Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 07:56, лекция
В условиях рыночной экономики решающее значение приобретает конкурентоспособность продукции (изделия, услуги, процесса). Чтобы был спрос на то или иное изделие, оно должно обладать определенными потребительскими свойствами: исправно работать в соответствии со своим функциональным назначением, быть приемлемым по цене, удовлетворять требованиям безопасности, экологии, эстетики и пр.
Лекция 1 Квалиметрия как наука
В условиях рыночной экономики решающее значение приобретает конкурентоспособность продукции (изделия, услуги, процесса). Чтобы был спрос на то или иное изделие, оно должно обладать определенными потребительскими свойствами: исправно работать в соответствии со своим функциональным назначением, быть приемлемым по цене, удовлетворять требованиям безопасности, экологии, эстетики и пр.
Совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением, называют качеством.
Международный опыт показывает, что достигнуть высокого уровня качества можно лишь при условии проведения системы научных, технических и организационных мероприятий по управлению качеством продукции на всех стадиях ее жизненного цикла. Но для того чтобы управлять качеством, прежде всего необходимо уметь это качество оценить, а в идеальном случае - измерить.
Вначале XXI века в печати и Интернете появились труды, посвященные разработке различных проблем квалиметрии. Как правило, в публикациях авторы исходят из того, что «квалиметрия» (от латинского quails - какой по качеству и ...метрия) - научная область, объединяющая методы количественной оценки качества различных объектов. Это понятие по своему содержанию близко к социологическому понятию «квантификация», используемое для обозначения количественной оценки чего-либо, процедуры измерения и количественного выражения свойств и отношений социальных объектов. Но не тождественно. Первое гораздо шире и охватывает любые объекты, к которым применимо понятие «качество» и его оценка, прежде всего производство продукции, технологические процедуры, услуги систем технического сервиса, торговли, ЖКХ и др.
Квалиметрия понимается как составная часть науки о качестве (квалитологии), взаимодействующей с другими составными частями – теорией качества и теорией управления качеством.
Теория качества – это область науки, предметом которой является исследование природы качества, изучение экономических, социологических, информационных аспектов качества продукции на этапах ее создания и применения.
Теория управления качеством – это область науки, занимающаяся разработкой научных основ и методов обеспечения и управления качеством.
Метроло́гия (от греч. μέτρον - мера, измерительный инструмент) - наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности. Предметом метрологии является получение количественной информации о свойствах объектов с заданной точностью. Средством метрологии является совокупность измерений и метрологических стандартов, обеспечивающих требуемую точность.
Квалиметрия как наука выступает в виде взаимосвязанной системы теорий, различающихся степенью общности, средствами и методами измерения и оценивания, предметной областью оценивания. К таким теориям могут быть отнесены:
Квалиметрия как самостоятельная наука об оценивании качества объектов и технологических процессов сформировалась в конце 60-х начале 70-х годов XX века. Ее появление было обусловлено насущной потребностью эффективного и научно обоснованного управления качеством производимой продукции.
Стимулированию процесса разработки общей и предметной квалиметрии способствовало соперничество двух мировых систем в условиях «холодной войны». Было понятно, что победит та система, которая сможет обеспечить высокое качество производимой продукции, услуг системы образования, здравоохранения, социальных услуг в обеспечении населения и в целом - высокого качества жизни людей.
На протяжении полувека применялись различные концепции и методики количественной оценки уровня и качества жизни людей в условиях противоположных общественных систем. Все это привело к тому, что в конце 60-х годов в СССР были разработаны контуры социально-квалиметрической науки. В первом номере журнала «Стандарты и качество» 1966 г. была изложена позиция группы отечественных исследователей по данному вопросу. В статье говорилось о том, что квалиметрия представляется как наука, в рамках которой изучается проблематика измерений качества и разрабатывается методология и методика количественной оценки качества объектов любой природы: материальных и нематериальных, одушевленных и неодушевленных, предметов и процессов, продуктов труда и природы и т.д. В статье было высказано принципиальное предположение о том, что качество объекта можно выразить количественными показателями несмотря на множественность его различных свойств. Эта позиция была поддержана прежде всего в промышленности, системе высшего и среднего специального образования, а также системе здравоохранения страны. В 1971 году в СССР была издана «Методика оценки уровня качества промышленной продукции». Затем в 1979 году Госстандартом СССР принимается руководящий документ РД 50-149 под названием «Методические указания по сценке технического уровня качества промышленной продукции». С этого года термин «квалиметрия» является стандартизированным определением (см.: ГОСТ 15467-79, где квалиметрия - область науки, предметом которой являются количественные методы оценки качества продукции).
Несмотря на то, что в 90-е годы прошлого столетия соперничество между двумя системами прекратилось, тая как мировое социалистическое содружество было разрушено, в США была продолжена работа по развитию квалиметрии и применению ее методов на практике. В октябре 1997 г. в США состоялся международный семинар по обучению менеджеров в области использования методологии и методик квалиметрии. На семинаре были отменены методики в области квалиметрии, разработанные теоретиками и практиками России.
Итак, в России к началу XXI века была сформирована относительно новая наука и учебная дисциплина, которая стала востребованной специалистами различных отраслей и сфер жизни обществе.
В ряде научных публикаций квалиметрия характеризуется как наука об измерении и количественной оценке качества всевозможных предметов и процессов, т.е. объектов реального материального и нематериального мира.
Квалиметрия, являясь комплексной наукой, состоит из обшей теории качества и оценивания качества (квалинтологии), учения об управлении качеством (квалиметрия), в котором рассматриваются организационно-экономические и иные методы, факторы, средства, модели воздействия на качество объектов и процессов, повышение их способности удовлетворять существующие и потенциальные потребности населения.
Вместе с тем не следует забывать, что специальные квалиметрии являются неотъемлемой частью социальной работы как науки и практической деятельности в различных сложных сегментах социальной сферы и оценке эффективности их функционирования в жизни общества.
В концепции обшей квалиметрии структура квалиметрии одними авторами (Субетто А.И., Титов А.В., 1999) выделяется в виде предметной квалиметрия (по предмету оценивания) и специальных квалиметрий (методы и модели оценки).
Другие (Федюкин В.К., 2002, 2004; Фомин В.Н., 2002) утверждают, что структура квалиметрии состоит ив трех частей: общая квалиметрия или общая теория квалиметрии; специальные квалиметрии больших группировок объектов (продукция, процессы, услуги и т.д.); предметные квалиметрии отдельных видов продукции, процессов (груд, образования, здравоохранение, машиностроение и т.п.).
Можно полагать, что такие подходы не противостоят друг другу. А существующие противоречия в публикациях свидетельствуют о том, что наука «Квалиметрия» находится в стадии становления и развития. Практические проблемы измерения и оценки качества объектов в целом ряде случаев осуществляются на научных основах и имеют практическую направленность.
Объектом квалиметрии как науки может быть все, что представляет собой систему, нечто цельное, что может быть выделено для познания, исследования и постижения практического результата.
Предметом квалиметрии является оценка качества в количественном выражении.
Оценка качества, выражающая ценность или степень полезности объектов является предметом изучения многих специальных наук, в том числе аксиологии - теории ценностей. Понятийный аппарат аксиологии помогает при рассмотрении многих вопросов, связанных с качеством, прежде всего продукции и услуг, тех логических процессов, окружающей среды и других объектов. Оценка качества есть результат взаимодействия четырех составляющих: объект оцениваемый (О), субъект оценивающий (С), база оценки (Б, эталон качества) и алгоритм оценивания (Ал, логика, методы и приемы, техники). Неслучайно, что в литературе предлагается следующая формула оценки качества:
Qоц = <О, С, Б, АЛ >.
Квалиметрия изучает вопросы оценивания качества. Само по себе обобщенное свойство, называемое качеством, не является физической величиной и в строгом метрологическом понимании не может быть измерено, поскольку не существует узаконенной меры этого свойства. Тем не менее на основе аналогий с измерениями физических величин в квалиметрии получены практические рекомендации по оцениванию качества, в том числе и количественному.
Определить или измерить одну величину можно лишь сравнив ее с другой, известной величиной, принятой за единицу сравнения — меру. В метрологии такими мерами являются единицы физических величин. Аналогом физических величин в квалиметрии служат показатели качества. Следовательно, чтобы оценить качество, нужно сравнить показатели качества продукции с показателями качества однородной продукции, принятой за образец. На основе сравнения можно сделать заключение о том, показатели качества какого из объектов сравнения выше, а это уже результат оценивания по шкале порядка. Если же удастся определить, на сколько выше или ниже, или во сколько раз выше или ниже, то качество будет оценено по шкале интервалов или по шкале отношений. Отсюда ясно, что в квалиметрии на первый план выступает проблема оценивания показателей качества.
Понятия «физическая величина» и «показатель качества» близки, но не тождественны. Физическая величина отражает объективные свойства природы, а показатель качества — общественную потребность в конкретных условиях. Так, масса — физическая величина, а масса изделия - показатель его транспортабельности: освещенность — физическая величина, а освешенность на рабочем месте — эргономический показатель.
Качество представляет собой сложное, многомерное свойство продукции, обобщенную характеристику множества ее потребительских свойств. Для целей же оценивания оно представляется упрощенной моделью, учитывающей лишь небольшое число определяющих качество компонентов. По мере необходимости модель качества может совершенствоваться, в рассмотрение могут включаться новые свойства продукции, все более полно характеризующие качество. Не исключен и обратный путь — упрощения модели.
Так, моделью торта может быть выбрана модель, включающая четыре его свойства: вкус, структуру, цвет и форму. Но можно упростить модель до предела, оставив лишь две компоненты качества - вкус и форму Понятно, что оценивание качества торта по четырем показателям качества более полно характеризует качество изделия. Рассмотрим свойства и правила формирования показателей качества. В зависимости от того относятся ли показатели качества к категории физических величин, или к величинам нефизического характера (экономическим, гуманитарным, социальным и т.п.), показатели качества выражаются, в единицах физических величин, либо в единицах назначаемых по соглашению (например, в баллах, по бальной шкале).
Показатели качества делятся на единичные и комплексные. Единичные показатели относятся к одному из свойств, определяющих качество; комплексные формируются из нескольких единичных показателей.
Комплексные показатели качества могут быть сформированы из единичных на основании известных функциональных зависимостей между ними, а могут представлять собой комбинацию из единичных, принятую по соглашению.
При оценивании свойств продукции комплексным показателем качества не исключены попытки компенсировать низкие значения одних единичных показателей необоснованным завышением других. Для исключения такой возможности комплексный показатель качества домножают на коэффициент вето. Этот коэффициент обращается в нуль при выходе любого из важнейших единичных показателей за допустимые пределы и равен единице во всех остальных случаях. Благодаря этому, комплексный показатель качества падает до нуля, если хотя бы одно из важных свойств продукции недопустимо мало.
Полученные на основе единичных показателей, комплексные показатели качества можно продолжать объединять в комплексные показатели более высокого уровня. Таким образом, структура показателей качества является многоуровневой. При переходе к показателям более высокого уровня, модель качества продукции становится все более грубой, пока не сведется к описанию качества одним единственным показателем — обобщенным показателем.
Комплексные показатели качества могут быть сформированы применительно к определенной группе свойств продукции. Такие показатели называются групповыми. Так, для промышленной продукции групповыми показателями качества, являются показатели назначения, надежности безопасности и др.
Разновидностью комплексного показателя, позволяющего оценить качество с экономических позиций, является интегральный показатель качества. Его определяют как отношение суммарного полезного эффекта от использования продукции к величине затрат на ее создание и эксплуатацию. Примером интегрального показателя качества автомобиля могут служить удельные затраты на 1 км пробега.