Классификация маркетинговых стратегий и организационных форм международного предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 14:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ данного вопроса и привязка его с практическим примером на практике российской экономики.
При написании работы были поставлены следующие задачи:
 раскрытие понятия “слияния и поглощения”;
 сравнение особенностей слияния и поглощения на мировом и отечественном рынке;
 сформулировать основные принципы слияний и поглощений;
 выявить современную специфику российского рынка слияний и поглощений.

Содержание

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВЫХ СТРАТЕГИЙ
Сущность маркетинговых стратегий и их классификация.
Понятие организационных форм международного предпринимательства как формы ведения бизнеса
Сущность слияний и поглощений в качестве формы международного бизнеса
Глава 2. Практика проведения сделок по слиянию и поглощению.
2.1 Анализ современного рынка слияний и поглощений в России.
2.2 Особенности сделок по слиянию и поглощению в различных странах
Глава 3. Тенденции и перспективы развития предпринимательства на рынке слияний и поглощений
3.1 Возможности использования зарубежного опыта проведения сделок слияний и поглощений в России
3.2 Перспективы развития российского рынка слияний и поглощений

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по маркетингу.docx

— 297.83 Кб (Скачать файл)

Можно заметить, что российский рынок слияний и поглощений в последние годы повторял динамику изменения темпов роста реального ВВП. Такая закономерность неслучайна – в период кризиса активность на рынке корпоративного контроля снижается, информационная эффективность фондового рынка падает и компании предпочитают придерживаться менее рискованной стратегии органического роста. Действительно, в 2009-2010 гг. компании действовали на рынке крайне осторожно, изменились приоритетов их развития, произошла приостановка реализации планов экспансионистского развития при повышении внимания к оптимизации внутренней структуры и сокращению издержек [15].

В последние годы существенно  возросла доля внутрироссийских сделок в общем объёме. В 2011 году российские инвесторы сохраняют интерес к зарубежным компаниям, однако средний размер подобных сделок снизился. Средняя стоимость внутрироссийской сделки выросла в 2011 году на 38,9%, до $111 млн. с $80 млн. в 2010 году (см. Рис. 1).

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Доля внутрироссийских сделок в общем объеме

 

Российский рынок слияний  и поглощений почти на четверть сформирован  госкомпаниями.

В 2011 году компании, где контролирующим акционером является государство, совершили 60 сделок по приобретению бизнеса на общую сумму $17,8 млрд. Несмотря на сравнительно небольшое число сделок (9,8% от общего числа), на их долю пришлось 23,4% объема рынка. Крупнейшей сделкой в этой категории в 2011 году стала консолидация банком ВТБ 80,6% Банка Москвы, завершенная в сентябре 2011 года (стоимостью $4 млрд).[23]

Сделки обратной направленности (в результате которых собственность переходит из федеральной – в частную) имеют гораздо меньший удельный вес. Согласно данным AK&M, в 2011 году было совершено порядка 133 подобных сделок, но их сумма составила всего $7.8 млрд. Таким образом, средний размер подобных сделок ($58.9 млн) существенно ниже общерыночного показателя, что связано с продажей преимущественно недорогих компаний (стоимостью $1-5 млн) через приватизационные аукционы Росимущества.

Крупнейшей сделкой по приватизации стала покупка Независимой  транспортной компанией 75% минус двух акций «Первой грузовой компании» в октябре 2011 года за 4.2 млрд долл [26]

Особенности процессов  слияния и поглощения в России

Российская практика реорганизаций  компаний имеют достаточно

выраженную специфику. Фондовый рынок в России с самого его возникновения развивался как рынок корпоративного контроля с преобладанием стратегических инвесторов. Портфельные инвестиции играют меньшую роль. Таким образом, в большинстве случаев процессы реорганизации являются следствием не реструктуризации капитала с целью повышения эффективности, а передела собственности [25].

На сегодняшний день можно  выделить следующие факторы, влияющие на развитие процессов реорганизации в России:

  1. Низкий уровень раскрытия информации о внутренних сделках.

Множество малых и средних  сделок на российском рынке осуществляется непублично. По нашим подсчётам, в 2011 г. стоимость была раскрыта в 49% сделок, по сравнению с 32,15% случаев 2009 [22].

  1. Недостаточный  уровень  развития  финансового  рынка,   низкая

ликвидность.

Во-первых, данная проблема затрудняет перераспределение средств и собственности в процессе реорганизации – в случае обращаемости акций компании на рынке снижаются трансакционные затраты.

Во-вторых, недостаток ликвидности на рынке приводит к занижению стоимости акций российских компаний. Это приводит к тому, что сделки по слиянию и поглощению, структурируемые через обмен акциями, становятся менее привлекательными для компаний – у них снижаются возможности использования благоприятной рыночной оценки своих бумаг для снижения затрат на проведение сделки. Согласно подсчётам, в 2011 г. среднедневное отношение объема дневных торгов на ММВБ к капитализации российского рынка составило 0.27%. Данный показатель существенно ниже аналогичного значения для зарубежных рынков.

В-третьих, недостаточная развитость долгового рынка приводит к увеличению стоимости заёмных средств, что является причиной ограниченного использования размещения корпоративных облигаций как способа финансирования сделки.

  1. Высокая стоимость кредитных ресурсов

Согласно данным ЦБ РФ, в 2011 г. средневзвешенная ставка по рублевым кредитам, предоставленным нефинансовым организациям на срок более 1 года, составила 10,5% [3, c.52]. Для сравнения, средневзвешенная ставка по кредитам корпорациям в еврозоне составила 4.5% [23]. Так как нижняя граница ставки по кредитам определяется ставкой рефинансирования (8% в России на конец 2011г.), можно сделать вывод о том, что одна из ключевых причин дороговизны заимствований – инфляционная (в 2011г., согласно официальным данным, инфляция составила 6.1%) [15].

Высокая стоимость заимствования  неблагоприятно влияет на развитие рынка  слияний и поглощений – компаниям приходится в большей степени полагаться на собственные источники финансирования сделки и на инструменты финансового рынка. Так как в российской практике возможности использования финансового рынка ограничены, размер собственных средств компаний играет ещё большее значение при совершения сделки. Например, в зарубежной практике широкое распространение получили сделки финансируемого выкупа (Leveraged Buy-out, LBO), однако стоимость кредитных средств ограничивает возможности применения данного механизма

  1. Длительный период осуществления сделки, причём многие сделки так и не завершаются.

 По расчётам, в 2011г. средний срок осуществления сделки на российском рынке (после анонсирования информации о сделке) составил 81.5 дня (для сравнения, на европейском рынке данный показатель составил 71.1дня). В России особенно данная тенденция проявилась в кризисные 2008-2009гг., когда из-за неустойчивой конъюнктуры стороны не могли согласовать условия сделки [11, c.14].

  1. Локомотивом остаётся довольно ограниченный круг крупнейших национальных корпораций сырьевого сектора.

Например, в докризисные годы наибольший подъём демонстрировался в таких отраслях, как нефтегазовая, угольная и горная промышленность, черная и цветная металлургия. Основными драйверами роста являлись высокие цены на сырьевые ресурсы на мировом рынке, что позволило российским компаниям консолидироваться в отрасли, а также сделать ряд крупных приобретений для выхода на мировой рынок [8, c.48].

 

2.2 Особенности сделок по слиянию и поглощению в различных странах

 

Как известно, в зависимости  от национальной принадлежности объединяемых компаний можно выделить два вида слияний и поглощений: национальные — объединение компаний, находящихся  в рамках одного государства, и транснациональные (трансграничные) слияния и поглощения — слияния и поглощения компаний, находящихся в разных странах, приобретение компаний в других странах.

Учитывая глобализацию хозяйственной  деятельности, то, что в современных  условиях характерной чертой становится слияние и поглощение не только компаний разных стран, но и транснациональных  корпораций, основное внимание в своем  исследовании сосредоточим, прежде всего, на трансграничных сделках и на слияниях и поглощениях, осуществляемых в  рамках транснациональных корпораций, несмотря на то, что материнские  компании этих ТНК порой принадлежат  одной и той же стране базирования.

Рассматривая процессы слияний  и поглощений компаний, очень важно  заострить внимание на вопросе, касающемся выбора стратегии развития: почему компании предпочитают именно слияния  и поглощения, а не альтернативные им варианты, в частности, стратегию  органического роста.

Практика показывает, что  в настоящее время сделки по слияниям и поглощениям представляют собой  преобладающую часть прямых иностранных  инвестиций. В этих условиях важно  разобраться, как влияет этот вид  инвестиций на экономику принимающей  страны, эффективней они или неэффективней по сравнению с инвестициями в создание новых предприятий. Этим вопросам также будет посвящена предлагаемая Вашему вниманию статья.

За последнее десятилетие  деятельность компаний по слияниям и  поглощениям заметно активизировалась. Одновременно увеличивалась как  общая сумма сделок, их количество, так и размеры сделок. В итоге  к концу 2012 года общий размер рынка превысил 3 трлн. доллларов США (см. рис. 2). Общее число сделок по слияниям и поглощениям компаний в мире с 1990 по 2012 год увеличивалось в среднем на 46% ежегодно. Доля суммарной стоимости слияний и поглощений в мировом ВВП возросла с 0,3% в 1990 году до 8% в 2012 году.[21]

 

 

Рисунок 2 – Мировой рынок слияний и поглощений компаний

Основная масса трансграничных слияний и поглощений компаний как  с точки зрения продаж компаний, так и их покупки имела место в развитых странах (табл. 2). Как свидетельствуют данные, развитые страны, как правило, больше задействованы в покупке компаний, чем в их продаже, а развивающиеся, наоборот, больше продают, чем покупают.

 

Таблица 2 – Характеристика изменения уровня активности покупки и продажи компаний с учетом их страновой принадлежности*

Регион

Ед.измерения

Продажа компаний

Покупка компаний

2008

2009

2010

2011

2012

2008

2009

2010

2011

2012

Развитые страны в т.ч.

Млрд.долл в % к итогу

134,2

89,1

164,6

88,2

234,7

77,0

83,8

445,1

644,6

89,5

143,2

95,1

173,7

93,1

272,0

89,2

511,4

96,2

677,3

94,1

Европейский союз

Млрд.долл в % к итогу

62,1

41,2

75,1

40,2

114,6

37,6

187,9

35,3

344,5

47,8

86,5

57,4

81,4

43,6

142,1

46,6

284,4

53,5

497,7

69,1

США

Млрд.долл в % к итогу

54,7

36,3

53,228,5

81,7

26,8

209,5

39,4

233,0

32,4

27,6

18,3

57,3

30,7

80,9

26,5

731,4

25,8

112,4

15,6

Япония

Млрд.долл в % к итогу

0,1

0,1

0,5

0,3

3,1

1,0

4,0

0,8

15,9

2,2

14,0

9,3

3,9

2,1

2,7

0,9

1,3

0,2

9,8

1,4

Развивающиеся страны

Млрд.долл в % к итогу

16,1

10,7

15,9

8,6

64,3

21,1

80,7

15,2

63,4

8,8

7,0

6,8

12,8

6,8

32,4

10,6

19,2

3,6

41,2

5,7

Страны Центральной и  Восточной Европы

Млрд.долл в % к итогу

0,3

0,2

6,0

3,2

5,8

1,9

5,1

1,0

10,3

1,4

  -

  0

0,1

0,1

0,3

0,1

1,0

0,2

1,6

0,2

Весь мир

Млрд.долл

150,6

186,6

304,8

531,6

720,1

150,6

186,6

304,8

531,6

720,1


 

* Источник: данные компании Andersen Consulting (Коммерсантъ, 26 октября 2012 года, с.8)

Структура трансграничных продаж компаний в 2012 году с учетом их страновой принадлежности изображена на рис. 3.                                                           США продолжают оставаться крупнейшей страной с точки зрения объема продаж компаний. Благодаря крупнейшей сделке по поглощению компании в объеме 200 млрд. долл. США (поглощение английской компанией VodafoneAirTouch немецкой Mannesmann), Германия в 2012 году заняла место второго крупнейшего продавца в области трансграничных слияний и поглощений, оттеснив Великобританию на третью позицию. [22]

С точки зрения покупки  компаний, лидерство уже последовательно  второй год сохраняет Великобритания. За ней следует Франция. Объем  поглощений японских фирм иностранными компаниями в 2012 году остался на уровне 2000 года.

Трансграничные слияния  и поглощения в странах Центральной и Восточной Европы в 2012 году по сравнению с предыдущим годом почти удвоились, благодаря прежде всего процессам приватизации.

Рисунок 3 – Структура трансграничных продаж компаний в 2012 году

Одной из крупнейших сделок в корпоративной истории является приобретение в 2000 году американской корпорацией  General Electric компании Honeywell, специализирующейся на производстве электронного оборудования для авиационной промышленности, автоматизированных систем контроля и высокотехнологичных материалов. Эта сделка, если подходить строго к ее классификации, не является трансграничной, так как объединяются две американские компании, но, учитывая ее масштабы (объединение двух ТНК), ее очень сложно обойти вниманием. Мы остановимся на ней подробнее, потому что в этой сделке, как в зеркале, отражаются наиболее характерные особенности современных мировых процессов слияний и поглощений компаний, как с точки зрения их характера, так и мотивов. [22]

Сделка по поглощению General Electric компании Honeywell была оценена в 45 млрд. долл. США, несмотря на то, что годовой оборот Honeywell составлял 24 млрд. долл. Дополнительно General Electric взяла на себя еще 3,4 млрд. долл. долгов Honeywell. Сделка имела форму обмена акциями.

Обе компании на протяжении длительного времени конкурировали  и сотрудничали в одних и тех  же отраслях: разработке авиационных  систем и компонентов авионики, производстве пластиков и композитных материалов, разработке, тестировании и производстве двигателей с газовой турбиной, предназначенных для установки на танки, и т.п.

General Electric являлась крупнейшим в мире производителем авиационных двигателей, а Honeywell занимала позиции ведущего мирового производителя авионики, в основном работающего на государственный заказ правительства США. Совокупный оборот авиационных подразделений объединенной компании ориентировочно составит 20 млрд. долл. В результате General Electric превращается в мирового лидера по производству авиаоборудования. Размер General Electric в результате реализации сделки увеличился почти на треть, и американская компания превратилась из гиганта в супергиганта мировой экономики.

Информация о работе Классификация маркетинговых стратегий и организационных форм международного предпринимательства