Конкурентоспособность товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 16:57, реферат

Краткое описание

Эффективное управление конкурентоспособностью перерабатывающих предприятий АПК обеспечивается реализацией пяти основных принципов:
1. Интегрированность с общей системой управления предприятием.
2. Комплексный характер управленческих решений.
3. Динамизм управления.
4. Альтернативность управленческих решений.
5. Ориентированность на стратегические цели развития предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Конкурентоспособность.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПРЕДПРИЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОДСТВА

  КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ ТОВАРОВ

 

Для перерабатывающих предприятий  АПК Республики Беларусь, функционирующих на рынках с высокой конкуренцией, одной из наиболее актуальных проблем, требующей кардинального решения, является совершенствование управления конкурентоспособностью.

Установлено, что управление конкурентоспособностью представляет собой организационно оформленную и обеспеченную информационными, техническими, программными средствами систему принципов, функций  и методов разработки, принятия и реализации управленческих решений, связанных с формированием новых и использованием существующих конкурентных преимуществ предприятий для достижения ими конкурентоспособного положения на рынке [9, с. 202].

Эффективное управление конкурентоспособностью перерабатывающих предприятий АПК обеспечивается реализацией пяти основных принципов:

  1. Интегрированность с общей системой управления предприятием.
  2. Комплексный характер управленческих решений.
  3. Динамизм управления.
  4. Альтернативность управленческих решений.
  5. Ориентированность на стратегические цели развития предприятия.

Управление конкурентоспособностью призвано обеспечить достижение предприятием заданного уровня рентабельности активов, превышающего аналогичный уровень конкурентов на рынке при выполнении возложенных на предприятие социальных функций в условиях конкурентного соперничества.

Алгоритм управления конкурентоспособностью – это замкнутая  последовательность управленческих процедур и отдельных операций, выполняемых работниками административного звена различных иерархических уровней в определенной, строго заданной последовательности с использованием специальных методов. Реализация последних направлена на достижение уровня конкурентоспособности, превышающего аналогичный показатель конкурентов на рынке [13, с. 115].

Процесс реализации алгоритма  управления конкурентоспособностью перерабатывающих предприятий АПК представляет собой совокупность пяти основных этапов:

  1. Анализ уровня конкурентоспособности предприятия в предшествующем периоде и постановка целей управления.
  2. Определение базовых для рыночной стратегии конкурентных преимуществ.
  3. Определение внешних факторов конкурентоспособности предприятия и методов ведения конкуренции.
  4. Разработка рыночной стратегии предприятия.
  5. Реализация рыночной стратегии и контроль за ней.

Внедрение в управленческую практику перерабатывающих предприятий АПК данного механизма управления конкурентоспособностью может быть эффективно реализовано только при наличии информационных, технических и программных средств, обеспечивающих данный процесс [2, с. 19-22].

Таким образом, когда  речь идет о конкурентоспособности  товара, следует выделять две ситуации. Первая связана с оценкой конкурентоспособности  товара, уже находящегося на рынке. А вторая ситуация касается создания нового товара, который должен быть конкурентоспособным с товарами, уже имеющимися на рынке.

Оценить конкурентоспособность  товара, находящегося на рынке, достаточно просто. Для этого необходимо выяснить, насколько хорошо продается такой товар при наличии товаров-конкурентов. Этот фактор подчеркивает то, что если товар, обладающий высокими потребительскими характеристиками, плохо продается на рынке, то он не является конкурентоспособным. Причины неудач могут заключаться не в самом товаре, а в выборе целевого рынка, способов распределения товаров, форм стимулирования и рекламы.

Конкурентоспособность должна оцениваться на основе комплексного исследования рынка, включающего анализ потребителей, конкурентов, конъюнктуры, так как ответ на вопрос о конкурентоспособности товара дает покупатель. Именно он выбирает товар среди ряда аналогичных, имеющихся на рынке, и приобретает тот, который максимально удовлетворяет его потребности [11, с. 315].

В принципе уровень конкурентоспособности модно оценивать по ряду параметров, которые объединяются в три основные группы: технические, нормативные и экономические.

К техническим параметрам относятся функциональные (определяющие назначение изделия), эргономические (характеризующие  изделие с точки зрения удобства и безопасности потребителя в процессе его использования, создания психологического комфорта и т. п.), эстетические (отражающие дизайн, степень благотворного воздействия и позитивное восприятие изделия с позиции потребителя). Именно технические параметры позволяют оценивать качество и удобство обслуживания. А по определению Международной организации по стандартам (ИСО) качество – это набор свойств товара, которые удовлетворяют конкурентную потребность [14, с. 201].

Особое значение следует обращать на нормативные параметры, играющие очень важную роль на этапе создания изделия; они позволяют установить принципиальную возможность реализации изделия на целевом рынке.

Следующий этап анализа  конкурентоспособности заключается  в установлении соответствия параметров изделия обязательным стандартам и нормативам, которые указывают границы, за пределы которых параметры не должны выходить. Нормативные параметры вырабатываются международными организациями, такими как ИСО, национальными, региональными организациями и организациями самих потребителей.

В глазах потребителей конкурентоспособность  оценивается и по таким немаловажным показателям, какими являются параметры  экономической группы, представляющие цену потребления. В самом общем виде цена потребления включает в себя цену товара на рынке и расходы, связанные с эксплуатацией в течение его жизненного цикла [4, с. 23-24].

Таким образом, под конкурентной способностью понимается «комплекс потребительских и стоимостных характеристик товара, выгодно отличающих его по сравнению с аналогичными товарами других отечественных и зарубежных производителей, а потому определяющих его предпочтительность для потребителя».

Конкурентная способность  того или иного товара тесно связана  с другими экономическими понятиями, такими как цена, качество, дизайн, сервис, послепродажное обслуживание и т. д.

Для рыночного успеха важно все, но особо значимыми  признаны:

  • конкурентная способность товаров вашего конкурента;
  • активность и грамотность в области рекламы;
  • активность и грамотность в разработке и реализации системы ФОССТИС;
  • хорошая ориентация в торговых марках товаров;
  • современная упаковка;
  • дизайн;
  • организация гарантийного и послегарантийного сервиса;
  • сбыт и его организация;
  • каналы товародвижения.

Для того чтобы успешно  работать на мировых рынках, чтобы выжить и процветать, современному товаропроизводителю необходимо постоянно следить за конкурентами: поставщиками, покупателями, смежниками – словом, за конъюнктурой, как самого рынка, так и всех его составляющих. Любой товар, реализуемый на рынке, должен рассматриваться в тесной увязке с другими товарами, которые его дополняют. Иначе он никогда не станет конкурентоспособным [5, с. 100-101].

 

 

Привлечь покупателя можно только лишь предложением товара, который имеет преимущества по сравнению с товарами-конкурентами по удовлетворению запросов потребителя. Если товар предприятия такой, значит, оно производит конкурентоспособный товар.

Нужно учитывать, что  конкурентоспособность – это  прежде всего лишь сравнительная, а  значит относительная оценка товара. Если бы на рынке не было конкурентов, с товарами которых потребитель сравнивает конкретный товар, то нельзя было бы говорить и о его конкурентоспособности.

При выборе товаров потребитель  ориентируется только на те их особенности, которые представляют для него существенный интерес [1, с. 77-78]

Основой для оценки конкурентоспособности  товара должно являться комплексное  исследование рынка методами современного маркетинга, что позволит не просто определить некоторый абстрактный «базовый образец», но и правильно оценить место анализируемого объекта на данном рынке в сопоставлении с аналогичными оценками реальных и возможных субъектов рынка.

Конкурентоспособность – это важная рыночная категория, отражающая одно из важнейших свойств  рынка – его конкурентность.

Проблема анализа и  оценки конкурентоспособности товара должна включать решение следующих  проблем:

  • изучение запросов и предпочтений потенциальных покупателей;
  • организация мониторинга рынка с целью сбора информации об условиях сбыта товара, фирмах и товарах-конкурентах;
  • разработка единой системы показателей качества товара, используемой как его производителем, так и потребителем;
  • конструирование обобщенной модели исследуемой проблемы, в том числе формирование множества факторов, влияющих на конкурентоспособность, и определение их взаимосвязей;
  • формирование общих подходов к количественной оценке конкурентоспособности товара, разработка частных методов, алгоритмов и процедур решения задач, относящихся к данной проблеме.

Исследование конкурентоспособности ориентировано на изучение рыночной среды и позиции конкурентов.

Анализ товарного ассортимента и конкурентоспособности товара следует начинать с составления  перечня производимой и реализуемой  продукции по товарным группам, видам, модификациям, учитывая при этом их взаимосвязь и взаимообусловленность. Оценка результатов реализации производится по всему перечню товаров. Цель анализа – выявление наиболее прибыльных товаров и товарных знаков, а также неперспективных товаров.

В процессе анализа определяются также структура товарной продукции, выручка и прибыль, устанавливаются роль и значение каждого вида продукции в получении прибыли.

Объем реализации, суммы прибыли, уровень  рентабельности изучают по отдельным  рынкам и сферам потребления отдельных  товаров.

Качество товаров изучается  по всем товарным группам, видам и  модификациям. Его оценку производят по системе показателей, характеризующих совокупность потребительских свойств товаров, каждому из которых свойственна система показателей, отражающая специфику той или иной потребительной стоимости. Применяются и обобщенные показатели качества (сорт, класс и т. п.) [12, c. 119-120].

Следует иметь в виду, что в последние годы возросли и продолжают развиваться социальные запросы потребителей. Растет интерес к таким показателям качества, как экологическая чистота, материало- энергоемкость, безопасность, малые габариты (расфасовка продуктов питания в мелкую тару) и др.

При исследовании жизненного цикла товаров учитываются продолжительность и специфика каждой его стадии.

Отношение потребителей к производимым предприятием товарам  выясняется путем проведения анкетирования в период приобретения и потребления товара. Полезную информацию можно получить от групп потребителей, воспользовавшись почтой, телефоном и другими видами связи. Иногда для заполнения анкет, характеризующих технологические, технические, вкусовые, экономические и другие особенности товара, приглашают экспертов.

Для обеспечения конкурентоспособности товара изучаются уровни его реализационной цены и расчетной цены потребления. Уровень реализационной цены свидетельствует об оценке товара потребителем. Рассчитывается он как отношение суммы выручки к объему реализованной продукции.

Анализируются также коммерческие условия продажи товара. К ним относятся: сроки поставки, условия платежа, уровень таможенных сборов и налогов, степень ответственности предприятия-продавца за выполнение обязательств и гарантий, приближенность к потребителю сбытовой сети предприятия-продавца и др. Фактический же уровень конкурентоспособности товара определяется на конкретном рынке, в его сегменте непосредственно при осуществлении торговых операций. Для этого сопоставляются характеристики и условия продажи товара данного предприятия с аналогичными характеристиками и условиями продажи товара других предприятий [10, с. 76-77].

Для успеха на рынке необходимо обеспечить конкурентоспособность  товара, о чем обычно заботятся еще на стадии поиска новых идей. Конкурентоспособный товар должен удовлетворять запросы покупателя на более высоком уровне, в большей степени отвечать их предпочтениям, чем товары конкурентов или предшествующие варианты предложения данного предприятия. Степень удовлетворения запросов покупателей зависит от целого ряда факторов, которые представляют собой факторы конкурентоспособности. Различают:

  • технические факторы, характеризующие технический уровень и качество товара. Технический уровень – это техническое совершенство продукта, степень воплощения в нем новейших научно-технических достижений. Качество определяется параметрами, соответствующими определенным свойствам товара (прочность, эстетические характеристики, безопасность и пр.);
  • технико-экономические факторы (надежность, материалоемкость, энергоемкость, удобство монтажа и т. д.);
  • организационно-коммерческие факторы (цена, условия платежа, сроки поставки, базисные условия контракта, эффективность маркетинга и рекламы, уровень допродажного и послепродажного сервиса, сертификация товара и др.);
  • деловую репутацию изготовителя (поставщика) и характер межличностных отношений партнеров (покупателя и продавца), нередко превращающиеся в главные факторы успеха [8, с. 219-220].

Информация о работе Конкурентоспособность товаров