Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 15:40, курсовая работа
Фундаментальное определение качества как философской категории, данное Гегелем в его Энциклопедии философских наук, гласит: «Качество есть вообще тождественная с бытием непосредственная определенность…». «Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть…». Иначе говоря, качество — это присущие какому-либо объекту свойства и характеристики, которые определяют объект как таковой и отличают его от другого. Потеря свойств и характеристик приводит к исчезновению того объекта, которому они принадлежали. Так, например, вода при нагревании теряет свои характеристики и перестает быть водой, превращаясь в пар, который имеет уже другие, свои собственные свойства и характеристики (качество).
Расчет комплексного обобщенного показателя качества товара. Средние взвешенные показатели при комплексном методе оценки уровня качества применяют в тех случаях, когда затруднительны определение главного показателя и установление его функциональной зависимости от единичных показателей качества.
При комплексной оценке нужно учитывать, что для большинства товаров существуют такие показатели качества, низкое значение которых не может быть компенсировано высоким значением других показателей. Например, низкое значение гигиенического показателя посуды не может быть компенсировано высоким значением удобства пользования; низкое значение показателя надежности телевизора не может быть компенсировано высоким значением показателя качества изображения. Существует несколько способов упреждения описанной ситуации. В частности, применяют формулу среднего взвешенного геометрического показателя, которая предупреждает ≪перекрытие≫ одних показателей другими. В методиках делаются специальные оговорки: если какой-либо показатель имеет значение, не соответствующее норме стандарта или оценивается баллом 0, то товар признается непригодным независимо от высокого значения комплексного показателя.
Определение уровня качества оцениваемого товара. Этот этап комплексной оценки является заключительным. Рассчитанное значение комплексного показателя позволяет сделать заключение в следующих формах:
а) превосходит товар-конкурент;
б) уступает товару-конкуренту;
в) находится на уровне товара-конкурента;
2) численное
значение комплексного
3.3 Качество продукции, как основа конкурентоспособности предприятия
Категория качества
продукции непосредственно и
тесно связана с
Конкурентоспособность продукции — это сугубо рыночная категория, отражающая одну из существенных характеристик рынка — его конкурентность. В то же время качество — экономическая категория, присущая не только рыночной экономике. Конкурентоспособность продукции носит более динамичный и вариативный характер. При неизменности качественных характеристик продукции ее конкурентоспособность может меняться в довольно широких пределах, реагируя на изменение конъюнктуры рынка, поведение производителей-конкурентов и конкурирующих товаров, колебания цен, на воздействия средств маркетинговых коммуникаций, особенно рекламы, и на проявления других внешних по отношению к данному товару многочисленных факторов. Конкурентоспособность продукции — способность продукции соответствовать сложившимся требованиям данного рынка на рассматриваемый период.
Исходным условием планирования и создания конкурентоспособной продукции является выявление на основе маркетинговых исследований предпочтений потребителей, определение количественных значений технико-экономических показателей, достижение которых необходимо для удовлетворения потребностей определенных сегментов рынка и для обеспечения предпочитаемых потребителями ее преимуществ по сравнению с аналогичной продукцией других поставщиков.
Определяющую роль в формировании и оценке конкурентоспособности продукции играет ее качество. Оно определяется как совокупность свойств, отражающих уровень новизны, надежность и долговечность, экономичность, эргономические, эстетические, экологические и другие потребительские свойства продукции, придающая ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности в системе производственных отношений». В настоящее время выделяют следующие факторы повышения качества продукции предприятия:
· внедрение систем менеджмента качества на основе международных стандартов ИСО серии 9000;
· внедрение систем экологического менеджмента на основе международных стандартов ИСО серии 14000;
· внедрение автоматизированных систем управления технологическими процессами;
· внедрение автоматизированных систем проектирования;
· внедрение автоматизированных систем управления предприятием;
· внедрение системы CALS - технологий на основе международных стандартов ИСО 10303, ИСО 15531 - как класса информационных технологий, направленного на обеспечение безбумажной (электронной) информационной поддержки жизненного цикла продукции. По мнению специалистов в этой области, именно внедрением CALS – технологий достигается самый высокий уровень управления.
Основное свойство, с которым связано качество продукции, — ее способность быть потребительной стоимостью, быть полезной и удовлетворять определенные потребности лучше других объектов, т. е. обладать конкурентоспособностью. Качество продукции, являясь мерой потребительной стоимости и конкурентоспособности, существенно связано с конъюнктурой рынка и может меняться без изменения внутренних свойств продукции, поэтому качество можно рассматривать как интенсивность свойств, составляющих ее потребительную стоимость, степень или меру ее полезности в определенной экономической рыночной ситуации. В повышении уровня качества выпускаемой продукции заинтересован как потребитель, так и изготовитель продукции.
В большинстве случаев может быть установлена прямая зависимость между уровнем качества продукции и её конкурентоспособностью. Однако повышение уровня качества не всегда приводит к росту конкурентоспособности продукции. К примеру, превышение норм, стандартов и правил не только не улучшает конкурентоспособность изделия, но, напротив, нередко снижает ее, поскольку ведет к росту цены, не увеличивая с точки зрения покупателя потребительной ценности, в силу чего представляется ему бесполезным. Кроме того, товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если заметно повысилась его цена за счет придания товару таких свойств, которые не представляют существенного интереса для основной группы и отдельного покупателя. Наконец, высококачественная продукция может не найти покупателя, оказаться неконкурентоспособной, если она не соответствует условиям потребления.
Тем не менее, следует отметить, что уровень качества является важной (основной) составной частью конкурентоспособности продукции. Соответствие уровня качества заданным целям лежит в основе успеха предприятия. Но необходимо также ориентировать продукцию на конкретный рынок, благодаря чему продукция будет пользоваться спросом, а при отличном качестве – удовлетворять все потребности покупателей, и иметь высокую конкурентоспособность среди товаров – аналогов.
Информация о работе Конкурентоспособность и качество продукции