, предприятия сталкиваются со спросовыми ограничениями, приводящими к проблемам с реализацией продукции, и, как следствие, к спаду производства.  Это может поставить на грань банкротства многие предприятия.

Правительством принимаются меры, которые облегчат предприятиям формирование необходимых финансовых ресурсов для производственного развития, тем более что сегодня они являются одним из основных источников  капиталовложений в экономику. В Республике Беларусь с 1 января 1993 года действует решение о полном освобождении от налога прибыли, направляемой на инвестиции. Это служит хорошим стимулом к усилению инвестиционной активности.

Амортизационные отчисления

Амортизационные отчисления - это капитальная стоимость, отделившаяся от своего материального носителя (зданий, сооружений, оборудования, аппаратуры и т.д.) изначально являющуюся капиталом уже находящимся в кругообороте и обороте предприятия. Амортизационные отчисления направлены на восстановление средств производства, которые изнашиваются в процессе использования при производстве товаров. Ещё пару лет назад в Республике Беларусь амортизационные отчисления терялись из-за инфляции (инфляция в своё время практически девальвировала этот источник капиталовложений), поэтому для самоинвестирования предприятия использовали средства, необходимые для выплаты долгов по зарплате, налогов и прочего, что отражается на социальной сфере. Рост стоимости основных фондов предприятий и их амортизационных отчислений пропорционально темпам инфляции позволяет увеличить источники собственных средств для финансирования капиталовложений. Поэтому одной из важных мер по повышению внутренней инвестиционной активности стала антиинфляционная защита амортизационного фонда путем регулярной индексации балансовой стоимости основных средств, правда, с 01.01.1999 года данная практика приостановлена. Чтобы восстановить инвестиционный характер амортизационного фонда, необходимо провести реформу амортизационной политики и системы кругооборота и оборота амортизационного фонда.

Бюджетное финансирование

Дефицит государственного бюджета не позволяет рассчитывать на решение инвестиционных проблем за счет централизованных источников финансирования. При ограниченности бюджетных ресурсов как потенциального источника инвестиций  государство вынуждено перейти от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию. Ужесточается контроль за целевым использованием льготных кредитов. Для обеспечения гарантий возврата кредита внедряется система залога имущества в недвижимости, в частности земли. Государственные централизованные вложения обычно направляют на реализацию ограниченного числа республиканских программ, создание особо эффективных структурообразующих объектов, поддержание республиканской инфраструктуры, преодоление последствий стихийных  бедствий, чрезвычайных ситуаций, решение наиболее  острых социальных и экономических проблем.

Банковский кредит

Долгосрочное кредитование, особенно в условиях развивающегося предпринимательства, могло бы стать одним из важных источников инвестиций. Нет необходимости говорить о важности долгосрочных кредитов для развития производства в Беларуси, которое находится в не самом лучшем состоянии. Долгосрочные банковские кредиты в первую очередь направлены на решение стратегических целей в экономике. Они способствуют постепенному увеличению производства и, как следствие, общему подъему экономики страны. Такие кредиты могли бы выдаваться банками в первую очередь на решение социальных программ под гарантии правительства, однако долгосрочные банковские кредиты невыгодны в условиях инфляции.

Средства населения

Привлечение средств населения в инвестиционную сферу путём продажи акций приватизированных предприятий и инвестиционных фондов, в частности, могло бы рассматриваться не только как источник капиталовложений, но и как один из путей защиты личных сбережений граждан от инфляции. Стимулировать инвестиционную активность населения можно путем установления в инвестиционных банках более высоких по сравнению с другими банковскими учреждениями процентных ставок по личным вкладам, привлечение средств населения на жилищное строительство, предоставление гражданам, участвующим в инвестировании предприятия, первоочередного права на приобретение его продукции по заводской цене и т.п. Для притока сбережений населения на рынок капитала необходима широкая сеть посреднических финансовых организаций - инвестиционных банков и фондов, страховых компаний, пенсионных фондов, строительных обществ и др. Однако важно по возможности обеспечить защиту тем, кто готов вкладывать свои деньги в фондовые ценности, установив строгий государственный контроль за предприятиями, претендующими на привлечение средств населения.

Основным фактором, влияющим на состояние внутренних возможностей финансирования капиталовложений, является финансово-экономическая нестабильность. Тем не менее недостаточность внутреннего инвестиционного потенциала можно считать относительной.

 

 

1.2.2. Внешние источники  инвестиций

 

Проблема состоит в стимулировании эффективного притока иностранного капитала. В этой связи встает два вопроса: во-первых, в какие сферы приток должен быть ограничен, а во-вторых, в какие отрасли и в каких формах следует в первую очередь его привлекать. Иностранный капитал может привлекаться в форме частных зарубежных инвестиций - прямых и портфельных, а также в форме кредитов и займов. Под прямыми инвестициями принято понимать капитальные вложения в реальные активы (производство) в других странах, в управлении которыми  участвует инвестор. Инвестиции могут считаться прямыми, если иностранный инвестор владеет не менее чем 25% акций предприятия, или их контрольным пакетом, величина которого может варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от распределения акций среди акционеров.

Прямые зарубежный инвестиции - это нечто большее, чем простое финансирование капиталовложений в экономику, хотя само по себе это крайне необходимо Беларуси. Прямые зарубежные инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня белорусских предприятий. Размещая свой капитал в Беларуси, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы организации — производства и прямой выход на мировой рынок.

Рассмотрим причины, подталкивающие иностранного предпринимателя к инвестированию, а также шаги государства, предпринимаемые для стимулирования инвестиции по каждому из них. Такое решение обуславливается широким спектром мотиваций, как например:

1.   Политика правительства принимающей страны по отношению к иностранным инвестициям. Государственный аппарат должен на своём уровне отыскивать меры по предоставлению инвесторам благоприятных условий для работы в стране.

2.   Географические условия принимающей страны. Необходимо, чтобы правительство проводило глубокий анализ потенциальных возможностей для производства, услуг, зависящих от местоположения страны, её соседей, сырьевых ресурсов, туристических возможностей.

3.   Стремление получить более высокую норму прибыли, благодаря использованию разницы в национальных уровнях затрат производства. Изучая условия инвестирования в странах-«конкурентах» на рынке инвестиций, государство должно пытаться создать внутри страны условия для развития производства, выгодно отличающиеся от условий в других странах.

4. Распределение и перераспределение  производства товаров между зарубежными  филиалами, в зависимости от хозяйственной  конъюнктуры отдельных стран.

5.   Перевод из страны в страну производства и сбыта товаров по мере их общего освоения, чтобы как можно дольше сохранить “молодость” продукции.

6.   Подведение финансовой базы под разнообразия схемы международной специализации и кооперирования, обеспечивающие комплексное решение задач по размещению и взаимодополнению отраслей.

 

  Государству необходимо  проводить грамотную денежно-финансовую  политику, для того, чтобы инвестору  было удобно проводить обновление, изменение производства. Также помогать  разрабатывать планы, как внутреннего  размещения производства, так и  мирового распределения,  пытаясь поставить своё государство в наиболее выгодную позицию.

7.   Доступ к техническим, технологическим, управленческим нововведениям, к торговым маркам, знакам и пр. Маневрирование затратами на научно-исследовательские и наукоемкие работы путем размещения их в самых передовых научных центрах и лабораториях за рубежом.

 

  В государстве нужно  создать гибкую систему, поощряющую  использование новейших технологий. Также нужны развитые и признанные  в мире центры разработки, тестирования, стандартизации, патентирования и  популяризации высоких технологий.

8.   Экономия на транспортных затратах и на обходе таможенных барьеров. В соответствии с этой потребностью инвесторов, необходима разработка оптимальных налогов и пошлин на импорт-экспорт продукции и материалов.

9.   Стабильность прибыли за счет игры на различиях в хозяйственной конъюнктуре отдельных отраслей и стран; в научно-технической политике правительств, торгово-политических  режимах, в валютном и налоговом законодательстве.

10.  Учет социального климата в принимающих странах, стабильность  их экономики и политических режимов. Государство в целом должно быть развитым, здесь уже невозможно действовать только экономическими методами. Политические лидеры обязаны заботится о развитии государства в целом: и о его экономике, и о культуре, науке, авторитете в мире.

В каждый конкретный промежуток времени могут доминировать одни факторы (или группа их) над другими (рецессивными); может, также, расширяться их спектр в соответствии с новыми формами  иностранного инвестирования (например, в зависимости от типа инвесторов и цели осуществления инвестирования).

Для стран, обладающих капиталом, для инвестирования в экономики других стран существует довольно интересный вопрос об ограничении оттока прямых инвестиций.

Ответить на вопрос, нужно ли ограничивать отток инвестиций из страны базирования, довольно сложно. Подойти к решению можно в четыре этапа:

1) Провести обследование  ясных и видимых результатов  стандартного статического анализа уровня благосостояния.

2) Установить, насколько выводы  об уровне благосостояния зависят от того, как оценивается национальная принадлежность зарубежного инвестора.

3) Установить, каковы специальные  связи многонациональной фирмы  с международными рынками.

4) Рассмотреть экономические  аргументы выгодности для страны  налогообложения вывоза капитала  в форме прямых инвестиций

Страна базирования инвестора в целом выигрывает, потому что выгоды для самих инвесторов больше, чем потери рабочих и других категорий лиц в стране базирования. Ну а принимающая страна так же остается в выигрыше, потому что выигрыш для рабочих и других категорий лиц больше, чем потери для инвесторов принимающей страны, вынужденных конкурировать с притоком управленческих и финансовых активов из страны базирования.

Потери, которые несут трудящиеся и другие слои в стране базирования, требуют своего объяснения. Представители организованного рабочего движения в США и Канаде вели энергичную борьбу против свободы североамериканских компаний организовывать производственные филиалы, например, в Мексике, утверждая, что это экспорт рабочих мест из США и Канады. В основе своей, их протест справедлив, хотя косвенным образом прямые зарубежные инвестиции создают некоторое количество рабочих мест в США и Канаде. Свобода перемещения за рубеж производства и рабочих мест из страны базирования особенно характерна для тех компаний, которые сталкиваются с сильными отраслевыми профобъединениями в стране базирования. Но трудящиеся являются не единственной группой, которая теряет от роста прямых зарубежных инвестиций. Налогоплательщики в целом также оказываются в менее выигрышном положении, поскольку прибыли многонациональной компании сложнее облагать налогом, и правительство вынуждено либо перекладывать недополученную сумму налоговых поступлений на других плательщиков, либо сокращать финансируемые им социальные программы. В этом случае пострадавшие налогоплательщики похожи на лендлордов, теряющих поступление ренты из-за эмиграции арендаторов.

Информация о работе Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в экономику Республики Беларусь