Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 21:57, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является более углубленное изучение взаимодействия предприятия с внешней средой, исследование основных факторов, влияющих на поведение организации.
В ходе изучения данной темы, необходимо решить следующие задачи:
изучить основные понятия и характеристики внешней среды;
исследовать взаимодействие конкретного предприятия с макрооокружением;
проанализировать взаимодействие предприятия с непосредственным окружением;
разработать меры по улучшению взаимодействия предприятия с внешней средой.
Введение…………………………………………………………………………
4
1 Понятие среды и ее значение для успешной деятельности предприятия на международном рынке………………………………………………………
6
1.1 Характеристика маркетинговой среды международного маркетинга…
6
1.2 Характеристика внешней среды международного маркетинга…………
8
1.3 Основные факторы внешней среды маркетинга…………………………
9
2 Оценка внешней среды ОАО «Белшина»………………………………...
13
2.1 Общая характеристика ОАО «Белшина»…………………………………
13
2.2 Анализ внешней среды ОАО «Белшина»………………………………..
16
3 Рекомендации по совершенствованию взаимодействия ОАО «Белшина» с внешней средой ………………………………………………………………
20
Заключение………………………………………………………………………
23
Список использованных источников…………………
ОАО «Белшина» является одним из первых шинных предприятий стран СНГ, которое принято в Европейский технический комитет по стандартизации шин и ободьев (ETRTO) на правах полного членства.
Почти третья часть шин ОАО «Белшина» используется для комплектации производимой колесной техники. Основными потребителями белорусских шин на первичном шинном рынке являются предприятия Министерства промышленности Республики Беларусь. Поставка шин ОАО «Белшина» осуществлялась также в адрес российских предприятий, выпускающих легковые автомобили, автобусы, строительно-дорожную и сельскохозяйственную технику (предприятия группы «ГАЗ», ООО «Сельхозтехника» г.Москва, ЗАО «Агротехмаш» г.Санкт-Петербург, ЗАО «Дормаш» г.Орел, ОАО «АвтоВАЗ»).
ОАО «Белшина»экспортирует свою продукцию в 70 страны мира. В их число входят все страны СНГ, а также страны Европы, Азии, Америки и Африки, Австралия.
Крупнейшим внешнеторговым партнером организации является Россия, на долю которой приходится почти третья часть экспорта ОАО «Белшина». Из других стран СНГ наибольший объем экспортных продаж осуществлялся в Украину и Казахстан, в соответствии с рисунком 2.1
Рисунок 2.1- Структура продаж ОАО «Белшина» по регионам мира за 2011г.
Примечание – Источник: данные предприятия
Основными торговыми партнерами остаются: США, Англия, Болгария, Голландия, Куба, Польша, Швеция, Афганистан, Аргентина, Хорватия, ОАЭ, Турция, Ливан, Танзания, Ирак, кроме того, возобновлены отношения с торговыми партнерами Финляндии и Вьетнама. На рынки этих стран поставляются шины для грузовых автомобилей и строительной техники, постоянно ведется работа по расширению ассортимента продукции в данные страны, а также поиск новых партнеров, заинтересованных в продукции ОАО «Белшина».
Предприятие самостоятельно осуществляет свою хозяйственную деятельность, определяет перспективы развития, исходя из конъюнктуры рынка. Рассмотрим основные финансово-экономические результаты деятельности ОАО «Белшина», Приложение А.
По данным таблицы 2.1 – Основные экономические показатели по ОАО «Белшина» за 2009 - 2011 гг. можно сделать следующие выводы:
- выручка от реализации за 2010 год увеличилась по сравнению с 2009 годом на 60 % и составила 2398033,0 млн р. В 2011 году выручка от реализации увеличилась по сравнению с 2010 годом на 130 % и составила 5516692 млн р.
- объем производства продукции за 2010 год увеличился по сравнению с 2009 на 1351.9 тыс. шт. и составил 5271,6тыс. шт. В 2011 году объем производства продукции увеличился по сравнению с 2010 годом на 303.2 тыс. шт. и составил 5574.8 тыс. шт., темп роста составил 142,2 % по отношению к 2009 году.
- себестоимость реализованной продукции в 2010 году имела положительную динамику и составила 2090808,0 млн р., что на 761177 млн р., больше чем за аналогичный период 2009 года. В 2011 году данный показатель увеличился на 1952936 млн р. и составил 4043744 млн р., темп роста – 304,1 %;
- прибыль имела положительную динамику на протяжении всего анализируемого периода. Так, в 2010 году прибыль возросла по сравнению с 2009 годом на 8607 млн р. и составила 43318 млн р. В 2011 году данный показатель увеличился на 65683 млн р. и соответствовал значению 100394 млн р.
- прибыль от реализации
Если оценивать в целом
2.2 Анализ внешней среды ОАО «Белшина»
В настоящее время в условиях рыночной экономики каждое предприятие, независимо от организационно-правовой формы деятельности, взаимодействует с внешними субъектами. Внешняя среда рассматривается как набор реально существующих явлений и процессов, прямо или косвенно влияющий на деятельность предприятия, на уровень неопределенностей и рисков при разработке управленческих решений.
Внешняя среда является источником,
питающим организацию курсами, необходимыми
для поддержания ее внутреннего
потенциала на должном уровне. Организация
находится в состоянии
Развитие ОАО «Белшина»
К внешней среде косвенного воздействия
ОАО «Белшина» оказывает в
первую очередь государство
На ОАО «Белшина» значительно влияет политическая сфера: частая смена законов, ставок налогов оказывает прямое влияние на деятельность предприятия. ОАО «Белшина» действует на рынке монополистической конкуренции, состоящего из большого числа независимо действующих продавцов и покупателей данного товара, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен связано с предложением потребителям разных вариантов товаров, отличающихся друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением.
ОАО «Белшина» планирует укрепить свои конкурентные позиции на рынках шинной продукции за счет следующих факторов:
- высокое качество;
- продажа продукции по доступным ценам;
- широкий ассортимент выпускаемых шин;
- создание возможностей гибкого изменения ассортимента в зависимости от спроса;
- гарантированная замена продукции по предъявленным рекламациям;
- применение оптовых скидок при увеличении объемов поставок;
- улучшение товарного вида продукции;
- повышение роли товаропроводящей сети в процессе сбыта;
- хорошая ремонтопригодность выпускаемых шин;
использование просчетов и ошибок конкурентов.
ОАО «Белшина» проводит маркетинговые исследования по следующим направлениям:
- исследование общих условий деятельности рынка, повседневное изучение удовлетворенного, неудовлетворенного и формирующегося спроса потребителей, анализ уровня цен, сложившихся на рынке, тенденций их изменения;
- изучение спроса на продукцию, изучение потребителей по уровню их платежеспособности, изучение степени удовлетворенности потребителей предлагаемой продукцией, требований к изделиям;
- изучение предприятий – конкурентов (их слабые и сильные стороны, отличительные особенности предлагаемой конкурентами продукции);
- анализ продукции комбината и её места на рынке (слабые и сильные стороны продукции комбината, определение доли продукции на конкретных сегментах рынка).
С учетом результатов маркетинговых исследований, формируется производственная программа, определяется номенклатура выпускаемой продукции, сбытовая и ценовая политика комбината.
Ценовая стратегия ОАО «Белшина»
на зарубежных рынках строится на принципах
конкурентоспособности и
ОАО «Белшина» формирует свои цены
в условиях зарубежных рынков на основе
плановой себестоимости, всех видов
установленных налогов и
Для привлечения денежных средств на ОАО «Белшина» разработана и действует система скидок в зависимости от сроков платежа и объемов закупок.
Принцип конкурентоспособности
На ОАО «Белшина» проводится
работа по повышению
- повышения качества выпускаемой продукции;
- совершенствования номенклатуры выпускаемой продукции;
- расширения рынков сбыта продукции.
Совершенствование ассортимента выпускаемой продукции предполагает, с одной стороны, сокращение объемов шин диагональной конструкции; с другой стороны, освоение шин нового поколения, радиальных шин.
Предполагается развивать
У ОАО «Белшина» имеются свои постоянные поставщики, потребители, конкуренты. Продукция предприятия применяется во всех отраслях промышленности. Изготовление и отгрузка готовой продукции производилось в соответствии с заявками потребителей при условии предварительной оплаты.
Поведение внешней среды удобно анализировать и соответственно проектировать будущую стратегию организации, если адекватно оценить воздействие на организацию комплекса, состоящего как минимум из четырех типов факторов макросреды: социальные (С), технологические (Т), экономические (Э), политические (П). Начальные буквы названий этих факторов и составили аббревиатуру данного метода анализа внешнего окружения организации – STEP-анализ (СТЭП-анализ), или PEST-анализ.
PEST-анализ – это инструмент, предназначенный для выявления аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании. Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST-анализа. Последним фактором является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов. [16]
Применительно к ОАО «Белшина» PEST-анализ выглядит следующим образом, Приложение Б.
Исходя из проведенного анализа внешней среды, а также учитывая другие стороны характеристики показателей деятельности ОАО «Белшина» можно:
- наиболее полно представить
ассортимент производимой на
предприятии продукции в
- увеличить объемы продаж
- повысить эффективность продаж
за счет исключения
- максимально учесть
- сократить сроки выполнения
заявок на приобретение
- получать достоверную
- получать информацию о
- повысить возможности
- своевременно получать
3 Рекомендации по совершенствованию взаимодействия ОАО «Белшина» с внешней средой
Конкуренция среди производителей шин обостряется как на внешнем, так и на внутреннем рынках, на сегментах шин для легковых, грузовых и большегрузных автомобилей, автобусов, троллейбусов, подъемно-транспортных и строительно-монтажных машин и механизмов, тракторов и сельхозтехники. В этих условиях ОАО «Белшина» должно разрабатывать и реализовывать оперативные планы деятельности на рынке в соответствии с четко сформулированной маркетинговой стратегией.
Стратегической целью