Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 16:32, курсовая работа
Нельзя понять особенности и проблемы любой страны, не оценивая ее внутреннее территориальное разнообразие. Это особенно важно для России, чрезвычайно контрастной по природе, историческим особенностям, расселению населения, экономике. Без глубокого изучения порайонных (региональных) географических особенностей невозможно решение сложных проблем и самих районов, и страны в целом.
В условиях становления и развития рыночных отношений для научного обоснования радикальных экономических реформ особое значение приобретает региональная экономика – область научных знаний о размещении производительных сил, экономике регионов.
Введение
Глава 1. История экономического районирования .
1.1 История административного устройства России.
1.2 История развития экономического районирования.
1.3 Теория ТПК.
Глава 2. Отраслевая структура экономики России и обоснование размещения производства .
Глава 3. Основы современного районирования. Проблемы структурной перестройки хозяйства регионов.
3.1 Современное экономическое районирование.
3.2 Реформирование региональной политики.
3.3 Перспективы развития .
Экономическое районирование не застывший процесс, оно может изменяться, совершенствоваться в процессе экономического развития страны в зависимости от многих факторов. Формирование в ряде крупных экономических районов программно-целевых ТПК может привести к разукрупнению экономических районов. Идет процесс развития программно-целевых ТПК – Тимано-Печорского, ТПК на базе КМА, Западно-Сибирского, Канско-Ачинского (КАТЭК), Саянского, Южно-Якутского. Они формируются на базе уникальных природных ресурсов.
Современное экономическое
районирование России включает три
основных звена (таксономические единицы):
крупные экономические районы; районы
среднего звена – края, области,
республики; низовые районы – административно-
Каждый вид экономического
районирования отвечает определенным
задачам территориального развития.
Высшее звено районирования –
крупные экономические районы –
используется центральными республиканскими
органами власти для общегосударственного
управления экономикой в территориальном
разрезе. Крупные экономические
районы – это четко специализированные
и относительно завершенные территориальные
хозяйственные комплексы, играющие
важную роль в общероссийском разделении
труда. Располагая значительной территорией,
большой численностью населения, разнообразным
природно-ресурсным
Среднее звено районирования используется для руководства некоторыми отраслями хозяйства в пределах области, края, республики. Велика его роль в руководстве сельским хозяйством и сферой услуг.
Областные районы имеют свои
экономические признаки. Своеобразная
форма комплексного развития областей,
объединение
Низовые экономические районы
представляют собой первичные звенья
в таксономии экономического районирования.
На их основе образуются начальные
специализированные территориальные
производственные комплексы. Низовые
районы играют важную роль в разработке
и выполнении перспективных и
годовых программ развития районного
хозяйства и социально-
Экономические районы могут
объединяться в макрорегионы, или
экономические зоны, отличающиеся общими
природными условиями, чертами экономики,
тенденциями дальнейшего
Главные принципы выделения экономических зон – уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования.
Существуют две экономические
зоны – Западная (европейская часть
России и Урал) и Восточная (Сибирь
и Дальний Восток). Для выполнения
долгосрочных целевых программ, сбалансированности
производства и потребления важных
видов продукции группы районов
в экономических зонах
3.2 Реформирование региональной политики.
В условиях становления и развития рыночных отношений формируется новая региональная политика. Следует отметить особую важность регионального аспекта экономических реформ, проводимых у нас в стране.
Вследствие огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий определены подходы к особому развитию экономики каждого отдельного региона России. При этом главными ориентирами будут:
1) учет специфики работы регионов в осуществлении общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой, социальной, внешнеэкономической политики;
2) перенос ряда направлений реформы в основном на региональный уровень, особенно в малом предпринимательстве, социальной сфере, охране природы и использовании природных ресурсов;
3) децентрализация процессов управления реформой, активизация экономической деятельности на местах;
4) необходимость разработки специальных программ проведения реформ в регионах с особо своеобразными условиями.
В экономических реформах
большое внимание уделяется мероприятиям
по пространственной интеграции экономики
России. К ним относятся создание
механизма вертикальных и горизонтальных
взаимодействий субъектов хозяйствования
и органов управления, всемерное
содействие развитию общероссийского
территориального разделения труда
и един. рыночного пространства,
меры по преодолению распада
Главная социальная региональная
цель политики в социальной сфере
– обеспечение достойного уровня
благосостояния в каждом регионе. Региональная
политика направлена на ослабление внутреннего
социального напряжения, сохранение
целостности и единства страны. Главная
цель региональной политики в экономической
сфере – это рациональное использование
природно-экономических
Стратегические задачи регионального развития сводятся к следующим.
1. Реконструкция экономики старопромышленных регионов и крупных городских агломераций путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровления экологической обстановки, приватизации.
2. Преодоление кризисного состояния агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока, возрождение малых городов и российского села, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной; производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных земель.
3. Стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой специализацией, создание условий для возрождения малочисленных народов (прежде всего это районы Крайнего Севера, горные районы).
4. Продолжение формирования
территориально-
5. Стимулирование развития экспортных и импортозаменяющих производств в регионах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия; формирование свободных экономических зон, а также технополисов как региональных центров внедрения достижений отечественной и мировой науки, ускорения экономического и социального прогресса.
6. Переспециализация новых приграничных регионов, создание в них рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфраструктуры с учетом потенциальных переселенцев и передислокации военных частей из стран Восточной Европы и бывших республик СССР.
7. Развитие межрегиональных и региональных инфраструктурных систем – транспорта, связи, информатики, обеспечивающих и стимулирующих региональные структурные сдвиги и эффективность региональной экономики.
8. Преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни населения отдельных республик и областей России.
3.3 Перспективы развития .
В настоящее время в составе России находятся 11 крупных экономических районов (регионов): Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Статус самоуправления имеют Москва и Санкт-Петербург.
Сегодня в условиях развития рынка можно выделить три типа регионов России:
1. Трудоизбыточные – республики
Северного Кавказа,
2. Оборонно-промышленные – Санкт-Петербург, Москва, Новгородская область, Урал, промышленные узлы юга Сибири.
3. Многоотраслевые и
Для первой группы регионов рекомендуется, всемерное поощрение мелкотоварного уклада как в городах, так и в селах. Для регионов второго типа предусматривается привлечение иностранного капитала, в регионах третьего типа – создание особо благоприятного режима, предпринимательской деятельности за счет частичного освобождения налогов и других факторов.
Для улучшения финансирования
регионов создаются рыночные инфраструктуры
– фонды жилья, пенсионные фонды,
страховые фонды, биржи, ассоциации.
Рекомендуется ориентировать
В настоящее время в наиболее сложном положении оказались регионы, где развита тяжелая промышленность – особенно угольно-металлургическая, с крупными предприятиями-монополистами – Кемерово, Челябинск, Екатеринбург, Ростов, Тула, крупные города Красноярского края, а также регионы, где сосредоточены предприятия оборонного комплекса – Москва и Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Челябинская, Нижегородская, Екатеринбургская, Пермская, Тульская области, Удмуртия и отдельные промышленные узлы с узкой производственной базой, в основном на севере.
При структурной перестройке для регионов особенно реальна угроза резкого спада производства, массовой безработицы и обострения социальной напряженности. Поэтому для существования этих регионов необходимы льготы по федеральным и местным налогам, кредиты, льготы на налоги от прибыли коммерческих банков, расширение прав местных органов и социальная защита населения. Отдельным предприятиям в этих регионах будут даваться кредиты для поддержания производства и перепрофилирования на выпуск продукции социальной направленности.
Все сказанное относится
к интегральному экономическому
районированию, кроме того, существуют
отраслевое районирование, например, районы
размещения черной металлургии (металлургические
базы), районы размещения транспортного,
сельскохозяйственного
1. Фермерские регионы со значительной долей частной собственности – основная часть Нечерноземной зоны, земледельческие районы южной части Восточной Сибири и Дальнего Востока;