Комплекс маркетинга в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:02, курсовая работа

Краткое описание

Туризм сегодня – это сфера народнохозяйственного комплекса, которая во многих странах мира превратилась в бурно развивающуюся отрасль. Успех туристического бизнеса, как у любого другого бизнеса во многом зависит от эффективности коммуникаций, которые обеспечивают продвижение турпродукта и связь между производителем туристических услуг (туроператором) и потребителем (туристом).

Содержание

Введение
1. Место PR в системе маркетинговых коммуникаций туроператора
1.1 Особенности маркетинговых коммуникаций в сфере туризма
1.2 Основные цели PR-деятельности в сфере туризма
1.3 Направления PR-деятельности в сфере туризма
2. Место и роль PR в системе маркетинговых коммуникаций туроператора «Глобус-Тур »
2.1 Общая характеристика туроператора ООО «Глобус-Тур »
2.2 Анализ маркетинговых коммуникаций ООО «Глобус-Тур »
2.3 SWOT – анализ деятельности турфирмы ООО «Глобус-Тур »
3.Рекомендации по внедрению PR-методов в маркетинговый комплекс продвижения услуг туроператора «Глобус-Тур »
Заключение
Список использованной литературы
коммуникация туроператор продвижение

Вложенные файлы: 1 файл

PR в системе маркетинговых коммуникаций в туризме.docx

— 128.03 Кб (Скачать файл)

О предоставляемых скидках  сотрудники агентства сообщают непосредственно  в офисе при продаже турпродукта или с помощью рекламы.

В компании действует накопительная  система скидок. Для стимулирования постоянного обращения клиентов за туруслугами предлагается:

  • При первой покупке стать владельцем дисконтной карты «Синяя», дающей право клиенту и его ближайшим родственникам: супруге, детям, на получение 3%-ной скидки на туры и 2%-ной скидки на авиабилеты при последующих обращениях в компанию.
  • При достижении суммарного объема покупок в 20 000 у.е., вручается дисконтная карта «Серебрянная», дающая право на скидку в 5% на туры и 3% на авиабилеты ведущих авиакомпаний мира. Обладатели Серебряной дисконтной карты также могут воспользоваться бесплатной доставкой документов или пригласить консультанта «Глобус-тур» к себе в офис.
  • При суммарном объеме покупок в 60 000 у.е. присваивается статус VIP-клиента компании и вручается дисконтная карта «Золотая» (7% скидки на все туры «Глобус-Тура», скидки 5% на авиабилеты, а также на предоставление выездной консультации специалиста и доставку документов домой или в офис).

Каждому клиенту, обладателю накопительной карты предоставляется  онлайн «личный кабинет» на сайте Глобус-Тур, где есть возможность вести мониторинг всех своих поездок, а также оплачивать, распечатывать проездные документы, и учитывать бонусы.

Для менеджеров и директоров агентств в «Глобус-Туре» разработана эксклюзивная бонусная программа: при продаже определенных туров - предоставление дополнительной скидки; начисление бонусных баллов с возможностью использования их в качестве оплаты тура; продажа «двух экскурсий по цене одной»; льготное участие в рекламных турах.

Личные продажи турпродуктов осуществляются сотрудниками агентства в офисе продаж. Для повышения качества личных продаж для всех сотрудников, а также компаний-партнеров регулярно проводятся тренинги прямых активных продаж.

Основным инструментом PR в туризме, долгое время остающемся наиболее популярным и действенным, является участие ООО «Глобус-Тур» в регулярно проводимых туристских выставках выставочного центра «Сибирская ярмарка». На выставках поставщики гостиничных и туристских услуг встречаются с покупателями лицом к лицу. Однако просто показать выставочную площадь фирмы - это еще не все. Благодаря планированию, экспоненты могут значительно увеличить эффективность своего участия в выставках, а также выйти на новые рынки, найти новые контакты и развить свой бизнес.

На выставках ООО «Глобус-Тур» информирует потребителей о собственных предложениях на предстоящий туристский сезон, находит новых партнеров по сбыту, расширяет партнерские связи (знакомство и переговоры с поставщиками туристских услуг), обменивается опытом, создает положительный имидж в общественном мнении потребителей региона. Для участия в выставках агентство выпускает новые красочные каталоги с ценовыми предложениями, различные проспекты, брошюры, листовки и т.д.

Участие в выставке – только начальный этап в приобретении плодотворных деловых контактов. После закрытия выставки могут последовать следующие мероприятия:

  • Пресс-конференция, организуемая либо самим туроператором для привлечения внимания журналистов, либо организаторами выставки;
  • Продолжение переговоров с заинтересовавшимися посетителями выставки (уже в офисе туроператора);
  • Различные семинары, мастер – классы, workshop для представителей турбизнеса региона.

В любом случае само турагентство анализирует для себя эффективность состоявшейся выставки, сравнив степень проявленного посетителями интереса к стенду агентства и уровень его затрат на участие в выставочной деятельности.

Значительно меньше затрат требует проведение семинаров и мастер-классов, которые регулярно организуются туроператором «Глобус-тур» для действующих и потенциальных партнеров по самым актуальным туристическим направлениям. Благодаря компетентному проведению встреч повышается число заказов от других туристических компаний.

ООО «Глобус-Тур» широко использует интернет для продвижения своего продукта, так как главный эффект наличие информативного и качественного интернет-сайта оказывает на формирование имиджа туркомпании в глазах потенциальных потребителей, а это является основным элементом Public Relations.

На официальном сайте www.globus-tour.ru размещена вся необходимая информация для подбора тура: направления туризма, справочная информация о странах, турах, услугах компании, кроме того, для более удобной работы сайт делится на два основных раздела - для турагентств и частных лиц. Раздел для туристических фирм наиболее структурирован, что качественно влияет на удобство его использования, есть возможность войти в личный кабинет, который позволяет осуществить автоматический учет всех заявок, просмотр забронированных туров и отчетных бухгалтерских документов, учет бонусных программ, а также проверить статус заявок (подтверждение, оплата, движение документов). На сайте находится вся контактная информация организации – адреса и время работы, номера телефонов, факсов и e-mail, а для оперативного решения вопросов – форма обратной связи.

Таким образом, ООО «Глобус-Тур » использует для продвижения своих тур-продуктов различные средства маркетинговых коммуникаций. Основным средством продвижения своего туристического продукта компания выбирает различного рода рекламу, пренебрегая менее затратными в большинстве случаев инструментами PR-продвижения. В связи с этим, в следующая глава данной работы будет посвящена разработке рекомендаций по использованию PR-инструментов для повышения эффективности маркетинговых коммуникаций туроператора.

 

2.3 SWOT – анализ деятельности турфирмы ООО «Глобус-Тур »

 

SWOT – анализ – это оперативный диагностический анализ состояние фирмы и ее среды, который осуществляется с целью выявления потенциала силы (S) потенциала слабости (W), установления возможностей (О), предоставляемых организацией внешней средой, а также выявление угроз (Т) для фирмы со стороны внешней среды. В ходе этого анализа проверяется, в какой области компания конкурентоспособна, а в какой нет.

 

Таблица 3 SWOT-анализ деятельности ООО «Глобус-Тур»

Сильные стороны (S):

Слабые стороны (W):

  1. Ведущий туроператор с успешным опытом работы на туристическом рынке Сибирского региона – более 16 лет;
  2. Налаженная система отношений с стратегическими партнерами; а также высокие комиссионные для агентств и разработанная бонусная система;
  3. Собственные принимающие компании или представители на всех направлениях;
  4. Эффективная работа фирменного офиса компании;
  5. Качественный турпродукт, Широкий ассортимент предлагаемых услуг
  6. Хорошие отзывы потребителей о работе «Глобус-Тур;
  7. Узнаваемый бренд;
  8. Широкий спектр туристических направлений;
  9. Профессионализм и ответственность менеджеров;
  10. Предоставление возможности обучения и развития персоналу, участие в рекламных турах;
  11. Принимающие стороны во многих странах – туристических направлениях
  12. Выгодное расположение офиса.
  13. Гибкая ценовая политика, система накопительных дисконтных карт;
  14. Возможность сегментирование клиентов по интересам и т.д.
  15. Фирма обеспечивает свои агентства рекламными каталогами, тарифными буклетами, видеороликами и т. д.
  16. При публикации своей рекламы в массовых газетах ссылается на эти агентства-партнеры.
  1. Высокие цены, относительно основных конкурентов;
  2. Зависимость успешности бизнеса от сезонов года;
  3. Неразвитость направления внутреннего туризма;
  4. Сбои в работе ON – LINE бронирования; в работе сервера сайта, являющегося основным инструментом продаж;
  5. Часто неактуальная информация на сайте;
  6. Недостаточность вылетов из регионов;
  7. Высокая арендная плата, обусловленная местоположением;
  8. Постоянный рост числа фирм-конкурентов.
  9. Недооценка значимости проведения постоянных маркетинговых исследований;
  10. Отсутствие специалистов по коммуникационной политике фирмы (PR, маркетингу, рекламы) в штате организации;
  11. Пренебрежение использования новейших технологий в сфере продвижения продуктов, формировании имиджа, укрепления репутации;
  12. Неполное использование передовых информационных технологий;

Возможности (О):

Угрозы (Т):

  1. Постоянный рост выездного туризма на 4 – 5 %;
  2. Разорение и уход с рынка конкурирующих компаний в связи с финансовым кризисом;
  3. Развитие региональных аэропортов, появление новых маршрутов;
  4. Развитие Интернет – технологий;
  5. Увеличение количества мобильных клиентов, способных напрямую бронировать туры туроператоров;
  6. Усиливающийся спрос на туры в Европу, США и другие непляжные направления;
  7. Увеличение спроса на дорогие туры, стоимостью свыше 2500 долл;
  8. Увеличение численности в потребительской среде независимых групп потребителей – горнолыжников и любителей экскурсий;
  9. Увеличение доли продаж групповых туров через региональные представительства в связи с улучшением уровня жизни населения;
  10. Совершенствование технологии продаж, обучение кадров на семинарах, оказание помощи агентствам-партнерам.
  11. Предложение новинок к началу сезона (исходя из пожеланий клиентов, выявленных в процессе маркетинговых исследований).
  12. Выход на новый рынок – туризм в Татарстане;
  13. Привлечение различных групп туристов в off-peak Season за счёт гибкой ценовой политики;
  14. Обслуживание дополнительных групп потребителей;
  15. Освоение новых рекламных технологий и увеличение роли PR в продвижении услуг туроператора.
  1. Снижение спроса на туристические услуги;
  2. Снижение глубины продаж турпродуктов, усиливающийся спрос на last minute («горящие») туры;
  3. Рост иностранной доллара и евро;
  4. Снижение количества авиаперевозок;
  5. Превышение предложенных чартерных программ над величиной спроса;
  6. Законодательный вакуум – отсутствие правительственных действий, направленных на модернизацию туризма;
  7. Усиление «информационной» войны между туроператорами;
  8. Падение объемов реализации услуг в связи с изменением вкусов потребителей;
  9. Усиление позиций международных туристических корпораций;
  10. Усиление конкуренции, рост налогов в отрасли;
  11. Кризисы – политические конфликты, природные бедствия в странах по основным направлениям;
  12. Спад в экономике;

На основании проведенного анализа маркетинговых коммуникаций ООО «Глобус-тур» и комплексного SWOT-анализа деятельности фирмы, может быть предложен ряд рекомендаций по совершенствованию маркетинговой стратегии фирмы, путем внедрения PR-технологий для минимизации угроз фирмы и повышения эффективности.

3. Рекомендации по внедрению PR-методов в маркетинговый комплекс продвижения услуг туроператора «Глобус -Тур »

 

Как было отмечено ранее, туроператор «Глобус-Тур» не только не имеет полноценного маркетингового отдела, но и сотрудника, ответственного за маркетинговые коммуникации в штате организации, что не может не сказываться на качестве коммуникационной политики туроператора. Сотрудники данного агентства пытаются применять маркетинг в своей деятельности, изучая спрос и предложение на конкретные туристские услуги, составляя цены на новый проект, рекламируя свои услуги и т.д., но этого мало. Чтобы вести деятельность фирмы безопасным путем, для продвижения фирмы и тем более для достижения лидирующего положения на рынке необходимо наличие в штате специалиста по коммуникационному менеджменту, для адаптации федеральной политики компании на региональном уровне.

Хорошее отношение общественности – величайшее преимущество организации, какое только у нее может быть. Положительно настроенная по отношению к фирме и хорошо информированная общественность является одним из решающих факторов выживания фирмы.

Ранее были рассмотрены основные PR-инструменты, применяемые фирмой «Глобус-Тур» в рамках своих маркетинговых коммуникаций, а именно: участие в специализированных выставках и ярмарках, проведение семинаров и мастер-классов для турагентов-партнеров, организация директорских, рекламных и пресс-туров, а также использование официального web-сайта в качестве основного источника информации о деятельности организации и предоставляемых услугах.

Как уже было отмечено в первой главе данной работы, большинство приемов ПР связаны с прессой, так как личная коммуникация не может быть осуществлена со всей общественностью, а только с ее частью, конкретной аудиторией, поэтому компании заинтересованы в сотрудничестве со СМИ для трансляции необходимой информации целевым аудиториям. При обилии качественных специальных мероприятий, проводимых организацией (семинары, мастер-классы), отсутствует их освещение в СМИ, а значит степень информированности о событиях в среде существующих и потенциальных клиентов и партнеров довольно низкая. Таким образом,  целесообразно в качестве первой рекомендации предложить целенаправленную работу по налаживанию коммуникаций с журналистами – формирование пула журналистов и приглашение их на значимые мероприятия.

Кроме того не обойтись без одного из главных и наиболее распространенных PR-документов – пресс-релиза. Для каждого СМИ пресс-релиз пишется отдельно и не содержит прямого призыва к покупке услуг конкретной туркомпании, скорее это информация, посвященная теме туризма или какой-то конкретной стране, либо анонс предстоящего специального события туроператора. Пресс-релиз должен быть оформлен по всем правилам данного вида PR-документов (фирменный бланк организации, наличие контактных данных и контактного лица, принцип «перевернутой пирамиды», единство времени и места и др.), которые были рассмотрены в первой главе данной работы. Как уже подчеркивалось ранее, вся информация предоставляемая в СМИ должна быть актуальной и значимой, что необходимо для создания и поддержания репутации надежного и своевременного источника информации. Данный принцип касается не только пресс-релизов, но и всех других материалов предоставляемых в СМИ (бэкграундеры, занимательные статьи, кейс-истории).

Не менее важным является последующий мониторинг публикаций в прессе, а также проведения контент-анализа материалов, для оценки направленности того или иного издания к деятельности организации.

Следующие рекомендации касаются области web-коммуникаций. Корпоративный веб-сайт следует считать главным местом и средством размещения информации о компании в Интернете, но при всей эффективности, стоит осваивать более прогрессивные интернет-технологии, а именно – использование социальных сетей и блогосферы. Освоение блогосферы для туроператора можно рассматривать в двух аспектах - первый – размещение корпоративного блога «Глобал-Тур», который создается скорее для неофициального общения с аудиторией, здесь будут уместны качественные PR-тексты туристической направленности – рассказы о путешествиях, важные «мелочи» при подготовке к поездке, новости туристического бизнеса и др.

Следующий аспект - сотрудничество с блогерами или «лидерами мнений», которые теперь воспринимаются как потенциально интересная аудитория для приглашения на пресс-мероприятия, пресс-туры. Для того чтобы эффективно работать с блогерами, необходимо для начала определить список тех, кто потенциально интересен компании. Регулярно знакомиться с содержимым дневников каждого из блогеров, чтобы знать тональность его постов и его предпочтения. Приглашать блогеров на мероприятия необходимо не стандартным официальным письмом, а оптимально готовить индивидуальный текст, где раскрыть, почему ему может быть интересно на мероприятии компании. Положительные посты блоггера, не являющегося сотрудником компании-туроператора, о пресс-туре организованном «Глобал-Тур», а также позитивные отзывы о качестве обслуживания вызовут больше доверия у потенциальных клиентов-пользователей он-лайн ресурсов, нежели доклад официального представителя компании.

Информация о работе Комплекс маркетинга в туризме