Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в экономику Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 17:09, курсовая работа

Краткое описание

В своей курсовой работе я пытался объяснить понятие инвестиций, их факторы, нестабильность инвестиций. Я сделал попытку дать характеристику формирования и направлений развития инвестиционной политики Республики Беларусь, найти пути повышения инвестиционной привлекательности страны.
План построен по общности тем в пунктах. В первом пункте описаны понятие, сущность, функции инвестиций, а также даны некоторые факты об инвестиционной политике. Во втором пункте дана характеристика инвестиционной политики в РБ, трудности в её осуществлении.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

1. Инвестиции: понятия, факторы, нестабильность инвестиций…………...4
1.1. Сущность инвестиций и их формы………………………………..4
1.2. Источники инвестиций……………………………………………..8
1.2.1. Внутренние источники инвестиций………………………8
1.2.2. Внешние источники инвестиций………………………...11

2. Инвестиционая деятельность в Республике Беларусь и проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь
2.1. Иностранные инвестиции и успешные инвестиционные
проекты в Республике Беларусь ……………………………………….15
2.2. Препятствия на пути привлечения иностранных инвестиций. Инвестиционный климат Республики Беларусь……………………………..21
2.3. Деятельность СЭЗ на территории Республики Беларусь………...29

Заключение……………………………………………………………………..31
Библиография…………………………………………………………………..34

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 75.04 Кб (Скачать файл)

Тем не менее, несмотря на все потери трудящихся и налогоплательщиков в стране базирования, выгоды самих инвесторов намного больше и превосходят все эти потери. Если страна базирования состоит только из трудящихся, налогоплательщиков и инвесторов, все равно в целом будет отмечен чистый выигрыш для страны базирования.

Таким образом, для страны базирования явно вырисовываются три количественных результата.

1) Непосредственные рыночные  результаты ПЗИ благоприятны  для страны базирования, если инвесторы рассматриваются как принадлежащие этой стране.

2) Результат будет обратным, если мнение инвесторов не  принимается во внимание в  стране базирования.

3) Существуют политические  и экономические изъяны свободного  оттока прямых инвестиций из  страны, что предполагает ограничение  внешнего инвестирования; однако  степень этого ограничения весьма  неопределенна.

А должна ли принимающая страна ограничивать прямые инвестиции?

Последствия ПЗИ для принимающей страны, «плюсы» и «минусы» политики ограничений симметричны по форме решения соответствующих вопросов в стране базирования.

Во-первых, как отмечено выше, принимающая страна в целом выигрывает от притока инвестиций. Трудящиеся и поставщики, обслуживающие новые предприятия с зарубежным капиталом, наряду с местными и федеральным правительствами, получающими налоги, выигрывают больше, чем теряют конкурирующие местные инвесторы.

Во-вторых, в принимающей стране, как и в стране базирования, должны быть хорошо осознаны возможные осложнения взаимоотношений зарубежного инвестора с местным политическим окружением. Многонациональные фирмы могут организовать давление со стороны влиятельного правительства страны базирования и вовлечь принимающую сторону в конфронтацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ  ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 

 

 

2.1. ИНОСТРАННЫЕ  ИНВЕСТИЦИИ И УСПЕШНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ  ПРОЕКТЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

«Привлечение инвестиций, как внутренних, так и внешних, необходимых для стабильного развития страны, является одной из ключевых задач правительства Беларуси» - заявил премьер-министр Сергей Сидорский 21 сентября этого года на проходившем в Москве инвестиционном форуме, проходящем в рамках Международного конгресса «ЕвразЭс – деловой мир». А потребность национальной экономики в инвестициях до 2010 года глава белорусского правительства оценивает в 34 – 40 млрд. долларов США.. [13]

За годы независимости в Республику Беларусь вложено около $3,45 млрд. иностранного капитала. Значительная часть этого объема приходится на кредиты иностранных государств и международных финансовых организаций, полученные под гарантии правительства. В 2003 году в Беларусь поступило более 1,3 млрд. долларов иностранных инвестиций, что почти в 2 раза превышает объем 2002 года. Вместе с тем 90% иностранных инвестиций поступили в виде кредитных ресурсов, а в основной капитал направлено только 150 млн. долларов иностранных капвложений.

По состоянию на 1 января 2004 года в Беларуси действуют 3 461 предприятие с иностранными инвестициями и 2 183 иностранных предприятий из более чем 80 стран мира, которые за прошедший год перечислили в бюджет около 700 млрд. руб. налогов и сборов, что составляет 7,3% от общих поступлений в бюджет. Совокупный вклад иностранных инвесторов в уставные фонды таких организаций составляет около $550 млн., в том числе в 2003 году привлечено $60 млн. Основные страны-инвесторы — Швейцария, Россия, Великобритания, Германия, США. Инвесторы этих стран вложили в экономику республики в 2003 году около 85% всех прямых инвестиций. Прямых инвесторов в республике привлекает промышленная сфера. Сюда — прежде всего в химическую отрасль, а также в машиностроение и металлообработку — в 2003 году направлено более 60% всех вкладов в уставный капитал. В транспорт вложено около 10% перечислений в уставные фонды. Совместные и иностранные компании по некоторым показателям вносят существенный вклад в развитие белорусской экономики. Они обеспечивают рабочими местами до 10% занятого населения республики и выпускают 10% ВВП страны. Совместные и иностранные организации активно осуществляют внешнеторговую деятельность, обеспечивая свыше 15% национального экспорта и около 20% республиканского импорта. Наибольшее количество предприятий с иностранными инвестициями функционирует в г. Минске, Минской и Брестской областях. [9]

Поступление иностранных инвестиций 
в экономику Республики Беларусь в 2002-2003 годах 
по основным странам-инвесторам

(тыс. долларов США)

50 основных стран-инвесторов

Годы

2002

2003

всего

в % к итогу

всего

в % к итогу

 

 

 Всего

722 172,7

100,00

1 306 457,0**

100,00

 

 

 Динамика в % к 2002 г.

 

 

 

 

180,9

 

 

 

 

 в том числе по странам:

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Швейцария

2 047,6

0,28

361 995,4

27,71

2.

Россия

75 678,9

10,48

250 151,8

19,15

3.

Австрия

73 275,5

10,15

112 669,5

8,62

4.

Виргинские острова (Брит.)

89 704,7

12,42

86 088,8

6,59

5.

Германия

74 553,3

10,32

82 163,6

6,29

6.

США

78 223,8

10,83

48 263,5

3,69

7.

Нидерланды

4 675,2

0,65

46 828,5

3,58

8.

Великобритания

105 256,0

14,57

45 163,6

3,46

9.

Кипр

66 455,9

9,20

43 556,9

3,33

10.

Панама

49,0

0,01

27 457,7

2,10

11.

Латвия

6 716,2

0,93

22 474,1

1,72

12.

Италия

1 161,3

0,16

21 895,1

1,68

13.

Польша

4 131,4

0,57

19 919,3

1,52

14.

Швеция

51 077,8

7,07

19 540,0

1,50

15.

Чешская Республика

50 662,2

7,02

15 736,4

1,20

16.

ЮАР

0

0,00

14 217,9

1,09

17.

 

 Хорватия

0

0,00

11 818,5

0,90

18.

Украина

51,5

0,01

11 019,3

0,84

19.

Кувейт

 

 

0,00

10 372,3

0,79

20.

Литва

1 696,0

0,23

7 596,8

0,58

21.

Лихтенштейн

2 448,1

0,34

7 008,8

0,54

22.

Сейшельские острова

0

0,00

5 299,2

0,41

23.

Словения

479,7

0,07

4 886,7

0,37

24.

Тайвань

0,2

0,00

3 449,1

0,26

25.

Финляндия

128,5

0,02

2 769,6

0,21

26.

Сент- Винсент и Гренадины

2 112,6

0,29

2 577,6

0,20

27.

Канада

1 350,4

0,19

2 315,6

0,18

28.

Багамские острова

346,7

0,05

1 946,2

0,15

29.

Эстония

4 159,6

0,58

1 931,4

0,15

30.

Израиль

802,4

0,11

1 883,6

0,14

31.

Тунис

0

0,00

1 452,0

0,11

32.

Ливан

2 833,5

0,39

1 324,7

0,10

33.

Дания

230,4

0,03

1 153,7

0,09

34.

ОАЭ

0

0,00

939,2

0,07

35.

Венгрия

4,8

0,00

909,9

0,07

36.

Кыргызстан

1 776,8

0,25

824,1

0,06

37.

Словакия

3 391,9

0,47

720,4

0,06

38.

Бельгия

53,9

0,01

681,2

0,05

39.

Гибралтар (Брит.)

791,2

0,11

664,9

0,05

40.

Куба

15,0

0,00

652,4

0,05

41.

Люксембург

50,1

0,01

598,5

0,05

42.

Ливия

0

0,00

573,4

0,04

43.

Франция

846,7

0,12

422,0

0,03

44.

Югославия

232,5

0,03

372,4

0,03

45.

Турция

10 801,3

1,50

333,2

0,03

46.

Маршаловы острова

0

0,00

308,4

0,02

47.

Сент-Китс и Невис

0

0,00

307,5

0,02

48.

Ирландия

1133,9

0,16

182,0

0,01

49.

Испания

2,0

0,00

147,5

0,01

50.

Болгария

87,4

0,01

137,9

0,01

* за основу очередности  расположения пятидесяти стран  принят объем поступления иностранных  инвестиций (по убыванию) в общем  объеме иностранных инвестиций  за 2003 год, по этой причине в  таблицу не попали Австралия, Китай, Норвегия, Португалия и др.

** в общую сумму поступления  иностранных инвестиций включаются  по методике Министерства статистики  прямые иностранные инвестиции, портфельные и прочие.

Примечание: Источник [8]

Система льгот и преференций

Преимущество такой организации хозяйственной деятельности для зарубежного партнера состоит в получении дополнительных преференций.

К основным из них относятся:

1. Освобождение в течение  трех лет от уплаты налога  на прибыль от производственной  деятельности. В случае, если такие организации производят особо важную для республики продукцию, ставка налога на прибыль уменьшается на 50% еще на срок до трех лет.

2. Освобождение от уплаты  таможенной пошлины и налога  на добавленную стоимость при  ввозе на территорию республики  основных средств, предназначенных  для формирования уставного фонда.

3. Безлицензионные экспорт  продукции собственного производства  и импорт продукции для собственного  производства.

4. Свободное распоряжение  полученной выручкой в иностранной  валюте от экспорта продукции  собственного производства после  уплаты налогов и других обязательных  платежей.

5. Свобода при выборе  поставщиков товаров и установлении  цен на продукцию собственного  производства.

6. Сохранение правового  режима в течение 5 лет с момента государственной регистрации организации с иностранными инвестициями вне зависимости от изменений в законодательстве Республики Беларусь.

Успешные инвестиционные проекты

«Многие бизнесмены по достоинству оценили действующее в Беларуси инвестиционное законодательство – сказал премьер-министр Республики Беларусь Сергей Сидорский 21 сентября текущего года – Республика Беларусь – одна из немногих стран, принявшая Инвестиционный кодекс, устанавливающий государственные гарантии прав собственности, защиты инвестиций. Работа над совершенствованием инвестиционного законодательства продолжается». [13]

Среди успешно работающих на белорусском рынке организаций с иностранным капиталом следует отметить СП "Бакко Бисов", СП "МАЗ-МАН" и др. 
СП "Бакко Бисов" — единственный производитель биметаллических ленточных пил промышленного назначения для металлообработки и деревообработки на территории СНГ. Производственная программа СП "Бакко Бисов" включает биметаллические ленточные пилы различных типоразмеров. Для нужд организаций стран СНГ предприятие производит 10% продукции, остальная часть экспортируется на европейский рынок. В СП "Бакко Бисов" с 1999 года инвестировано около $4 млн. иностранного капитала. В последние годы постоянно происходит модернизация и наращивание объемов производства. Планируемый годовой объем производства на 2004 год составляет 2 млн. м. биметаллических ленточных пил, объем выручки от реализации продукции — $3,4 млн. В настоящее время на предприятии работает 90 человек. Ежегодный товарооборот этой фирмы составляет приблизительно $340 млн. Компания имеет 2500 служащих и действует в более чем 40 странах мира. Благодаря высокому качеству производимая компанией продукция пользуется устойчивым спросом среди профессиональных пользователей. Компания контролирует весь цикл — от фундаментальных исследований в процессе развития и производства продукции до ее реализации. "Бакко Групп" регулярно внедряет инновации, которые помогают потребителям повышать качество работы.

Совместное белорусско-германское предприятие ЗАО "МАЗ-МАН" создано в 1998 году с целью производства современных большегрузных автомобилей для региональных и международных перевозок. Учредителями предприятия являются немецкий автомобильный концерн МАN Nutzfahrzeuge AG, г. Мюнхен, минский автомобильный завод РУП "МАЗ", ЗАО АКБ "Инфобанк" и др. 
Руководителям СП "МАЗ-МАН" представилась возможность на практике реализовать новые технологии организации производства, применив западные концепции в отечественных экономических условиях. Немецкая сторона активно участвует в процессе реализации данного проекта, передавая опыт в построении бизнеса, ноу-хау, поддерживая техническое развитие предприятия, внедряя новые подходы в сфере организации производства. Немецкие специалисты передают свой опыт в области создания гибких производственных и управленческих технологий. 
Производственные мощности завода рассчитаны на выпуск до 3 000 автомобилей в год. На производственных площадях располагаются современно оборудованный сборочный цех, складские помещения, площадка для хранения готовой продукции, а также административное здание. На предприятии в настоящее время занято около 140 человек.

СП "МАЗ-МАN" стало первым в Республике Беларусь отечественным производителем седельных тягачей европейского класса, соответствующих требованиям европейских правил и директив, в том числе правилам ЕЭК ООН по нормам, регулирующим уровень выхлопа и шумности. В настоящее время завод производит также самосвалы МАЗ-МАN 651668 с колесной формулой 6x4, автомобили-шасси МАЗ-МАN 630368 с колесной формулой 6x4, бортовые автомобили-тягачи с колесными формулами 6x4 и 6x2. На базе указанных моделей освоен ряд модификаций — таких, как автомобили для перевозки опасных грузов, в северном и тропическом исполнениях, для эксплуатации в тяжелых дорожных и климатических условиях и т.д. Разработаны также технические опции для повышения технико-эксплуатационных параметров автомобилей в зависимости от конкретных условий эксплуатации. За время своей деятельности предприятие произвело свыше 700 единиц автомобильной техники. Основными регионами сбыта являются страны СНГ. С 2002 года осуществлены первые поставки в регионы Ближнего Востока.

Автомобили МАЗ-МАN представляют на рынке качественно новый уровень техники, производимой в Республике Беларусь, соответствующей всем действующим и перспективным европейским требованиям. Перед СП "МАЗ-МАN" стоят задачи по освоению автомобилей МАЗ-МАN самого различного направления, увеличению производства автомобилей до 600 единиц в год, модернизации производственных мощностей, усовершенствованию контроля качества продукции, выходу на рынки дальнего зарубежья (Африка, Азия, Западная Европа).

Информация о работе Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в экономику Республики Беларусь